Гоголь — один из самых представленных в школьной про­грамме писателей. В этом качестве он может быть сопоставим с Пушкиным. Вспомним хармсовское "однаж­ды Гоголь переоделся Пушкиным". Произведения Гоголя изучают в школе с 5-го по 10-й класс во всех видах — эпос, драма и даже лирика (поэма «Мёртвые души»).

При всём этом Гоголь — один из самых непрочи­танных в школе писателей. Пусть же библиотеки  внесут свой вклад в изучение творчества великого и мудрого писателя.

Быть классиком — значит стоять на шкафу

Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.

О, Гоголь, во сне ль это всё, наяву?

Так чучело ставят: бекаса, сову.

Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить

Жилеты, камзолы.

Не то,  что раздеться — куска проглотить

Не мог при свидетелях — скульптором голый

Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком — в классе со шкафа смотреть

На школьников; им и запомнится Гоголь

Не странник, не праведник, даже не щеголь,

Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть. (А. Кушнер)

Идея этого сборника - предложить библиотекарям в год гоголевского юбилея вести с читателями разговор о Гоголе живом и интересном. Пусть каждому из наших читателей будет знаком Гоголь, пусть каждый возьмет из его жизни, из его произведений что-то очень важное и нужное для себя.

Гоголевский алфавит составлен по выбору авторов сборника. Подобранные нами заметки могут подсказать тему беседы. Такой алфавит может быть составлен библиотекарями или читателями с подбором других статей о жизни и творчестве Гоголя. Можно предложить читателям творческое задание – составить свой гоголевский алфавит.

Раскрывая тайны Н.В. Гоголя: методико-библиографические материалы по работе с произведениями Н.В.Гоголя / сост. И.Ю. Шарапова, Т.А. Степанова. – Псков, 2009. – 46 с.