В очередном обзоре рубрики «Профи-Лоция» предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных  периодических изданий за август 2014 года: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников»,  «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».

«Библиотека»

Дабарская, Н. «Читай-компания», или Здесь вам будет интересно / Н.Дабарская // Библиотека. - 2014. - № 8. - С. 9-13. - (Сфера информационной культуры)

Основной стратегической целью деятельности городской библиотеки Трехгорного (Челябинская область), которая позиционирует себя как центр творческой читательской деятельности, является  развитие Человека Читающего. Определение творческой читательской деятельности приводится в тексте концепции библиотеки.

Организация библиотечного пространства  способствует формированию читательских желаний: размещение панно с литературными героями в фойе, «Чудо-дерево» на лестничной площадке для читателей младшего дошкольного возраста, выставка детских творческих работ в холле второго этажа, на стенах пространства абонемента «Любознатик» для учащихся  начальной школы представлены материалы игр. Разделы фонда выделены  цветом стеллажей: красный цвет - сказки, синий - отраслевая литература, светло-серый - фольклор,  коричневый - алфавитный указатель.

В зале игры и творчества «Подрастайка» выделено семь читательских зон, которые предлагают детям в общей сложности 50 разных видов творческой деятельности, например: создание необычной мульткартины в мультстудии «Все-Знайки», работа в редакции газеты «Лапы, уши, два хвоста», сюжетно-ролевые игры с Карлсоном в самой крупной зоне зала «Почитаем, поиграем, пошалим». Компьютерные игры и электронные энциклопедии представлены в зоне «КОМПАН и Я Маус+».

Более десяти  программ для организованных групп и самостоятельных читателей реализуется  для детей разных возрастных категорий: «Интеллектуальный читательский марафон», «Оставь все и читай!», программы летнего чтения и другие.

Логвиненко, Г. Мы хотим взять с собой всех / Г.Логвиненко // Библиотека. - 2014. - № 8. - С. 62-64. - (На профессиональной орбите)

Специалист Белгородской государственной детской библиотеки делится своими впечатлениями об участии в Международном семинаре-практикуме «Повышение квалификации: новые идеи и технологии в детских библиотеках», проведенном по инициативе Центральной детской библиотеки г.Минска совместно с Институтом имени Гете в Минске и при поддержке Белорусской библиотечной ассоциации. После обозначения схожести проблем библиотечных сообществ России и Беларуси, автор статьи описывает наиболее запомнившиеся мероприятия: выступления специалистов детской библиотеки им.Гайдара (Москва), встречу с детским писателем А.Жвалевским, экскурсию в Национальную библиотеку, семинар о проектах Городской библиотеки г. Брилона (Германия) «Познакомим детей с книгами». Специалистами  этой библиотеки с целью повышения мотивации к чтению  шесть раз в год проводится «Ночь чтения» для подростков, в течение которой дети перед сном читают страшные истории и ночуют в библиотеке в своих спальных мешках.

Партина, А. Незнайка становится Знайкой /А.Партина // Библиотека. - 2014. -  № 8. - С. 45-48. - (Территория чтения)

В статье приводится анализ эффективности игровых методик, применяемых специалистами Центральной городской библиотеки г.Березовский (Свердловская область) при реализации программ «Библиотека. Семья. Книга», «Кукольный театр в библиотеке «Колобок», «Незнайка в библиотеке», «Летнее путешествие». Приведем  результаты, достигнутые в ходе осуществления программы «Библиотека. Семья. Книга»: увеличение количества новых читателей (в том числе с родителями) и спроса на художественную литературу, запросов на произведения не школьной программы, заинтересованность педагогов дошкольных и школьных учреждений в продолжительном сотрудничестве с библиотекой, посещаемость в летний период работы оставалась достаточно высокой, сохраняющаяся актуальность программы «Кукольный театр».

«Библиотечное дело»

Дегтева, Л. Библиотечная палитра / Л.Дегтярева // Библиотечное дело. - 2014. - № 13. - С. 38-40

Липецкой областной детской библиотекой выпускается профессиональный журнал «Библиотечная палитра», на страницах которого освещается опыт работы с детьми библиотек области. Структуру и содержание журнала определили рубрики: «Колонка руководителя», «Взгляд на проблему», «Изучаем, исследуем», «Есть идея», «Сохраняя традиции, искать новое» и другие. После первых двух лет  выпуска  журнала стали привлекаться к работе и ведущие специалисты в области культуры других библиотек страны.

За пять лет существования было выпущено 19 тематических номеров, опубликовано свыше 100 статей специалистов библиотек Липецкой области. Предстоит работа по улучшению дизайнерского и полиграфического оформления, разработка новых рубрик, размещение на сайте архива выпусков журнала.

Калинина, Е. Уроки добролюбия / Е.Калинина // Библиотечное дело. - 2014. - № 14. - С. 36-41

Библиотека-филиал им. Ф.Достоевского (г. Ярославль) обращает внимание на семейное чтение, задача которого, как считают специалисты библиотеки, состоит в оказании помощи слушателям в выработке ощущения счастья. Этому способствует  проведение соответствующих вечеров, составление рекомендательных списков литературы для семейного чтения на основе опубликованной статьи «Я хочу читать» учителя одной из  гимназий Санкт-Петербурга.

Библиотечный центр семейного чтения работает в тесном сотрудничестве с ярославским историко-родословным обществом. Члены кружка «Семейный летописец» составляют родословные  схемы с помощью компьютерных программ, изучают издания, представленные на постоянно действующей выставке «И разные века, что братья исполины».

«Мастерская Мурзилки» работает  в рамках осуществления  цикла  мероприятий «Библиотечный досуг в выходной». На этих занятиях ребята с родителями изготавливают героев и различные предметы после прочтения сказок.

Козакова, Н. «Неумолимая память сердца...» / Н.Козакова // Библиотечное дело. - 2014. - № 13. - С. 35-37

Под девизом «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»  сотрудники научной библиотеки Челябинской государственной академии культуры и искусств осуществляют издательство календарей-альманахов. Формат такого издания позволяет  раскрыть и представить различные явления и события. Работа в данном ключе одновременно является и творческим и научно-исследовательским процессом, направленным на выявление и обобщение большого объема информации для формирования соответствующего содержания.

 В 2012 году в двуязычном варианте выпущен календарь-альманах, посвященный ученому И.Моргенштерну. Следующее издание «Великие ученые» было посвящено 45-летию Академии, на страницах которого воспроизведены гравированные портреты европейских ученых. Третьим стал календарь-альманах «Планета Генриха Нейгауза», посвященный музыкантам.

Лобачева, И. Цвет индиго в литературе, музыке и искусстве / И.Лобачева // Библиотечное дело. - 2014. - № 14. - С. 11- 13

Статья посвящена проекту Гомельской областной универсальной библиотеки «Синий мир».

Авторская выставка «СИНИЙ мир» призвана увлечь посетителей в разнообразный мир синего. На ней представлены книги, аудиокниги, журналы, нотные издания, диски, альбомы в следующих разделах: «Синий цвет в литературе, критике и поэзии», «Синий цвет в детской литературе», «Синий цвет в музыке, кино, искусстве».

Партина, А. Отцы и дети / А.Партина // Библиотечное дело. - 2014. - № 14. - С. 14-15

Центральной городской библиотекой города Березовский Свердловской области осуществляется проект «Думать модно», в рамках которого было разработано и проведено ток-шоу «Я свободен, я ничей», приуроченное ко Дню молодежи. За два месяца до его проведения горожанам было предложено ответить на два вопроса анкеты: «Что хотят молодые от взрослых?» и «Что хотят взрослые от молодых?». В начале мероприятия были подведены итоги анкетирования, после чего все желающие высказывались по поводу наиболее важного во взаимоотношениях взрослых и молодежи и приняли участие в игре «Клубок». Ток-шоу завершилось выступлением приглашенного эксперта, который направлял  диалог. Основная цель мероприятия была достигнута, поскольку было выявлено умение слушать и быть услышанным друг другом, что способствовало выявлению проблем в общении поколений.

Филина, М. Квест, буккроссинг и лонгмоб / М.Филина // Библиотечное дело. - 2014. - № 14. - С. 2-5

Краеведческий анимационный проект «Оживи'ка» реализуется детской библиотекой города Северодвинска. Популяризация и сохранение исторического наследия  города,  формирование имиджа города путем вовлечения учащихся-детей коррекционных классов в процесс создания мультфильмов краеведческой тематики являются его целями. Девиз проекта - «Открой! Познай! Сделай!». Методика создания пластилиновых мультфильмов может быть использована при изучении разных тем, на основе этого опыта можно создавать кружки и студии анимационного творчества.

На начальном этапе реализации проекта был создан образ девочки-краеведа Оживики, вместе с которой участники проекта  совершали путешествия по трем фрагментам-модулям и одновременно собирали Карту Города.

Каждый фрагмент-модуль собирался из отдельных мероприятий: квесты, мульт-минутки, видеозагадки, экскурсии, анимационные практикумы (например, «Сделай мультик Сам»), мастер-классы (например, «Песочные фантазии»). За участие в каждом занятии ребята получали фрагмент Карты.

В результате осуществления проекта общее число участников проекта составило 300 человек, было создано шесть мультфильмов. Работа в рамках проекта способствовала налаживанию контактов с культурными и образовательными учреждениями города.

«Воспитание школьников»

Богачева, Т. Поликультурный диалог: от культурного шока до взаимопонимания / Т.Богачева, Н.Синягина // Воспитание школьников. - 2014. - № 8. - С. 31-35. - (Классному руководителю)

Подчеркнув остроту межнациональных проблем, авторы статьи раскрывают понятие «культурный шок», часто рассматриваемое как первичная реакция на знакомство с новой культурой и адаптация к новым условиям,  а затем приводят результаты исследования Т.Ю.Богачевой в американском Сиэтле, перечисляют «симптомы» и этапы явления, способы профилактики культурного шока.

В заключение озвучиваются результаты апробации модели поликультурного диалога в нескольких образовательных учреждений России. Согласно этим результатам,  делается вывод об актуальности формирования навыков поликультурного диалога, поликультурного образования и воспитания в целом.

Праздникова, Г. «Мудрой старости - поклон» / Г.Праздникова // Воспитание школьников. - 2014. - № 8. - С. 71-75. - (Публикация по вашей просьбе)

Классный час для учащихся V-VI классов.

Цель занятия - формирование у подростков доброго и уважительного отношения к старшему поколению.

В начале мероприятия учитель рассказывает о Международном дне пожилых людей. После этого при выполнении упражнения «Особенности возраста»  ребята перечисляют характерные  качества личности в разные возрастные периоды, рассказывают о своих бабушках и дедушках, слушают зачитываемый  текст «О старости», читают наизусть заранее подготовленные стихотворения и отрывки из прозы по теме.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Безрукова, И. «Маша и медведь» / И. Безрукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 8. - С. 58-61. - (Игры! Игры! Игры!)

Состязания по одноименному мультсериалу для детей от 7 до 14 лет.

Приводятся вопросы, составленные на основе содержания 14 серий для проведения конкурса на выявление самого внимательного и наблюдательного зрителя.

Глубовских, М. «Самое дорогое на свете -это дружба и взаимная выручка» (А.Волков) / М.Глубовских // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 8. - С. 9-10. - («Большая литература для маленьких»)

Сценарий  встречи, посвященной 75-летию опубликования произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Мероприятие открывается представлением детьми своих любимых сказок. После этого ведущий рассказывает биографию А.Волкова и историю создания  книги «Волшебник Изумрудного города».

Во второй части занятия дети отвечают на вопросы теста-викторины «Элли и приключения ее друзей».

Просекова, О. Ящик для писем / О.Просекова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 8. - С. 41-43. - (Интересно все на свете!)

Час вопросов и ответов для детей 9-10 лет о том, как появилась почтовая служба в зарубежных странах и в России, истории открытки (ее видах и особенностях). В конце занятия  ребята выполняют задание, соединяя получателя открытки (это известные герои произведений для детей) с его адресом.

Савушкина, О. Предлагаю пошалить! / О.Савушкина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 8. - С. 11-12. -(«Большая литература для маленьких»)

Костюмированное представление  для детей 8-10 лет по произведениям норвежской писательницы Марии Парр.

На занятии ребятам представляются книги  «Тоня Глиммердал» и «Вафельное сердце», их герои и сюжет. Сама Тоня  предлагает ребятам поиграть в снежки (изготавливаются из синтепона), показывает письмо, в содержании которого раскрывается тайна лучшего друга  девочки и приглашает детей к прочтению книги.

Герои «Вафельного сердца», большие выдумщики и затейники, один раз решили поиграть в Ноев ковчег. Девятилетний Трилле и Лена представляют аудитории сами свою  задумку, призывая ребят к прочтению книги. 

Худякова, Л. Он - всему голова! / Л.Худякова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 8. - С. 20-23. - (Приходите к нам на праздник!)

Духовно-нравственный урок для детей 7-10 лет о значении и пользе хлеба. Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов.

Занятие начинается с прочтения стихотворения Д.Леднева «Хлеб наш насущный - святые слова...», после чего исполняется песня по теме. Ведущий обращается к русским обычаям, связанным с хлебом и его почитанием со времен Древней Руси, напоминает ребятам о ценности хлеба, его дефиците в годы Великой Отечественной войны.

В Санкт-Петербурге находится музей хлеба, в экспозиции которого представлен процесс хлебопечения от Петра  I до наших дней. После рассказа ведущего об этом музее дети угощаются хлебом.

«Читаем, учимся, играем»

Вавилина, О. «Да, я не изменяюсь и буду тверд душой...» / О.Вавилина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 8. - С. 12-13. - (Знаменательные даты-2014)

Чайнворд, посвященный жизни и произведениям М.Ю.Лермонтова.

К разгадыванию чайнворда приглашаются старшеклассники. Ведущий задает вопрос, знающий ответ ученик вписывает этот ответ. Слова вписываются в чайнворд одно за другим. Участник, давший наибольшее количество  правильных ответов, становится победителем и награждается призом.

В тексте приводятся вопросы, касающиеся биографии М.Ю.Лермонтова, его поэтических произведений, ответы к чайнворду.

Ежеменских, Л. Мастерство добрых рук / Л.Еременских // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 8. - С. 98-103. - (Народная культура)

Занимательная экскурсия по крестьянской избе для учащихся 5-8 классов.

Мероприятия проводят действующие лица, одетые в соответствующие костюмы. Помещение  для занятия  оформлено наподобие традиционной русской избы. Хозяюшка и Историк рассказывают о  бытовых предметах крестьян Зауралья  XVII-XIX вв., предлагая ребятам отгадать загадки о печи, посуде, рукоделии, зеркале, утюге, мыле, чернилах.

Ивашина, В. Дороже золота, дороже жемчугов / В.Ивашина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 8.- С. 71-75. - (Делу - время, потехе - час)

Познавательный час для учащихся 5-7 классов.

После приветствия участников мероприятия рассказчица объясняет различия между приправами, специями и пряностями.  В течение занятия ребята узнают интересное о происхождении и употреблении в пищу чеснока, имбиря, разных видов перца, шафрана, корице. После этого предлагается ответить на вопросы мини-викторины по теме. Дополнительный материал включает описание свойств кардамона, лука и петрушки.

Суркова, И. Перелистывая сказки Пушкина / И. Суркова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 8. - С. 32-36. - (Книга - дар бесценный)

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина для учащихся пятых классов.

Для проведения мероприятия оформляется выставка разных изданий сказок классика; понадобятся карточки с телеграммами, чудо-дерево, на листочках которого написаны номера вопросов; черный ящик с предметами, призы для победителей.

Занятие проводят учитель и библиотекарь, сначала они рассказывают о детстве А.С.Пушкина, об истории создания сказок, их героях.

Литературный ринг состоит из двух раундов. Задания первого раунда: «Конкурс детективов» (нужно узнать героя по его описанию), «Черный ящик» (ведущие просят ответить на вопросы, после чего вынимают из черного ящика соответствующий предмет), «Вам телеграмма» (по тексту полученной телеграммы необходимо назвать сказочного героя-автора послания).

При выполнении задания второго раунда «Пушкинский словарик» требуется объяснение участниками ринга слов, встречающихся на страницах сказок А.Пушкина. При выполнении упражнения «Назови персонаж» ребятам необходимо вспомнить имена сказочных персонажей, начинающиеся на определенные буквы. Конкурс «Отгадай героя» предполагает перестановку  слогов имен героев сказок. «Конкурс знатоков» позволяет узнать,  насколько хорошо участники ринга знают тексты самих сказок, при этом необходимо вставить пропущенные слова в стихотворные строки и назвать сказку.

«Чудо-дерево» третьего раунда предполагает ответы ребят на вопросы по очереди, после этого подводятся итоги и награждаются победители.

«Школьная библиотека»

Иванова, Т. Моя Родина - Болугур / Т.Иванова // Школьная библиотека. - 2014. - № 8. - С. 76-77. - ( В объективе - регион)

О краеведческом проекте «Моя Родина - Болугур», разработанном одной из школьных медиатек республики Якутия. Отмечается информационный и практико-ориентационный характер проекта. Создание электронного справочного пособия и издание книги о коллекционерах «Интересное увлечение» на якутском языке стали наглядными результатами работы.

Специалистами медиатеки выпускается медиажурнал «Советуем прочитать», который транслируется учащимся на переменах. Показ видеосюжетов «Разговор вокруг книги», в которых дети представляют свои любимые произведения; формирование краеведческого фонда, постоянно  действующая выставка «Дарственные книги», сотрудничество с сельской библиотекой способствует популяризации краеведческой литературы. Весь материал систематизируется и размещается на сайте медиатеки.

Соловьева, С. Проект «Медиатека как информационно-интеллектуальная площадка развития творческой личности» / С.Соловьева // Школьная библиотека. -2014. - № 8. - С. 66-67. - (В объективе - регион)

С 2010 года медиатека одной из школ Якутска работает в режиме площадок, ориентированных на разные возрастные категории детей: площадка «Мозаика знаний» для младших школьников подразумевает проведение библиотечных уроков к юбилейным датам писателей и поэтов, целого цикла уроков «В гостях у сказки». Дети среднего школьного возраста на площадке «В гостях у Совенка» в рамках кружка «Журналистика» выпускают газету «Школьное время» в виртуальном и бумажном варианте. Площадка встреч с интересными людьми «ДИАЛОГОС» ориентирована на старший возраст. Выполнение домашних заданий, подготовка к экзаменам, тематическим конкурсам реализуются на площадке «САМореализациЯ» учащимися всех возрастов ежедневно в определенный промежуток времени. На педагогический состав школы ориентирована площадка «Информация. Вдохновение. Творчество», подразумевающая еженедельные планерки, заполнение электронных дневников, проведение классных часов, родительских собраний.

Таким образом, осуществление проекта систематизирует деятельность школьного библиотекаря, обеспечивая оперативное удовлетворение информационных запросов пользователей.

Чуйкова, О. Как оживить события разных эпох / О.Чуйкова // Школьная библиотека. - 2014. - № 8. - С. 22-26. - (Адрес опыта)

О роли библиотеки Вологодского многопрофильного лицея в научно-исследовательской деятельности учащихся.

С целью научить пониманию красоты и индивидуальности архитектуры совместно с группой энтузиастов «Хранители Вологды» были разработаны и проведены циклы интерактивных занятий, посвященные деревянному зодчеству Вологды: мультимедийные презентации, практические занятия по созданию собственных проектов «Строим и украшаем дом», экскурсии, дискуссия «Нужна ли нам деревянная Вологда?», интерактивная игра, краеведческие викторины.

Один из вопросов краеведческой викторины 2012 года касался фамилии Барклай-де-Толли, это инициирование проведения  исследования «Вологжане Барклай-де-Толли». Для решения поставленных задач использовались следующие методы:  поисковый, изучение литературы, аналитико- синтетический метод, опрос. В результате исследовательской работы был сделан вывод о том, что легенда о принадлежности вологодских Барклаев к известному полководцу имела под собой почву недостаточности и недостоверности данных.