1 января - Новогодний праздник

Этот яркий и веселый день отмечается в разных странах по-разному, но везде он любим и ожидаем. Начиная с первых чисел декабря, в каждом коллективе, семье чувствуется приближение зимнего торжества. Обычай праздновать Новый год впервые появился в Месопотамии приблизительно в третьем тысячелетии до н.э. Традиция празднования была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, когда прибывала вода в реках Тигр и Евфрат. Постепенно обычай праздновать Новый год перешел и к иудеям, грекам и народам Западной Европы. Когда римский правитель Юлий Цезарь ввел новый календарь (юлианский), первым днем Нового года стали считать 1 января. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу - покровителю выбора и начала каких-либо дел. Первый день года считался удачным для разных начинаний. Месяц январь, возможно, получил свое название в честь бога Януса.

 

7 января - православный праздник Рождество Христово

В ночь с 6 на 7 января российские православные отмечают Рождество Христово. В нашей стране церковь в начале XX в. не перешла с юлианского календаря на новый, григорианский, поэтому календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого христианами других стран. Согласно Священному Писанию, 7 января в городке Вифлееме произошла небывалая радость - рождение Богомладенца Иисуса Христа. Он появился на свет в пещере и был положен в ясли, куда обычно клали корм животным. Простые пастухи первыми пришли поклониться Спасителю. Потом чудесная звезда указала путь волхвам (древним мудрецам). Они принесли дары для новорожденного. После октябрьской революции 1917 г. празднование Рождества в России запрещалось. Лишь в середине 1930-х гг. советская власть разрешила наряжать елки, только уже не рождественские, а новогодние. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год все же включал в себя рождественские атрибуты (елку, например), будучи при этом вполне светским праздником. После распада СССР Новый год остался традиционным семейным торжеством, но множество людей приходит в Рождество в церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. С Рождеством завершается 40-дневный пост, а потом наступают 12-дневные святки.

 

19 января - православный праздник Крещение Господне

Праздник Крещения завершает Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Слово «крещение» произошло от греческого слова «погружение», которое впервые встречается в Священном писании в связи с именем Иоанна Крестителя. Иудеи, прежде чем прийти к нему, заходили в воды реки Иордан, чтобы духовно очиститься. Вода символизирует очищение, жизнь. По замыслу Бога Отца, Иисус Христос тоже должен был окунуться в священные воды Иордана и пройти крещение. Это произошло, когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Для православной церкви крещение Христа - один из великих праздников, который отмечается 19 января (6 января по старому стилю). Он еще называется праздником Богоявления, так как при этом событии миру явились все три Лица Святой Троицы: Бог-Сын в лице Христа, Бог-Отец, свидетельствующий о нем голосом с небес, и Бог-Дух Святой, сошедший к Христу в образе голубя. Считается, что освященная в храме накануне Крещения вода приобретает целебную силу. После праздничной литургии совершаются крестные ходы к водоемам, уже освященным самим Духом Святым.

 

22 января - 110 лет со дня рождения писателя А.П. Гайдара (1904-1941)

Аркадий Петрович Голиков родился в г. Льгов, ныне Курской области, в семье учителя, детство провел в Арзамасе. А звонкий литературный псевдоним «Гайдар» появился в середине 1920-х гг., когда за плечами еще совсем молодого журналиста уже был большой военный опыт. 14-летним он ушел на гражданскую войну, вступил в партию большевиков и стремительно прошел путь от адъютанта до командира полка, став полковником в 17 лет. Болезни вынудили А. Гайдара уйти из армии и найти свое место в жизни на другом поприще - писательском. В начале Великой Отечественной войны он стал спецкором газеты «Комсомольская правда». До своей героической гибели в схватке с фашистами, которая произошла осенью 1941 г., А. Гайдар успел написать прекрасные повести «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Четвертый блиндаж», «Судьба барабанщика», «Дальние страны», рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Р.В.С.», «Горячий камень». В его произведениях всегда чувствуются антивоенные мотивы, беспокойство за будущее страны, романтика. Эти книги экранизировались, их знали и любили молодые читатели. А. Гайдар был среди лучших писателей, создававших советскую детскую литературу.  

 

25 января - День российского студенчества (Татьянин день)

25 (12) января 1755 г. - в день памяти святой мученицы Татианы - императрица Елизавета подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и образования. Святая Татиана считается покровительницей студенчества, а ее имя в переводе с греческого означает «устроительница». Татьянин день сначала праздновался как день рождения университета. Затем по указу Николая I стало отмечаться не открытие университета, а подписание акта о его учреждении. Так появился праздник всех студентов, совпадающий с началом каникул, что отмечалось студенческим братством шумно и весело. В этот день полицейские на улицах не предъявляли претензий к сильно нетрезвым молодым людям, могли козырнуть и осведомиться: «Не нуждается ли господин студент в помощи?» Замечательная традиция отмечать Татьянин день сохранилась до наших дней в России, Белоруссии, Молдавии, Украине. В нашей стране с 25 января 2005 г. праздник называется Днем российского студенчества, что закреплено законодательно Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995, № 32 и Указом Президента России «О Дне российского студенчества» от 25.01.2005, № 76.

 

27 января - День воинской славы России. 70-летие снятия блокады Ленинграда (1944 г.)

Блокада Ленинграда - одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Ведь за те 900 дней и ночей - с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. - погибло свыше 1,5 млн. человек. Город был отрезан от страны фашистскими войсками, которые стремились сломить сопротивление защитников Ленинграда и задушить жителей голодом. В городе не осталось продовольствия, иссякло топливо, остановились электростанции и транспорт, вышли из строя водопровод и канализация. Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей, была так называемая Дорога жизни - военно-транспортная магистраль по Ладожскому озеру. Помимо нее, в 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубопровод для подачи нефтепродуктов и электрокабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Несмотря на голод, холод и эпидемии болезней, жизнь в Ленинграде не останавливалась, трудоспособные ходили на работу. 125 г. хлеба, наполовину состоявшего из несъедобных примесей, навечно останутся символом блокады. До сих пор эту норму хлеба можно видеть в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. 27 января 1944 г. командующий войсками Ленинградского фронта генерал армии Л.А. Говоров сообщил советскому народу по радио потрясающую весть о снятии блокады. В тот же день в Ленинграде был произведен праздничный салют. Дата 27 января 1944 г. олицетворяет собой невиданное мужество, массовый героизм ленинградцев. В мае 1945 г. Ленинград был награжден званием города-героя, а в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.95 № 32-ФЗ 27 января отмечается как День воинской славы России.

 

27 января - 135 лет со дня рождения писателя П.П. Бажова (1879-1950)

Павел Петрович Бажов, происходивший из коренной уральской рабочей семьи, прожил большую насыщенную жизнь, прежде чем стал писать: до революции 1917 г. окончил Екатеринбургское духовное училище и Пермскую духовную семинарию, учительствовал, в гражданскую войну был большевиком-подпольщиком, в советское время - журналистом и краеведом, сотрудником издательства. В годы Великой Отечественной войны, живя в Свердловске, он принял на себя заботы о местных писателях и об эвакуированных из разных уголков СССР литераторах. Свое главное произведение - сборник сказов «Малахитовая шкатулка» - П. Бажов написал в 1939 г., будучи 60-летним. Необыкновенные истории о Хозяйке Медной Горы, о Великом Полозе и его дочерях Змеевках, о лесном козлике Серебряное копытце, о рудокопах и камнерезах полюбились миллионам читателей, вошли в круг детского и юношеского чтения. Появление этих сказов - результат замечательной литературной обработки П. Бажовым уральского фольклора. Он с детства слышал увлекательные устные предания мастеровых людей и передал в своих произведениях тот колоритный язык, сочетание реально-бытовых и фантастических элементов сюжета. Сказы нашли свое отражение в кино, музыке, скульптуре, живописи. П. Бажов скончался в Москве, а похоронен на родной уральской земле - в Свердловске.