Завершилась работа областной творческой лаборатории первого года обучения  «Творчество и технологии чтения». На нее собрались  27 специалистов городских и сельских библиотек области, работающих с детьми и юношеством.  

Весь учебный день работа кипела! Каждый выступающий включал коллег в профессиональный диалог. Всех заинтересовала лекция доцента ПсковГУ В.Н. Бредихиной «Полихудожественное пространство мировой сказки» с анализом такого «бродячего» сюжета, как образ золотой рыбки, который в культуре разных народов воспринимается в похожих, но все же разных трактовках.. Сюжет сказок дает многочисленные темы для разговора с детьми о таких понятиях, как жадность, благодарность, трудолюбие, семейные ценности.  

Н.Д. Чекалина, главный библиотекарь обслуживания юношества ПОБДЮ представила показательное мероприятие - информационный час «Книга на войне» и дополнила его консультацией по теме. На фронте бойцы невероятно дорожили книгой, подчас она спасала им жизнь в буквальном смысле. Существует немало фронтовых фотографий, воспоминаний, сюжетов книг и кинофильмов о роли книги и чтения во время войны - на фронте, во время блокады, в оккупации. В библиотеках области проводится немало мероприятий в честь великой Победы, но представленная тема отличилась новизной и была взята на заметку. 

Главный специалист отдела развития информационных услуг и технологий ПОУНБ Н.П. Сергеева начала свою консультацию «Электронные литературные ресурсы для самых-самых маленьких» вопросом, с какого возраста ребенка современные родители начинают использовать для его развития девайсы и гаджеты. Оказалось, что с первых дней! Существуют такие развивающие электронные приложения для детей, как «Бэби-пианино», «Мир сказок», «Изучаем алфавит» и др. Опрос родителей по поводу возможности приобщения к электронным технологиям детей дошкольного возраста показал, что 56% думают положительно, 2% согласны на 15-минутное общение с электронным носителем, 19% уверены, что в дошкольном возрасте не стоит знакомить их с компьютером. Есть подтверждение, что слишком раннее увлечение новыми технологиями приводит к утрате авторитета родителей.

Тема родительского авторитета продолжилась при обсуждении рассказа Ф.Искандера «Авторитет»  в консультации заведующей сектором методического обеспечения муниципальных библиотек области по работе с детьми и юношеством Т.А. Степановой.  Сюжет рассказа стал практикумом по руководству детским чтением. Участники лаборатории повторили такие стратегии обсуждения художественных текстов, как мозговой штурм, перекрестная дискуссия, «шесть шляп мышления». Стратегия принятий решений «ИДЕАЛ» осваивалась во время чтения отрывка «Дикий котенок» из книги Дж. Даррелла «Земля шорохов».

Библиотека - это место, где всегда можно поучаствовать в интересном проекте. Для детей и подростков такие проекты всегда связаны с игрой, в ней раскрывается творческий потенциал, происходит удовлетворение эмоциональных и интеллектуальных потребностей, развиваются коммуникационные способности. Во время консультаций «Чтение и игра» (Т.А. Степанова) и «Современные формы работы с читателями» (ведущий методист И.Ю. Гаврилова)  шел разговор о том, что бы библиотеке еще придумать для юных читателей. Такие литературные игры, как невероятно популярные сейчас квест и квиз, а также «мешок со сказкой», книжное «свидание вслепую», «салат из сказок», «литературная чепуха», «театр на столе» и др. были взяты участниками лаборатории в профессиональную копилку идей.

В библиотеке можно не только читать и получать информацию, но и сочинять, лепить, конструировать, вырезать, клеить. В большинстве из них работают кружки ручного творчества. Во время мастер-класса ведущего библиотекаря отдела обслуживания детей и подростков Ю.А. Алексеевой «Книжкина подружка» участники лаборатории познакомились с историей возникновения книжной закладки, а два образца изготовили своими руками. Закладка - дело не самое простое, особенно если она изготавливается для разных книг, например, как на нашей лаборатории, для книг о природе и книг для девочек,   а это - разные идеи.

Заключительный этап лаборатории - заполнение анкеты впечатлений «Хорошо-Интересно-Мешало-Возьму с собой» (ХИМС). Несколько мешал шум за окном и хождение посетителей (наш зал во временном помещении ограничен по площади и находится в общем пространстве без стен), а общим комфортом, дружелюбием коллектива ПОБДЮ участники лаборатории остались довольны. Что касается профессиональной тематики, то библиотекари отметили в анкетах то или иное направление, которое оказалось для них наиболее ценным, а больше половины указали, что вся тема лаборатории является актуальной и непременно будет задействована в работе с читателями.   

ФОТООТЧЕТ