7 июня в областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина состоялась профессиональная творческая лаборатория «Грамматика фантазии»: сторителлинг и другие методики активизации творческого мышления». Общее количество участников – 27 человек.

Цель лаборатории – освоение инновационных практик развития творческого мышления читателей и библиотекарей.

Директор ПОБДЮ им. В.А. Каверина И.В. Осадчая приветствовала участников и отметила, что в изменившемся мире появились и новые дети, в жизни которых – избыток компьютерных технологий и недостаток живого общения, свободного владения словом и образом. В своей «Бесконечной книге» писатель Михаэль Энде сказал, что «есть много дверей в фантазию» и для кого-то такой «дверью» станет участие в библиотечных мероприятиях.  

Книжные истории о сути вещейУчастники продолжили изучение темы «Полихудожественное пространство в мировой детской литературе: народная и авторская сказка». Доцент ПсковГУ В.Н. Бредихина прочла  очередную лекцию в помощь литературному образованию библиотекарей области: «От доктора Дулитла к доктору Айболиту». Открытием для слушателей стала информация об авторе книги «Доктор Дулитл»  Хью Лофтинге. Также появилась идея показывать детям просмотренный фильма о докторе Айбилите (год создания 1938) при проведении программ, посвященных творчеству К.И. Чуковского.   

Главный библиотекарь отдела обслуживания юношества ПОБДЮ Н.Д. Чекалина представила цикл познавательных бесед «Книжные истории о сути вещей». Автором цикла подготовлены беседы с презентациями и мастер-классами по темам «Такие разные зонтики», «Удивительные истории перчаток», «С миру по шапке». По словам Даниила Гранина, «в каждом из нас есть музей». Вещи связаны с радостью и печалью, они обладают памятью. Ребенок одушевляет вещи, придумывает про них истории, играет с ними. Информация о вещах несет новое знание. Во время бесед о той или иной теме дети узнают, например, о боярах и князьях, о перчатках хирурга, о шапке-ушанке - характерном головном уборе жителей России.

Ганзейские истории. Марципановый райГлавный библиотекарь отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ Г.О. Матюхина напомнила о предстоящих в 2019 году Ганзейских днях в Пскове, проинформировала о региональном проекте с участием детей и молодежи «Большое ганзейское приключение». Разработан ряд познавательных программ в помощь реализации проекта. Виртуальное путешествие «Ганзейские истории. Марципановый рай» перенесло участников лаборатории в главный центр исторической Ганзы – германский город Любек, в музей марципана, который был популярным товаром во времена торгового Ганзейского союза. Показательное мероприятие закончилось дегустацией конфет с марципановой начинкой. Подобная программа понравится и придется «по вкусу» и посетителям библиотек.

Заведующая сектором отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ Т.А. Степановой Выступление заведующей сектором отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ Т.А. Степановой «Грамматика фантазии». Приемы и методики читательского развития» основывалось на одноименной книге Джанни Родари. «Грамматика фантазии» в высшей степени полезна для всех, кому дороги дети, кто хочет вырастить их людьми гармонически развитыми, наделенными счастливой способностью мечтать и осуществлять свои мечтания. «Свободное владение словом - всем!» -  хороший девиз, девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом». Занятие прошло в форме многочисленных практикумов, участники работали в парах или командах, закрепляя полученные знания. Специалисты учились писать анонс библиотечного события,  составлять рассказ по картинкам и придумывать вопросы для обсуждения сказки Христиана Андерсена «Чайник», переводить на современный язык старинные слова из пушкинского «Пророка» (как важно, чтобы дети понимали, что читают), погружались в атмосферу множества библиотечных игр.

Интерактивный характер носила и консультация главного библиотекаря отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ Т.В. Пашкевич «Библиотечный сторителлинг». Как рассказать о работе библиотеки интересно, чтобы текст был живым и увлекательным? Здесь придет на помощь методика столь популярного сейчас во всем мире сторителлинга. Участники разделились на четыре команды: библиотекарей и жителей планеты Марс, на которой нет библиотек. Была поставлена задача представить визитную карточку каждой библиотеки. «Марсиан» привлекли все три рассказа!

Традиция лаборатории – созидательное занятие, изготовление чего-либо своими руками и дальнейшее применение идеи в работе с посетителями. В библиотеках активно применяются поделочные мастер-классы. «Молниеносная» история закончилась изготовлением броши из молнии.


Карты обратной связи по итогам  были заполнены всеми участниками. В них были отмечены открытие нового и ценного для работы с детьми и подростками, веселая энергия, которая заряжала коллег на протяжении всей профессиональной встречи, улыбки и смех.

«Полезно для работы с читателями. Хорошие примеры из практики с подбором книг. Интересны и вполне применимы в работе словесные игры. Хороший теоретический и практический материал по сторителлингу».

«Было живо, интересно». Приемы и методики читательского развития пригодятся в работе».

«Благодарю участников и организаторов за творческое общение».

«Большое спасибо за такую увлекательную встречу. Удивили, обогатили, развлекли!»

«С удовольствием посетила лабораторию, всегда с желанием использую полученные навыки мастер-классов в работе с детьми, интересные групповые занятия. Ждем следующей встречи!»

В книге для подростков современного автора Криса Грабенстейна «Побег из библиотеки мистера Лимончелло» (есть еще и «Библиотечная олимпиада мистера Лимончелло») содержится такой диалог героев: «Слушай, Кайл, а знаешь, как говорят про библиотеки? Что в библиотеке всегда найдется что-нибудь для любой главы твоей жизни!».