Время и прилив никогда не ждут.

Вальтер Скотт

 

Всемирно известный  британский  писательпоэтисторик, собиратель древностей,  адвокат  шотландского происхождения, считается основоположником жанра  исторического романа. По происхождению шотландец, родился 15 августа 1771 года в Эдинбурге, в семье адвоката. 

В раннем детстве Скотт жил на ферме деда, восстанавливая силы после полиомиелита. Там он услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших тут в прежние времена.

Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему. По желанию отца Скотт избрал карьеру юриста, с 1786 года помогал отцу в делах.

В 1797 году Скотт женился на француженке. Чтобы получить средства на содержание семьи, он занял должность шерифа в Селкиркшире, а в 1866 году стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполнял эти обязанности, никогда не пренебрегая профессиональным долгом в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния, сам он считал его увлечением.

Первыми публикациями Скотта стали переводы из Бюргера и Гёте. Во многих его сочинениях прослеживается влияние готической школы с ее «романами ужасов», но, к счастью, в 90-е годы XVIII в. Скотт увлекся шотландскими балладами. В 1802 году он опубликовал избранные баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность. В 1805г Скотт впервые напечатал поэму собственного сочинения
«Песнь последнего менестреля», отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики. За «Песнью» последовали поэмы «Мармион», «Дева озера», «Видение дона Родерика», «Рокби» и большая поэма «Властитель островов».

С выходом в свет первого романа Скотта «Уэверли» в его жизни настал новый этап.

Все романы печатались без его подписи, даже после 1827 года, когда Скотт объявил о своем авторстве. Он живописал нравы, и его романы отличаются друг от друга лишь временем и местом действия. Их никак нельзя назвать историческими, хотя в них иногда и появляются реальные исторические личности. Факты играют в сочинениях Скотта второстепенную роль. В романе «Уэверли» описывалось время, в которое жил дед Скотта, во второй книге, «Гай Мэннеринг», -время его отца, а в книге «Антикварий», -дни его собственной юности.

В романах «Черный карлик» и «Пуритане» он обратился к событиям XVII и XVIII ее. До 1819 года Скотт ограничивался шотландскими темами, хотя нередко главными действующими лицами его романов были англичане. Первый цикл романов, который завершали «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Легенда о Монтрозе» и «Ламмермурская невеста», давал основания назвать Скотта
«автором шотландских романов».

Опасаясь истощить терпение читателей, Скотт в следующем романе, «Айвенго» обратился к Англии. Выходом в свет этого произведения отмечен пик прижизненной славы Скотта. В 1820 году он получил титул баронета.

Приблизительно в то же время его дочь София вышла замуж за Дж. Г. Локкарта, впоследствии написавшего биографию своего тестя. Затем Скотт вновь обратился к шотландской теме, опубликовав два романа - «Монастырь», действие которого развертывалось на заре Реформации, и его продолжение «Аббат», главной героиней которого была Мария Стюарт,
а главным местом действия замок, где она содержалась в заключении.

Затем последовал «Кенильворт», один из лучших его романов. Действие «Пирата» происходит также в Шотландии. Следом выходят романы «Приключения Найджела», «Квентин Дорвард», «Редгонтлет». К этому же периоду относится «Талисман».

Когда Скотт работал над романом «Вудсток», финансовые неурядицы изменили весь ход его жизни. В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и издатель Скотта, и владелец типографии Дж. Баллантайн объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть той суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни. Биографический девятитомный труд «Жизнь Наполеона», хотя и принес писателю значительную сумму, стоил огромного напряжения сил.

Раскрывая мотивы и психологию поступков тех и других, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Вальтер Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и  творчества- великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний - выдающееся достижение Скотта-художника.

Умер Вальтер Скотт в 1832 году.