В 2019 году отмечается 180-летие со дня рождения знаменитого французского живописца Поля Сезанна. К этой дате отделом литературы по искусству подготовлен обзор литературы.

Поль Сеза́нн (1839—1906) — французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств. Сезанн преклонялся перед природой, он утверждал ее величие и красоту. Но он же и осмелился нарушить законы построения пейзажа, сложившиеся в живописи со времени Пуссена. Вначале это принесло ему участь отверженного, впоследствии - всемирную славу основателя нового искусства.

«Писать — это значит ухватить гармонию между многочисленными цветовыми соотношениями и развивать их в новой оригинальной логике» - говорил сам живописец.  Мы же попробовали объять необъятное и рассказать о мировой величине в искусстве посредством представленных книг. На выставке читателям предложены авторские монографии о художнике, искусствоведческие «прочтения»  его творчества, биографические материалы и альбомные издания.

«Жизнь Сезанна», книга Анри Перрюшо — известного французского писателя и искусствоведа - «отнюдь не роман-биография», как пишет о ней сам автор. Скорее, это — многоступенчатое исследование, в котором страница за страницей разворачиваются события жизни знаменитого живописца.  За этими же событиями читатель сможет разглядеть глубокую преемственность этих явлений и влияние их на фигуру художника. Автор посетил места, где жил Сезанн, много работал с семейными архивами и корреспонденцией, что делает эту книгу уникальным портретом личности гения.

Небольшая монография А. Воллара «Сезанн» продолжает ряд биографических материалов о художнике. Автор — известный коллекционер и торговец картинами - был другом и почитателем живописца. Можно обвинить монографию в излишней субьективности, но, с другой стороны,  можно отметить живой образный язык повествования, порой переходящий в диалог, что позволяет глубже «ощутить» присутствие Сезанна.

«Сезанн любил сравнивать себя с пророком Моисеем. Он шел по трудному пути, ведомый лишь своей внутренней убежденностью. «Он преодолел противостояние людей , и его искусство открыло для живописи новую дорогу» - пишет о творце Мишел Хуг в своей одноименной работе. Эта небольшое по обьему, но очень глубокое исследование ведет читателя за Сезанном от одной биографической даты к другой, прослеживая взаимосвязь причин и следствий, наблюдая за изменением творческого почерка художника, рассказывая о росте и становлении всемирно известной творческой величины.

Вышедшая в серии «Библиотечка юного художника»: «Двадцатый век: мастера, страны» монография В. С. Турчина, одного из ведущих отечественных искусствоведов, посвящена творчеству Поля Сезанна. На что опирался великий реформатор искусства, какие сюжеты выбирал для изображения, принципы художника и его творческий почерк — вот что анализирует автор.

Сезанн — личность, во многом определившая пути развития искусства не только французского, но и фактически всего европейского. Именно ему посвящен целый выпуск приложения  «Искусство» газеты «Первое сентября», в котором читатель сможет найти не только прекрасные иллюстрации, но и глубокий разбор основных работ художника, список его последователей и предшественников, анализ его творческого метода.

Рильке так сказал о натюрмортах Сезанна: он «заставил их выражать целую вселенную».  А Гоген так отзывался о художнике: «Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной... Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности». Три альбомных издания, посвященные творческому пути Сезанна, представлены на книжной выставке. Это работы Д. Серафини, Д. Перовой и И. Тайандье. Во всех трех поэтапно разбираются основные аспекты творчества живописца, вслед за биографическими вехами иллюстрируются наиболее известные работы, дается искусствоведческий анализ.

Продолжаем нашу подборку двумя интересными изданиями — искусствоведческими трудами, рассказывающими о течениях импрессионизма и постимпрессионизма.  Джон Ревалд - американский историк искусства немецкого происхождения,  фактически первый серьезный исследователь наследия этих художественных движений. Его книга «История импрессионизма», предлагаемая нашим гостям, рассчитана на широкий круг читателей. Она написана увлекательно, красочно, легко, не загромождена ни специальными терминами, ни отвлеченными рассуждениями. Аналитически и подробно разбирающий творческое наследие Моне, Писарро, Ренуара, Сислея и, конечно же, Сезанна, автор опирается на корреспонденцию мастеров, критическую литературу и наблюдения современников.

Еще одной книгой, которая знакомит читателей с искусством импрессионизма и постимпрессионизма, стал сборник искусствоведческих статей В. Н. Прокофьева «Об искусстве и искусствознании». Среди тем, затронутых в сборнике, и искусство Франции семнадцатого века, и анализ творчества Матисса, Пикассо, Корбюзье. Отдельная статья посвящена теоретическим аспектам постимпрессионистского течения, анализирующая такой аспект:  в чем сходство и в чем отличие его от импрессионизма, основным представителям этого движения. Немалое место здесь уделено и Полю Сезанну  как новатору и революционеру от искусства.

Приглашаем к  знакомству с творческой биографией Поля Сезанна всех желающих.

Сезанн [Текст] : пер. с ит. / Авт. текста Д. Серафини, Пер. А. Анохина, А. Золотова. - Москва : Белый город, 2001. - 64 с. : цв.ил. - (Мастера живописи).

Воллар А. Сезанн [Текст] / А. Воллар. — Санкт-Петербург : Аврора, 1991. — 143 с.

Ревалд Д. История импрессионизма [Текст] / Д. Ревалд, Пер. П. В. Мелковский. — Москва: Республика, 1999. — 415 с.: ил.

Прокофьев В. П. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет [Текст] / В. П. Прокофьев. — Москва : Советский художник, 1985. - 132 с.: ил.

Перова Д. Сезанн [Текст] / Д. Перова. — Москва: Директ-медиа, 2010. — 50 с.: ил.

Перрюшо А. Жизнь Сезанна [Текст] / А. Перрюшо, Пер. Богемская К. — Москва: Радуга, 1991. — 351 с.

Тайандье И. Сезанн [Текст] / И. Тайандье. — Москва: Слово, 1995. — 96 с.: ил.

Хуг М. Сезанн [Текст] / М. Хуг, Пер. Н. Лебедева. — Москва: Астрель, 2001. — 176 с.: ил.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!