Первая книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» появилась на российском книжном рынке в декабре 2000 года . Появление ее на прилавках сопровождалось спланированной рекламной кампанией издательства «Росмэн». Такое невиданное до сих пор, особенно в отношении детской книги, рекламное сопровождение, породило у части читательской общественности  мнение , что успех книги у детей определен исключительно рекламой. «Раскрутили книгу, вот ее и читают»- такие отзывы преобладали у взрослых. Дети же просто читали. И то, что они читали, им нравилось. Хотелось читать еще и еще. До сих пор книга Дж.Роулинг остается фаворитом читательского спроса как в городских, так и сельских библиотеках . Об актуальности изучения феномена Гарри Поттера говорит и жаркая дискуссия, развернувшаяся  на телевизионном канале Культура в передаче « Культурная революция» в июне 2005 года.

В библиотеках книга появилась гораздо позже, чем в книжных магазинах. Стоимость одной книги была достаточно высока, поэтому не все библиотеки могли ее сразу приобрести. В  областной детской библиотеке им. В.А.Каверина первая книга Джоан Роулинг появилась в количестве 5 экземпляров во 11 половине 2002 года. Так что «оседлать» первую волну всплеска читательской активности библиотекари уже не успевали. Но то, что книги Джоан Роулинг являются феноменом,  несомненно. Можно заставить ребенка прочесть одну книгу из серии благодаря рекламе, но заставить прочесть всю серию, если книга его не захватила, невозможно.

После успешной продажи книг Дж.Роулинг  издательства  убедились , что детская литература является выгодным товаром. Следующая рекламная кампания продвигала книгу Филиппа Пулмана «Северное сияние», но такого успеха у читателей, как книги о Гарри Потере, не наблюдалось.

Итак, мы имеем несомненно феномен, который необходимо исследовать.

Что способствовало успеху книг о Гарри Потере? Только ли рекламная кампания или писательское мастерство ? Почему детям нравиться читать о мальчике-волшебнике? Какие их внутренние потребности удовлетворяет это чтение?- такие вопросы были поставлены в ходе исследования.

Рабочая гипотеза исследования была такова: повышенный спрос на книги Дж.Роулинг возник, потому что эти произведения соответствуют внутренним потребностям ребенка в  защищенности от внешнего мира, который кажется детям враждебным .

 В начале исследования казалось, что можно ограничиться анкетированием читателей. Но затем стало ясно, что необходим также анализ самих книг Дж. Роулинг. В конце концов было решено провести исследование , состоящее из трех этапов: изучение публикаций о книгах Дж.Роулинг ; изучение мнений детей посредством анкетирования; литературоведческий анализ  книг о Гарри Поттере .

Мы попытались сопоставить  книгу Мэри Стюарт «Маленькая волшебница», написанная в начале 70-х годов ХХ века ,поскольку Роулинг обвиняли в некотором копировании сюжета  этого произведения и  роман  «Гарри Поттер и философский камень». Была составлена сравнительная таблица  сюжетных ходов и характеров главных героев двух произведений.

 Сравнение начальных глав двух книг показывает, что  Дж.Роулинг старается сразу добиться  активного эмоционального отклика у читателей.   Гарри Поттер вызывает жалость, стремление его защитить. В то же время читатель заинтригован необычностью его происхождения, его способностями.

Дурсли- персонажи схематичные. Они «скроены» по принципу злых персонажей народных сказок (злая мачеха и ее дочь, и пр.), и злодеев классической английской литературы. Но свою роль - вызвать симпатию к Гарри,- они выполняют. К тому же у читателей рождается стремление наказать Дурслей и защитить Гарри. Когда в этот  эмоциональный «коктейль» писательница  добавляет  любопытство по поводу происхождения главного героя и его необычных способностей,  мы предвкушаем что-то необычное, невольно втягиваемся в чтение, торопим развитие событий.

«Маленькая волшебница» М. Стюарт начинается неспешно,  так же, как многие реалистические детские повести. Предвкушения чудесного на страницах  книги М. Стюарт сразу не возникает. Сильных эмоций судьба Мери Смит( главной героини) не вызывает. Она обыкновенная и такой останется до конца книги.  М.Стюарт рассказывает не о необычной  судьбе, а о необычном эпизоде из жизни обычной девочки. К тому же, после окончания  приключения, девочка забывает о нем. Писательница не одаряет характер девочки новыми чертами. Читателей как- бы поманили в волшебный мир, но не дали насладиться им полностью. К тому же не возникает  ощущения читательской сопричастности событиям. Читатель остается вне волшебного мира.

 В книге Дж.Роулинг привлекает  динамичное развитие сюжета, умение создать живые образы детей , с их детскими страхами, мечтами и ошибками.

Текст книги  как бы «нарезан» на кусочки-эпизоды,  легок для восприятия,  действие развивается динамично. Именно поэтому книга легко поддается экранизации.  Нет длинных авторских отступлений, длинных описаний. Основную часть текста занимают  диалоги.

Дж.Роулинг не пытается никого учить, не философствует  и не выглядит сторонним наблюдателем. Она как бы внутри волшебного мира , а  не вне его.  Нет  длинных авторских комментариев. диалоги живые и интересные. Акценты расставлены очень четко. С одной стороны - Зло, с другой- Добро.  Читателю есть кого любить и кого ненавидеть. По прочтении книги остается твердое убеждение- добро сильнее зла.

Для сравнения текстов можно еще привлечь книгу Урсулы ле Гуин «Волшебник Земноморья». Это произведение тоже рассказывает о мальчике, ставшим волшебником и описывает, как он взрослеет и преодолевает опасности враждебного мира и свое внутреннее несовершенство. Но при этом писательница сразу ставит барьер между читателями и главным героем. Читатель  находится вне волшебного мира и доступа туда ему не будет. Нет ощущения сиюминутности происходящего в книге действия. Автор многословен в описании событий и характера главного героя. У детей не возникает ощущения диалога с главным героем и потому сопереживание  сглажено. Отсюда и умеренный интерес детей  к этому произведению.

Так что однозначно назвать причиной популярности книг Дж. Роулинг только рекламную кампанию нельзя. Вероятно, все дело в сочетании нескольких факторов. Это и соответствие текста читательскому возрасту, и талант писательницы, и смешение нескольких жанров в одном тексте ( школьная повесть, сказка, приключение, детектив) и присутствующие в книге идеи толерантности,  победы добра над злом, верности в дружбе. Дж. Роулинг сумела раскрыть тему детских страхов - страха одиночества, страха быть покинутым,  страха унижения, боязнь не оправдать надежды родителей и, более того, рассказала, как преодолеть эти страхи.

Автор  создала яркие запоминающиеся образы  наряду с традиционными архетипами (мудрый старец, волшебный герой, обстоятельства жизни героя). Волшебный мир сочетает в себе черты современности ( действующий в волшебном мире бюрократический аппарат, социальное неравенство в среде волшебников, дискриминация по происхождению и т.д.) и традиционной сказочной реальности.  Герой взрослеет  от книги к книге. Гарри побеждает врагов не в одиночку, а в команде друзей. Дети действуют наравне со взрослыми и в чем-то их даже превосходят.

Сказки детям нужны по-прежнему, как определенный этап познания действительности. Нельзя отлучить детей от сказочного мира.  Он все равно вернется к ним в виде таких произведений, как книги Дж. Роулинг. И взрослым останется недоумевать над необыкновенной  их популярностью .

Список изученных критических публикаций на тему феномена Гарри Поттера был небольшим (см. приложение). Прочитанные статьи позволяли выявить основные точки зрения по поводу творчества Дж. Роулинг литературоведов, писателей, педагогов, библиотекарей, родителей, журналистов, священнослужителей. С течением времени начинают преобладать более взвешенные оценки, основанные на анализе текста. В любом случае, появление книг Дж.Роулинг способствовало привлечению внимания общественности к проблемам детского чтения и детской литературы.

 Площадкой для проведения анкетирования был выбран отдел обслуживания школьников средних и старших классов библиотеки. Это наиболее посещаемый отдел библиотеки, включающий абонемент и читальный зал. В фонде отдела  находятся все произведения Д.Роулинг. Экземплярность книг разная: «Гарри Поттер и философский камень»-13 экз., «Гарри Поттер и тайная комната»-11 экз.; «Гарри Поттер и узник Азкабана»-10 экз., «Гарри Поттер и кубок огня»-4 экз., «Гарри Поттер и орден Феникса»- 2 экз На абонементе и в читальном зале было вывешено приглашение для детей принять участие в исследовании от имени «Министерства магии» . Сотрудники отдела  работали с читателями, предлагая заполнить анкеты и разъясняя правила их заполнения. Контроль за  анкетированием и обработку полученных материалов осуществляла группа маркетинга.

В ходе исследования было проанкетировано 100 детей-читателей областной детской библиотеки.        Критериев отбора в анкетируемую группу было два- возраст не младше 10 лет и не старше 16 лет  и чтение  хотя бы 1 книги из серии о Гарри Поттере. Более активными оказались девочки. Из 100 опрошенных их было 68. В возрастном отношении пик наибольшего интереса к книге проявляли читатели 12-14 лет. В 16 лет интерес постепенно угасает.

  44 человека прочли все  пять книг Дж. Роулинг,   94 читателя намерены прочесть и шестую книгу, когда она будет издана. Некоторые читатели отмечали недостаточную   Экземплярность книг о Гарри Поттере в библиотеке. Они хотели бы тоже прочесть все пять книг, но очень долго ждать своей очереди.

Заметно, что у ряда детей сформировался устойчивый интерес к литературе жанра фэнтэзи. Таких было немного, всего 18 человек. Устойчивый интерес к книгам похожей тематики у них подтверждается тем, что кроме книг о Гарри Поттере  они прочитали  и ряд других произведений :  О.Пройслер «Маленькая Баба-Яга» , М.Стюарт «Маленькая ведьма»;   серию книг Д.Емца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве,  М.Нортон « Метла и металлический шарик»;  К.Льюис «Хроники Нарнии»; романы  В.Пулмана,  Ника Перумова и О.Громыко , Кира Булычева.

Источниками информации о книгах Роулинг были:   телевидение, ИНТЕРНЕТ, газетные и журнальные издания для детей и взрослых, рекламная продукция в виде плакатов.  Но  в детской среде основным  каналом распространения информации о книге оказались рассказы друзей. Этот источник назвали 46 человек. От одноклассников получили информацию еще 18  человек, в книжном магазине -19 человек.14  детей указали источником информации телевидение. А вот  в библиотеке получили информацию только 4 человека. В детских изданиях прочитали о Гарри Поттере также  4 человека

Большое значение имеет вопрос, об  адекватности восприятия  книг Дж. Роулинг  дети. Из 100  опрошенных 65  вполне адекватно воспринимали или  сюжет книги,  или   идеи автора..

О чем- же, по мнению наших читателей, книги Дж.Ролинг? Ответы звучали так:

  • «О дружбе, добре и зле, и просто о жизни».
  • «О мальчике- волшебнике, который учится в школе чародейства и волшебства Хогвартс и попадает все время в самые необычные и страшные приключения»
  • «О волшебстве и невероятных приключениях, о крепости дружбы, о борьбе добра и зла».
  • «О жизни детей в мире нереальности, мечты и вымысла».
  • «Эта книга помогает понять, что такое добро и зло»

Задав вопрос о том, в роли какого персонажа хотел бы дети  побывать, мы обнаружили,  что самым популярным персонажем  является не Гарри Поттер, а его подруга Гермиона Грейнджер. .  Ей отдали предпочтение 61 читатель. 21 человек хотел бы быть на месте Гарри , 9 -на месте  Рона Уизли. Другие персонаж, в роли которых хотели бы побывать  юные читатели- Чжоу Чанг, Хагрид, Сириус Блек, Виктор Крам, Дженни Уизли, Дамблдор.  По свидетельству самой писательницы, в образе Гермионы она  отразила  себя в детстве .

В  Гермионе Грейнджер  и девочек и мальчиков  привлекает то, что она умная ,находчивая, изобретательная   красивая, храбрая, верная в дружбе, ответственная, дисциплинированная. В то же время дети отмечают, что ей свойственны и отрицательные черты:  «слишком любит командовать», «зазнайка», «она хоть и умная, но выскочка». Девочки отметили во внешности Гермионы красивые волосы.

 Интересно, что внешняя привлекательность персонажа играет не последнюю роль в его положительной  или отрицательной оценке.Так несколько детей отметило, что профессор Снэгг не нравиться им из-за неопрятности.

 Дети быстро выделяют характерные черты внешности героев. Так характерной чертой Гарри названы очки, Рона Уизли-рыжие волосы и веснушки.

Гарри Поттер характеризуется как умный, находчивый, смелый, решительный, верный друг. Читателей привлекает то . что он не боится трудностей, но  нуждается в помощи друзей. Привлекает «командный» характер действий положительных героев. В  Роне Уизли понравилось то, что он смешной, веселый, смышленый, непосредственный. Одна девочка написала : «Он рыжий и этим все сказано». Главной чертой Дамблдора названа мудрость, Хагрида- доброта, Чжоу Чанг- красота, Виктора  Крама- ловкость, честность.

 Если обобщить все данные любимым героям положительные характеристики, видно, что детей больше всего привлекает  такое качество, как ум. Его отмечают в любимом герое 57 человек. На втором месте из привлекательных черт стоит красота, на третьем- доброта, на четвертом- смелость, отвага.

Среди персонажей, которых читатели не любят, на первом месте - Драко Малфой (некоторые дети пишут его имя как Дракул) и его подручные Крэбб и  Гойл.  Драко воспринимается как главный антипод Гарри . Это естественно, так как он постоянно присутствует рядом с главным героем.  Даже Волан-де-Морт таких сильных чувств в читателях не возбуждает. Он воплощает   Зло абстрактное. А такой персонаж, как Малфой знаком детям из их личного опыта.

 Читатели характеризуют  Драко Малфоя  как « злого, вредного, гордого, эгоистичного, самолюбивого, хитрого, завистливого». Его подручные Крэбб и Гойл заслужили характеристику «тупых и грубых подручных». Ребята  понимают, что они Малфою не друзья, а  « неумные громилы, рабы».

Еще один нелюбимый персонаж- профессор Снегг. Самая его отрицательная черта- несправедливость и недоброжелательность. Неприятны детям его мрачность, уродливость. недружелюбие. Некоторые авторы ответов отмечали, что он плохо ведет уроки, ненавидит Гарри и хочет ему повредить,. Волан-де-Морт характеризуется как «злой, безжалостный, бессердечный убийца».

Другие персонажи, заслужившие нелюбовь читателей-  предатель Питер Петигрю, родственники Гарри Дурсли, глава Министерства магии Корнелиус Фадж,  Амбридж.

Интересно, что среди нелюбимых,  были отмечены и такие положительные персонажи, как Гермиона, Чжоу Чанг, Рон Уизли, Сириус Блек, профессор МакГонагалл. Например, профессор МакГонагалл, добрая волшебница , сочувствующая Гарри, была охарактеризована так: «Очень честная и всегда всех предает». Рон Уизли не понравился потому, что он  «слабак», «рыжий».

Если собрать все отрицательные черты, которые не нравятся детям, то на первом месте будет злобность, на втором- самовлюбленность.

Интересно, что отрицательных черт характера названо гораздо больше, чем положительных. Это- тщеславие, насмешливость, лживость,  трусость, наглость, жадность, подлость, несправедливость, бессердечность, себялюбие, коварство, ненависть и другие.

Следует отметить широкий спектр моральных категорий, которыми оперируют дети. В то же время , они не всегда могут точно назвать их. Например, гордость путают с гордыней, заносчивостью, самолюбие - с эгоизмом. Неуверенность в себе Рона Уизли некоторые расценивают как слабость характера.

Часто дети неправильно употребляют слова для определения черт характера. Например, слово « ненавистный»употреблено  в смысле «ненавидящий кого-то»; «цепкий» - в смысле « постоянно цепляющийся к кому-то, делающий кому-то зло»; «вредительный»- в смысле «делающий кому-то вред»; « таинственная»- в смысле «умеющая хранить тайну».

На вопрос о том, хотят ли дети сами стать волшебниками, положительно ответили 65 человек, отрицательно-22 человека, 13  дали неопределенный ответ. Основные причины, по которой дети хотели бы быть волшебниками: « это интересно и весело», «возможность творить чудеса», « возможность изменить свою жизнь». Помогать людям с помощью волшебных свойств хотели бы только 5 человек. Возможность делать все, что захочется, привлекает 4 читателей.

Вот некоторые  высказывания:

  • Потому что очень интересно творить чудеса. Тогда бы мир стал более интересным
  • Чтобы превратить всех учителей в камень
  • У них (волшебников) другой мир. Интересный и смешной.
  • Хотел бы ни от кого не зависеть, быть уникальным человеком и иметь много способностей
  • Волшебники нужны. Без них сказка умрет. А ей и так тесно в этом мире. В каждом из нас есть волшебник.

Причин отказа от волшебных свойств много,  но основная причина в том, что дети хотят остаться людьми. А еще они указывают, что « быть волшебником  не интересно и даже опасно», что «прежде чем стать волшебником,  надо много учиться».  Один    мальчик  указал причиной отказа то, что он верующий.

Мы предполагали, что количество желающих быть волшебниками будет высокое. Поэтому один из вопросов касался  выяснения   картины мира, сложившейся  у анкетируемых. Было дано 18 вариантов ответов, сгруппированных в три блока.

В первый блок входили 6 вариантов положительной оценки окружающего мира. Во второй блок- 6 вариантов, отрицательно характеризующих окружающий мир. Третий блок предполагал вариант ответа «не знаю».

Свои ответы дети должны были прокомментировать.

Положительное отношение к окружающему миру продемонстрировали 14 человек, отрицательную-22 человека. 28 человек не могли определить свое отношение к миру( вариант «не знаю»). Большинство же - 36 человек, не могут оценить мир однозначно. Они писали о многообразии мира, в котором они живут.

  • Мир не может быть одним и тем же.
  • Многое не позволяется делать и жить так, как я хочу.
  • Мир, в котором я живу, мне нравиться. И я хочу, чтобы всегда был мир, и никогда не было войны.
  • Мир каждый день разный.
  • Учителя иногда ставят оценки, с которыми я не согласна.
  • Во мне до сих пор живет детская мечтательность, потому я не в состоянии принимать жестокую реальность.
  • Мир разный. В нашем мире тоже много необыкновенного, в нем тоже идет война добра со злом.
  • Кругом война. Не только в Багдаде. Люди забыли, что такое добро. Людей все больше жадных.
  • Все люди злые. Они не помогают друг другу.
  • Мир прекрасен, но люди, живущие в нем слишком жестоки, озлоблены.
  • Мир становиться все более жестоким и холодным, но нужно просто уметь к этому приспосабливаться и видеть в нем хорошее.
  • В каждой ситуации по-разному. Нельзя сказать однозначно, какой это мир. Он бывает разный или я еще ничего не понимаю.
  • В этом мире больше разногласия и непонимания между людьми.
  • Встречаются плохие люди. Встречаются приятные люди. Многие люди есть и добрые и злые, дружелюбные и недружелюбные.
  • У меня есть много хороших друзей, ласковые родители, добрые учителя.
  • За все хорошее получишь хорошее. За все плохое- плохое.

Интересно отношение к вопросу о справедливости и несправедливости окружающего мира. 39 человек оценили мир как несправедливый, но чаще не по отношению к ним самим. Дети задумываются о справедливости мироустройства вообще. «Все друг другу в чем-то завидуют, строят козни. И за свои поступки часто не наказываются. Никакой справедливости».

Если большинство анкетируемых хотело бы стать волшебниками, то решительно  согласились покинуть этот мир только 7 человек. 13 также решительно отказались. 35 согласно сделать это только временно. Большинство же (55человек)  и хотело бы оказаться в волшебном мире, но при  условии,  если с ними там будут их друзья или родители, а иногда- и те и другие сразу.

Так что предположение о компенсаторном характере  увлечения книгами Дж. Роулинг не подтвердилось. На самом деле дети не уходят от действительности, погружаясь в волшебный мир Гарри Поттера. Они постигают сложности реального мира, проецируя на него мир волшебный. Читатели четко разделяют мир авторской фантазии и мир реальности и отдают отчет в том, что реальный мир гораздо сложнее, чем мир книги.

Современные юные читатели  оперируют большим набором моральных категорий в системе координат «добро-зло»,  «справедливость-несправедливость»., «хорошо - плохо», «честно -нечестно», но не всегда могут выразить свои мнения грамотно. Ответы детей демонстрируют высокий уровень их  ориентации на семейные ценности.

Для себя в ходе подведения итогов исследования  мы сделали несколько выводов:

Современные дети в своей внутренней жизни гораздо сложнее, чем представляется нам, взрослым. Порой мы хотим влиять на их выбор чтения, но готовы ли мы к этому?  Не пора ли отбросить взрослый снобизм и уважать оценки, которые дают дети тем или иным литературным произведениям.

Библиотекарям надо знать детскую литературу, ориентироваться в современном литературном процессе. Такой жанр, как  фэнтези находится сейчас в центре внимания юных читателей, а, между тем, библиотекарям он известен мало. Значит, надо обратить внимание на такие книги, вооружиться навыками литературоведческого анализа и постараться понять , почему та или иная книга становиться бестселлером. Только в этом случае можно оказывать влияние на чтение детей и строить с ними заинтересованный диалог. То, что он детям нужен, чувствуется в ответах на вопросы анкет. Иногда читатели  прямо вызывают библиотекаря на разговор. И еще необходима хорошая рекомендательная библиография.

Изучение читательских мнений о новой детской литературе должно быть постоянным, сопровождающим процесс читательского развития. Следует вернуться к таким формам библиотечной работы, как читательские конференции, дискуссии,  сбор отзывов читателей о книгах. Одним из мощных каналов распространения информации о новой литературе- рекомендации друзей и одноклассников. Необходимо научиться его эффективно использовать.

И главное- детям очень нужны хорошие  книги, в которых их проблемы обсуждаются на доступном языке, каков бы не был жанр такого произведения. Такую литературу дети будут читать.

Список публикаций.

  1. Виноградова О. Фэнтези и подросток созданы друг для друга: Педагогические аспекты// Библиотека в школе.-2003.-N9(1-15 мая)- С. 56-58.
  2. Тубельская Г.Н. Не только «Гарри Поттер»/ // Школьная библиотека.-2002.-N10.-С.37-40.
  3. Мальчуженко Е.И. Требую продолжение банкета, или За что я люблю книги о Гарри Поттере. /Евгения Мальчуженко //Библиотека в школе.-2003.-N17(1-15 сентября).-С. 58-60.
  4. Логинов М.Бегство в позапрошлое./Михаил Логинов : http:// www.nv.vspb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art.
  5. Неверов А. Made in Хогвартс/ Александр Неверов: www/Itogi.ru/Архив/ N. 15/Искусство/
  6. Копейкин А. Страсти по Гарри./Алексей Копейкин // Читаем. Учимся . Играем.-2003.-N1.-С.91-92.
  7. Филиппов Л. Джоан Роулинг как зеркало мировой революции. /Леонид Филиппов//Звезда.-2003.-N10.-С209-216.
  8. Гаврилов А.Пятнадцатилетний кто-то там / // Книжное обозрение.-2004.-2 февр.-С. 2- 6.
  9. Матросов К. Пятикратная Золушка// Книжное обозрение.-2004.-2 февр.-С. 6.
  10. Чайкин С. Джоан Роулинг-вера и упрямство / // Мы.-2004.-N8.-С. 73-86.
  11. Николаева А. Гарри Поттер и все-все-все//Наука и жизнь.-2004.-N7.-С.106- 110.
  12. Александров А. Кто придумал футбол, или Гарри Поттер в школе и дома. / Владимир Александров.// Новый мир.-2001.-N7.-С.175-182.
  13. Губайловский В.Чужое детство./ Владимир Губайловский// Новый мир.-2001.-N7.-С.182-186.
  14. Сахарнов С. Маршак и Бианки-ау!:Гарри Поттер , пищевые добавки и будущее детской литературы./Святослав Сахарнов.//Литературная газета.-2004.-N7.-С.7.
  15. Волкова О. Гарри Поттер: попытка адекватной реакции.//Литература.-2002.-N44.-С.14-15.

 

Круглова Т.Э.,

главный библиотекарь Центра научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы.