У воды,
меж высокой лебеды
чинно выстроились в ряд
восемь желтеньких утят.
Их давненько утка-мать
собирается купать.
Но трусливый все народ:
все стоят, разинув рот,
ни один не хочет плыть,
слышно только: «Пить- пить- пить».
И смеются камыши:
«Ишь, как трусят малыши!..»
Имена талантливых детских писателей и поэтов постепенно возвращаются читателям. Прошли десятилетия и даже века. А эти несправедливо забытые произведения, получив вторую жизнь, вдруг оказываются очень нужными сегодняшним читателям, в том числе и потому, что несут доброту и сострадание. Нескончаемый поэтический фейерверк, взорвавшись над Россией на рубеже 19 и 20-го столетий, дал миру огромное количество имён - ярких, взлетевших выше других. Эти имена образовали контур, этого фейерверка, названного позже Серебряным веком русской поэзии.
А потом пришли войны и революции, и праздник закончился. Многие уехали - долго и мучительно приживались на новом месте, что-то писали, что-то издавали, оставив нам стихи и воспоминания. Многие разделили судьбу страны, что-то писали, что-то издавали, долго и мучительно привыкали к новым условиям.
А некоторые просто исчезли в никуда - растворились в различных советских конторах и учреждениях, растворились в эмиграции, где уже ничего не писали, ничего не издавали, и только скудные сведения об их частной жизни вне поэзии доходили на родину.
Сколь обширным и разнообразным было поле женской поэзии в начале XX века. Сколько имён ещё известно пока лишь номинально, по поводу чего-либо: Надежда Львова, Лидия Лесная, Паллада Богданова-Бельская, Анна Радлова, Мария Моравская.
Имя Марии Людвиговны Моравской было почти забыто и на долгие годы вычеркнуто из истории литературы. Она родилась в Варшаве в 1889 году, принимала активное участие в литературной жизни Петербурга 1910-х годов, в 1917-м эмигрировала в Америку, сотрудничала с американскими журналами, печатала на английском языке. В 1927 году в Нью-Йорке на английском языке издан ее роман «Жар-птица» о петербургской жизни 1910-х годов, умерла она то ли в Америке в 1947-м, то ли в Чили в 1958-м. Мария Моравская за три предреволюционных года выпустила семь книг, в том числе две детских: книгу стихов «Апельсиновые корки» и книгу рассказов « Цветы в подвале». Ее работа в детской литературе оказалась плодотворной. Моравская публиковалась в лучших журналах своего времени - «Галчонке» и «Тропинке», в последнем она дебютировала как детский поэт в 1911 году и печаталась под псевдонимом Рики-Тики. Сборник ее стихов «Апельсиновые корки» увидел свет в 1914 г.
В этом же году вышел ее первый сборник поэзии «На пристани», второй сборник - «Стихи о войне» (1914) был подвергнут острой критике. Через год вышли еще две книги Марии Моравской - «Прекрасная Польша», посвященный Адаму Мицкевичу» и сборник стихов «Золушка думает».
Детские, лирические стихи Марии Моравской, в центре которых ребенок как таковой, со своими детскими радостями, С печалями и заботами, ребенок противопоставленный миру взрослых, ищущий понимания не столько у них, сколько у окружающих животных или спасающийся в мире собственной фантазии, - эти стихи и востребованы. Особенно сегодня.