Общие положения.

Областной конкурс «Я – писатель и поэт, художник и краевед» проводится в рамках долгосрочного проекта «Сумка почтальона», направленного на реализацию Концепции музея романа В.Каверина «Два капитана» и положений Проекта Национальной программы Чтения.

Организаторы конкурса:

  • Областная детская библиотека им.В.А.Каверина
  • Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России»
  • Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Конкурс проводится при поддержке Государственного комитета по культуре Псковской области и Главного управления образования Псковской области.

Цели конкурса:

  • развитие литературных и художественных способностей юных читателей на основе изучения краеведческих материалов
  • возрождение и поддержка интереса к Чтению и Книге как явлению культуры, способствующему развитию творческого потенциала детей.

В конкурсе могут принять участие дети и подростки Псковской области до 15 лет, как индивидуально, так и коллективно.

Конкурс проходит в 2 этапа по двум номинациям.

1 этап – проведение районных конкурсов. Сроки проведения: с 1 октября 2003г. до 1 марта 2004г. Итоги районных конкурсов подводятся на Неделе детской книги. Лучшие работы направляются в ОДБ.

2 этап – направление лучших детских работ из районов области в Областную библиотеку им.В.А.Каверина и подведение итогов областного конкурса. Сроки проведения: до 1 апреля 2004г.

Подведение итогов, награждение победителей состоится 24 апреля 2004г. в областной детской библиотеке им.В.А.Каверина в Международный день книги.

По итогам конкурса «Я – писатель и поэт, художник и краевед» будет организована выставка детских творческих работ.

Победители конкурса по номинациям награждаются дипломами и ценными призами.

Номинации конкурса.

1. «Легенды и сказки земли Псковской» - лучший литературный текст. Участники представляют одно произведение в жанре литературной сказки, сюжет которой основан

- на народном истолковании происхождения названия местного топонимического объекта (леса, реки, озера, болота, холма и т.д.)

- на легендарном историческом событии, произошедшем в месте проживания автора (город, деревня, район, область)

2. «Зримое слово» - лучшее художественное оформление книги. участники конкурса представляют не менее 5 элементов оформления будущей книги (буквица, колонцифра, переплетная крышка, заставка, фронтиспис, титульный лист, суперобложка, обложка).

Результатом конкурса станет макет нового издания книги литературных сказок, написанных детьми, на основе местного краеведческого материала с использованием элементов книжного оформления, разработанных детьми.

Творческие работы, получившие звание лауреата и дипломы конкурса

 

Лауреаты:

Легенда о Бежаницах

Автор –Беленина Александра.
Художники- Беленина Александра, Симанова Юлия.
Поселок Бежаницы Псковской области.

Было это давным-давно, много столетий тому назад. Тогда на месте сегодняшнего поселка росли труднопроходимые, дремучие леса с обширными болотами. Люди боялись ходить в эти места, про них шла плохая слава. Говорили, что в тех лесах да болотах водится всякая нечисть, попадешь туда - непременно заблудишься…

Вдоль леса тянулась длинная дорога, по ней гнали в далекую Сибирь непокорных псковичей и новгородцев. Люди часто бежали из-под конвоя и прятались в лесах. Один из таких удачных побегов и дал начало и название старинному поселку - Бежаницам. Вот как это случилось.

Темнота. Шумят со всех сторон могучие вековые деревья. Хлещет холодный проливной дождь. Вдруг по колонне конвоируемых раздался осторожный шепот: «Бежим, братцы!». Раздаются крики, выстрелы, но узники успевают скрыться в непролазной чащобе, исчезают, словно туман.

Разбежавшиеся люди пытаются найти друг друга в чаще. Не все сбежавшие отыскали товарищей. Узники долго плутали по лесу, наконец, вышли к маленькой речке, на противоположном берегу которой, через лесок, виднелась деревенька. Уставшие люди спустились к воде и напились. Один из них заметил, что возле обрывистого осыпавшегося берега реки, в чистой, словно хрустальной воде лежит перевернутый котелок. Обычно в те времена люди варили в таких котелках пищу в печке. Узники решили набрать в котелок питьевой воды и стали очищать котел от грязи и тины.

Вместе с тиной на берег выпал маленький налим и горсть серебряных монет. В этот же день узники решили отправить своего товарища на ярмарку, которая находилась недалеко от деревни. Таким образом, у узников появилась пища, одежда, некоторые инструменты. Хватило денег даже на лошадь, старую, но еще рабочую.

В непролазной чаще, в стороне от деревни узники построили себе маленькие землянки и распахали немного земли. Сами сделали себе из дерева посуду и некоторую мебель. Питались они рыбой, раками, грибами и ягодами. Но однажды забрел к ним охотник, заблудился. Узники помогли найти ему дорогу к родной деревне. Разнесся слух, что недалеко в лесу беглецы живут. Стражники отправились разыскивать их деревню. Долго искали, а как нашли, она уже пустая была. Ушли в чащобу беглецы, бросили деревеньку. А люди из соседней деревни протоптали туда тропинку, не оставили разработанную землю. Позже поселились там. Сначала называли деревней Бежавших, а после просто Бежаницы.

Большой и Малый Иван

Автор текста и рисунков – Марченкова Мария,
г. Великие Луки, Псковская обл.

В Псковской области, в поселке Опухлики находятся два озера- Большой и Малый Иван. Расскажу я вам легенду о том, как появились эти озера.

Жили – были два брата, два Ивана. Они были очень дружны. Все их любили и уважали, кроме одного злого человека. Это был колдун. Как-то раз пришел он к братьям и просил принести ему из леса хвороста. Братья согласились помочь, и с колдуном пошел меньшой Иван. В лесу он быстро набрал хвороста, увязал его, нагнулся, чтобы закинуть вязанку на плечи.. и обернулся березой белой. Колдун злобно хихикнул и пошел домой.

Больший Иван поутру пошел искать брата. У прохожих спрашивал, в укромные места заглядывал- нет меньшого. Присел брат на опушке у дерева, заплакал. А дерево склонилось, обняло ветками Ивана, и с березовой коры закапал сок. Понял Иван, что это брат его меньший.

Слезами горю не поможешь. Пошел Иван колдуна искать. «Не жить мне без младшего»- молвил Иван. «Обрати и меня деревом раскидистым, чтобы рядом с братом быть все время!»

Плакали березы, стекали слезы. Становились ручейками, ручейки - озерцами, озерца превратились в два озера, которые соединяет речка.

Два озера - два брата, речка- руки, крепко держат друг друга, чтобы не потеряться.

Тайна Орехового вира

Автор сказки- Столяров Сергей.
Художник- Лаврентьева Юля.
Псковская область.

Любим мы с папой порыбачить. Любим посидеть с удочками на берегу речки и поговорить тихонько обо всем на свете.

И вот как-то утром мы пришли с папой на Сороть. На нашем любимом месте сидел гусь. Солнечный луч падал прямо на него, и нам показалось, что гусь золотой.

Мы побоялись его спугнуть. Закинули удочки и сидели тихо-тихо. Рыба в тот день клевала хорошо. Наловили мы и на уху, и на жаренку, и кошке Мурке хватило.

Только через неделю мы снова смогли пойти на рыбалку. Был сильный туман. В этом тумане спрятались и солнце, и речка и деревня. Но мы не заблудились.

По секретной тропочке пришли мы на наше место и закинули удочки. Скоро к нам пришел гусь и сел рядом. И тут мы увидели, что он и на самом деле золотой! Хоть мы и удивились, а виду не подали. На рыбалке надо сидеть тихо.

Домой мы ушли опять с богатым уловом.

Целый месяц шли дожди. Мы сидели дома. Но кок только выглянуло солнышко, мы с папой схватили удочки и побежали на речку. Берег был пуст.

Сели мы и стали на поплавки смотреть. Но рыба не клевала. Мы заскучали.

И тут появился золотой гусь! Задергались поплавки! Только успевай вытаскивать! А гусь пошел к нам, наклонил голову, поздоровался. Мы удивились и тоже с ним поздоровались. Потом я спросил его: «Гусь, а гусь, что ты здесь все время сидишь?»

А он отвечает: « Я сижу, речку сторожу. Это мое место. С самого детства я его охраняю. С тех пор, как моих папу и маму охотники застрелили. А меня хозяйка Сороти спасла, Щука- царица».

«А как это произошло?»- спросил я.

« Был я еще маленьким гусенком. Жили мы с мамой и папой в болотце у Сороти. В одно солнечное утро решили родители со мной по реке поплавать, а тут вдруг охотники из оврага выскочили и сразу папу и маму убили. Хотели и меня застрелить, да тут , на мое счастье, Щука-Царица появилась и меня в золотого превратила. Стали от меня пули отскакивать. А Щука и говорит: «Спасла я тебе жизнь. Стал ты волшебным, но за это будешь речку от плохих рыбаков и охотников охранять. Кто рыбку на удочку ловит- тому помогай, а кто сетями- тому мешай. Будешь сторожить речку от Красного вира до Орехового. Особенно Ореховый вир береги. Там место заповедное». Сказала это Щука-Царица, большая, как подводная лодка, крутанулась, подняла волны и уплыла в свои подводные пещеры».

«Гусь, а, говоришь, Ореховый вир - волшебный? Я ничего особенного не видел, даже орехов там не так уж много»- сказал я.

«Ладно, Сережа, приходи сюда в тот день, когда все орехи созреют, рано утром, когда солнышко встает. Только обещай, что будешь речку беречь и рыбку жалеть».

Прошло лето. Наступила осень. Стали на березках листочки желтеть. Вспомнил я про приглашение Золотого гуся. Дождался дня, когда орехи созреют, и пошел. Вышел я затемно, но у Сороти меня уже ждал гусь.

Добрались мы с ним до Орехового вира. Вошел гусь в Сороть и поплыл к середине реки. Там он покружился, выщипнул у себя одно золотое перо и опустил его в воду. Вмиг вода превратилась в золото, золотыми стали листья на кутах орешника. В золотую воду со звоном стали падать тяжелые золотые орешки, а золотые окуньки и плотвички стали быстро хватать и уносить их под воду.

«Что это?»- спросил я.

«Это подготовка к большому Ореховому балу»,-ответил гусь:» Каждую осень мы проводим этот бал. На один день и одну ночь птицы и рыбы одеваются в золотые костюмы, золотом украшается все вокруг. А питаются на балу все только орехами. Любая охота строго запрещена. Поэтому и называется это место Ореховым виром. Людям нельзя присутствовать на этом празднике. Вы можете любоваться только тем, как лес украшен. Но он простоит таким долго. Так что пора тебе уходить».

Попрощался я с Золотым гусем и побрел домой. Я и не знал, что живу совсем рядом со Сказкой, и что Сказке нужно, чтобы ее защищали.

СКАЗ О НАЗВАНИЯХ
или
КАК НЕМЕЦКИЙ ПОСОЛ ИМЕНА ДАВАЛ

Работа учащихся 3 кл. Остенской средней школы Псковской области
Руководитель: ЛЕВЧЕНКО И.С.

Когда нас спрашивают о названиях населенных пунктов, мы задумываемся. И вправду, почему их так назвали? Люди рассказывают, что было так…

Был у государя царя при дворе переписчик – Карл Иоган Шлицер. Немец. Как всякий иностранец, имел он хорошие манеры, вкус к яствам, точность и жуткий акцент. Царь гордился своим переписчиком, доверял ему и по-свойски называл Карлушей Ивановичем. Вздумал царь свои земли пересчитать, обмерить и нанести на карту. Дело ответственное. Боярам не доверишь. И собрался в путь - дорогу Карл Иванович.

Много времени прошло в путешествии. Много земель пересмотрено, названий переписано.

Настало время на северо-запад податься. Выехал переписчик на псковские земли, подивился красоте церквей, широте базаров да ярмарок, щедрости и радушию людей. Решил двигаться к озеру Чудскому, по торговому пути. Да земли по дороге рассмотреть. Едет, едет, дорога не мощеная, коляска подпрыгивает, с горки на горку, с горки на горку. Вдруг, видит - деревня. Да какая большая, с усадьбой посередке. Едем туда!

Подъехал ближе. Любопытные жители собрались поглядеть на заезжего. Собаки залаяли, птицы так захлопали крыльями, что, казалось, в деревне ветер поднялся, дети засвистели, бабы заголосили. Такой шум-гам поднялся! Бедный Шлицер даже пожалел, что объявился в жтих краях Но, как иностранец, он вспомнил о хороших манерах и ответственной своей должности.

-Доброго сторофья! Я переписчик слафного саря- батюшки Карл Иоган Шлицер. Я есть записыфать насфанья этих дерефень буту. Скажите их.

На секунду шум смолк. Даже собаки от удивления замолчали. Крестьяне рассматривали иностранца. Через миг бабы заверещали:

- Батюшки, он же не православный! Приехал деревни пересчитывать!

-А обрядивши то, что петун мой! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!

-Да мы ведь, барин, неграмотны, тебе бы с нашим Ершовым Карпом Налимычем покалякать. А у него в город уехано.

-А названий у нас отродясь не бывалоть.

Бедный переписчик от этих разговоров даже побледнел, потому как не думал, что бабы могут столько шума создавать. Достал перо, чернильницу, бумагу и вышел из экипажа. И…провалился по щиколотку в липкую грязь.

Поднялся такой смех, что Карл Иванович позеленел от злости и еще раз пожалел, что связался с бабами.

-Да разве сюда в таких нарядах ездють? Лапти нужны. А лучше с боронки не слезамши разговаривать- верхом.

А кте ваш мушик?- спросил Шлицер.

-Да кто где. У кого в город с барином уехано, кто пасуть скот, иные по лесам за журавинкой, киселкой да за блицами уехавши.

Бабы говорили много и хором. Вытерпеть этого не мог никто, тем более иностранец.

-А покажите мне ваши дерефень. Уж больно большой они у фас.

Двинулась толпа по деревне. Впереди Карл Иоганн,позади бабы да дети, да собаки, да куры.

-Скажите, фон у тех дерефьев река течет. Там, фосле пора! Как назфаний?

- Это под олешьем-то? Где стрекава растеть? Да без имени, вроде.

Задумался Шлицер.

- Стрекавка? Олешка? Боровка? Да, Боровка!- Запишем.

Проходя вдоль деревни, Карл Иоганн узнал много о жизни людей. И кто с кем переженился, и подрался, и разошелся, и украл. Пару раз даже приходилось растаскивать баб, чтобы они в пылу спора себе космы не повытягивали. Подошли к околице, а за мостиком другая деревня раскинулась.

-Как насфаний? Рас за мостом лежит, сначит, Замостечьем будет.

Пошли дальше.

- А это что за козловский ручей бутет?

Переписчик указал на ручеек, где козы пили воду. Бабы в хохот. Обиделся Карл Иоганн и назло всем так и написал у себя: «Козловский ручей».

От длительной прогулки все устали и решили двигать назад. Шли через деревню, где располагалась усадьба Ершова.

- Давайте эту деревню Ершово назовем!- послышался девичий голосок.

-Енто за что же ему такая награда?

-Да баринов сынок этой егозе нравится, и имечко-то для нее любо. Сохнет девка.

Понравилась идея Карлу Иоганну, посмотрел он на белесую, конопатую девчонку и в первый раз улыбнулся.

- Если дело о люпофь, то путь бутет Ершофо!

К дрожкам возвращались угрюмые. Жалко было расставаться с иностранцем. Теперь будет о чем поговорить, с мужьями поболтать.

-А фашу дерефню я Разговорово назофу. Уж больно фы..

Не успел переписчик договорить, как посыпались в ответ возмущения, визгливые выкрики и причитания. Поспешил Карл Иванович в дорогу, и еще долго ему слышались женские голоса.

Через год царь-государь приказал обозначить на карте все места путешествия. И, если приглядеться к ней, то увидишь и Ершово, и Разговорово, и Замостечье, и реку Боровку, и Козловский ручей.

А лучше не смотрите, а приезжайте в гости!

О любви и крокодиле

Гаврилов С.
читатель Выставской библиотеки Псковского района.

Шел 1950 год. Ребятня шумной гурьбой ныряла с крутого берега реки Черёха и меж камней ловила раков. Вдруг дети увидели на дне кости. Все бросились на берег с криком: «Утопленник!»

Собралась вся деревня. Мужики достали кости из реки и аккуратно сложили на берегу. Получился скелет невиданного зверя с длинной мордой и огромными зубами. Это был крокодил!

Долго гадали, откуда на Псковской земле мог появиться диковинный зверь, и тут один из старейших жителей, дед Ваня поведал удивительную легенду о заставе Войниха., о цепи, которая преграждала путь кораблям, о новгородском красавце купце, влюбленном в местную красавицу, которая на той заставе жила.

Богата Псковская земля легендами! Вот одна из них, рассказанная дедом Иваном.

Это сейчас можно реку Черёху перейти вброд. А когда – то, в давние- давние времена , когда наши предки еще плавали на ладьях, Черёха была полноводной и судоходной. По ней проходила часть водного пути из Пскова в Великий Новгород.

Как раз на том самом месте, где стоит наша деревня Войниха , проходила граница Новгородской и Псковской земель. Конечно, проезжая границу, купцы должны были платить дань. Поэтому была воздвигнута застава, на которой несли свою службу воины. Они защищали рубежи земли Псковской. Потому и деревня называется Войниха, от слова « воин».

Преграждала путь кораблям огромная цепь, которая проходила с левого берега на правый. Получив дань, цепь опускали на дно и ладьи продолжали свой путь.

На одном из таких судов ехал молодой купец, путь его лежал в неведомые дальние страны.

Сойдя на берег у Войнихи, он залюбовался красотой местности. Тут купец увидел красавицу, шедшую с коромыслом на плечах по воду к реке. С первого взгляда влюбился он в дочь начальника заставы. Стал хвастаться своим богатством и кораблями, чтобы понравиться красавице. Но ничем не мог завоевать сердце девицы. Пообещал тогда купец, что привезет ей невиданного зверя.

Больше года плавал купец. А красавица ждала его и горевала, почему не открыла ему своей любви. Часто ходила она на берег реки и ждала долгожданного гостя.

Наконец купец приплыл. Невиданный зверь крокодил был поднесен к ногам девицы. Девушка испугалась зверя, его зубов и отказалась от подарка. Купец рассердился и выбросил крокодила в реку. Хотел уже уйти, но девушка остановила его и призналась, что он ей дорог без всяких заморских подарков.

Были посланы сваты, сыграна свадьба и уехала войнихинская красавица в Великий Новгород. А в деревне еще долго пропадали гуси и утки. А бабы боялись по одиночке за водой ходить.