К 160-летию отмены крепостного права в России
1. Общие положения
XX Областной конкурс «Юный краевед» проводится Обособленным структурным подразделением «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» (далее: Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина), Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.
Организационную поддержку конкурсу оказывают Государственный комитет Псковской области по культуре, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества.
2. Участники конкурса:
Принять участие в конкурсе могут учащиеся и студенты любого возраста разных типов образовательных учреждений Псковской области (школ, лицеев, колледжей, ВУЗов, интернатов, детских домов, центров, Домов детского творчества и др.). Списки участников первого этапа конкурса (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс) в свободной форме присылаются в электронном виде до 28.12.2020 г. в Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина (по адресу:
3. Организация проведения конкурса:
Устанавливаются следующие этапы конкурса:
Первый - на уровне образовательного учреждения, письменный. Проводится педагогическим коллективом по вопросам, представленным оргкомитетом. Результаты подводятся на местах, и не более трех лучших работ от учреждения присылаются до 28 декабря 2020 г. в оргкомитет на электронную почту:
Работы оцениваются жюри в баллах.
Второй - заочный, в форме реферата или проекта (исследовательского или творческого). Результатом проекта могут быть: буклет, макет выставки, альманах, рисунок (с описанием), текст экскурсии и т.п.
Победители первого этапа, чьи работы отправлены в Псков, представляют рефераты или проекты в оргкомитет не позднее 12 марта 2021 г. Рефераты присылаются в электронном виде на почту
Тему реферата (проекта) участник выбирает сам, взяв за основу проблематику, предложенную оргкомитетом конкурса, или другую в рамках заявленной темы. Работы оцениваются жюри в баллах. Баллы первого и второго этапа суммируются.
Результаты и списки участников третьего тура сообщаются в учебные заведения не позднее, чем за месяц до третьего этапа.
Третий - областной, очный, письменный. Проводится жюри в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина (г. Псков, Сиреневый бульвар, д. 3) по заданиям, предложенным жюри по согласованию с оргкомитетом (задания историко-краеведческие по тематике конкурса, имеют творческий характер).
В случае, если невозможно будет провести третий тур очно, он будет проведен в заочной форме. Условия проведения 3 тура в этом случае будут объявлены дополнительно.
Сроки проведения:
Первый этап - 15.10.2020 г. – 31.12.2020 г.
Второй этап - 01.01.2021 г. - 12.03.2021 г.
Третий этап - 12.03.2021 г. - 30.04.2021 г.
Требования к оформлению реферата (проекта):
Титульный лист содержит:
- наименование конкурса;
- название темы;
- сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, полное название учебного заведения, класс, контактный телефон, адрес электронной почты), сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты).
- Фамилии, имена, отчества авторов и руководителей пишутся полностью.
Объем работы должен быть не более 15 печатных страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.
После титульного листа представляется краткая аннотация - описание работы объемом 12 – 15 строк.
Текст реферата (проекта) включает следующие части:
- введение;
- методы и способы выполнения работы (включая историографический анализ);
- результаты; выводы;
- список использованной литературы (ссылки в тексте на литературные источники обязательны).
Реферат (проект) должен быть выполнен на основании самостоятельной исследовательской работы автора.
Реферат (проект) предоставить в электронном виде по адресу
Вопросы первого тура
- В ходе подготовки реформ, которые вошли в историю под названием Великие, император Александр II несколько раз посетил Псковскую губернию. В какие годы были эти визиты? Какие места и учреждения посетил император?
- Главными элементами Крестьянской реформы были следующие: личное освобождение крестьян и наделение их землей. Какое количество помещичьих крестьян Псковской губернии стало свободными в результате реформы? Какие размеры земельных наделов они получили?
- В каких уездах Псковской губернии проходили крестьянские волнения после отмены крепостного права? Назовите причины волнений.
- Когда были созданы первые земства в Псковской губернии? Назовите основные функции, которые они выполняли?
- В каких СМИ земства информировали псковичей о своей деятельности?
- Какое участие принимали земства в политической жизни губернии и страны?
- Назовите крупнейшие промышленные и торговые предприятия, появившиеся на Псковской земле во 2-ой пол. XIX в.
- Назовите банки, возникшие на Псковщине во 2-ой пол. XIX в.
- Назовите новые типы учебных заведений, появившиеся в населенных пунктах Псковской земли во 2-ой пол. XIX в. Приведите примеры конкретных учреждений.
- Какие музеи и (или) музейные экспозиции рассказывают о пореформенной истории Вашего края.
При ответах на вопросы делайте ссылки на источники, научную, научно-популярную, художественную литературу (книги, статьи, рассказы, очерки, воспоминания и т.п.) и интернет-ресурсы.
Примерная тематика рефератов
- Деятельность псковского губернского комитета по подготовке освобождения крестьян.
- Экономическое положение псковских крестьян до отмены крепостного права и в порефоменный период (размеры наделов, выкупные платежи, сохранение пережитков крепостничества – барщины и оброка).
- Отношение различных слоев псковского общества к великим реформам 1860-ых - 1870-ых гг. Крестьянские волнения.
- Наиболее известные деятели-реформаторы Псковской земли (можно на примере одной биографии).
- Идейные вдохновители реформ на Псковской земле. Роль периодической печати в подготовке реформ.
- Развитие промышленности и торговли на Псковской земле в пореформенный период (можно на примере одного предприятия или предпринимателя).
- Земская реформа на Псковщине. Земские органы самоуправления. Особенности самоуправления крестьянских общин (можно на конкретном примере).
- Реформа образования и изменения в системе образования на Псковской земле.
- Роль железной дороги в развитии экономики на Псковской земле в пореформенный период.
- Судебная реформа 1864 г. и Псковский край.
- Развитие книгоиздательства, книжной торговли и библиотечного дела на Псковской земле в пореформенный период.
- Влияние Великих реформ на активизацию общественной жизни в губернии: возникновение и развитие различных обществ на Псковской земле в пореформенный период (можно на примере одного общества).
- Влияние Великих реформ на развитие образования и музейного дела на Псковщине во 2-ой пол. XIX в. (Можно на примере истории одного учреждения, одной биографии).
- Великие реформы и развитие системы здравоохранения на Псковщине во 2-ой пол. XIX в.
- Культурная жизнь Псковской земли во 2-ой пол. XIX в.
- Военное образование, военные части на Псковщине во 2-ой пол. XIX в.
- Увековечение памяти об отмене крепостного права на Псковской земле (издание книг, строительство храмов, создание памятников и памятных икон и т.д.)
- Банковское дело на Псковской земле во 2-ой пол. XIX в.
- Благоустройство псковских городов во 2-ой пол. XIX в. и роль в этом земства.
- Быт помещичьих усадеб в пореформенный период на Псковской земле.
- Изменение быта и характера хозяйственных занятий крестьян в пореформенный период на Псковской земле.
Контактные телефоны
8 (8112) 68-21-99 Осадчая Ирина Валериановна, директор;
8 (8112) 68-20-19, эл. почта
8-921-504-51-24; 8 (8112) 68-21-93, эл. почта
Группа «Каверинка» в ВК https://vk.com/pskovkaverinka