В 2016 г. исполняется 85 лет журналу «Знамя», а в 2015 г. (Год литературы) свое 60-летие отметил журнал «Нева». Эти замечательные литературно-художественные издания - одни из самых известных «толстых» журналов России. Их вклад в нашу культуру трудно переоценить!
Журнал «Знамя»
Основан в 1931 г. под странным названием «Локаф», что в расшифровке означает: Литературное Объединение Красной Армии и Флота. В 1933 г. он обрел гордое название «Знамя» и не менее гордый статус печатного органа Союза писателей СССР. «Знамя» не обходили стороной разные беды и конфликты с властями. Так в 1948 г. за публикацию повести Э. Казакевича «Двое в степи» большая часть сотрудников редакции была уволена. Взлет популярности журнала - 2-я половина 1980-х гг., когда в период перестройки публиковались ранее запрещенные произведения советских авторов и писателей русского зарубежья. В ту пору на пост главного редактора пришел знаменитый прозаик фронтового поколения - Г. Бакланов, автор потрясающих повестей «Навеки - девятнадцатилетние», «Пядь земли», «Июль 41 года», «Южнее главного удара». С журналом всегда сотрудничали все корифеи нашей литературы. Именно он впервые напечатал поэму «Василий Теркин» А. Твардовского, повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, прозу А. Платонова и В. Астафьева, А. Бека. «Знамя» открыло читателям современных сейчас авторов - В. Пелевина, Р. Сенчина, О. Ермакова. «Знамя» традиционно публикует интересные произведения, сочетает разные стили и направления в литературе. Во главе с нынешним главным редактором, прозаиком С. Чуприниным (недавно он стал лауреатом премии «Писатель XXI века») журнал продолжает эти традиции. Давайте полистаем последние номера и обратим внимание, например, вот на эти публикации:
Архангельский, А. Правило муравчика: повесть / А. Архангельский // Знамя. - 2015. - № 9.
Писатель придумал своеобразную увлекательную антиутопию или притчу о том, как власть в царстве котов захватывает наглый тиран Мурчавес, затевает войну с армией собак, и жизнь в стране идет по законам деспотии. Все, как бывает у людей.
Елистратов, В. Короче, на самом деле как бы реально, да? / В. Елистратов // Знамя. - 2016. - № 2.
В журнальном разделе «Русский язык: новости» критик В. Елистратов размышляет о современных словах-паразитах. В этих с юмором написанных заметках - серьезное беспокойство за будущее русского языка.
Лидский, В. Улети на небо: повесть / В. Лидский // Знамя. - 2015. - № 1.
Повесть, посвященная теме гражданской войны в России, воссоздает образ В. Каппеля - одного из руководителей белого движения на востоке страны. Этот офицер с блестящей карьерой и непростой судьбой погиб в 36 лет.
Николаева, О. Двойное дно: цикл рассказов / О. Николаева // Знамя. - 2016. - № 2.
Сюжеты из повседневной жизни, где много смешного и грустного одновременно.
Прашкевич, Г. ЗК-5: повесть / Г. Прашкевич // Знамя. - 2015. - № 6.
«ЗК» в повести расшифровывается как «зона культуры». Герои веселого необычного повествования выдумывают все новые способы, чтобы помочь сфере культуры. Например, создают для нее особую зону вроде заповедника. Что же получается из такой затеи - лучше не пересказывать, а почитать повесть.
Сенчин, Р. Помощь: рассказ из цикла «Чего вы хотите?» / Р. Сенчин // Знамя. - 2015. - № 5.
События, происходящие на территории Украины последние 3 года, разъединяют семьи, родственников, друзей.
Эрлих, С. Свидетельство о смерти / С. Эрлих // Знамя. - 2015. - № 6.
В 2015 г. исполнилось 90 лет с момента восстания декабристов. Если в советский период все связанное с декабристами окрашивалось в положительно-романтические тона, то в наши дни о причинах, историческом значении восстания пишут очень неоднозначно. В журнальной публикации дается обзор мнений разных авторов о нем. Несмотря на противоречивые мнения, восстание декабристов - это, конечно же, незабываемое событие нашей истории.
Журнал «Нева»
Был основан в 1955 г. в качестве официального органа Ленинградской писательской организации. Сейчас в Петербурге издаются 2 «толстых» журнала - «Звезда» и «Нева». За годы своей работы «Нева» испытала столько разных проблем и сложностей политической цензуры, что ее можно назвать настоящим борцом за свободу слова и мысли. Но этот журнал очень «живучий» и везучий. Его не закрывали совсем, а лишь меняли редколлегию. «Нева» всегда была популярна у читателей. Как все «толстые» журналы, еще большее признание она получила в эпоху перестройки. Настоящий ажиотаж тогда вызвала так называемая возвращенная литература - творчество русских писателей-эмигрантов и произведения на тему сталинских репрессий. «Нева» напечатала роман «Белые одежды» В. Дудинцева, «Записки об Анне Ахматовой» Л. Чуковской, прозу Д. Гранина, книгу мемуаров В. Каверина «Эпилог». Современная «Нева» под руководством главного редактора, прозаика Н. Гранцевой не позиционирует себя областным или региональным изданием. Но неудивительно, что журнал, носящий связанное с Петербургом имя, активно печатает сочинения питерских авторов. Даже в названиях его рубрик («Быль и миф Петербурга», «Домашние архивы петербуржцев», «Петербург под микроскопом») витает дух города на Неве. Еще одна особенность этого журнала - большая работа с талантливой молодежью. Редакция всегда отдает каждый первый в году номер творчеству молодых, проводит семинары и Школу-студию для молодых. Для них учреждена премия «В надежде славы и добра». Что интересного можно почитать в последних номерах журнала? Назовем некоторые публикации.
Глазунова, О. «Тихий Дон» Сергея Урсуляка в нашей неспокойной жизни / О. Глазунова // Нева. - 2016. - № 2.
Сейчас большой читательский интерес вызывают журнальные материалы, где переосмысливается литературная классика. Авторы таких материалов размышляют, что в творчестве писателей-классиков созвучно сегодняшнему времени, высказывают непривычные трактовки разных сюжетов. Переосмыслением классики - это и новые экранизации знаменитых художественных произведений. Например, в разделе «Кинотекст» собраны разные мнения по поводу нового фильма, поставленного по роману М. Шолохова.
Колисниченко, Д. Освобожденный: повесть / Д. Колисниченко // Нева. - 2016. - № 1.
Еще совсем, казалось бы, недавние события государственного переворота в Украине, который произошел в начале 2014 г., и военные действия в Донбассе уже вовсю находят отражение в художественной литературе. На эту тему в «Неве» пишут прежде всего украинские авторы, причем - молодые. В повести киевского журналиста Д. Колисниченко на первом плане - положение обычного гражданского человека в условиях войны в Донбассе, когда не просто обостряются материальные проблемы, но под угрозу поставлена сама жизнь. Главного героя повести - пенсионера Ивана Владимировича из какого-то донецкого городка - в конце концов убивает не бомба, как это происходит в округе почти ежедневно, а потрясение от всего происходящего. Сердце не выдерживает. Иронически звучит название повести. Эти люди «освобождены» от нормальной мирной жизни.
Лукин, Е. Чеченский волк: документальная повесть / Е. Лукин // Нева. - 2016. - № 2.
Журнальный вариант книги «Чеченский волк» известного петербургского писателя, переводчика Е. Лукина посвящен истории жизни мятежного чеченского генерала Д. Дудаева. Он был единственным генералом-чеченцем в Советской Армии, позднее - лидером движения 1990-х гг. за выход Чечни из состава России. Генерал изображен писателем во всем противоречии и трагизме на фоне событий на Кавказе 20-летней давности. Будучи сам участником Первой чеченской войны 1994-1996 гг., Е. Лукин постарался показать, как легко разжечь костер гражданской междоусобицы и как тяжело его потом потушить.
Микаэлян, С. Не убит подо Ржевом: повесть-быль / С. Микаэлян // Нева. - 2015. - № 2.
Название этой повести, которая появилась в рубрике «К 70-летию Великой Победы», явно перекликается со стихотворением А. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Но известный режиссер театра и кино С. Микаэлян счастливо избежал той участи, которая постигла многих во время жесточайших боев за Ржев в 1941 г. Он попал на фронт со школьной скамьи и оборонял не только этот город, но и участвовал в других сражениях.
Ратников, А. На районе: роман / А. Ратников // Нева. - 2016. - № 1.
Активно работая с молодыми талантливыми авторами, «Нева» представляет нам еще одного - А. Ратникова. Рассказ ведется от имени зрелого мужчины, который не склонен к сентиментальности, загружен повседневными делами. Но однажды он проезжает мимо дома, где прошли его детство и отрочество, едва узнает эти места, и в его памяти появляются картинки из жизни начала 1990-х гг. Собирается как будто мозаика - подзабытые уже портреты бывших друзей, учителей, соседей по дому, закрывающиеся предприятия, бандитские разборки в городе и многое другое. Роман, написанный живо и с юмором, похож на личный дневник подростка.
Рыбин, А. Хуже, чем война: повесть / А. Рыбин // Нева. - 2016. - № 1.
Еще один молодой писатель представляет свое произведение на тему недавних событий в Украине. Здесь мы видим военные действия в Донбассе глазами юного ополченца Саши, у которого где-то вдали от этих мест живут жена и ребенок. Во время перемирия жена приехала к нему погостить, но у всех остается чувство тревоги, потому что мирная жизнь может быстро окончиться.
Что можно в целом сказать о сегодняшнем положении литературных журналов? Если раньше журналы были органами каких-либо писательских организаций, то сейчас они самостоятельны. Как выражаются юристы, редакции журналов - это самостоятельные хозяйствующие субъекты. Да и сами писательские организации утратили то значение, которое имели в советское время. Большинство литературных журналов находятся в очень бедственной финансовой ситуации, буквально на грани закрытия. Чтобы помочь им, нужна грамотная государственная политика в области литературы.