К юбилеям писателей - фантастов Александра Казанцева, Станислава Лема, Герберта Уэллса.
Фантастика - один из увлекательнейших жанров в современной литературе и литературе прошлых столетий. Читая произведения писателей-фантастов былых времен, мы видим, как фантастические выдумки воплотились в жизнь в наше время, стали современной реальностью. Научная фантастика как жанр в искусстве появилась в начале XX века. Литературоведы считают, что полное оформление научной фантастики как литературного жанра нужно относить к 20-м годам XX столетия, хотя, конечно, фэны скажут: "Погодите, а Жюль Верн, а Герберт Уэллс?". Не только они. Были еще Мэри Шелли, Роберт Стивенсон, Марк Твен, Джонатан Свифт, Франсуа Рабле, Льюис Кэрролл, Брэм Стокер, Артур Конан Дойль и Эдгар По. То были первые ласточки выделения научной фантастики в особое направление в литературе, в отдельный жанр.
Кстати, сам по себе термин "фантастика" ввел французский критик Шарль Нодье в 1830 году в статье "О фантастическом в литературе". Окончательное оформление жанра действительно приходится на двадцатые годы двадцатого века, когда Хьюго Гернсбек впервые начал выпускать специализированные журналы, публиковавшие только фантастические и мистические истории. Потом он выпускал другие журналы, и по сей день Хьюго Гернсбек считается отцом-основателем жанра НФ (премия "Хьюго" названа в его честь).
Фантастика - в переводе с греческого означает "искусство воображать, форма отображения действительности, окружающего мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ним картина Вселенной. Может выражать своеобразное миросозерцание художника и целой эпохи".
Фантастика подобна бриллианту - в полете своих фантазий она имеет множество граней. Сейчас стало модным их переплетать между собой.
Если вы любите фантазировать, любите все, что связано с фантастикой, приходите в нашу библиотеку и выбирайте себе книгу для души!
В этом году, в сентябре, большой урожай литературных юбилеев. Мы отмечаем три юбилейных даты писателей-фантастов - Герберта Уэллса (150 лет), Александра Казанцева (110 лет) и Станислава Лема ( 95 лет).
http://old.mirf.ru/Articles/print4943.htm - 100 лет фантастике
http://fantlab.ru/work40752- Лаборатория Фантастики
2 сентября - 110 лет со дня рождения Казанцева Александра Петровича (1906-2002)
Александр Петрович Казанцев родился 2 сентября 1906 году в степном Акмолинске (ныне Астана, столица Казахстана).
Петр Григорьевич Казанцев, отец будущего писателя, наследник и совладелец миллионной купеческой империи во время Гражданской войны был мобилизован в белую армию, но брошенный белым командованием запасной полк колчаковцев перешёл на сторону красных. В результате - отец вернулся из Красной армии заслуженным фронтовиком и инвалидом. Разносторонние способности ребенка поражали его близких. От родителей Саша унаследовал любовь к музыке, исполнял на фортепиано произведения Бетховена, Моцарта и Шопена. С детского возраста Саша обыгрывал взрослых в шахматы. Он учился в реальном училище в Петропавловске, затем в техническом училище в Омске. Позже, став студентом Томского технологического института, он поражал однокурсников и профессоров феноменальными математическими способностями.
После окончания института, Казанцев получил назначение на Белорецкий металлургической комбинат. Начинал он как инженер-электрик, придумал и внедрил передвижение вагонеток с рудой на электромагнитной тяге. Здесь же он сделал свое первое изобретение, которое существенным образом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Он изобрел «электрическую пушку», которая, по его расчетам, могла бы стрелять на огромные расстояния и не только на земле, но и в космосе. Затем перешел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики.
Во время Великой Отечественной войны Александр Петрович прошел от рядового до полковника - были и ранения, и контузии, и ужасы отступления. В конце войны он был уполномоченным Государственного комитета обороны, демонтировал в Австрии заводы, работавшие на нацистов, и направлял их в СССР. Изобрел танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. На Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен ее экземпляр.
В фантастике, Казанцев, дебютировал еще до войны, в 1936 году, заняв 1-е место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского дома ученых И.С. Шапиро, сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа «Пылающий остров». Герои его, русские ученые открыли возможность сосредоточивать в сверхаккумуляторах громадное количество энергии. Одновременно ирландский ученый Лиам и его помощник Бернштейн изобрели катализатор, способный вызвать реакцию окисления азота и сжечь всю атмосферу Земли. Этим изобретением пытаются завладеть империалистические круги. Стечение обстоятельств приводит к тому, что на острове Аренида загорается воздух, и страшная опасность нависает над Землей. Автор повествует о том, как советские ученые сумели найти способ спасти человечество.
В 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост», в 1952 году - Мол «Северный» (позже «Подводное солнце»), главная тема в этих произведениях - усовершенствование Северного морского пути в Ледовитом океане, а в 1964 г. - роман «Льды возвращаются», в котором предсказано не только множество изобретений и открытий, но и международный терроризм.
Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд произведений, посвященных загадке Тунгусского метеорита. Например, рассказ «Взрыв», в котором нет ничего, кроме фактов. Только в конце рассказа, высказана гипотеза причине тунгусской катастрофы - гибель инопланетного космического корабля... Писатель интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу. Александр Петрович становится признанным классиком жанра «Реалистичной фантастики». Ни одно из открытий не осталось без внимания писателя. Но больше всего интересовала его возможность посещения Земли представителями иных цивилизаций. Казанцев становится рупором этих исследований. Его можно назвать одним из пионеров советской уфологии.
К сожалению, практически незамеченными остались блестящие полярные новеллы, написанные Казанцевым после отнюдь не туристического путешествия по Северному морскому пути. На ледоколе «Георгий Седов», вместе с выдающимся исследователем Арктики, Эрнестом Теодоровичем Кренкелем. Полярные новеллы повествуют о жизни людей в Арктике. На первый взгляд - совсем простые, безыскусные, они удивительным образом передают дух Арктики и людей, поменявших теплые квартиры на ледяную пустыню. Есть в них и романтика, и «суровая правда жизни».
А.П. Казанцев был известен также как шахматный композитор. С 1926 года он опубликовал 70 этюдов, многие из которых были отмечены на конкурсах, он участник личных чемпионатов СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.
Значительное место в творчестве А. Казанцева занимает космическая тема.
С проблемой пришельцев из Космоса связаны повести «Планета бурь» (другое название «Внуки Марса» и «Лунная дорога». В первой из них экспедиция с Земли отправляется на Венеру. Земляне видят на этой планете леса древовидных папоротников, клокочущие вулканы, покрытые густыми туманами болота, а на дне моря обнаруживают голову мраморной статуи необычной красоты. Планета полна загадок... Однако попытки участников экспедиции раскрыть тайны Венеры неудачны: у них слишком мало времени - звездолеты в точный срок должны отправиться обратно на Землю. Повесть «Лунная дорога» - о полете двух космических кораблей, советского и американского, на Луну, о странствиях космонавтов по лунным пустыням, о возможном содружестве советских и американских покорителей Космоса. Дважды Герой Советского Союза космонавт Г. Т. Береговой в своей книге «Угол атаки» пишет, что в этой повести писатель задолго предугадал принципиальную конструкцию нынешнего лунохода.
В 1970-е годы им были написаны романы «Сильнее времени», «Фаэты» - время действия - десятки тысячелетий. Место действия - Солнечная система. Загадочная, погибшая по преступной неосторожности планета Фаэтон. И, десятки, сотни гипотез. Термоядерный взрыв океана... Предотвращение падения Луны на Землю... Возникновение человечества... И любовь. Толчком для создания романа послужила беседа писателя с известным ученым Нильсом Бором, который признал возможность гибели планеты в результате ядерной цепной реакции в океанах и высказался за необходимость запрета атомного оружия. Роман «Сильнее времени» тоже посвящен теме контакта Земли с иными мирами.
Одним из самых смелых его ходов стало написание целой серии исторических романов. В 1980-е - изданы романы «Острее шпаги». В этом произведении его более всего интересует личность великого математика Пьера Ферма, над доказательством теоремы которого сотни лет бьются математики и «Клокочущая пустота» о Сирано де Бержераке. Также дилогия «Иномиры», историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» - книга об одном из самых загадочных исторических личностях - о враче и предсказателе - Нострадамусе.
В одном из последних по времени произведений А. Казанцева - «Купол Надежды», которое автор назвал «романом-мечтой», показана деятельность ученых, вдохновленных благородной целью избавить человечество от лишений и голода путем создания искусственной пищи.
Мало кто знает, что Александр Петрович на протяжении всей своей творческой жизни писал прекрасные стихи. Вышел в свет сборник «Неизвестные стихи известного фантаста». А. П. Казанцев до конца жизни сохранил верность своим идеалам. «Я убежденный оптимист...»: говорил о себе 93-летний писатель. Следующим произведением писателя должен был стать роман «Прометей». Его новый большой роман, который так и не будет дописан...
Две главные темы проходят через все творчество А. Казанцева. Первая - благородный труд ученых, стремящихся своими изобретениями поднять жизнь человечества на высшую ступень; иногда раскрытие этой темы принимает у писателя форму романа-предупреждения, предостерегающего от благодушного отношения ко всем, кто может использовать то или иное научное открытие во зло людям. Вторая тема - контакт землян с жителями других планет, пребывание инопланетных пришельцев на Земле.
Многие факты из биографии этого замечательного человека остались за скобками, поскольку объять творчество человека, прожившего 96 лет и до последнего дня работавшего, творившего и мечтавшего, невозможно. Александр Петрович Казанцев скончался 13 сентября 2002 года.
В 2006 году об Александре Казанцеве был снят документальный фильм «Фантазии Казанцева». В его создании приняли участие космонавт Георгий Гречко, писатель Чингиз Гусейнов, гроссмейстер Юрий Авербах, режиссер Юрий Сенчуков и сын Александра Казанцева Никита Казанцев.
Литература о жизни и творчестве А. Казанцеве:
- Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917-1957). - М., 1961.
- Абрамова, В. И. Казанцев А. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966.
- Минералов, Ю. И. Казанцев Александр Петрович // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1997.
http://www.akazantsev.ru/main.html - А. Казанцев
http://fantlab.ru/autor531 - Официальный сайт А. Казанцева
12 сентября – 95 лет со дня рождения Станислава Лема (1921-2006)
Станислав Лем родился 12 сентября 1921 во Львове, который тогда относился к Польше, в семье зажиточного врача-ларинголога. Юного Станислава, пользовавшегося привилегиями любимого чада, воспитывала французская гувернантка, он имел множество игрушек, книг и родители баловали его, и детство Лема, «вне всякого сомнения, было мирным и идиллическим». Он рано научился читать и писать, но, не умея еще ни того, ни другого, усердно «изучал» медицинские пособия и прочую научную литературу из запретного книжного шкафа отца: «…моя судьба, то есть мое писательское призвание, уже таилась во мне, когда я разглядывал скелеты, галактики в астрономических атласах, реконструкции чудовищных ящеров мезозоя и многоцветный человеческий мозг в анатомических справочниках».
Станислав был «пожирателем книг» и, разумеется, воображал себя Виннету, Маугли и капитаном Немо; читал он «все, что попадалось под руку: Фредро и Мая, Сенкевича, Жюля Верна и Уэллса, Словацкого и Питигрилли; это был сущий винегрет».
Помимо того что без конца читал, он также «занимался изобретательством и «конструировал» допотопных животных, неизвестных палеонтологам», а еще — выдумывал разные фантастические королевства: трудолюбиво рисовал их гербы, изготовлял паспорта монархов, коих награждал пышными званиями и титулами, выписывал особые «удостоверения» и чрезвычайные «пропуска», открывающие их предъявителю доступ в подземные сокровищницы». Позже он признавался: «Хотя я знал, что это всего лишь игра, для меня с ней было связано что-то очень серьезное».
С 1932г. учился в мужской гимназии, в 1939 получил аттестат о среднем образовании. Он поступал в Львовский медицинский институт, где учился с 1939 по 1941 год. Впрочем, завершить свое образование ему не удалось. Начались тяжелые годы гитлеровской оккупации, когда будущему писателю приходилось работать механиком, автослесарем, сварщиком и жить по фальшивым документам — предки Лема были евреи, и его семье грозило переселение в гетто, если не смерть в газовой камере. Станислав помогал, чем мог, польскому движению Сопротивления — похищал боеприпасы со «склада трофеев германских военно-воздушных сил». Риск был велик, но он считал это своим долгом. В 1944-ом, когда Советская армия повторно оккупировала город, Лем продолжил обучение в медицинском институте.
Первая публикация - 1946 год. Первый роман Лема «Человек с Марса» был напечатан в еженедельном журнале «Новый мир приключений». С начала пятидесятых - профессиональный писатель. Его книги в большом количестве переводили и читали в зарубежных странах. В 1951 была напечатана первая научно-фантастическая книга Станислава Лема - «Астронавты». Это был так называемый «роман-предупреждение» — о том, как в огне атомной войны погибла высокоразвитая цивилизация. Действие происходило не на Земле, а на другой планете, но потрясающие воображение картины, нарисованные писателем, служили предостережением народам Земли.
После событий 1980 года он уехал из Польши, жил в Западном Берлине, Австрии, Италии. Живя за границей, Лем написал две свои последние научно-фантастические книги: "Мир на Земле" и "Фиаско". Писатель вернулся в Польшу в 1988. В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы. Тема будущего человечества проходит через ряд произведений Станислава Лема.
В романе «Магелланово облако» предстает Земля XXXII в. В центре событий, описанных в романе, - полет первой звездной экспедиции человечества к созвездию Центавра на гигантском космическом корабле, символически названном «Гея». Звездолет «Гея» оборудован не только отличными лабораториями и комфортабельными жилыми помещениями, но и парком с настоящими ручьями, зелеными деревьями, цветами. Роман в строгом смысле слова не фантастический и не приключенческий. Это философское произведение, утопия. Он посвящен коммунистическому будущему человечества.
Во многих произведениях С. Лем разрабатывает тему встречи человечества будущего с проблемами, для понимания которых, «может быть, потребуется много труда, жертв, недоразумений, даже поражений», то есть, с «Неизвестным», как говорит писатель. К числу таких проблем относится контакт человечества Земли с обитателями других планет. Герои романа «Эдем» после аварии звездолета попадают на планету Эдем. Они видят здесь следы деятельности разумных существ, встречаются с ними, наблюдают их странную для землян жизнь. Писатель показывает, как трудно понять друг друга представителям разных цивилизаций.
Особенно интересно раскрыта тема встречи с «неизвестным» в повести «Солярис», написанной в 1961 году. Крис Кельвин, прибывший на планету Солярис, где много лет существует научно-исследовательская станция землян, сразу же сталкивается с неожиданностями. Уже не одно поколение ученых стремилось разгадать тайны этой планеты, поверхность которой сплошь покрыта океаном. Выдвинута гипотеза, что океан - это гигантский сгусток высокоорганизованной плазмы, единственный разумный обитатель планеты. Попытки вступить с ним в контакт приводят к необыкновенным явлениям, которые глубоко потрясают Кельвина и других ученых, живущих на станции, заставляют их искать выход из чрезвычайно сложных, порою трагических ситуаций.
Удивительных обитателей встречают на далекой планете космонавты — герои повести «Непобедимый». Это саморазвивающаяся кибернетическая жизнь. «То, что некогда было орудием разумных существ, после их исчезновения приобрело самостоятельность и по прошествии миллионов лет сделалось фактически частью природных сил планеты». В столкновении между механическими существами и людьми, последние оказываются более стойкими. Могучей, но способной лишь на автоматическое повторение действий силе люди противопоставляют творческий разум.
В творчестве Станислава Лема немалое место занимают рассказы, большей частью объединенные в циклы. В цикле «Навигатор Пиркс» автор показывает, как молодой курсант становится мастером космического пилотирования, умеющим найти выход из самого трудного положения. Герой цикла рассказов «Звездные дневники Ийона Тихого» - знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеоритами и кометами, неутомимый исследователь, открывший восемьдесят тысяч три мира» Ийон Тихий — своего рода космический барон Мюнхгаузен.
Многие прогнозы Лема в области культуры и технологии чудесным образом оказались абсолютно точными.
Лем открывает совершенно иной мир. Космос представлялся чуждым человеку миром, где правила жестокая логика рационализма. В этом мире было очень мало духовности и целесообразности. О драматическом одиночестве человека в чужом для него по существе космосе Лем написал задолго до того, как космонавт Алексей Леонов шагнул из космического корабля в бездну и почувствовал весь ужас и затерянность этого одиночества. Но только почувствовав всю обреченность этого одиночества, понимаешь, как дорог тебе твой дом - Земля, как надо беречь и ценить все то, что тебя окружает.
С. Лем: "В сущности, говоря о будущем, о жизни на далеких планетах, я говорю о своих современниках, лишь облаченных в галактические одежды".
Интересные факты из жизни писателя Станислава Лема
- Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам. Все родственники Лемов погибли.
- В 1948 году Лем опубликовал статью с критикой известного советского ученого Трофима Лысенко, и был изгнан из научного сообщества.
- Первый литературный успех пришел к Лему после публикации романа «Астронавты» в 1951 году.
- В 1973 году Лем стал почетным членом Американской организации писателей-фантастов SFWA (учредитель премии «Небьюла»). В 1976 году Лем был исключен из организации за критику американской научно-фантастической литературы. Позднее SFWA предложила ему обычное членство, которое Лем отклонил.
- В честь Лема названа малая планета 3836 Lem, открытая в 1979 году Н. С. Черных.
- В книге «Сумма технологии» Станислав Лем предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, нанороботов, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров, и многие другие.
- Книги Лема переведены на 40 языков, продано более 30 млн. экземпляров, создано около 25 экранизаций его произведений.
О жизни и творчестве С. Лема:
- Араб-Оглы, Э. Диалоги с будущим// Лем М. Солярис; Магелланово Облако. - М.: Радуга,1987.
- Борисов, В., Гаков, В. Лем Станислав// Энциклопедия фантастики. - Минск: ИКО «Галаксис», 1995.
- Бэлза, С. Кассандра электронной эры// Лем С. Мир на Земле; Фиаско. - М.: Прогресс, 1991.
- Громова, А. Правда о людях и сказки о роботах// Лем С. Охота на Сэтавра. - М.: Мир,1965
- Зельченко, В. Послесловие// Лем С. Солярис. - СПб.: Азбука,2000.
- Зеркалов, А. Станиславу Лему — 75!// Книжное обозрение. - 1996. - 10 сент. - № 36. - С. 5.
- Лем, С. Моя жизнь: эссе
- Файнбург, З. В поисках формулы человеческого...// Лем С. Навигатор Пиркс; Голос Неба. - М.: Мир,1971.
Использовано:
http://archive.is/spOG - Русский сайт Станислава Лема
http://www.libtxt.ru/chitat/lem_stanislav/45995-moya_zhizn.html - Библиотека книг « Лем Станислав » Читать книгу «Моя жизнь»
solaris.lem.pl – Официальный сайт С. Лема
21 сентября - 150 лет со дня рождения Герберта Уэллса (1866-1946)
21 сентября 2016 года исполняется 150 лет Герберту Уэллсу, человеку, сделавшему научную фантастику серьёзным литературным жанром. Талантливый писатель-новатор, соединивший в своем творчестве утопию, сатиру и науку.
Герберт Уэллс родился в 1866 году в Бромли, графство Кент, недалеко от Лондона. Это была середина правления знаменитой королевы Виктории, самый расцвет викторианства. И если с точки зрения тогдашней мировой политики викторианство - это имперская мощь, устойчивость моральных принципов и политических институтов, относительное социальное благополучие, то в обывательском смысле - это чопорность, снобизм, высокомерие по отношения к простонародью, набожность, граничащая с ханжеством, почитание традиций, запрет на всякого рода сантименты. Детей старались отгородить от пагубного влияния простонародья. У матери Герберта были честолюбивые планы в отношении жизни своих сыновней. Они должны были стать приказчиками в мануфактурных магазинах! Его мать считала карьеру торговца наиболее предпочтительной для сына. Но бесперспективность и бездуховность подобного существования тяготили Уэллса.
Отец будущего писателя был владельцем посудной лавки и подрабатывал участием в матчах крикетистов, но, сломав ногу, вынужден был оставить это занятие и стал садовником. В семье возникли финансовые сложности. Мать Уэллса, чтобы вытянуть семью, работала экономкой в богатом доме. В детстве Герберт сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Недели болезни породили в нём страсть к чтению и потребность с помощью книг проникнуть в мир за пределами родных мусорной кучи и сточной канавы. Когда он выздоровел, родственники попытались отучить его от этой вредной для здоровья привычки, но у них ничего не вышло.
Спустя десятилетия, когда писал автобиографию, Уэллс все книги перечислить не смог, но вот что ему запало в душу: «Естественная история» Вуда, какой-то двухтомник по географии, биография герцога Веллингтона, история гражданской войны в США, подшивки юмористических журналов «Фан» и «Панч»... Это всё взрослые книги, их только и можно было раздобыть в городе. Однако Берти, как его звали дома, читал их без труда. Они давали пищу для размышлений. Уэллсу даже казалось, что именно тогда, в семилетнем возрасте в его сознании смутно забрезжила картина эволюции, более ясно померещившаяся потом Чарльзу Дарвину, а «Панч» и «Фан», изобиловавшие политическими карикатурами, начали формировать его политическое сознание.
С его незаурядным умом и способностями, он понимал это, что его место не в мануфактурной лавке, но как убедить в этом отца и мать? Это было может быть самое трудное в его жизни. Будущий писатель посещал частную школу в Бромли, заведение весьма убогое, но пробелы образования Уэллс с настойчивостью компенсировал интенсивным чтением. Одной из самых привлекательных черт его личности была природная пытливость, любознательность, потребность объединить самые разнообразные знания. Он легко схватывал всё, чему его учили, неплохо рисовал, и в подготовительных классах не доставлял матери никаких хлопот.
В 13 лет Уэллсу пришлось начать трудовую жизнь: он был помощником школьного учителя, учеником в аптеке, около двух лет работал приказчиком и мануфактурной лавке.
Дальнейшее образование он получил в Педагогическом Колледже в Лондоне. Именно в Педагогическом Колледже Уэллс учился у известного биолога Томаша Хаксли, который оказал на него сильное влияние. Там же занялся экспериментальной физикой. Кроме того, он давно уже начал писать.
Восторг перед техническим прогрессом, набиравшим мощь в конце XIX века заставил его обратиться к жанру научной фантастики. Довольно скоро эта эйфория сменилась тревогой - уж больно безжалостно наступала техника на живую природу. Отсюда его стремление показать, насколько осторожен должен быть человек в использовании научных открытий. Именно об этом романы «Война миров», «Остров доктора Моро», «Люди как боги» и другие.
Да, он не стал приказчиком, он стал писателем-фантастом, а писатель-фантаст, если он талантлив, это всегда человек, который разрушает преграды для человеческого воображения, ума и свободы духа. Педагогическая карьера Уэллса складывалась удачно. Он сочетал преподавательскую работу с научно-методической, написал «Учебник биологии» (1893), а в 1898г. вышел его «Учебник зоологии». У него также имелись предпосылки для успехов на научном поприще. Но его мечтой было стать писателем. Уэллс начал публиковаться как журналист в периодических изданиях. Его первые работы - это очерки и рецензии, писавшиеся ради заработка и отвечавшие вкусам «массового читателя».
В 1888 году появился первый роман писателя «Машина времени», определивший важнейшее направление его художественного творчества: научно-фантастическое. Книгу читали с увлечением. Роман поразил своим смелым, оригинальным сюжетом. Это было произведение об истории человечества и о судьбах цивилизаций. Главный герой совершил путешествие во времени. Он надеялся попасть в Золотой век, но тот лишь промелькнул перед ним. Изобретенная им машина времени (само это словосочетание стало расхожим) переносит его в далекое будущее, в 802701 год. Путешественник застает человечество в весьма плачевном состоянии. Общество разделено на два класса существ: одни (элои) населяют поверхность, другие (звероподобные морлоки) живут под землей. Элои - наследники правящих классов - красивы, изящны, добры, но совершенно выродились в интеллектуальном отношении. Угнетенные же классы, живущие под землей, опустились до животного уровня. Выползая из своих пор, морлоки по ночам питаются беспечными элоями.
Первая мировая война разделила творчество писателя на два этапа. Его высшие художественные достижения были уже позади. Но оставшиеся почти три десятилетия писатель по-прежнему пребывал в гуще литературной и общественной жизни. Уэллс пробовал себя во множестве жанров. И все же слава его у рядового читателя связана прежде всего с его научно-фантастическими романами. «Научная фантастика» Уэллса (хотя он никогда не называл её так) явно была под влиянием его занятий в Педагогическом Колледже и интересов, которые он развивал в биологии.
После Первой мировой Войны Уэллс издал несколько научных работ, среди них «Краткая история мира», «Наука жизни», написанной в сотрудничестве с сэром Джулианом Хукслеем и Джорджем Филиппом Уэллсом, и «Эксперименты в автобиографии». В это время Уэллс стал популярной знаменитостью, и продолжал много писать. Вскоре после опубликования «Машины времени», Уэллс написал новый роман «Остров доктора Моро» который окрашен мрачным мировидением. Герой-рассказчик, биолог Прендик, на одном из островов, затерянных в океане, встречается с ученым-физиологом Моро. Моро, движимый исключительно любовью к науке, проводит страшные эксперименты: с помощью скальпеля превращает животных в зверо-людей, придавая им не только внешние черты человеческого облика, но и прививая им зачатки человеческого поведения, мышления и языка.
Роман «Человек-невидимка», написанный в 1897 году, самый «реальный» из фантастических уэллсовских романов, среди других произведений этого жанра. Действие разворачивается в английском провинциальном городке, в котором гениальный изобретатель решил с помощью своего открытия подчинить мир. «Война Миров», четвертый роман Герберта Уэллса, написанный в 1898 году, стал первым в мире произведением о вторжении пришельцев с других планет на Землю.
В конце 1920г. Уэллс совершил свой второй визит в Россию (первый раз он побывал в нашей стране в 1914г.) и встретился с Лениным, «кремлевским мечтателем», как его называл писатель. Впечатления от этой поездки Уэллс отразил в знаменитой книге «Россия во мгле» (1920). Имеется в виду не только страна, разрушенная, лишенная света, но Россия, о которой так мало знают на Западе. Нельзя забывать, что в силу «блокады правды» достоверная информация о положении дел в России была малодоступна. Этот эпизод бесчисленное количество раз обыгрывался в советской литературе: великий фантаст, предвидевший будущее, оказался неспособен понять величие ленинского плана ГОЭЛРО. Уэллс действительно ошибся относительно возможности электрификации России. Но вряд ли в разговоре с Лениным речь шла только о ГОЭЛРО. Уэллса тревожил более общий вопрос: у него вызывал сомнение сам план большевиков - построить общество социальной справедливости и благоденствия в условиях диктатуры, опираясь на насилие.
Уэллс стал одним из пионеров антифашистской темы в европейской литературе. Она присутствует уже в его романе «Самодержавие мистера Парэма» (1933), в котором Уэллс выводит «английского Муссолини» и прогнозирует возможность тоталитарного переворота в своей стране. Исключительно актуальным в середине 1930-х годов было обсуждение политики невмешательства, которую многие сочли трусливой. Сторонники этой политики подверглись резкому осуждению. Таков типичный английский обыватель, герой повести «Игрок в крокет» (1936), Он прямо выражает свою несложную жизненную позицию: «Пусть весь мир идет ко всем чертям! Что бы там ни было, но в половине первого я играю с тетушкой в крокет». В киносценарии «Облик грядущего» (1933) Уэллс предупреждает об опасности фашизма, как звериного, варварского начала.
Между 1924 и 1933 годами Уэллс жил главным образом во Франции. С 1934 по 1946 год он был международным президентом ПЕН. В книге «Святой террор» в 1939 году Уэллс описал психологическое развитие современного диктатора, иллюстрируемое карьерами Сталина, Муссолини, и Гитлера. За эти годы Уэллс начал беспокоиться за судьбу человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются очень быстро. В течение этого периода он был членом общества фабианцев (группа социальных философов в Лондоне, выступавших за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни). Уэллс теперь меньше писал научной фантастики, а больше работ по социальному критическому анализу.
В годы Второй мировой войны писатель солидаризировался с героической борьбой советского народа против нацистской агрессии. Уэллс прожил всю войну в своем Регент Парке, отказываясь покидать Лондон, даже во время бомбежек. Его последняя книга «Ум на грани» (1945), выразила пессимизм относительно будущих перспектив человечества. Уэллс умер в Лондоне 13 августа 1946 года, в 80-летнем возрасте.
Начав свой путь на исходе XIX столетия, Уэллс был в полной мере человеком XX века. Известны его слова: «Имеет право называться подлинным писателем только тот, кто может научить чему-нибудь своих современников, кто лучше видит вокруг и больше видит впереди». Герберт Уэллс говорил о себе, что всё, им написанное - призыв к переменам! Наверное, поэтому его книги взахлёб читала - и даже сейчас продолжает читать молодёжь.
Перемены в науке. Перемены в политике и в литературе. Перемены - в лучшую сторону, к более справедливому устройству мира! Наука и политика объединены с художественными, общечеловеческими ценностями в книгах Уэллса. Наверное, всё это вместе взятое - монолитное, целостное восприятие Настоящего и Будущего - помогает миллионам людей на Западе и на Востоке, захватив с собою в путь романы, повести и новеллы великого писателя, идти вперёд, не теряя надежды!
Наверное, он был прав!
Литература о жизни и творчестве Г. Уэллса:
- Замятин, Е. Герберт Уэллс
- Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в будущее: книга о Герберте Уэллсе
- Кагарлицкий, Ю. И. Человек, который мог творить чудеса
- Лесцова, И.М., Парчевская Б.М. Г. Дж. Уэллс
- Левидова И., Парчевская Б. Герберт Джордж Уэллс
- Чертанов, М. Герберт Уэллс (из серии «ЖЗЛ»)