Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. В своем творчестве он не раз будет возвращаться к этим темам. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком.
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».
Книги писателя были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного быта, в связи с чем, они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.
Награды в области литературы
- 1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка».
- 1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба».
- 1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох».
- 1994 г. – премия «Триумф».
- 1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты».
- 1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг.
- 2009 г. – премия Александра Солженицына (посмертно).
Интересные факты
В 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси» - своеобразные короткие рассказы.
Известные высказывания Виктора Астафьева
- Половина людей на земном шаре нарушает или собирается нарушить, другая половина нарушать не дает. Пока равновесие. Дальше может быть нарушение баланса.
- В ей, в жизни, завсегда, как на рыбалке: то клюет, то не клюет.
- Все на земле рождается не зря и достойно всякого почитания, а может и поклонения.
- Язык всегда вокруг больного зуба вертится.
- Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только все самое яркое, но прежде всего поразившее воображение.
- Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине.
- Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество. Оно пострашнее войны.
- Хороший старшина, говаривали бывалые бойцы, в службе важней и полезней любого генерала.
- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота.
- В беде, в одиночестве люди все одинаковы.
- Главное в ягодах - закрыть дно посудины.
- Война и тайга - самая верная проверка человеку.
Уроки жизни в лирических миниатюрах Виктора Астафьева (по произведению В. Астафьева «Затеси»)
Критики уже давно заметили, что всю свою творческую жизнь В.П. Астафьев писал одну книгу - книгу своей жизни. Почему, зачем, для кого вновь и вновь проживал писатель вместе со своими героями трагические и счастливые годы жизни? Образ неведомой страны счастья и справедливости, которую он искал и постигал: «…замрет... остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он ее моими глазами, полюбит моей любовью...».
За живой водой любви к людям, к природе, за уроками мужества жить и исполнять на земле предназначение человека будут приходить читатели к творчеству замечательного писателя.
Читая «Затеси», можно прийти к выводу, что это необычные уроки жизни, похожие на заметки, где автор ненавязчиво доносит до читателя свое видение мира. К 1965 году начал складываться цикл затесей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Они составили восемь хронологических тетрадей.
Писатель рано начал задумываться о смысле происходящего в жизни, природе человеческих отношений, соотношении в мире добра и зла. Об этом все его произведения. Проанализируем следующие лирические миниатюры: «Игра», «Предел», «Мелодия», «Тоска», «Ягодка». Кому предназначены миниатюры? Наверное, всем, кто возьмет и будет читать эту книгу. Каждый найдет в затесях что-то важное для себя.
О чем же пишет писатель? «О вечности или быстро текущей жизни? О суете и бренности жизни? О мятущейся человеческой душе?». Астафьев напоминает нам о нравственности, «об очаровании человеческого сердца, о том, как прекрасна чистота неопытного чувства и как обездолен человек, если отречется от этих ценностей». Рассказы замечательного писателя призывают всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в огромный и прекрасный мир, полюбить его, но, ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующей гармонии.
Миниатюры удивительного писателя ненавязчиво учат: природа сторицей платит человеку за добро и наказывает за причиненное зло. Трогательную дружбу человека и природы, стремление жить в мире и согласии - вот что внушает нам, живущим в XXI веке, передовой писатель и, несомненно, гуманный человек В.П. Астафьев. «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живешь» - эта мысль пронизывает все произведения замечательного автора.
Какие уроки жизни можно взять для себя, проанализировав эти произведения?
- В жизни всегда приходится стоять пред проблемой выбора
Старайтесь сделать правильный выбор, помните, что зло многолико и коварно, оно маскируется, его трудно распознать.
- Судить человека нужно по его поступкам
«Человек может и должен сам себя воспитать, сформировать себя как личность. Для этого ему даны такие качества, как ум, воля, совесть. Одно из ценнейших достижений человека - приобретение им внутренней свободы, которую не нужно путать с произволом. Свобода подчиняется высшим нравственным нормам. Но это неоценимое качество дается лишь благодаря неустанному духовному труду». Эти строки А.П. Чехова подтверждают наши рассуждения о творчестве Астафьева. Именно доброта и нежность, правда и красота помогают хранить веру в незряшность нашего существования на земле.
Римский поэт Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив». Совесть - главная духовная основа русской жизни. Без нее мы будем другой страной и другими людьми. Запомните эти слова на всю жизнь. Совесть — это светильник, который освещает дорогу. Чтобы в человеке не погас светильник, он должен помнить эти заповеди.
- Не вреди другому
Помоги другому, даже в ущерб своему времени и удобству. Контролируй свои мысли и поступки во имя и во благо другого: не поддавайся зависти, корысти, не желай зла. Живи по совести.
- Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Уменьшай страдания около себя и в себе.
Главная задача нового века — сделать все зависящее от нас, чтобы гуманистическая культура возглавила цивилизацию. Если не литература научит слышать в суете и грохоте наших дней - так кто же? Если не литература научит понимать язык образов - так кто же? Вот почему так важно уметь правильно донести слово писателя до читателя. Воспользуемся строкой Бориса Пастернака: «Образ мира, в слове явленный». Только такой образ научит нас быть человечнее в этом мире и получить ответы на поставленные вопросы.
И многие ответы можно найти в произведениях В.Астафьева.
Источник:
VII Малые Астафьевские чтения. Журнал Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moskvam.ru/publications/publication_797.html - (Дата обращения: 04.04.2019).
Живое слово писателя
Методические рекомендации по работе с книгами В.П. Астафьева в аудитории детей 10-15 лет.
Для детей 10-15 лет можно оформить книжную выставку «Мы снова открываем Ваши книги», посвящённую жизни и творчеству Виктора Петровича Астафьева. На выставке можно поместить портрет писателя.
При оформлении выставки предлагаем использовать цитаты из произведений В. П. Астафьева:
«Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». («Затеси», 1972)
«О тайга, о вечный русский лес и все времена года, на земле русской происходящие, что может быть и есть прекрасней вас?» («На сон грядущий», 2000)
«Так и хочется поделиться с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем». («Пеструха», 1986)
«Чтобы делать добро, помочь человеку, не обязательно знать его язык, его нравы, его характер – у добра везде и всюду один-разъединственный язык». («Прокляты и убиты», 1992-1994)
Дополнить выставку можно старинными предметами быта деревни: керосиновая
лампа, лукошко, рушник и другое. Разместить дары леса: шишки, орехи, ягоды. Приложить литературный артефакт: пряник в виде коня с розовой гривой (это может быть поделка из солёного теста). Можно разместить копию фотографии из рассказа «Фотография, на которой меня нет», стилизованную под старину.
Для разговора с подростками 11-13 лет предлагаем «Литературное путешествие по затесям Виктора Петровича Астафьева». Предварительно ребята знакомятся с рассказами В. П. Астафьева, которые будут использоваться в игре:
- «Васюткино озеро»;
- «Конь с розовой гривой»;
- «Фотография, на которой меня нет»;
- «Гирманча находит друзей»;
- «Бабушка с малиной»;
- «Зачем я убил коростеля?»;
- «Монах в новых штанах»;
- «Капалуха»;
- «Стрижонок Скрип»;
- «Белогрудка»;
- «Гуси в полынье».
Подробнее о методике проведения игры:
Живое слово писателя: из опыта работы Красноярской краевой детской библиотеки по творчеству В. П. Астафьева. – Красноярск, 2017.
В. П. Астафьев. Повести о Великой Отечественной войне
Обзор произведений писателя для старшеклассников
В эти майские праздничные дни невозможно не вспомнить великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Он и сам майский - родился 1 мая 1944 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край). В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.
Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».
Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году
Астафьев показывал войну как большую трагедию, когда смерть становится привычной, повседневной, и уже не вызывает никаких эмоций, и считал, что преступно изображать войну только с героической точки зрения. Правдивый, беспощадно искренний писатель всегда оставался самим собой и в жизни, и в литературе.
Одно из первых произведений писателя о событиях войны – повесть «Где-то гремит война», включённая в автобиографический цикл произведений «Последний поклон».
«Где-то гремит война» – название чисто условное, символическое. В этой повести автор сумел показать, что война была всенародной трагедией; и хотя в далёкое сибирское селение война непосредственно не пришла, она определила жизнь, поведение людей, их поступки, мечты, желания. Война всей тяжестью легла на жизнь народа. Огромный труд выпал на долю женщин и подростков. Всё взрослое мужское население воевало на фронтах. Сибирские селения познали горечь утрат близких. Похоронки несли трагедию не только в дом погибшего, но и во всё село. В центре повествования – небольшой эпизод из жизни главного героя. Автор описывает трудную жизнь сибирского села в дни войны, когда все мысли женщин, стариков и детей были о фронте, о близких, которые сражались с врагом. Война – это трагедия для всего народа, и не случайны раздумья автора, «что долгой будет война и на долю нашего народа, и это значит, прежде всего, на женскую долю, падут также тяжести и испытания, какие только нашим русским бабам и посильны».
В. П. Астафьев показал мужество и стойкость народа, его несгибаемость перед всеми тяготами войны, его веру в победу и героический труд в помощь фронту. Автор утверждает, что война не ожесточила людей, которые были способны на «доподлинную, несочинённую любовь к ближнему своему». В повести созданы запоминающиеся характеры простых мужественных тружениц села: шорницы Дарьи Митрофановны, которая спасла жизнь рассказчику, его тёток Августы и Васени, дяди Левонтия, детей – Кеши, Лидки, Кати и др.
Повести В. П. Астафьева о войне решают проблему «человек и война». Война в изображении писателя была испытанием для народа, испытанием для человека. Для его повестей характерен философский подтекст. В центре большинства произведений – образ молодого человека. Несмотря на ожесточённую битву, на ужас и гибель многих людей, жизнь шла поступательно. Молодой человек в годы войны быстро мужал, проходило становление его характера.
Повесть «Звездопад» – лирическая по своему содержанию. Это повествование о любви: «она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет». Действие повести происходит в госпитале в Краснодаре. Герой, находясь на излечении после ранения, полученного на фронте, встречается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом прослеживает зарождение и развитие этой любви, которая обогатила душу героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья», – утверждает автор.
Среди произведений В. П. Астафьева о войне выделяется повесть «Пастух и пастушка», получившая признание читателей и критики. По типологии повесть можно назвать лиро-эпической. По собственному признанию автора, непосредственный источник повести – литературный (роман Прево «Манон Леско»). Однако В. П. Астафьев сумел создать самобытное и оригинальное произведение. В повести отчётливо выделяются два плана (эпический и лирический), которые, переплетаясь между собой, составляют единое целое. В произведении два временных аспекта – настоящее время и события войны – ожесточённые бои после освобождения Сталинграда. Писатель запечатлевает героический подвиг Советской Армии, её солдат и офицеров, в кровавых напряжённых битвах освобождающих родную землю от фашистских захватчиков. Батальные картины в повести исполнены с подлинным мастерством и выразительностью: «Казалось, вся война была сейчас здесь, в этом месте, кипела в растопленной яме траншеи, исходя удушливым дымом, рёвом, визгом осколков, звериным рычаньем людей».
Грохот к лязг войны, смертельная опасность, какая заключена в каждом бое, не может, однако, заглушить человеческое в человеке. В огне боя погибают старики – пастух и пастушка, погибают вместе, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в свой смертный час. И не случайно убитые, но неразлучённые старые люди производят глубокое впечатление на Бориса Костяева. Писатель подчёркивает необъятную силу человеческих чувств, которые не подвластны войне с её смертью и ужасами. И Борис Костяев, пройдя через сильнейшие испытания в войне, не потерял способности к всепоглощающему человеческому чувству. Его встреча с Люсей была началом их огромной любви, любви, которая сильнее смерти. Для Бориса Люся была его первой любовью. Близость с ней потрясла его: «Женщина! Так вот что такое женщина! Что же она с ним сделала?! Сорвала, точно лист с дерева, закружила и понесла, понесла над землёю – нет в нём веса, нет под ним тверди… Ничего нет. И не было. Есть только она, женщина, которой он принадлежит весь до последней кровинки, до остатнего вздоха, и ничего уже с этим никто поделать не может».
История встречи, любви Костяева и Люси – лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. В. П. Астафьев не только слагает гимн большой любви Люси и Бориса, но и вскрывает истоки их огромного чувства. В повести описана учительская семья Бориса. С теплотой и сердечностью пишет автор о любви матери к Борису, приводит её письмо к сыну, которое он читает вместе с Люсей.
В. П. Астафьев пишет о трагедии матерей, теряющих детей своих в страшной войне. И здесь ощущается скрытое обращение писателя к современным матерям, чтобы они боролись за мир в мире и не допустили войны ещё более страшной и жестокой, чем прошлая: «.матери, матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы в своём первобытном одиночестве, в своей священной и звериной тоске по детям». Тяжка и горька была разлука Бориса с матерью, а затем и с Люсей.
Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Война продолжалась. В неумолимом грохоте боёв изменялись людские судьбы. Погибают бойцы взвода Костяева. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны. Умер герой в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке.
Это произведение не только о войне, но и о жизни и о любви. Для повести характерна кольцевая композиция. Начинается и кончается она описанием свидания женщины с могилой, где покоится боец Советской Армии, с могилой, в которой – её счастье, её любовь. Она искала её многие годы и, наконец, нашла. Горько звучит вопрос героини в начале свидания: «Почему ты лежишь один посреди России?» В конце повести рано поседевшая и состарившаяся женщина заверяет того, кто был её единственной любовью, которую она пронесла через всю свою нелёгкую жизнь: «– Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро, совсем скоро будем вместе. Там уже никто не в силах разлучить нас».
И он снова «остался один – посреди России».
Участник войны, В. П. Астафьев, описывая события жестокой битвы с фашизмом, утверждает величие человека, совершившего героический подвиг и способного на самые глубокие чувства. Во всех произведениях чувствуется обращение автора к современнику, напоминание ему о том, какие жертвы были принесены советскими воинами во имя победы, во имя мира и счастья людей на земле.
Источник:
В. П. Астафьев. Повести о Великой Отечественной войне – Режим доступа: – https://multiurok.ru/blog/v-p-astaf-iev-poviesti-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie.html – (Дата обращения: 05.04.2019).