Традиционно в преддверии дня Победы библиотеки нашей области участвуют в международной акции «Читаем детям о войне». Инициатором и главным организатором ее является Самарская областная детская библиотека. В 2019-м году она проводится в десятый раз.

6 мая 2019 г. в 11.00 в самых разных уголках России и за её пределами пройдет час одновременного чтения произведений о Великой Отечественной войне. Детям будут прочитаны вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященной событиям 1941-1945 гг. и великому человеческому подвигу. 

Цель Акции – воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.

Основная идея: чтение детям произведений о наиболее ярких эпизодах войны За 9 лет Акция стала международным крупномасштабным мероприятием по поддержке детского чтения: в ней участвовало более 3,3 млн. детей и подростков. 

С Положением и материалами в помощь проведения Акции можно ознакомиться на официальном сайте ГБУК «Самарская областная детская библиотека». 

На региональном уровне предлагаем вам присоединиться к Акции в период с 4 по 8 мая в удобное для Вас время.

Представляем ряд методических наработок, которые помогут в организации Акции.

В этом, 2019-м году, мы решили остановиться на теме блокады Ленинграда. 27 января 2019 года отмечалось 75-летие со дня снятия блокады. 27 января – одна из самых значимых дат для петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек.

В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

Многие писатели и поэты писали о блокаде Ленинграда, рассказывали о судьбах ленинградцев.

Говорим о блокаде

Важная задача при проведении чтений-обсуждений, посвященных блокаде, показать, что милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли перенести блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал.

 

Примерная беседа для учащихся начальной школы

Велика наша страна – Россия. А самым красивым городом считается Санкт-Петербург. Одно время он назывался Ленинград, а его жители – ленинградцами. И пришлось городу и его жителям во время Великой Отечественной войны пережить страшное испытание – блокаду.

С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Подошли враги к городу, окружили его. Трудно стало привозить в Ленинград продукты.

Самое страшное – голод. Представьте себе, что в доме нет никакой еды. Конфет нет. Фруктов нет. Супа и каши тоже нет. Нет еды вообще. Только маленький кусочек хлеба. И это на целый день.

А еще фашисты бомбили и обстреливали город. Бросали специальные бомбы-зажигалки, чтобы город сгорел. Но люди дежурили на крышах и тушили эти бомбы.

Но победил Ленинград, и все мы помним о подвиге города, о мужестве и стойкости его жителей.

Примерная беседа для учащихся среднего и старшего школьного возраста:

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября 1941 года. За время блокады фашисты сбросили более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов.

8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло: хлебное зерно и мука на 35 суток; крупа и макароны на 30 суток; мясо и мясопродукты на 33 суток; жиры на 45 суток; сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули.

В самые страшные голодные дни люди получали в день всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Если вы были в Ленинграде на Пискаревском кладбище, значит, видели огромные братские могилы, в которых похоронены сотни тысяч ленинградцев. В музее этого кладбища есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой.

Изо дня в день она записывала: «Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г . Мама – 13 мая в 7:30 часов утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…»

Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.

За все время блокады умерло от голода около 800 тысяч жителей.

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест-накрест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь - тепло, перестанешь топить – холодно.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель. За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, дети продолжали учиться. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки и девчонки.

Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Люди собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Общие вопросы при обсуждении текстов:

  1. Что такое блокада?
  2. Как вы узнали о блокаде Ленинграда? Как она начиналась?
  3. Среди ваших родных есть те, которые пережили блокаду? Что они вам рассказывали?
  4. Что такое эвакуация? Какие вещи вы взяли бы с собой в эвакуацию? Почему не все эвакуировались? Кто остался?
  5. Бомбежка, бомбоубежище — что это?
  6. Левитан — кто это? О чем вещало радио в дни блокады?
  7. Почему нужно было гасить свет до начала бомбежки?
  8. Что вы знаете о фугасных бомбах? Как их гасить?
  9. Хлебные карточки. Что вы о них знаете? Какова была норма хлеба в дни блокады?
  10. Почему Ладожское озеро называли «Дорогой жизни»? 
  11. Как жили ленинградцы без света?
  12. Теплосети взорваны. Как, чем обогревались люди?
  13. Как одевались во время больших морозов?
  14. Какие испытания выпали на долю жителей города?
  15. Поделитесь своими мыслями о том, что узнали, что прочитали о Великой Отечественной войне.
  16. Что вам особенно запомнилось после прочтения? О чем задумались?
  17. Какая главная мысль рассказов о войне?

Общие советы при работе с книгами о ленинградской блокаде

Сделайте антураж блокадного города:

- Крест-накрест заклейте окно полосками бумаги (так делали, чтобы окна не разбились во время бомбежки)

- Приготовьте табличку: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»

- Из буханки хлеба нарежьте небольшие кусочки хлеба блокадного пайка. Потом участники могут съесть их.

Полезная информация

  • По карточкам на одного человека в день устанавливались следующие нормы отпуска хлеба:
    — По 1 -й категории (в г.) По 2-й категории (в г.)
    Рабочим и ИТР 800         600
    Служащим 500             400
    Иждивенцам 400           400
    Детям до 12 лет 400         400
  • Блокадные адреса Санкт-Петербурга, обозначенные в пространстве города:
  • Блокадная полынья, адрес: набережная реки Фонтанки, 21. На спуске к набережной Фонтанки есть необычный памятный знак – мраморная доска с изображением женщины и надпись о том, что здесь во льду была прорубь. Это памятник стойкости жителей блокадного Ленинграда. Они страдали от голода, холода и постоянных бомбежек, но не сдались. Холодной зимой 1941 года перестал работать городской водопровод, поврежденный при обстрелах. Чтобы добыть воду, горожанам приходилось пускаться в долгий и опасный путь к прорубям на Неве и других реках города.
  • Блокадный репродуктор: Невский проспект, дом 54/3. В годы блокады радио поддерживало связь осажденного Ленинграда со страной и помогало в повседневной жизни ленинградцев. Радио сообщало новости, передавало важные сообщения, музыку и стихи. В перерывах между передачами звучал метроном. Ленинградцы вспоминают: «Если радиопульс был нормальный – 60 ударов в минуту – в городе все спокойно, если учащенный – бомбежка или обстрел». Сегодня один из уличных репродукторов восстановлен. В дни годовщин Победы возле него проходят акции памяти, а из громкоговорителя звучат блокадные записи.
  • Объявления об артобстреле: Невский пр., дом 14; Лесной проспект, дом 61; 22-я линия Васильевского острова, дом 7; улица Калинина, дом 6, корпус 2. Во время блокады на многих улицах появились надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». На некоторых домах они сохранились.
  • Монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, открыт 9 мая 1975 года. Идея сооружения памятника защитникам Ленинграда возникла еще в годы Великой Отечественной войны. Но приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя тридцать лет после полного освобождения города от блокады. Выбор места для мемориального комплекса не случаен, ведь Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой. По нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. А совсем близко отсюда проходил передний край обороны. Строительство частично велось на добровольные пожертвования.
  • Интересный факт. Из воспоминаний В.А. Каверина: «… Во время Ленинградской блокады, в суровые, навсегда памятные дни поздней осени 1941 года, Ленинградский радиокомитет обратился ко мне с просьбой выступить от имени Сани Григорьева с обращением к комсомольцам Балтики. Я возразил, что хотя в лице Сани Григорьева выведен определенный человек, летчик-бомбардировщик, действовавший в то время на Центральном фронте, тем не менее это все-таки литературный герой. _ Мы это знаем, - был ответ. – Но это ничему не мешает. Говорите так, как будто фамилию вашего литературного героя можно найти в телефонной книжке. Я согласился. От имени Сани Григорьева я написал обращение к комсомольцам Ленинграда и Балтики – и в ответ на имя литературного героя посыпались письма, содержавшие обещание бороться до последней капли крови и дышащие уверенностью в победе», - вспоминал В.А. Каверин.
  • Блокада - англ. blockade) – окружение с помощью вооруженных сил неприятельской территории, города, военной базы и т. п. с суши, моря или воздуха.
  • Полуторка - грузовой автомобиль Нижегородского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг). Легендарный автомобиль был запечатлён на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград». «Дорога жизни», по которой шло снабжение блокадного города, была проложена именно этими грузовиками.

Рассказы С. Алексеева о блокаде для начальной школы

 С. Алексеев. Бабушка

Зимой 1941 года морозы в Ленинграде стояли на редкость сильные. Ленинград в блокаде. С топливом очень плохо.

Нечем топить заводы.

Нечем театры топить и школы.

Нечем жилые топить дома.

Всё, что могли, пустили на топливо.

Нет в Ленинграде киосков. Киоски пошли на дрова.

Нет в Ленинграде сараев. Сараи пошли на дрова.

Даже деревянные дома разрешили сносить на топливо.

И всё же с топливом очень плохо. Холод волком гулял по городу. Холод вошёл в квартиры.

Лена Озолина жила в Аптекарском переулке. Квартира у них большая. Много раньше соседей в квартире жило. Сейчас же — Лена и бабушка. Нет у них больше соседей. Кто уехал, кто умер. Пуста квартира.

Морозы стоят на улице. Промёрзла, продрогла, от морозных ожогов кричит квартира. На окнах из снега нарост ледовый. Посмотришь на эти окна — от вида холод уже берёт. Стены в инее. В инее потолок. Пол, представьте, и этот в инее. Повернёшься кругом, взглядом пройдёшь по комнате — словно не комната это вовсе, а попал ты, как мамонт, в лёд.

  Лена держится. Бабушке плохо. Слегла. Не подымается.

  Просит:

— Укрой!

  Просит:

  — Укрой!

  Укрывает бабушку Лена. Одеяло. Ещё одеяло. Шубой накрыта шуба. Холодно бабушке.
  Вдруг притихла, умолкла бабушка.

  — Бабушка! Бабушка!

  Не отзывается бабушка.

  Бросилась Лена из дома на улицу. Люди поднялись сюда в квартиру. Осмотрели, потрогали бабушку.

  — Нет, — говорят, — жива.

  — В тепло бы её. К огню.

  Кто-то сказал:

  — В отопительную комнату.

Были в Ленинграде тогда такие — комнаты, которые специально отапливались. На улицу — две, одна. Кто их придумал, сейчас не вспомнишь. Роль сыграли они огромную. Отопительные, или, как их ещё называли, обогревательные, комнаты многих ленинградцев спасли от холодной смерти.

Отнесли добрые люди бабушку Лены в одну из таких отопительных комнат. Отлежалась она, отогрелась, ожила. Вернулась сама домой. Всю блокаду затем пережила бабушка. С цветами Победу встретила.

Вопросы для обсуждения:

 - Что, кроме голода, мучило людей?

- С кем писатель сравнивает холод? Почему?

- Что было важно для ленинградцев, несмотря на голод и холод?

 

С. Алексеев. Трамвай

«Неустрашимый» — его прозвали. Действительно был он отважным. Он это ленинградский трамвай.

Бегут вагоны по рельсам, наполняют город трамвайным звоном. Ходил он по Невскому, Садовой, Литейному. Спешил к заводам — к Кировскому, к Балтийскому, к Металлическому. Торопился на Васильевский остров, на Московский проспект, на Охту. Звонко бежал по Лиговке.

Много дел у трамвая было: людей — на работу, людей — с работы. Грузы — к отправке, грузы — с доставки. Если надо — бойцов перебрасывал. Если надо — снаряды к бойцам подбрасывал.

Всё хуже в Ленинграде с топливом, с горючим, с электроэнергией.

Остановился автобус. Нет горючего для автобуса.

Не ходит троллейбус. Нет электроэнергии для троллейбуса.

Только он, трамвай — коренной ленинградец, бегает.

Беспокоятся жители. Тревожатся за трамвай. Утром выходят на улицы, смотрят, ходит ли их трамвай.

Радость на лицах:

 — Ходит!

Нелегко приходится трамваю. Под огнём фашистов ходил трудяга. Провода обрывало. Корёжило рельсы. Даже в трамвай попадали порой снаряды. Разносило вагоны в щепы.

Тревожились жители. Беспокоятся за трамвай. Просыпаются утром: ходит ли их трамвай?!

Радость на лицах:

— Ходит!

Но вот к концу 1941 года совсем плохо стало с электроэнергией в Ленинграде. Всё реже и реже выходит трамвай на линии.

В январе 1942 года остановился, заглох трамвай. Замерли стрелки. Ржавеют рельсы.

— Остановился!

— Всё!

Оборвалось что-то в душе у ленинградцев. Уходило с трамваем многое.

Истощены, измучены блокадой и голодом ленинградцы. И всё же:

— Восстановим, пустим трамвай, — сказали.

Пустить трамвай — это значило: надо добыть топливо для городской электростанции. Достали его ленинградцы. Нет хорошего угля — стали собирать «местное топливо»: угольную пыль, древесные отходы, простую бумагу, строительный мусор.

Пустить трамвай — это значило: надо на электростанции создать специальный котёл для «местного топлива». Собрали, создали ленинградцы такой котёл.

Работали дружно. Все. Взрослые. Дети. Рабочие и инженеры. Художники и музыканты.

Пустили трамвай ленинградцы.

15 апреля 1942 года он снова пошёл по городу. Бежит он по рельсам, наполняет город весёлым трамвайным звоном.

Любуются люди:

— Смотри — пошёл!

— Пошёл!

— Пошёл!

Бежит, бежит по Ленинграду ленинградский трамвай. Вместе со всеми живёт и борется.

Вопросы для обсуждения:

- Почему трамвай прозвали неустрашимым?

- Какие трудности пришлось перенести трамваю?

- Почему жители города так радовались трамваю?

- Найдите предложение, подтверждающее важность трамвая для жителей города.

 

С. Алексеев. Шуба

Группу ленинградских детей вывозили из осаждённого фашистами Ленинграда «Дорогой жизни». Тронулась в путь машина.

Январь. Мороз. Ветер студёный хлещет. Сидит за баранкой шофёр Коряков. Точно ведёт полуторку.

Прижались друг к другу в машине дети. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. А вот и ещё один. Самый маленький, самый щупленький. Все ребята худы-худы, как детские тонкие книжки. А этот и вовсе тощ, как страничка из этой книжки.

Из разных мест собрались ребята. Кто с Охты, кто с Нарвской, кто с Выборгской стороны, кто с острова Кировского, кто с Васильевского. А этот, представьте, с проспекта Невского. Невский проспект — это центральная, главная улица Ленинграда. Жил мальчонка здесь с папой, с мамой. Ударил снаряд, не стало родителей. Да и другие, те, что едут сейчас в машине, тоже остались без мам, без пап. Погибли и их родители. Кто умер от голода, кто под бомбу попал фашистскую, кто был придавлен рухнувшим домом, кому жизнь оборвал снаряд. Остались ребята совсем одинокими. Сопровождает их тётя Оля. Тётя Оля сама подросток. Неполных пятнадцать лет.

Едут ребята. Прижались друг к другу. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха. Едут ребята. Январь. Мороз. Продувает детей на ветру. Обхватила руками их тётя Оля. От этих тёплых рук кажется всем теплее.

Идёт по январскому льду полуторка. Справа и слева застыла Ладога. Всё сильнее, сильнее мороз над Ладогой. Коченеют ребячьи спины. Не дети сидят — сосульки.

Вот бы сейчас меховую шубу.

И вдруг… Затормозила, остановилась полуторка. Вышел из кабины шофёр Коряков. Снял с себя тёплый солдатский овчинный тулуп. Подбросил Оле, кричит:

— Лови! 

Подхватила Оля овчинный тулуп:

— Да как же вы… Да, право, мы…

— Бери, бери! — прокричал Коряков и прыгнул в свою кабину.

Смотрят ребята — шуба! От одного вида её теплее.

Сел шофёр на своё шофёрское место. Тронулась вновь машина. Укрыла тётя Оля ребят овчинным тулупом. Ещё теснее прижались друг к другу дети. Девочка, девочка, снова девочка. Мальчик, девочка, снова мальчик. В самой серёдке — кроха. Большим оказался тулуп и добрым. Побежало тепло по ребячьим спинам.

Довёз Коряков ребят до восточного берега Ладожского озера, доставил в посёлок Кобона. Отсюда, из Кобоны, предстоял им ещё далёкий, далёкий путь. Простился Коряков с тётей Олей. Начал прощаться с ребятами. Держит в руках тулуп. Смотрит на тулуп, на ребят. Эх бы ребятам тулуп в дорогу… Так ведь казённый, не свой тулуп. Начальство голову сразу снимет. Смотрит шофёр на ребят, на тулуп. И вдруг…

— Эх, была не была! — махнул Коряков рукой.

Поехал дальше тулуп овчинный.

Не ругало его начальство. Новую шубу выдало.

Вопросы для обсуждения:

- Что такое «Дорога жизни»?

- Какой была зимняя дорога?

 - Как выглядели ребята?

 - Какую машину называют полуторкой?

- Что еще, кроме шубы, согревало детей?

 - Что можно сказать о шофере Корякове?

 

С. Алексеев. Блокадный хлеб

Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке — муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям.

Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать:

— Сокращение?!

— Сокращение, — отозвался отец.

Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:

— Сокращение?!

— Сокращение, — отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.

Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым — по 400 граммов на день, детям всего по 200.

Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети — по 125.

Глянешь на этот ломтик. А ломтик — с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.

Самый приятный час для Валетки — это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб.

Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот — отцу, вот дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему — Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.

— Как же так? — удивляется мальчик.

Улыбаются взрослые:

— Мука в нём другая!

Вопросы для обсуждения:

- Почему ленинградцам хлеб «казался милее милого»?

- Представляете ли вы нормы хлеба, упомянутые в рассказе? Покажите руками, сколько это.

- Кого в семье Валетки берегли больше всех?

- Какая же она – детская мука? Что в нее было добавлено родителями Валетки?

 

Рассказы для обсуждения в среднем и старшем школьном возрасте

Ю. Яковлев. Девочки с Васильевского острова

Умерли все. Осталась одна Таня.

Из дневника Тани Савичевой.

Ленинград, 1942 год.

Я Валя Зайцева с Васильевского острова.

У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо...

У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег. Случаются наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа — Невка, впереди — открытое море.

У меня есть подружка — Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.

Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали.

Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.

Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами повторением...» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате — никого.

Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там... моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь.

Девочка умерла от голода... Не все ли равно отчего умирать — от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее...

Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога. Прошла два с половиной километра — там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.

Какие-то взрослые спросили меня:

— Ты кто такая?

— Я Валя Зайцева с Васильевского острова. Я тоже хочу строить.

Мне сказали:

— Нельзя! Приходи со своим районом.

Я не ушла. Осмотрелась и увидела малыша, головастика. Я ухватилась за него:

— Он тоже пришел со своим районом?

— Он пришел с братом.

С братом можно. С районом можно. А как же быть одной?

Я сказала им:

— Понимаете, я ведь не так просто хочу строить. Я хочу строить своей подруге... Тане Савичевой.

 выкатили глаза. Не поверили. Переспросили:

— Таня Савичева твоя подруга?

— А чего здесь особенного? Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.

Но ее же нет...

До чего бестолковые люди, а еще взрослые! Что значит «нет», если мы дружим? Я сказала, чтобы они поняли:

— У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок. Он набьет щеки...

 заметила, что они не верят мне. И чтобы они поверили, выпалила:

— У нас даже почерк одинаковый!

— Почерк? — Они удивились еще больше.

 А что? Почерк!

Неожиданно они повеселели, от почерка:

— Это очень хорошо! Это прямо находка. Поедем с нами.

— Никуда я не поеду. Я хочу строить...

— Ты будешь строить! Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.

 Могу, — согласилась я. — Только у меня нет карандаша. Дадите?

— Ты будешь писать на бетоне. На бетоне не пишут карандашом.

Я никогда не писала на бетоне. Я писала на стенках, на асфальте, но они привезли меня на бетонный завод и дали Танин дневник — записную книжку с алфавитом: а, б, в... У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:

«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.».

Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.

Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.

— Давайте ваш бетон. Буду писать.

Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно. И мне говорили:

— Не торопись.

Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.

У меня плохо получалось.

— Не торопись. Пиши спокойно.

«Бабушка умерла 25 янв. Зч. дня 1942г.».

Пока я писала про Женю, умерла бабушка.

Если просто хочешь есть, это не голод — поешь часом позже.

Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод — когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.».

У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.

Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером. Мне рассказывали.

Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила «буржуйка», где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...

— Пиши, — тихо сказали мне.

В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:

— Пиши, Валя Зайцева, пиши.

И я снова написала — «умер».

«Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.».

«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.».

Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась — жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.

— Что же ты не пишешь? — тихо сказали мне. — Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.

Я долго не решалась открыть страничку на букву «М». На этой страничке Таниной рукой было написано: «Мама 13 мая в 7.30 час.

утра 1942 года». Таня не написала слово «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.

Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый.

Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.

— Можешь еще писать?

— Я допишу, — ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка.

Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила — значит, не сдавалась!

Открыла страничку «С». Там было два слова: «Савичевы умерли».

Открыла страничку «У» — «Умерли все». Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву «О» — «Осталась одна Таня».

И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.

И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: «Почему одна?

А я? У тебя же есть подруга — Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?»

Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:

— Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо.

Я не поняла, за что мне говорят «спасибо». Я сказала:

— Приду завтра... без своего района. Можно?

— Приходи без района, — сказали мне. — Приходи.

Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.

А дружат ведь только с живыми.

...И плывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа — Невка, впереди — открытое море.

Вопросы для обсуждения:

  1. От чьего лица ведётся в рассказе повествование?
  2. О каких девочках идёт речь?
  3. Что о себе и василеостровских девчонках говорит Валя? Какой Вы представляете эту девочку?
  4. Что Вы узнали о Тане Савичевой из рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»?
  5. Что объединяет этих двух девочек? Как сама Валя объяснила взрослым свою дружбу с Таней?
  6. Как называлась дорога, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей?
  7. А почему Валя решила отыскать её?
  8. Почему Валю оставили на строительство памятника?
  9. Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать?
  10. Как выглядит этот памятник?
  11. А где он находится? (Памятник установлен детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни. Он называется “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой)
  12. Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград?
  13. Что значит “остались в своём времени”? Почему Валя говорит о них как о живых?
  14. Можно назвать этот рассказ «путешествием во времени»?


С. Алексеев. Буханка

Надя Хохлова, Надя Реброва — две девушки, две подружки. Живут по соседству. Рядом их улицы. На Расстанной живёт Хохлова. Реброва живёт на Лиговке. Давно они дружат. Вместе росли, вместе учились в школе. На заводе работают нынче вместе. И той и другой по шестнадцать лет.

Хорошо они трудятся. Хвалят подружек. Снаряды завод выпускает для фронта. Две нормы вырабатывает Надя Хохлова, две — Надя Реброва. В числе первых стараются быть подружки. Нелёгкие дни в Ленинграде. Есть подружкам всё время хочется.

Утром проснутся. Хочется кушать.

Бегут на работу. Хочется кушать.

Стоят у станков. О еде мечтают.

Уж так, уж так порой им хочется кушать… Голова у подружек кружится.

Мечтают подружки:  — Вот бы буханку хлеба.

— Хоть одну на двоих, — скажет Надя Хохлова.

 — Хоть одну на двоих, — согласится Надя Реброва.

— Вот бы упала буханка с неба!  Возвращались как-то они с работы. Вот она, Лиговка. Скоро Расстанная. Угол Расстанной и Лиговки. Расстанутся тут подружки. Надя Хохлова ещё дальше немного пройдёт по Лиговке. Надя Реброва свернёт на Расстанную.

Идут подружки. Зима. Мороз. Сугробы снега в рост человеческий слева, справа. Час вечерний. Пустынно сейчас на Лиговке. Двое всего на Лиговке Надя Хохлова, Надя Реброва. Вечер. Зима. Мороз.

Шагают подружки. Скрип, скрип — под ногами снег. Обогнала подружек автомашина. Грузовик. Брезентом что-то прикрыто сверху. Запах почудился вдруг подружкам. Знакомый, щемящий, кричащий запах. Переглянулись подружки — так это ж хлеб!

Действительно, хлеб в машине. Торопилась машина к булочной. Смотрят

подружки. Вырывается криком голод:

— Вот бы буханку хлеба.

 — Хоть одну на двоих?

 — Хоть одну на двоих!

Идёт, огибает машина сугробы. И вдруг просвистел, прогудел, ударил рядом с машиной снаряд. Разорвался он рядом с мотором. Разнесло кабину. Убило шофёра. Сорвало борта у машины. Посыпались буханки на мостовую чуть ли не прямо к ногам подружек.

Смотрят подружки: буханки! Хлеб! Подбежали они к машине.

Что-то шепчет: хватай, бери, не повторится такое чудо.

 Но тут же и новый голос: не трогай, не смей, в каждой буханке чужая доля.

Что-то шепчет: смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Но тут же тот строгий голос: не смей на чужой беде строить свою удачу.

Наклонились подружки. Взяли по буханке. Смотрит Надя Хохлова на Надю Реброву. Смотрит Надя Реброва на Надю Хохлову. Постояли они секунду. Наклонились, взяли ещё по буханке, по две, по три. Поднялись, пошли к машине. Положили буханки опять в машину. Вскоре появились другие прохожие. Старуха какая-то, подросток, девчонка, какой-то старик, две молодые женщины. Смотрят прохожие — хлеб! Видят Хохлову, видят Реброву. Подошли, наклонились, тоже стали грузить на машину хлеб. Собрали буханки люди. Кто-то куда-то сбегал, сообщил о случившемся. Вскоре другая пришла машина. Перегрузили на эту машину хлеб. Гуднула, ушла машина.

Смотрит ей вслед Надя Хохлова, смотрит Надя Реброва. Смотрят другие люди.

И снова, и снова, и снова — до крика, до слез, до боли: хочется людям есть, хочется людям есть.

— Вот бы — буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих, на пятерых, семерых.  Хотя бы — кусочек хлеба!

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства переполняли девушек?
  2. Почему они не посмели взять себе хоть одну буханку хлеба?
  3. Почему хлеб был так важен в блокадном Ленинграде?
  4. Представляете ли вы объем нормы хлеба, который выдавали по карточкам ленинградцам?
  5. Поразил ли вас поступок подруг?

 

В. Потанин. Боря маленький и другие

Рассказ посвящен приезду ленинградцев в эвакуацию в маленькое село Утята Курганской области. Предлагаем прочесть его в отрывках – от лица автора (во взрослом и детском возрасте) и от лица ленинградских детей. (Текст рассказа – во вложении).

Вопросы для обсуждения:

Как встречали детей, вывезенных из блокадного Ленинграда, в морозной курганской деревне Утята?

Посмотрите по карте, где находятся Санкт-Петербург и Курган. Сколько, по-вашему, времени могли добираться дети в деревню Утята? Предположите, как они ехали?

Что внесли в жизнь деревенских ребят приезжие?

Что из рассказа о военном детстве автора рассказа запомнилось особенно?

«Не забудем и понесем вперед нашу память», - такими словами заканчивает свой рассказ-воспоминание об эвакуированных ленинградцах В. Потанин. Как вы полагаете, почему мы, новые поколения, должны помнить о войне?    

При составлении рекомендаций по проведению акцию «Читаем детям о войне»-2019 использован материал: Как говорить с детьми об обороне и блокаде Ленинграда. Методические и справочные материалы. – СПб.: ФГБОУ ВПО, 2018. – 192с.