Поэт лукавит, говоря, что он не знает, почему его зовут Саша Черный. Даром, что взрослый, он на всю жизнь сохранил неподдельный интерес к миру детей. Наверное, поэтому и выбрал своим псевдонимом детское имя Саша Черный.

 

Ну так вот –такой поэт

примчался к вам: 

это ваш слуга покорный,

Он зовется «Саша Черный»

Почему не знаю сам.

Разрешите пригласить вас на «Детский остров Саши Черного» - так называется одна из книг писателя. Детский остров –это местечко, где взрослые и дети хорошо понимают друг друга. Он полон шалостей, озорства и любопытства. 

 

В девять лет Саша Черный поступил в гимназию. Рядом с мужской гимназией, где учился Саша, размещалась женская.

У мальчиков для прогулок и игр был двор, а у девочек – сад.

Между ними стена, чтобы друг другу не мешали. И вот однажды, в большую перемену гимназистов выпустили во двор проветриться. Саша, хоть и был приготовишкой, любил водиться со старшими. Как на беду, мяч, которым играли шестиклассники, перелетел через стену в сад.  Что делать?

Подхватили старшие его и полетел Саша легким перышком через стену в мягкий снег. Вылез из сугроба, отряхнулся и вдруг услышал визг невообразимый. Оглянулся: справа девочки, сзади девочки. Обступили и хохочут. А Саша стоит посредине – один. Обидно ужасно.

Эту историю Саша Черный вспомнил и описал в рассказе «Самое страшное».

Произведения Саши Черного посвящены поющим, жужжащим и мяукающим созданиям, его приятелям и любимцам. И кажется нет у поэта такого стихотворения, где бы не отыскались волк и корова, жеребенок или лягушка, собака и стрекоза. Вы, знаете ребята сколько различных живых существ встречается в стихах и рассказах Саши Черного? Больше 70-ти.

Почитайте эти чудные стихи.

Про кота

Раньше всех проснулся кот,

Поднял рыжий хвост столбом,

Спинку выпятил горбом

И во весь кошачий рот

Как зевнет!

«Мур! умыться бы не грех…»

Вместо мыла — язычок,

Кот свернулся на бочок

И давай лизать свой мех!

Просто смех!

А умывшись, в кухню шмыг;

Скажет «здравствуйте» метле

И пошарит на столе:

Где вчерашний жирный сиг?

Съел бы вмиг!

Насмотрелся да во двор —

Зашипел на индюка,

Пролетел вдоль чердака

И, разрыв в помойке сор, —

На забор!…

В доме встали. Кот к окну:

«Мур! на ветке шесть ворон!»

Хвост забился, когти вон,

Смотрит кот наш в вышину —

На сосну.

Убежал, разинув рот…

Только к вечеру домой,

Весь в царапках, злой, хромой.

Долго точит когти кот

О комод…

Ночь. Кот тронет лапкой дверь,

Проберется в коридор

И сидит в углу, как вор.

Тише, мыши! здесь теперь

Страшный зверь!

Нет мышей… кот сел на стул

И зевает: «Где б прилечь?»

Тихо прыгнул он на печь,

Затянул «мурлы», вздохнул

И заснул.

Однажды он сказал своему другу Валентину Андрееву: „Никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости“. Сейчас, вчитываясь в эти строчки, мы воспринимаем их как наказ – уважительно относиться к природе.

Произведения Саши Черного читать одно удовольствие. Поскольку он очень любил детей. Какое бы стихотворение Саши Чёрного мы ни читали, в каждом проявляется любовь к детям. Уникальный дар поэта заключается ещё и в том, что он не только может достоверно рассказать о детских играх или нарисовать красивый летний или зимний пейзаж, но и в том, что ему удаётся связать воедино  и ребячьи игры,  и собачьи мечты. Всё ЖИВОЕ тянется друг к другу, всё обогрето любовью, как лучами солнца. Стихи для детей явились маленьким островом, на котором поселились нежность, застенчивая доброта, смешливое озорство.

Мой роман

Кто любит прачку, кто любит маркизу,

У каждого свой дурман, —

А я люблю консьержкину Лизу,

У нас — осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой, —

Смешна любовь напоказ!

Но всё ж тайком от матери строгой

Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,

Кручу залихвастски ус…

Я отдал ей все: портрет Короленки

И нитку зеленых бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,

Грызём солёный миндаль.

Нам ветер играет ноябрьскую фугу,

Нас греет русская шаль.

А лизин кот, прокравшись за нею,

Обходит и нюхает пол.

И вдруг, насмешливо выгнувши шею,

Садится пред нами на стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,

И чайник ворчит, как шмель…

У Лизы чудесные теплые ручки

И в каждом глазу — газель.

Для нас уж нет двадцатого века,

И прошлого нам не жаль:

Мы два Робинзона, мы два человека,

Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,

Раскрылась створка дверей…

И Лиза уходит, потупив ресницы,

За матерью строгой своей.

На старом столе перевернуты книги,

Платочек лежит на полу.

На шляпе валяются липкие фиги,

И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после её ухода,

Я все-таки должен сказать,

Что Лизе — три с половиною года…

Зачем нам правду скрывать

"Дневник фокса Микки" - одна из лучших детских книг  Саши Черного. Перед юным читателем открывается мир детей и взрослых, увиденный глазами песика-фокстерьера - непоседливого, лукавого, наделенного чувством юмора и, вдобавок, умеющего читать, писать и даже... сочинять стихи. И какой же этот мир, оказывается, странный и непривычный! "Дневник фокса Микки" написан в 1927 году в эмиграции.

Литературный Микки имел в жизни реального прототипа – небольшую шуструю собачку из породы фокстерьеров, которую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный своему хозяину, пёсик был всеобщим любимцем и поистине полноправным членом семьи.

Еще одна удивительная книга о животных «Кошачья санатория» Кот Бэппо - коренной житель Рима.

За свою кошачью жизнь он поменял трёх хозяев и в конце концов очутился на форуме Траяна, куда итальянцы свозят бездомных котов. Люди в шутку назвали его "санаторией для кошек". Обитатели форума неплохо проводят время в компании себе подобных, но Бэппо не нравится их сытая и скучная жизнь. Свободолюбивый кот мечтает вырваться на волю...

Много лет писателя нет на свете, но произведения его живут. Многие из них входят в школьную программу или рекомендованы для внеклассного чтения. Фокс Микки, Кот Бэппо, а также другие герои Саши Чёрного подмигивают с книжных полок сегодняшним читателям и заставляют вспоминать замечательного писателя, который умел разговаривать с детьми на особом языке.