Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.
В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1915 г., во время Первой мировой войны, он добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. В 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию. После Гражданской войны в 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии при издательстве «Всемирная литература» в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским.
В 1921 г. стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Его окружение было очень талантливо и разнообразно – Вениамин Каверин, Всеволод Иванов, Константин Федин, Михаил Слонимский. Критики считали Зощенко наиболее сильной фигурой в этой группе.
Первая книга М. Зощенко «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) представляла собою сборник юмористических новелл, где все персонажи — мещане, пытающиеся приспособиться к новым условиям существования.
Затем появились «Разнотык» (1923 г.), «Аристократка» (1924 г.).
В первый большой сборник писателя «Веселая жизнь»(1924) наряду с рассказами включены повести «Коза», «Аполлон и Тамара», «Мудрость», «Люди», в книгу «О чем пел соловей» (1927) вошли повести «Страшная ночь», «О чем пел соловей», они же потом появились в сборнике «Нервные люди» (1928). Эти произведения вошли в историю литературы под общим названием «Сентиментальные повести». В них те же проблемы, что и в рассказах, в том числе и главнейшая для Зощенко проблема маленького, простого человека. К середине 20-х гг. XX в. Зощенко стал одним из самых популярных писателей в России.
Зощенко писал не только прозу, он автор около двух десятков пьес: «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья»(1941), «Под липами Берлина» (совместно с Е. Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» (1942), «Пусть неудачник плачет» (1943), «Парусиновый портфель» (1944), «Очень приятно»(1945). Ему принадлежат также переводы: «За спичками» и «Воскресший из мертвых» М. Лассилы, «От Карелии до Карпат» А. Тимонена, «Повесть о колхозном плотнике Саж» М. Цагарева.
Рассказы для детей М.М.Зощенко пишет в 1937–1945 гг.,
«Детские» произведения его вызывают то же настроение, что и «взрослые».
Рассказы для детей помимо самостоятельных 16 произведений («Загадочная история», «Глупая история», «Показательный ребенок», «Умная Тамара», «Трусишка Вася», «Самое главное», «Любимое занятие», «Кто ваши родители?», «Смелый, да не очень», «Храбрые дети», «Леночка», «Спустя три года», «Интересный рассказ», «Бедный Федя», «Хорошая игра», «Приключения обезьяны»), включают три авторских цикла по 8 рассказов («Умные животные», «Хитрые и умные», «Леля и Минька») и «Рассказы о Ленине» (16 рассказов). «В последнюю авторскую публикацию цикла несколько текстов не вошли» [Сухих, 570] («В сорок семь лет», «Как Ленин спал на полу»).
М.М. Зощенко предлагал детям свою теорию о том, что заложенные природой ресурсы каждого организма нужно знать, чтобы суметь воспользоваться ими в нужной ситуации. Однако знание само по себе не является ценностным в столь зыбком, постоянно меняющемся мире.
Таким образом, рассказы для детей М.М. Зощенко определяются как особый дискурс, соединяющий художественный текст с жизнью (социальными изменениями, биографическими событиями, психофизическими характеристиками автора). Появление этих произведений обусловлено закономерностями развития творчества.
Рассказы писателя говорят о том, что «дети еще интереснее взрослых, они показывают будущую страну».
Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Около четырех десятилетий посвятил Зощенко отечественной литературе.
Произведения Михаила Зощенко подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) как клевета на советскую действительность.
Произведения Михаила Зощенко, пропитанные острой сатирой не только стали настоящим взрывом, переворотом общественного сознания в свое время, они продолжают быть актуальными и любимыми современниками.
По произведениям писателя снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975).
Театры один перед другим сражаются за право поставить пьесы Зощенко у себя на сценах.
Михаил Зощенко – писатель не однозначный, каждый понимает его для себя по-своему, каждый его читает по – своему. И это замечательно. Ведь один и тот же рассказ можно слушать в разном исполнении каждый раз как заново.
В июле 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни печатался в журналах «Крокодил» и «Огонек».
Умер М.М. Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958, похоронен в Сестрорецке.
Источники:
Цитаты и афоризмы - http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-zoshhenko
Шешуки образовательный портал - http://sheshuki.ru/sheshukovskie-chtenija/reports/10-rasskazy-dlja-detej-m-m-zoschenko