Олег Ермаков. Вокруг света. Походная книга.   Журнал «Новый мир» 2014 год № 1,2

Путешественник отличается от туриста тем, что никогда не знает, когда вернется, каким вернется и вообще вернется ли. Вот с этим погружением в «путь», как бы не слишком дальний, в основном по Смоленским лесам и деревням, в частности по родным местам Александра Твардовского, ну и, соответственно, по своему прошлому - отправляется автор-повествователь в свое путешествие. Формальный - но не только - повод: фотографирование.

Марианна Ионова. Песня. Повесть.    Журнал «Новый мир» 2014 год № 1

У повести две героини из двух как бы параллельных сюжетов: молодая женщина-искусствовед, преподающая детям историю искусства, и молодая писательница, в частности навещающая больных в психиатрической лечебнице; и, соответственно, - два героя: немногословный резчик по дереву и театральный художник, регулярный пациент психиатрической лечебницы, жестоко избитый в молодости. Мотив повести один - поиски героев своего пути к Богу и Церкви.

Александр Гладков. Дневник.     Журнал «Новый мир» 2014 год № 1, 2, 3

Александр Константинович Гладков - русский советский драматург и киносценарист.

Возможно, самым значительным в наследии знаменитого драматурга и высоко ценимого в филологической среде мемуариста являются как раз его Дневники. В этом номере журнал начинает публикацию дневниковых записей Александра Гладкова с 1964 года

Владимир Новиков. Пушкин. Опыт доступного повествования. Фрагменты.    Журнал «Новый мир» 2014 год № 3

Книга «Пушкин» Владимира Новикова готовится к выходу в малой серии «ЖЗЛ». В журнале представлены главы из этой книги. Автор пообещал дать общедоступное, краткое и внятное изложение биографии Пушкина без разного рода филологических концептуальных наворотов и обещание свое не выполнил: написал кратко, выразительно, но при этом - со своей интонацией, своим дыханием, иными словами, вполне концептуальная филологическая проза.

Георгий Давыдов. Альбатрос. Трагедия, в которой смеются. Пьеса.   Журнал «Новый мир» 2014 год  № 3

Пьеса о драматическом противостоянии гения и толпы, в данном случае - противостоянии поэта Шарля Бодлера пошлости, духовному убожеству мира, в котором он обитал и частью которого поневоле являлся.

Анна Фрумкина. Cобытие-встреча. О рассказе Гайто Газданова «Товарищ Брак».    Журнал «Новый мир» 2014 год  № 3

Публикация о месте, которое занимает рассказ «Товарищ Брак» в творчестве Газданова и в литературе о гражданской войне, создававшейся ее участниками и современниками, и о неожиданной актуальности этого рассказа для сегодняшнего читателя.

Юрий Арабов. Столкновение с бабочкой. Роман.   Журнал «Октябрь» 2014 год  №1, 2

Книга о судьбе России, народе и интеллигенции, выборе оптимального исторического пути, размышление над историей и её причудливыми поворотами. В «Столкновении с бабочкой» перед нами классическая альтернативная история России эпохи революций 1917 года и последующих нескольких лет, вплоть до наступления времён индустриализации и коллективизации.

Михаил Левитин. Уф! Повесть.   Журнал «Октябрь» 2014 год  № 2

Михаил Левитин - писатель, режиссер, народный артист России, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж».

Повесть «Уф!»  начинается чересчур оптимистично. Автор сразу задает веселый тон. Он хочет быть похожим на умудренного опытом и не стареющего плейбоя, делящегося с нами рассказами о своих приключениях. Однако ближе к финалу голос автора звучит все печальней. Его жизнь, скорее, можно назвать чередой разочарований. Он пишет о любви. О любви без взаимности, что тоже не придает заметкам веселья. И все-таки жизненная позиция героя повести очень похожа на наслаждение. Неудачи не должны смущать увлекающиеся натуры, в погоне за счастьем им совсем не приходится скучать. Таким образом повесть Левитина можно воспринимать по-разному. Кто-то подумает, что его герой только впустую тратил время, не видя главного. Но многие позавидуют жизнелюбию персонажа.

Валерий Бочков. Берлинская латунь. Повесть.   Журнал «Октябрь» 2014 год  № 3

Интернациональная пара в предновогоднем Берлине - эту амурную завязку автору удается раскрутить в расследование большой европейской истории. Но интрига повести - не в разведанных героями реалиях прошлого, которые не корректируют в целом сложившееся представление о подоплеке и трагедиях эпохи второй мировой. Нерв - в отношении к прошлому, в трактовке исторического процесса как личной психологической травмы. Русский эмигрант и его американская подруга наведываются в европейское прошлое из мира, победившего историю. И найденные героями берлинские секреты и клады, архивы и бункеры должны быть вскрыты - так же, как глухие тайники в их памяти и отношениях.

Иосиф Ильин. Белая одиссея.    Журнал «Октябрь» 2014 год  № 3

Дневники офицера царской России, отца писательницы Наталии Ильиной (русской писательницы, публициста, сатирика) посвящены годам революции и гражданской войны, перенесшим его семью из Симбирска в Манчжурию. Свидетельство частного человека, поднятого на высоту писательского осмысления истории. Катастрофа царской России переживается Ильиным как глубокое личное потрясение именно потому, что сам он, как не раз признается в дневниковых записях, принадлежал к людям, чаявшим революционных преобразований.

Андрей Убогий. Рукопись. Роман.    Журнал «Наш современник» 2014 год № 1

Роман «Рукопись» - это дневник человека, оказавшегося на необитаемом острове. Что чувствует человек, проснувшись посреди моря в своей лодке? Когда понимает, что берег уже далеко, а волны все неумолимее несут его от суши в неизвестность? Шок, отчаяние, неверие.

Герой рукописи, микробиолог Олег Лыков, присоединяется к проекту возрождения производства агар-агара на Соловках. И однажды, совершенно случайно, засыпает в лодке, в которой он вызвался наблюдать за китами. Все происходящее далее - действия сильного духом человека, который, хоть сперва и отчаялся, но все-таки смог преодолеть в себе слабоволие и страх. Олег попадает на необитаемый остров Белого  моря, и вот тут читателя ждут уроки выживания от оставшегося наедине с природой человека. А также все его мысли в самые жуткие минуты отчаяния, когда он осознает свою хрупкость и недолговечность, когда ему в лицо смотрит сама Вселенная.

Дмитрий Ермаков. Тень филина. Роман.  Журнал «Наш современник» 2014 год № 2

Роман Дмитрия Ермакова «Тень филина» охватывает жизнь на территории, называемой Красный Берег, деревни Ивановки и села Воздвиженье на протяжении нескольких веков, но связь эпох в повествовании нелинейна - от таинственных провалов в смутные языческие видения до нынешних фермерских будней. Время причудливо сплетает судьбы сельчан. Кто-­то из них пытается вести записи, за которые, как за связующую нить, ухватываются потомки, пытаясь понять тайну своей жизни и жизни на этой земле. Но события не дают продолжать повествование, оно обрывается, потом неожиданно возникает снова, вплетаясь в многоголосую ткань исполненной трагических коллизий жизни...

Река и время - центральные образы романа. Движение вод постоянно, движение времени беспрерывно, и, с одной стороны, нельзя войти в одну реку дважды, с другой - всегда можно вернуться на её берег, в родную деревню, покинутую, разрушенную - но таинственно живую, хранящую память веков в оставленных иконах, на заросшем кладбище.

Ирина Стогний. Модест Петрович Мусоргский. Творчество как исповедь.  Журнал «Наш современник» 2014 год № 3

Публикация о Модесте Петровиче Мусоргском, одном из самых загадочных композиторов 19 века.

«Неисчерпаемо разный, он в то же время един, всегда узнаваем. «Миры» Мусоргского существуют в согласии, - в этом мощь его гения. Будучи автором опер, романсов, хоровых сочинений..., Мусоргский выбирает слово в качестве главного носителя смысла. Творческая энергия гениального композитора, объединившего музыку и слово, создала искусство, воплотившее сокровенную правду жизни, высветив в каждом художественном образе сущностные и глубинные черты. Слово в его сочинениях наполнено музыкой, музыка, в свою очередь, обретает «словесные свойства».