Владимир Губайловский. Точка покоя. Роман (Новый мир № 4, 2014)
Формально, «Точка покоя» - это продолжение романа «Учитель цинизма», напечатанного в «Новом мире» (2012, № 7, 8) В то же время перед нами новый роман писателя со своей собственной проблематикой. Один из его мотивов - история поколения, становление которого пришлось на смену исторических эпох. Герой романа и круг его друзей, а также поток людей, проходящий через компании героя, сформированы противостоянием представителей новых поколений стилю и нормам жизни советского социума. И вот социальная несвобода для героев закончилось. Все они оказываются на свободе. И теперь каждому, уже в одиночку, нужно выяснять для себя: что есть жизнь и что такое смерть, любовь, твоя работа и так далее.
Павел Нерлер. В одиннадцатом бараке. Последние одиннадцать недель жизни Осипа Мандельштама. Попытка реконструкции (Новый мир № 4, 2014)
В рубрике журнала «ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА» представлена документальная повесть П. Нерлера «В одиннадцатом бараке». Она смонтирована автором из собранных за последние десятилетия сведений - выдержек из писем, воспоминаний солагерников Мандельштама, документов дела, исторических свидетельств и т.д. Воспроизводится жизнь эшелона, перевозившего Мандельшмата из Москвы во Владивосток, и его последние предсмертные недели в лагере.
Зинаида Линден. По обе стороны. Роман в письмах (Новый мир № 7, 2014)
Текст представляет собой переписку русской эмигрантки в Финляндии, ставшей там успешной писательницей, со своим другом-эмигрантом из России, но живущим в Японии, безработным «домохозяином», воспитывающим малолетнюю дочь от жены-японки. «Роман в письмах» - своеобразное художественное исследование новейшей русской эмиграции - в типах, в ситуациях, с привлечением картин их повседневного ( экзотического) быта, стиля жизни, взаимоотношений и т. д.
Алексей Варламов. Мысленный волк. Роман (Октябрь № 4, 5, 6, 2014)
Действие нового романа Алексея Варламова происходит в один из самых острых моментов в российской истории - с лета 1914 по зиму 1918 года. В нем живут и умирают герои, в которых порой угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят - очень по-русски, роковой страстью, спорят и философствуют - о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о... мысленном волке - страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед...
Михаил Найман. Плохо быть мной. Из романа. (Октябрь № 6, 2014)
Критик Анна Наринская во вступительном слове к публикации пишет: «Текст, позже получивший название «Плохо быть мной», Михаил Найман начал писать в 2010 году: почти десять лет спустя после того, как он вернулся в Россию - поучившись в американской и британской школах, окончив британский университет, успев испробовать себя на самых неожиданных поприщах в США и Англии... Но по мере того, как этот опыт - опыт русского мальчика в гуще странной английской и американской жизни - отодвигался в прошлое, он из набора баек (неизменно поражавших тех, кому доводилось их слушать), кристаллизовался в историю самопознания»
«Важнейшее и болезненное для любого молодого человека деление на "я" и "они"», особенно существенном для русского по происхождению героя в Америке. В то же время сам текст то и дело подводит нас к еще одному противоречию: между «я»-воображаемым и «я»-реальным, между юношей с завидными мечтами и человеком, поставленным перед необходимостью отвечать за свою жизнь. «Плохо быть мной» - и есть эта реакция личности на реальность, на ее неотзывчивость.
Михаил Найман умер 1 мая 2013 года в возрасте 39 лет
Альберт Лиханов. «Цирковые циркачи» (Наш современник № 4, 2014)
Повесть «Цирковые циркачи» - об артистах цирка в последние дни Великой Отечественной войны, о необычности цирковой жизни, о надеждах и испытаниях детства той поры.
Повесть про детей в конце войны, но не в конце испытаний. Они живут вполне обыкновенной жизнью, но сталкиваются с необыкновенным поведением взрослых, потому что они артисты цирка. Артисты каждый день жертвуют собой, чтобы дети смеялись, удивлялись и радовались жизни. Оказывается, за всё надо платить. Даже за радость.
Цикл повестей Альберта Лиханова, составившей дилогию «Русские мальчики» - это подлинный венок военному и послевоенному детству, венок, непревзойденный по своей искренности и значению.
Захар Прилепин. Обитель. Роман (Наш современник № 5, 6, 2014)
Захар Прилепин попытался через образную систему восприятия мира, рассказать нам не просто о Соловецкой обители, а на примере жизни СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения), обо всем русском ХХ веке, о русском человеке как таковом на конкретном, с одной стороны, уникальном, с другой стороны, наиболее типическом примере жизни Соловецкого лагеря. Он взялся решить почти невозможную задачу. Свести вместе добро и зло, а поле битвы - сердца людей. Роман Захара Прилепина «Обитель» не рядовое явление в современной русской литературе. Ибо роман этот не политика - это большая русская литература, это погружение в жизнь человеческую, в трудную и всегда трагическую русскую действительность, в судьбы своего народа.