К 860-летию (1156 г.) завершения строительства Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, 650-летию (1366г.) нового каменного здания Троицкого собора (третье здание), 450-летию указа Ивана IV о строительстве Святогорского монастыря и 440-летию со дня преставления Николая Салоса (в ночь с 27 на 28 февраля 1576 г.)
1. Общие положения
XV Областной конкурс «Юный краевед» проводится Обособленным структурным подразделением Псковской областной универсальной библиотеки «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина", Псковским областным центром развития одаренных детей и юношества, Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.
Организационную поддержку конкурсу оказывают Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственное управление образования Псковской области, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псковский Государственный Университет, Псковский филиал Российской международной Академии туризма.
2. Участники конкурса:
Принять участие в конкурсе могут учащиеся и студенты любого возраста разных типов образовательных учреждений Псковской области (школ, лицеев, колледжей, ВУЗов, интернатов, детских домов, центров, Домов детского творчества и др.). Списки участников первого этапа конкурса (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс) в свободной форме присылаются в электронном виде до 1.01.2016 г. в Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина (по адресу:
3. Организация проведения конкурса:
Устанавливаются следующие этапы конкурса:
Первый - на уровне образовательного учреждения, письменный. Проводится педагогическим коллективом по вопросам, представленным оргкомитетом. Результаты подводятся на местах, и не более трех лучших работ от учреждения присылаются до 30 декабря 2015 г. в оргкомитет по адресу: 180019, г. Псков, Сиреневый бульвар, д. 3, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина. Авторы этих работ становятся участниками второго этапа.
Второй - заочный, в форме реферата. Победители первого этапа, чьи работы отправлены в Псков, представляют рефераты в оргкомитет не позднее 1 марта 2016 г. Тему реферата участник выбирает сам, взяв за основу проблематику, предложенную оргкомитетом конкурса, или другую в рамках заявленной темы. Работы оцениваются жюри в баллах. Результаты и списки участников третьего тура сообщаются в учебные заведения не позднее, чем за месяц до третьего этапа.
Третий - областной, очный, письменный. Проводится жюри в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина (г. Псков, Сиреневый бульвар, д. 3) по заданиям, предложенным жюри по согласованию с оргкомитетом (задания историко-краеведческие по тематике конкурса, имеют творческий характер).
Сроки проведения:
Первый этап - 07.10.2015 г. - 30.12.2015 г.
Второй этап - 01.01.2016 г. - 01.03.2016 г.
Третий этап - 01.03.2016 г. - 30.04.2016 г.
Требования к оформлению реферата:
Титульный лист содержит:
- наименование конкурса;
- название темы реферата;
- сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, полное название учебного заведения, класс, контактный телефон), сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы, контактный телефон).
- Фамилии, имена, отчества авторов и руководителей пишутся полностью.
Текст реферата печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (кегль 12, интервал 2, шрифт Times New Roman) на одной стороне листа. Объем работы должен быть не менее 10 печатных страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.
После титульного листа представляется краткая аннотация - описание работы объемом 12 - 15 строк.
Текст реферата включает следующие части:
- введение;
- методы и способы выполнения работы (включая историографический анализ);
- результаты; выводы;
- список использованной литературы (ссылки в тексте на литературные источники обязательны).
Реферат должен быть выполнен на основании самостоятельной исследовательской работы автора, носить аналитический характер.
К реферату прилагается CD-ROM с текстом.
Вопросы первого этапа
1. Перечислите храмы и монастыри, находившиеся на территории вашей местности. Какие из них сохранились до нашего времени?
2. Назовите святых, известных деятелей церкви, активных прихожан, которые связаны с вашей местностью.
3. Составьте список литературы по истории церкви вашей местности. Какие из этих книг изданы при содействии монастырей и храмов вашей местности?
4. Назовите особо чтимые и известные иконы, находившиеся в прошлом и ныне находящиеся в храмах и монастырях вашей местности. Какие события, свидетельства и предания связаны с ними?
5. Назовите людей, связанных с восстановлением храмов в вашей местности в XX - XXI вв.
6. В каких музеях находятся выставки, отдельные предметы, связанные с историей церкви и церковным искусством Вашего края?
7. Перечислите храмы, иконы, предметы церковной утвари, археологические находки, имеющиеся в вашей местности представляющие наибольшую художественную или историческую ценность. В каком стиле, какими мастерами они созданы?
8. Назовите архитекторов, реставраторов, мастеров прикладного искусства, иконописцев нашего времени, чье искусство украшает храмы вашей местности.
9. С какими историческими событиями были связаны монастыри, храмы, деятели церкви вашей местности? Какие исторические личности имели отношение к истории церкви Вашей местности?
10. В каких произведениях литературы и искусства, в каких средствах массовой информации нашла отражение церковная жизнь вашей местности?
11. Какие памятники, памятные доски увековечивают память святых, деятелей церкви на территории вашего края?
12. Какие храмы, посвященные псковским святым, есть на территории других областей России, других стран?
Примерная тематика рефератов (второй этап)
1. История храмов и монастырей вашей местности (можно на примере одного храма или монастыря).
2. Церковное искусство и реставрация (на примере конкретного памятника, судьбы создателя или реставратора).
3. Святые, деятели церкви, известные личности, связанные с историей псковской церкви.
4. Церковная археология (можно на примере исследования одного памятника).
5. Возрождение церковной жизни в Псковской области в к. XX - XXI вв. (на конкретном примере).
6. Псковские церкви и церковная жизнь псковичей в годы Великой Отечественной войны.
7. Летописные свидетельства о церковной истории Псковской земли (самостоятельный анализ).
8. История храмов и икон в честь псковских святых на территории других областей России и в других странах (можно на конкретном примере).
9. Современная приходская жизнь псковичей (можно на конкретных примерах).
10. Псковские храмы и религиозная жизнь в научной и художественной литературе, искусстве, СМИ.
11. История псковской церкви в истории моей семьи.
Контактные телефоны:
68-21-43; 8-911-359-33-15 Ирина Валериановна Осадчая, заместитель директора;
8-921-504-51-24, эл. почта
Елена Владимировна Николаева, гл. библиотекарь отдела творческих и гуманитарных программ.
Победителями конкурса 2015-2016г. стали:
1 место присуждено Козловской Веронике, ученице 10 класса средней школы №1 г. Великие Луки (научный руководитель Курк Евгения Константиновна),
2 место - Барановой Александре, ученице 10 класса средней школы №1 г. Дно (научный руководитель Курскова Жанна Витальевна),
3 место - Давыденкову Даниилу, ученику 6 класса Паниковской основной общеобразовательной школы Печорского района (научный руководитель Рослова Елена Владимировна).