В детстве родители современных детей читали-перечитывали повесть о незадачливой девочке Кате, которой доверили «государственное имущество» - зверей из школьного «живого уголка», а она не уследила, и звери, в том числе и крокодил, разбежались по всему городу.
Книжка эта, по которой был снят симпатичный детский фильм «Девочка и крокодил», в 1970-е годы выходила огромными тиражами. Потом, как и многие хорошие книги советских времен, была забыта издателями, а недавно возвращена читателям. Вместе с другими сказками волшебного трио писателей-фантазеров.
Самый продуктивный их них, Григорий Борисович Ягдфельд (1908-1992), искусствовед и скрипач по образованию, автор множества пьес, киносценариев, водевилей, цирковых и эстрадных шоу. Он родился 24 августа родился 1908 года в городе Луга в семье земского врача. В 1909 году, в возрасте восьми месяцев, вместе с родителями, переезжает в Санкт-Петербург. В 1926-1930гг.- учился на Высших курсах искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств. В 1929г. начал литературную деятельнось. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки. Член Союза писателей РСФСР, Союза кинематографистов РСФСР, Союза театральных деятелей РСФСР.
В 1946г. выходит постановление ЦК «О журналах «Звезда» и „Ленинград"», в котором резкой критике подвергалась пьеса Григория Ягдфедьда «Дорога времени», творчество Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Геннадия Гора и других советских писателей. Все они были исключены из Союза советских писателей. Это не помешало ему реализовать свой талант в детских повестях и пьесах.
Многие из них написаны в соавторстве с Виктором Станиславовичем Витковичем (1908-1983), русским писателем и сценаристом многих игровых и анимационных фильмов, таких как «Насреддин в Бухаре». Он родился в Женеве. В 1928 году окончил общественно-историческое отделение Азербайджанского университета. Окончил общественно-историческое отделение Азербайджанского университета (1928). Печататься начал с 1926 года. В 1940 году по сценарию Витковича была поставлена кинокомедия «Небеса». А вместе с Ягдфельдом они написали сценарии фильмов «Сампо», «Снежная сказка», «Волшебная лампа Аладдина».
Нину Владимировну Гернет (1904-1982) считают одним из родоначальников современного российского кукольного театра. Своей необычной фамилией она обязана предкам-англичанам, рыцарям при дворе Вильгельма. Попав в Россию, Гернеты много потрудились на благо ставшей для них родной страны. Отец Нины Гернет, Владимир Александрович Гернет, талантливый ученый-химикбыл знаком с Буниным, Волошиным, Куприным.. С детства Нина отличалась неуёмной фантазией, рассказывая соседским детям страшные сказки. В гимназии она одна получала пятёрки у словесника, который считал, что женщины неспособны к литературе, и только для Гернет делал исключение. Детство прошло в Одессе на Княжеской улице, 12 (впоследствии она напишет повесть «Дети с Княжеской», доныне не опубликованную), а летом семья жила у самого моря. На всю жизнь сохранила Нина Гернет любовь к морю и возвращалась к нему при каждой возможности.
Первой серьёзной литературной школой было участие Нины Гернет в ныне знаменитом «Коллективе поэтов», где, кстати, были одобрены и её стихи - как она вспоминала, «погладили по головке». Общение с такими талантами, как Ильф, Багрицкий, Олеша, Катаев заложило основы её литературного вкуса, любовь к чёткости и образности языка и строгость к себе.
В трудные послереволюционные годы преподавала гимнастику в школах. Выйдя замуж и переехав в Ленинград также преподавала физкультуру в школе, одновременно занимаясь в Институте сценических искусств. Окончив режиссёрский факультет, была направлена на Ижорский завод, руководителем агитбригады, ставила «живую газету» и писала очерк о людях и делах завода. Очерк был сразу принят «Молодой гвардией» и издан отдельной книжкой, а Нина Гернет привлекла внимание С.Я. Маршака создававшего детскую литературу. Он оценил талант автора и предложил ей написать книгу для детей.
Обучение искусству литературы для детей в суровой школе Маршака было нелегко, но дало хорошие плоды. Повесть «Три палатки» вышла в 1933 году большим тиражом. Нине Владимировне предложили заведовать редакцией журнала для дошкольников и младших школьников «Чиж». В журнале сотрудничали замечательные писатели и художники: Е.Шварц, Д. Хармс, Б. Житков, В. Бианки, Е. Чарушин и другие, и в редакции создалась фантастическая творческая атмосфера, где от малейшей искры шла цепная реакция выдумок, розыгрышей, стихов, рисунков... А «поджигательницей», чаще всего оказывалась именно одесситка Нина Гернет. Самое трудное было направить эту вольную стихию в нужном для журнала направлении. Но у Гернет это получалось, и «Чиж» был в то время лучшим детским журналом в мире. Аресты и увольнения 1937 г. разгром маршаковского Детгиза покончили с этой роскошью. Была уволена и Гернет. С её подачи в бедном «Чиже» появилась «Красная Шапочка» - журнал в журнале, вкладной лист, из которого ребёнок, сложив и сшив его, сам мог сделать себе маленький журнальчик. Для него создалась полуподпольная «редколлегия», где собирались уцелевшие выдумщики. Там удавалось сохранить кусочек былой легендарной атмосферы творчества - до самой войны.
Ещё с 1929 году Гернет вела уроки драматургии в Доме Художественного Воспитания Детей, писала сценки и пьески, а в 1935 году попробовала силы в кукольном театре. Пьеса «Гусёнок», созданная вместе с Т. Гуревич, оказалась удачной, она разлетелась по всему миру и идёт до сих пор. А Гернет увлеклась кукольной драматургией. Она видела, сколько радости доставляют куклы детям, и сделала кукольную драматургию своей профессией. Начиная с «Волшебной лампы Аладдина», все пьесы Гернет «обкатывались» прежде всего в театре Сергея Образцова. Более чем 30-летнее содружество с этим коллективом дало пьесам Гернет успех и долгую жизнь. Сам Образцов, а за ним и другие режиссёры признали пьесы Нины Гернет классикой кукольной драматургии.
В 1967 г. на фестивале в Чехословакии пьеса Н. Гернет «Сказка о маленьком Каплике» получила 4 премии из семи. В 1972г. высшая награда чехословацких кукольников - золотая медаль имени Йозефа Скупы - впервые была присуждена иностранному автору - Нине Гернет. В 1980 году ХІІI Всемирный Конгресс УНИМА (международного союза деятелей кукольного театра) избрал Нину Владимировну Гернет своим почётным членом - редчайшее отличие для драматургов. Нина Гернет была одним из первооткрывателей нового жанра - юмористические подписи к картинкам. Нина Гернет умерла после долгой болезни 1 апреля 1982г.
Из "Сказки о малярной кисти" - вы узнаете о королевстве рукокрылых волшебников. Волшебники эти похожи на летучих мышей - спят, повиснув вниз головой, не выносят солнечного света, живут в разрушенных зданиях. Их главное магическое оружие - резинка, ластик, стирающий все что угодно. С помощью этой резинки рукокрылые давно завладели бы миром, если бы не волшебная кисть, за которой они давным-давно охотятся. И вот кисть случайно оказывается в руках обычного семилетнего мальчишки..«Сказка среди бела дня» знакомит ребят с приключениями мальчика Мити, который с помощью своих друзей спасает время. Действие в сказочной повести происходит 31 декабря : здесь оживают, обретают душу... снежные бабы. И души эти оказываются разные, как и желания, и поступки бывших снеговиков.
«Кукольную комедию» полезно почитать вредным мальчикам и девочкам. Да и вредным дядям и тетям тоже. Живет на свете справедливый волшебник, который превращает в кукол тех, у кого кукольные сердца, кто равнодушен, груб, бессовестен. К счастью, вернуть себе человеческий облик можно. Но как это сделать?!Эти три сказки написаны Ягдфельдом и Витковичем. Сейчас эти три сказки отнесли бы к жанру "детских триллеров"; вот только написаны они были во времена, когда писатели еще не позабыли, что сказки должны быть добрыми и заканчиваться счастливо.
А в соавторстве с Ниной Гернет Ягдфельд сочинил эксцентрические, полные добродушного юмора сказки «Катя и чудеса», «Катя и крокодил», «Пропал дракон». Смешные, добрые повести, полюбившаяся не одному поколению детей, о веселых приключениях девочки Кати, о ее друзьях - черепахе Эмиде европейской, скворце, который умел говорить «Здрасссте» и «Шагом марш», двух ангорских кроликах и, наконец, о самом настоящем крокодиле, застрявшем в водосточной трубе. Герои Н. Гернет, хоть и сказочные, а из всех затруднительных по- ложений выходят не чудом, а благодаря своей находчивости и дружбе.
И пусть многие реалии ушедшей эпохи - управдомы, дворники с бляхами на груди, празднование 1 Мая и нормы ГТО - для современного школьника - пустой звук, главное - увлекательный напряженный сюжет, обилие трюков, красочные описания места действия, достоверность характеров - все это делает сказочные повести добрых сказочников востребованными и сегодня. Сегодня сказки веселого трио писателей вновь актуальны.
Для подготовки данного материала использован журнал «Читаем вместе. Навигатор в мире книг», 2014. - №03 (92). - Журнал «Читаем вместе. Навигатор в мире книг» создан для возрождения интереса к чтению и книге, как площадка для пропаганды чтения среди взрослых и подрастающего поколения.