15 ноября 2020 года исполняется 145 лет со дня рождения отважного исследователя Арктики Владимира Русанова. Он является одним из прототипов капитана Татаринова романа В. Каверина «Два капитана».
Владимир Александрович Русанов родился 15 ноября 1875 г. в г. Орле в купеческой семье. В 1897 г. окончил Орловскую духовную семинарию. В семинарии он сблизился с революционно настроенной молодежью, в доме Русановых хранилась нелегальная литература. За революционную деятельность В. Русанов был на два года сослан в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии. После ссылки ему запрещено было жить в крупных городах России. Получив разрешение на выезд за границу, в 1903 г. В. Русанов уехал в Париж. Там он поступил в парижский университет – Сорбонна, где успешно учился на естественном факультете по специальности геология.
Пять лет (с 1907 по 1911 гг. включительно) В. Русанов посвятил изучению архипелага Новая Земля. В свою первую экспедицию на Новую Землю он отправился в 1907 г. Прибыв в Архангельск из Парижа, со стороны местных властей В. Русанов встретил всяческое содействие в подготовке экспедиции. Исследование пролива Маточкина Шара и его окрестностей заняло почти два месяца.
Результаты экспедиции были весьма велики. Маточкин Шар был исследован с навигационной стороны. Были собраны богатые геологические и биологические коллекции. На основе своих исследований В. Русанов пришел к новым выводам о происхождении Маточкина Шара. Наблюдения на Новой Земле позволили ему сделать вывод об отступании ледников. Его вывод опровергал широко распространенное в то время представление известного геолога (с 1909 года академика) Ф.Н. Чернышева о том, что ледники наступают. Таким образом, уже после первой экспедиции В. Русанов сумел заявить о себе, т.к. это было новым словом в изучении высоких широт.
Первая полярная экспедиция окончательно определила дальнейшую деятельность Владимира Русанова.
Во французскую экспедицию капитана Шарля Бенара на судне «Жак Картье» в 1908 г. Владимира Русанова пригласили в качестве геолога. Несмотря на неблагоприятные условия он в составе отряда под руководством врача ВМС Франции Кандиотти первым пересек Северный остров Новой Земли от залива Незнаемого до Крестовой губы и обратно. Маршрут проходил по узкой горной долине с топким дном и каменистыми осыпями, с ледниками на склонах, перегородившими долину в средней части. Следует отметить, что Баренцева моря достиг лишь один Русанов, остальные путешественники, не выдержав трудностей пути, отстали.
Итоги экспедиции были изложены В. Русановым в научном отчете начальнику экспедиции Ш. Бенару, в «Отчетах, изданных еженедельными собраниями Парижской Академии наук». После второй новоземельской экспедиции имя В. Русанова, как полярного исследователя, стало пользоваться широким признанием со стороны его коллег и преподавателей Сорбонны. Такое признание за рубежом стало своеобразной рекомендацией для русских властей.
В 1909 г. В. Русанов был приглашен архангельским губернатором И.В. Сосновским в качестве геолога в русскую экспедицию на Новую Землю. Официально ее возглавлял инженер по образованию ссыльный Ю.В. Крамер. Фактически же экспедиция работала по программе, составленной В. Русановым. Главной задачей экспедиции являлось проведение исследования для основания в Крестовой губе постоянного становища.
В этой экспедиции на Новой Земле В. Русановым были обнаружены полезные ископаемые: ценные породы мрамора, аспидный камень, диабаз и другие. Он пополнил навигационные карты новыми данными. Им было выбрано место для русского промыслового становища.
Вместе с другими участниками экспедиции В. Русанов пересек Северный остров Новой Земли с западной стороны острова на восточную с целью поиска удобного кратчайшего сухопутного пути. Этот путь имел большое научное и промысловое значение.
Вернувшись в Архангельск, В. Русанов выступил с рядом лекций, докладов и статей, привлекших внимание общественности к Арктике.
По итогам экспедиций 1908 – 1909 гг. в Париже им было написано ряд работ, которые высоко оценили ученые как во Франции, так и в России. Музей истории естественных наук в Париже представил Русанова к награде «Академическими пальмами».
В 1910 г. В. Русанов возглавил экспедицию на Новую Землю. Официальная программа предусматривала только обследование побережья от полуострова Адмиралтейства до Архангельской губы. В. Русанов же, помимо этого, предполагал обогнуть на экспедиционном судне «Дмитрий Солунский» весь Северный остров Новой Земли.
Произведенные экспедицией исследования значительно расширили познания Новой Земли и гидрологического режима омывающих ее вод. Экспедицией была составлена новая, более точная и подробная карта северного острова. Постоянно велись метеорологические наблюдения. Большое внимание было уделено геологическим исследованиям. Экспедиция собрала обширную палеонтологическую коллекцию, сделала многочисленные наблюдения над современным состоянием и движением ледников, обнаружила доказательства понижения морского уровня на северной оконечности Новой Земли. Ботаническую коллекцию составили водоросли и лишайники, мхи и цветковые растения. Ряд материалов имел ценность для зоологии и морской биологии.
Впервые под русским флагом В. Русанов обошел Северный остров Новой Земли, достигнув мыса Желания. Это выдающееся плавание, совершенное русским судном впервые после похода Саввы Лошкина, принесло Русанову заслуженную славу.
Деятельность Русанова В.А. по итогам экспедиций 1909 и 1910 годов получила признание на высшем государственном уровне. Он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Перед исследователем открывалось широкое поле деятельности на службе России.
Летом 1911 г. в пятый раз В Русанов отправляется на Новую Землю на моторно-парусной лодке «Полярная». Ему было поручено обследовать участок южного побережья Новой Земли. Но В. Русанов выдвинул и собственную программу — обследование Карского побережья Южного острова с последующим завершением маршрута в Маточкином Шаре.
Во время экспедиции В. Русановым были проведены гидрографические и метеорологические исследования. Особенно много было сделано для изучения поверхностных течений Баренцева и Карского морей. Еще один результат полевого сезона 1911 г. — окончательный вывод об отсутствии каменного угля на Новой Земле. В. Русанов совершил плавание вокруг Южного острова Новой Земли.
В итоге экспедиций и поездок на Новую Землю В. Русанов собрал богатейший материал по геологии архипелага. Он наметил стройную концепцию геологической истории Новой Земли, дал прогнозы на поиски рудных месторождений. Его смелые выводы и гипотезы подтверждены современными геологическими изысканиями.
Деятельность В. Русанова была не только очень значительной по объему, но и многосторонней: геология, изучение ледников, ликвидация белых пятен, океанография, топографические съемки, рельеф — целый комплекс проблем, и все с использованием минимума технических средств.
Будучи опытнейшим исследователем Севера в 1912 г. В. Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген по обследованию угленосных районов архипелага. Экспедиция отправлялась на небольшом зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах. Кроме парусного вооружения, судно имело двадцатичетырёхсильный двигатель и обладало прекрасными мореходными качествами. В экспедицию вместе с Русановым отправлялась его невеста француженка Жюльетта Жан-Сосин - геолог и врач.
9 июля 1912 г. «Геркулес», имея на борту четырнадцать участников экспедиции, вышел из Александровска-на-Мурмане (Полярный) под командованием капитана А. Кучина - опытного полярника, участника плавания норвежца Руаля Амундсена к берегам Антарктиды на «Фраме» в 1911 г. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у В. Русанова были иные намерения.
К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных В. Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Отправив на Большую землю трех членов экипажа с документами и отчетами о проделанной работе, начальник экспедиции повернул на восток, к Карскому морю. "Геркулес" благополучно добрался до Маточкина Шара (архипелаг Новая Земля), откуда на материк ушла последняя телеграмма: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».
Какая судьба в действительности постигла «Геркулес»? Где окончилось его плавание? Об экспедиции В. Русанова не было никаких известий вплоть до 1934 г. В 1934 г. на безымянном островке вблизи западного побережья полуострова Таймыр (сейчас остров Геркулес), был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913 г.». В том же году на другом острове обнаружили обрывки одежды и рюкзака, патроны, фотоаппарат "Кодак", именные часы и документы матросов Попова и Чукчина – их именами и назвали остров.
Д. Шпаро и А. Шумилов в рамках экспедиции «Комсомольской правды» в 1970-х гг. предположили, как развивались события: видимо, выйдя в Карское море, команда встала на зимовку. Летом судну не удалось освободиться, а на вторую зимовку не хватило продовольствия и топлива. Члены экспедиции покинули судно и направились к мысу Стерлигова. Там были обнаружены нарты, судя по корабельным креплениям, изготовленные на судне. Члены экспедиции, судя по всему, попробовали дойти до людей, направляясь в сторону Енисея. Однако до сих пор подлинные обстоятельства гибели пропавшей без вести экспедиции «Геркулеса» неизвестны.
В 1988 - 2000 гг. поиск вели энтузиасты из Орла – члены клуба путешествий «Русь». В 2000 г. в окрестностях горы Минина был обнаружен череп без нижней челюсти и несколько костей. Судмедэкспертиза, которую провел знаменитый профессор, сотрудник Российского центра судмедэкспертизы Виктор Звягин, показала, что эти останки по всем показателям могли принадлежать капитану А. Кучину.
В августе 2012 года небольшой отряд из 6 человек из Клуба «Приключение» Дмитрия Шпаро вновь отправился в район Карского моря. На острове Попова-Чукчина были обнаружены предметы, принадлежавшие «русановцам».
Экспедиция 2020 года — третья совместная экспедиция Российского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах. В 2018 году исследовали Новую Землю, в 2019 — острова Земли Франца-Иосифа. В нынешнем году экспедиция была посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова.
В экспедиции действовало два отряда.
Один отряд проводил исследования Новой Земли, пройдя на буксире МБ-12 по маршруту экспедиции Владимира Русанова 1910 г. на судне «Дмитрий Солунский». В честь 145-летия со дня рождения известного исследователя Арктики в проливе Маточкин Шар на острове Южный архипелага Новая Земля установлен памятный знак.
Другой экспедиционный отряд действовал на ледоколе «Илья Муромец». Он повторил маршрут первой Русской полярной экспедиции барона Толля 1900–1902 гг. вдоль северных берегов Таймыра до острова Беннетта. Обратно отряд пошел маршрутом Гидрографической экспедицией по изучению Северного Ледовитого океана (1910 – 1915 гг.), которая открыла Северную Землю и впервые прошла Северным морским путём с востока на запад.
Экспедиционный отряд в районе полуострова Таймыр обнаружил следы экспедиции Владимира Русанова. Все полученные в ходе исследований материалы будут тщательно проанализированы историками и другими специалистами.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» – девиз не только Сани Григорьева из романа В. Каверина «Два капитана», но и всех исследователей Арктики. Очень хочется, чтобы Арктика все же раскрыла нам секрет исчезновения экспедиции В. Русанова. Значит, поиски нужно продолжать….
На Новой Земле имя В. Русанова носят полуостров, пролив и бывшее становище, долина между губой Крестовой и Незнаемым заливом, по которой проходил его маршрут 1909 года, залив на Карской стороне Северного острова. Имя исследователя можно встретить и на карте других полярных архипелагов. На Северной Земле в честь В. Русанова назван ледник (остров Октябрьской Революции), на Земле Франца-Иосифа его имя присвоено мысу на острове Нансена. Еще один мыс носит его имя на острове Колосовых вблизи таймырского побережья, где были обнаружены в 1934 году следы его последней экспедиции. На острове Западный Шпицберген имя В. Русанова в окрестностях бухты Колсбэй присвоено одному из входных мысов и ручью, в долине которого он проводил разведки угля. В его честь названа гора в Антарктиде.
На родине полярного исследователя в городе Орле в 1982 году создан мемориальный музей на улице, носящей его имя. Имя Русанова В.А. присвоено улицам в Москве, Архангельске, Мурманске и далеком Баренцбурге на Шпицбергене. В городе Печора в 1967 году Русанову В.А. установлен памятник. Его именем также назван ледокольный пароход. По имени ледокольного парохода в Хатангском заливе на морские карты нанесена банка Русанова, на которой он испытал прочность своего корпуса.
В 2018 году на воду спущен танкер-газовоз ледового класса пр. Arc7 «Владимир Русанов». Образ В. Русанова зашифрован в легендарном романе В.А. Каверина "Два капитана". Отважный полярный исследователь является одним из прототипов капитана Татаринова.
В 2020 году в честь 145-летия со дня рождения известного исследователя Арктики в проливе Маточкин Шар на острове Южный архипелага Новая Земля установлен памятный знак в рамках комплексной экспедиции РГО и Северного флота на арктические архипелаги.