«Библиотека»

Бондарь, Ю. Сегодня нормативы сдал, а завтра чемпионом стал!  / Ю.Бондарь // Библиотека. − 2016. − № 10. − С. 21- 24. − (Будь здоров!)

Для более пристального и детального исследования вопросов сохранения и накопления здоровья специалистами библиотеки здоровья–филиалом № 9 ЦБС г.Губкина (Белгородская область) был разработан интерактивный проект-исследование «Библиотечная спортивно-краеведческая эстафета «Со спортом по жизни». Для его реализации была реализована методика проведения массовых мероприятий, направленных на актуализацию интереса у подростков к сохранению собственного здоровья, привлечение к активным занятиям физкультурой и сдаче нормативов ГТО.

Методика была сначала опробована на группе подростков, записавшихся в школу здоровья «Геркулес и Афродита» в рамках бессрочного проекта «Десять шагов авторской библиотеки в поддержку здорового образа жизни населения». Суть проекта заключается в ознакомлении ребят с теми людьми, жизнь которых наполнена спортом. Участники встреч смогли попробовать свои силы в различных спортивных дисциплинах.

Началась эстафета с исторического экскурса «КомлексГТО: на страже рубежей здоровья». Библиотекари открыли мини-стадион при читальном зале и провели импровизированную сдачу нормативов выборочно.  Параллельно с тренировками проводились  часы полезных знакомств на следующие темы: «Школа точного удара», «Повелитель водных стихий», «Сила духа и мудрости», «Богатырь – это по-русски!», «Мастер снайперской науки», «Быстрее! Выше! Сильнее!».

По итогам анкетирования стало очевидно, что все ожидания организаторов проекта оправдались. Это доказало эффективность методики проведения библиотечных мероприятий.

Кравцова, Н. Молодые, активные, яркие, креативные привлекают всех / Н.Кравцова // Библиотека. − 2016. − № 9. − С. 56- 59. − (На библиотечной орбите)

В статье рассказывается об организации в читальном зале в одной из библиотек Могилева (Беларусь) специализированной зоны общения для молодежи «Молодежный бардачОК», о зоне «Для Молодых, Активных, Ярких, Креативных» (сокращенно «МАЯК»)  в Детской библиотеке-филиале им.А.С.Пушкина, а также о зале общения и развития «Молодежный квартал» (библиотека-филиал № 6), о проведении арт-фестиваля.

С целью создания благоприятных условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей молодежной аудитории были организованы альтернативная площадка для творческих встреч «Квартирники у Карла Маркса», дискуссионный клуб «Ситуация», литературный салон «Таланты и поклонники», киноклуб KINOHOD и клуб любителей интересных встреч (на базе разных библиотек Могилева).

В рамках городского арт-фестиваля (приурочен ко дню рождения Могилева) состоялись поэтический турнир, фитнес на батутах, исполнение песен и танцев, театральные миниатюры, показ дизайнерской одежды, акция «Работает независимый фотограф: улыбнись своему городу», праздничный флешмоб «С днем рождения, город!» и др.

Петрова, Г. В кадре – страницы, за кадром – творцы / Г.Петрова // Библиотека. − 2016. − № 10. − С. 42- 44. − (Территория чтения)

О создании буктрейлеров библиотекарями Орловской областной детской библиотеки им.М.М. Пришвина.

Участниками конкурса буктрейлеров «Смотри и читай!», курируемого библиотекой, стали дети среднего и старшего возраста. Значительная часть представленных фильмов была посвящена событиям Великой Отечественной войны. При  подведении итогов конкурса у всех пришедших на праздник была возможность увидеть лучшие работы, которые демонстрировались на большом экране.

На выставке «В кадре – книга» были помещены произведения отечественной и зарубежной литературы, послужившие основой для конкурсных работ.

Теличко, Л. Мыслим позитивно / Л.Теличко // Библиотека. − 2016. − № 10. − С. 49- 52. − (Культурно-досуговая деятельность)

О конкурсе «Мозаика библиотечных идей» инновационных идей среди профессионалов, состоявшемся в Тульской областной детской библиотеке, по трем номинациям: «Очарованные книгой», «Занимательная библиография», «Электронный век чтения».

В номинации «Очарованные книгой» победителем стал проект, предполагающий организацию мини-музея «Мои первые книжки» при подготовительной группе детского сада. Эта территория – царство дружеской атмосферы, на которой можно трогать и рассматривать все экспонаты. Дошкольников привлекают к участию в праздниках, устраивают видеопрросмотры для детей. Отмечается, что каждый месяц экспозиция музея обновляется.

В номинации «Занимательная библиография» победил проект для детей «Добрая сказка – рукодельницам подсказка», в который включен разработанный цикл интегрированных литературно-библиографических уроков (беседы на основе книг, обзоры и рекомендательные списки, разработка памяток, викторины), тематически сочетающихся  с мастер-классами по рукоделию. Приведем примеры тем занятий: «Белая береза», «Ленты, кружево, подзоры и на скатерти узоры», «Сказы драгоценные Бажова».

Номинация конкурса «Электронный век чтения» вызвала особый интерес у участников, т.к. требовала от них выполнения работ в цифровом формате.

Для вопросов видео-викторины «В сумерках оживают книги», в которой  гармонично сочетаются познавательный материал  и современные технологии, были отобраны фрагменты известных фильмов по произведениям школьной программы. В ходе игры открываются интересные факты о жизни и творчестве русских писателей.

Высокую оценку получила и работа «Путешествие Незнайки по дорогам сказок братьев Гримм», представленная на конкурс в форме видеоролика, главный герой которого  посещает города Германии (от Ханау до Бремена).

Победителем в данной номинации стал проект «В гостях у домовенка Кузи – эколога-краеведа», основной целью которого стало осуществление раннего экологического образования дошкольников. Домовенок Кузя совершает виртуальное путешествие с детьми, рассказывая им о временах года, законах природы, проводит игры и викторины на тему «Зимние фантазии» и т.д.

Шароварова, М. Помочь и научить / М.Шароварова // Библиотека. − 2016. − № 9. − С. 2- 5. − (Методика одна, методы разные)

В рамках проекта «Вебинары в Белинке», разработанного специалистами справочно-библиографического отдела Свердловской областной универсальной научной библиотеки проводятся традиционные лекции и практические занятия на следующие темы: «Электронные каталоги –  база справочно-библиографического обслуживания», «Дайджесты: возможности использования в библиотеках», «ГОСТ 7.1-2003. Применение при составлении библиографических списков».

Два проекта («Областной День библиографа», цикл семинаров «Справочно-библиографическая работа в современной библиотеке») были специально разработаны для целевой группы библиографов.

За несколько лет сложился целый курс учебных занятий (разработан справочно-библиографическим  отделом СОУНБ), рассчитанный на проведение в группах численностью не более десяти человек. Занятия данного курса проводятся по разным темам, например: «Методика выполнения справок в традиционном режиме. Учет основных результатов СБО», «ГОСТ 7.1-2003. Применение при составлении библиографических списков. Аннотация и аннотирование», «Информационный поиск в электронной среде. Основные источники поиска: электронные библиографические ресурсы, «Подготовка и составление библиографических указателей».

 

«Библиотека в школе»

Исаев, И. Карта литературы нашего детства / И.Исаев // Библиотека в школе. – 2016. – № 9-10. – С. 44-47. – (Работа с читателями)

Об особенностях популяризации детской литературы с помощью географической карты, на которой предполагается обозначение тех городов, в которых происходят действия тех или иных литературных произведений. Таким образом, на карте будут представлены широты географии литературы, что привлечет внимание к авторам произведений для детей.

На карте-плакате можно найти  имена известных писателей двадцатого столетия, авторов приключенческих произведений для детей, действия которых разворачиваются не только на территории родной страны, но и в зарубежных странах (в бывших советских республиках).

Если обратиться к самой географической  карте, то в указанных пунктах ставится сноска на то или иное произведение, действия которого происходят в соответствующей области нашей страны. Автор-разработчик карты подкрепляет ссылку портретом писателя (автора) литературного произведения.

Колоскова, Н. Если «особый», значит, наш / Н.Колоскова // Библиотека в школе. – 2016. – № 9-10. – С. 48- 52. – (Особенный читатель)

Специалисты Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара г. Москвы, закончили третью редакцию рекомендательного библиографического указателя «Книги, помогающие жить. Особый круг чтения: книги про особых детей и книги для тех, кто их окружает». Полная версия указателя представлена на сайте организационно-методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара.

В данный указатель включена  художественная и документальная проза отечественных и зарубежных авторов. Произведения систематизированы в  разделы: «Маленьким», «Тем, кто уже подрос», «Для тех, кто вырос», «Недетское чтение», внутри разделов – в алфавитном порядке приводятся фамилии авторов. В конце пособия приводятся  «Указатель авторов и названий» и «Указатель названий и авторов».

В статье помещен небольшой аннотированный список книг (адресованных детям, отдельно представлены книги для взрослых читателей), изданных за последние два года и вошедших в третью версию указателя.

Рудишина, Т. Лодка нашей жизни / Т.Рудишина // Библиотека в школе. – 2016. – № 9-10. – С. 36. – (Сигнальные флажки)

Об особенностях работы со сборником стихов «Мы плывем на лодке», написанным Анастасией Орловой в соавторстве с художником Игорем Олейниковым. Отмечается важность прочтения вслух стихотворений сборника и готовность детей включиться в игру «Какое слово будет следующим».

Хилтунен, Е. Издать всем миром / Е.Хилтунен // Библиотека в школе. – 2016. – № 9-10. – С. 54-55. – (Книжные палаты)

О книге А.М. Цирульникова «От Бориса до Юлии… История детства. Детские истории», состоящей из исторических заметок дневников автора, автобиографических набросок  и наблюдений в разные периоды жизни  собственных детей и детей друзей автора.

 

«Библиотечное дело»

Андреева, О. «Лишнего билетика не найдется?», или «Кадры» в Невской ЦБС решают все / О.Андреева // Библиотечное дело. – 2016. – № 20. – С. 35-37. – (Год Кино)

О проекте «Мелькают кадры, рубежи и даты» библиотек Невского района Санкт-Петербурга, ориентированном на экранизированные литературные произведения.

Различные мероприятия и фестивали в рамках проекта посетили, как дети, так и читатели-взрослые библиотек Невского района города. Так, в рамках фестиваля «А у нас на стене…» все желающие могли узнать устройство фильмоскопа, посмотреть сами диафильмы и поучаствовать в их озвучивании.

Курбатова, Е. МультВитамины для больших и маленьких, или Сам себе режиссер / Е.Курбатова // Библиотечное дело. – 2016. – № 17. – С. 33-35. – (Дети в библиотеке)

О работе студии мультипликации «Инсайт» в Ижевской центральной муниципальной детской библиотеке. В 2013 г.  всем желающих представилась возможность пройти курс бесплатного вебинарного обучения по теме «Мульттерапия». Занятия студии проводятся один раз в неделю, пластилин закупается за счет библиотеки и используется многократно. В летнее время данные мероприятия пользуются повышенным спросом, т.к. по их результатам  есть возможность получить поощрение в виде библиотечной валюты (как и в рамках программы «Летние чтения»). Содержание занятий отражается в структуре каждого урока, который включает этапы: выбор техники мультипликации, разработка сценария,  осуществление раскадровки, создание фона и персонажей, применение законов мультипликации на практике и т.д.

Отметим, что основой мультфильма могут стать произведения детских писателей или истории, придуманные самими детьми.

Готовые мультфильмы представляются в группе в одной из социальных сетей и на блоге «Библиопривет».

Летова, А. «Книга. Библиотека. Общество» / А. Летова // Библиотечное дело. – 2016. – № 19. – С. 35- 37. – (Профессиональные коммуникации)

Об итогах XXII Всероссийской конференции «Книга. Библиотека. Общество»  работников детских библиотек, организованной Краснодарской краевой детской библиотекой им.братьев Игнатовых.

Новый формат конференции позволил представить Краснодарский край и сеть детских библиотек во всем его разнообразии.

В рамках многодневного мероприятия состоялись беседы, творческие вечера, театральные постановки студентов театральных образовательных учреждений.

Второй день включал в себя практические занятия по литературному анализу, раскрытие темы «Чтение как ресурс личностного развития ребенка», представление долгосрочного проекта «Детское чтение как фактор сближения национальных культур» (разработан специалистами Волгоградской областной детской библиотеки) и целевой долгосрочной программы по обслуживанию детей с ограничениями в жизнедеятельности «От сердца к сердцу», проекта по продвижению книги и чтения «Шаги к читателю» (основная цель – внестационарное библиотечное обслуживание).  Также свои проекты представили победители краевого конкурса проектов «Ярмарка библиотечных идей».

Завершилась  лаборатория подведением итогов и пожеланиями дальнейшей успешной работы конференции, увеличения количества практических занятий и мастер-классов, новых встреч с российскими писателями.

Михайлова, К. От мира сказок до острова сокровищ / К. Михайлова // Библиотечное дело. – 2016. – № 18. – С. 13-15. – (За знаниями – в библиотеку)

О реализуемых каждый год летних программах в Национальной библиотеке Карелии.

Отмечается, что все программы разрабатываются и осуществляются 4-5 сотрудниками библиотеки в зависимости от тематики занятий. При построении мероприятий соблюдался следующий  принцип: первая часть программы включала в себя рассказ о книге или произведении (подкрепляется презентацией) и интерактивные задания. Вторая часть программы всегда проходила в форме командного соревнования, подразумевающего разделение группы детей на подгруппы, передвижение по площади библиотеки с целью выполнения заданий. Приведем примеры тем занятий,  разработанных и проведенных специалистами библиотеки: космос, история железной дороги, сокровища. К каждой программе подготавливался соответствующий теме реквизит, костюмы для персонажей предоставляли партнерские организации библиотеки. Все участники занятий уносили с собой не только рекомендательные списки литературы по теме, но и сувениры (подготовлены сотрудниками библиотеки). Без сомнения, проведение летних программ способствовало и раскрытию книжного фонда библиотеки, например, книг советских лет издания, новых поступлений и редких книг.

Орлова, С. Первые шаги в мир чтения / С.Орлова // Библиотечное дело. – 2016. – № 17. – С. 29-32. – (Дети в библиотеке)

О методах работы Центральной городской детской библиотеки им.А.С. Пушкина (г.Санкт-Петербург) с читателями младшего дошкольного и школьного возраста.

Библиотечные залы библиотеки оформлены таким образом, чтобы погрузить читателей в атмосферу доброжелательности и уюта: для этого установлена «пушкинская скамья», занавес читального зала был расписан ленинградским художником В.Трауготом. Декоративная выставка-панно украшает читальный зал младшего абонемента.

В оборудованной «Комнате сказок» можно расположиться на мягких кубиках и послушать сказку, а затем принять участие  в ее театрализации. Творческие занятия проводятся сотрудниками, перевоплотившимися в образы сказочных героев. В лингафонном кабинете можно прослушивать аудиозаписи любимых сказок и песен.

Во время занятий для дошкольников используется интерактивный глобус Magisc Planet, лупа VISIO.XD. БиблиоКинотеатр  «Волшебный мир» является частью развивающей программы для детей от 6 до 18 лет и позволяет проведение видео-викторин по истории кино, мастер-классов по созданию анимационных персонажей.

В рамках программы «Детская лаборатория 3D»  происходит обучение ребят работе с 3 D  принтером.

Основной задачей проекта «Книга – детям» является создание единого культурного пространства для детей, родителей и специалистов в области книжной культуры, в рамках которого существует возможность диалога между книгой и читателем. Построенная по принципу цикличности (День Земли, День Кино и т. д.) данная программа способствует социализации личности и позволяет выбирать аудитории одно или несколько занятий из содержания. Все занятия проводятся в интерактивных формах: мастер-классы, дискуссии, игры.

Четыре филиала ЦГДБ им.А.С. Пушкина активно разрабатывают и воплощают в жизнь собственные проекты, например: «Семья и книга», интерактивная познавательная программа «Щедрое дерево, или Отважные следопыты в мире книг», мастерская перевода «Еще малыш, а уже переводчик», образовательная программа «Много книг. Много языков. Много стран».

В заключительной части статьи приводятся результаты исследования социологического опроса, посвященного действующим программам и проектам, разработанным библиотеками.

Осипова, А. Соавтор или иллюстратор? / А.Осипова // Библиотечное дело. – 2016. – № 19. – С. 17-19. – (Фонды)

Об особенностях иллюстраций в изданиях для детей дошкольного возраста на примере литературных произведений (выпущены с 2010 по 2016 гг.) таких авторов, как: Холи Вебб, Роман Канушкин, Дмитрий Емец, Г.-К. Андерсен, Сиссель Беэ, А.Гиваргизов, Ю.Кушак. Как отмечается в статье, современные издания для детей сопровождаются первоклассными и иллюстрациями, которые не только играют сопровождающую роль, но и становятся полноправными участниками описываемых в книгах событий.

Рудишина, Т. Такая многоликая история / Т.Рудишина // Библиотечное дело. – 2016. – № 20. – С. 11-15. – (История)

В статье приводится обзор изданий, посвященных теме истории, включенных в выпуски каталога  «100 лучших новых книг для детей и подростков» в течение десяти лет. Так отмечается, что представленные в каталоге художественные и отраслевые издания, помогают воспитывать историческое сознание детей.

В разных выпусках в каталоги представляются серии и энциклопедии, справочники и словари, циклы исторических книг разных издательств, а также классика детской исторической литературы.  Подчеркивается и актуализация интереса к истории при раскрашивании и чтении исторических комментариев в книгах издательства, существующего при Государственном Эрмитаже.

Серия «История воспитания» (издательство «Ломоносовъ») адресована, прежде всего, родителям.

Главной идеей книг издательства «Пешком в историю» является воссоздание обстановки, окружающей детей в ту или иную историческую эпоху.

В каталог были помещены и издания, посвященные истории научных открытий, техники и еды, Великой Отечественной войне, теме Холокоста.

Многие из книг, перечисленных в разных выпусках каталога,
получили признание читателей и профессионального сообщества. Они были отмечены премиями в своих странах (если говорится о переводной литературе), стали призёрами разнообразных конкурсов в нашей стране.

Чуппуева, Л. Читатели «заклубились» / Л.Чуппуева // Библиотечное дело. – 2016. – № 18. – С. 24-27. – (За знаниями – в библиотеку)

При работе над проектами Мурманская областная детско-юношеская библиотека отдаёт приоритет реальным интересам и потребностям молодёжи, учитывает актуальные проблемы формирования личности. Задача продвижения книги решается с применением инновационных форм и методов работы, таких как: литературные игры, квесты, презентации, виртуальные, ролевые игры, конкурсы и встречи.

Среди разработанных проектов наиболее значимыми являются следующие: клуб «Знакомьтесь — юристы!»; Мурманский клуб любителей комиксов в библиотеке «Комиксы на Кольском полуострове»; литературный клуб «Высокие энергии»; интеллектуальный клуб «Эрудит»; проекты «Живая Медиатека — IТ класс», «Живая Медиатека — IТ курс».

Занятия клуба  «Знакомьтесь  – юристы!» для учащихся 9–11-х классов нацелены на воспитание правовой грамотности юношества и расширение спектра знаний о профессиях, связанных с юриспруденцией.

Литературный клуб для учащихся 7-11 классов «Высокие энергии» создан на базе отдела новой художественной литературы.  Основными преимуществами работы данного клуба являются: стабильность, систематичность проведенных занятий в рамках существования клуба, массовость. Основной целью объединения является создание необходимых условий для художественно-эстетического развития детей, для их творческой самореализации.

Приведем примеры тем  заседаний клуба: «Главный герой  — учёный или изобретатель» (по произведениям А. Беляева, М. Шелли, Г.Уэллса),  «Оскароносные книги» (Дж.Толкин «Властелин Колец», М.Митчелл «Унесённые ветром», Э.Хемингуэй «Старик и море»); «Природа, экология».

Клуб любителей комиксов «Комиксы на Кольском полуострове» объединил увлечённых молодых людей,  изучающих историю возникновения и развития жанра,
особенности его эстетики. На заседаниях клуба проводятся дискуссии, обсуждения, происходит свободный обмен мнениями и информацией, презентации новых изданий, мастер-классы, встречи с художниками.

В заключительной части статьи рассказывается о работе клуба «Эрудит», созданного на базе Медиатеки МОЮДБ.

 

«Современная библиотека»

Елисеева, Т. Скрайбинг, сторителлинг и …велопробег: инновации в краеведении / Т. Елисеева // Современная библиотека. – 2016. – № 10. – С. 62-65. – (Опыт)

В Дни информации и Дни библиографии для специалистов детских библиотек в Алтайской краевой детской библиотеке состоялось мероприятие «Литературная палитра Алтайского края в библиографических указателях» в форме путешествия на книжном экспрессе.

В работе с пособиями специалисты предложили использовать библиографический пазл и электронную книгу.

Новой форме создания презентации – скрайбингу, было уделено особое внимание. Скрайбинг предполагает иллюстрирование речи выступающего путем представления рисунков на белой доске.

Акция «Писатели Алтая. Лучшее» (подразумевает  буккроссинг) прошла в несколько этапов. На первом этапе состоялось открытие выставки скульптора С.Г.Мозгового. Книги писателей Алтайского края послужили основой для создания собственных полок буккроссинга в школьных библиотеках края, учреждениях культуры и образования.

Другие современные формы работы также применяются в ходе акции: сторителлинг по книгам, День радостного знакомства. Особое внимание стоит уделить и состоявшемуся велопробегу «Путешествуем по родному селу, читаем книги детских алтайских писателей» (разработан Гоноховской поселковой библиотекой Каменского района), общий путь которого составил 5 км. По результатам пробега был создан видеоролик, который потом был размещен на странице в социальной сети.

Еловицкая, Т. Дни литературы на балтийском побережье / Т.Еловицкая, Л.Миначева // Современная библиотека. – 2016. – № 10. – С. 76-79. – (Опыт)

О проведении крупнейшего культурного форума Калининградской области, включавшего в себя литературные акции, беседы, конференции, литературные вечера и вечера памяти, концерты и спектакли по произведениям русской литературы.

По традиции самыми интересными мероприятиями форума 2016 года стала встреча с писателем  Юрием Буйда.

На площадках муниципальных библиотек были также проведены многочисленные мероприятия: литературно-музыкально-художественный вечер, книжно-иллюстративные выставки, спектакли, громкие чтения, презентации книг, читательская конференция, литературный фестиваль «Гумилевская осень», литературные экскурсии по городам Советск и Зеленоградск.

Журавлева, Е. Смайлик с книжкой / Е.Журавлева // Современная библиотека. – 2016. – № 9. – С. 44. – (ИКТ)

О работе клуба «Смайлик» в Иркутской областной детской библиотеке им.М.Сергеева, способствующего освоению компьютерной грамотности и приобщению детей к чтению. На очередном занятии ребята научились делать школьные закладки, для этого было необходимо подготовить материал на основе сайта библиотеки «Писатели Приангарья – детям» В процессе просмотра информации на сайте дети научились ориентироваться на ресурсе, после этого они разработали проекты закладок, содержащие графическую и текстовую информацию, в программе MS Publisher.

Костенко, Е. Квестология / Е.Костенко // Современная библиотека. – 2016. – № 10. – С. 70-73. – (Опыт)

О проведении хоррор-квеста «После заката: сумерки в библиотеке» в библиотеке г.Анивы Сахалинской области. В ходе квеста каждая группа участников под руководством сталкера (библиотекаря) исследовала одно за другим таинственные помещения – «Коридор привидений», «Пещеру пауков», «Призрачный лес», «Подводное царство». На каждой станции команды выполняли определенные задания, получая за правильное решение фрагмент ключевой фразы. На финише группы составили из полученных слов фразу, определяли ее автора и из какой книги эти фразы.

Целью фотоквеста «В объективе – Анива»  являлся поиск в городе зашифрованного объекта и получение темы для фотоснимков, а затем и само фотографирование. Коктейль из увлекательной игры-поиска по улицам города и творческого фотоконкурса сопровождался выполнением заданий на тему охраны окружающей среды.

После капитального ремонта двери библиотеки вновь распахнулись для посетителей. Для прохождения ситифотоквеста «Семейный альбом»  нужно было найти несколько объектов, решить задачи и получить восемь чисел. Эти числа нужно было сложить, чтобы получить код, который позволил открыть сундук с заданиями для фотосъемки.

Ситифотоквест «ОБЪЕКТИВная СТИХиЯ» предполагал выполнение заданий, зашифрованных в   QR-кодах. Все участники на старте получили пять логических цепочек, указывавших на пять городских объектов.

Минакова, И. Проекты разные, но цель одна / И.Минакова // Современная библиотека. – 2016. – № 9. – С. 76-79. – (Опыт)

О проектно-программной деятельности (основными направлениями которой является формирование духовной культуры личности, обучение основам права, воспитание патриотизма) библиотек Североморской Централизованной библиотечной системы Мурманской области.

Так, в ЦДБ с 2008 г. реализуется проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России» (для учащихся 5-9 классов), в ходе которого путем пропаганды лучших отечественных произведений военной тематики прививается уважение к подвигу предков и гордость за родину.

Проект «Серебряный возраст» реализуется отделом обслуживания ЦГБ города совместно с отделением дневного пребывания Комплексного центра социального обслуживания населения ЗАТО г.Североморска.

Проект «Город», целевой аудиторией которого является молодежь, раскрывает разные аспекты существования человека в современной городской среде. Главной задачей проекта является обучение подростков любви к своему городу, привитие уважения его жителей, что помогает решить проблему вандализма и хулиганства.

Просветительский проект «Мы изучаем право» способствовал не только актуализации интереса молодежи к изучению норм права, но и формированию умения их применять в повседневной жизни. На заключительной встрече ребята представили творческое задание  – фан-проект, в котором изложили правовые и социально значимые проблемы по заявленной теме и пути их решения. Все разработки данного проекта были взяты во внимании в последующем за ним проекте «Правовая среда для будущих избирателей».

Николаева, Г. Где деньги берем, когда их нет / Г.Николаева //     Современная библиотека. – 2016. – № 9. – С. 8-12. – (Позиция)

 О путях решения проблемы недостаточного бюджетного финансирования Курганской областной универсальной научной библиотеки им.А.К. Югова.

Одной из перспективных в решении данной задачи является программно-проектная деятельность. Так, все районы Курганской области работают в рамках своих подпрограмм по развитию культуры и библиотечного дела, на которые и поступает финансирование в рамках областной программы «Развитие культуры Зауралья» на 2014-2020 гг.

Свои программы и проекты библиотеки выдвигают на конкурсы, способствующие поддержке и развитию, модернизации библиотечной системы на территории Курганской области (например, областной конкурс социально-инновационных библиотечных проектов «Библиотека XXI в.»).

Областные гранты присваиваются на конкурсной основе. Так, проект «Курган читает. А ты?» победил в открытом конкурсе на грант главы города.

Социальные проекты («Депутат – СМИ – население: грани взаимодействия» организован депутатами Курганской области), предполагающие партнерские организации ,также являются эффективными в плане привлечения дополнительных финансовых средств и подарков.

 

«Школьная библиотека: сегодня и завтра»

Мендинос, Э. Вместе мы можем читать: история инклюзивного чтения в португальских школьных библиотеках / Э.Мендинос, А.Ногуэра // Школьная библиотека: сегодня и завтра. − 2016. − № 9. − С. 15-24. − (А как у них. Зарубежный опыт)

О реализации проекта «Все вместе мы можем читать», который является результатом партнерства  сети школьных библиотек и отделения Министерства образования Португалии.

Идея создания проекта заключается  в обеспечении доступа к чтению в школьных библиотеках для всех учащихся, независимо от их трудностей.

Задачами данного проекта стали обеспечение школьных библиотек достаточными ресурсами в различных форматах, доступных для школьников с особыми образовательными потребностями; разработка лучших моделей продвижения чтения (с учетом индивидуальных навыков и потребностей школьников); создание и совместное использование методов, ресурсов и учебных материалов инклюзивного образования.

План проекта (для реализации в течение двух лет) основан на наборе информации о направлениях и методах, с помощью которых осуществляется продвижение чтения среди учащихся с особыми образовательными потребностями.

Для непосредственной реализации проекта в школах оказывается помощь, подразумевающая поддержку организаций-партнеров, педагогический надзор местных координаторов Сети школьных библиотек, мониторинг координирующих служб.

Сотрудничество  между педагогами-библиотекарями и учителями специального образования стало одним из важных аспектов проекта. В результате было создано большое количество материалов, направленных на поддержку  и развитие устной и письменной коммуникации, навыков чтения. Приведем примеры:

  • создание головоломок на основе разных историй, иллюстраций к сказкам;
  • выпуск книг в различных форматах (электронных, в картинках, аудиокниг);
  • представление кукольного театра с участием всех школьников;
  • организация творческих мастерских специально для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Уилларден, Л. Грамотность и чтение – лучший опыт Мальме, Швеция / Л.Уилларден // Школьная библиотека: сегодня и завтра. − 2016. − № 9. − С. 29-32. − (А как у них. Зарубежный опыт)

Одной из задач публичных библиотек г.Мальме (Швеция) является обеспечение равного и доступного обслуживания для различных групп населения, учитывая многонациональный аспект населения города.

В статье приводится пример сотрудничества с Сомалийской организацией с целью продвижения сомалийских  писателей и сомалийской культуры для общественности и читателей через представление в библиотеке. В самой библиотеке были созданы книжные кружки на сомалийском, шведском языках.

Чайная вечеринка с лекцией о поджанрах фэнтези состоялась на базе городской библиотеки и местного магазина научно-фантастической литературы.

Результатом явилось слияние формальной лекции (это достигается путем углубления  знаний участников  о жанре фэнтези) с неформальным событием.

В рамках проекта «Международная авторская школа» организуется ток-шоу, на котором известный в мировом книжном пространстве писатель представляет свое творчество и отвечает на вопросы аудитории.

Кружок фантастики для молодежи (ведется на английском языке) предполагает чтение ее членами одной книги в поджанрах: космическая опера, городское фэнтези, стимпанк.

В библиотеке также был разработан проект «Литература в лакунах», который подразумевает использование свободных пространств для предоставления быстрого доступа к книжным изданиям. Таким образом, были организованы книжные полки в паспортных столах и торговых центрах.

 

 

No result.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!