В 2016 году библиотеками области подготовлено и проведено 1498 информационно-библиографических обзоров.
Одним из важнейших направлений в информационной деятельности библиотек является работа по формированию основ информационной культуры и культуры чтения подрастающего поколения. Эта работа ведется во всех библиотеках области. Чаще всего это отдельные занятия, в основном, с читателями младшего школьного возраста. В программу обучения детские библиотеки стремились включать мероприятия игровой познавательной направленности, проводились занятия, направленные на повышение информированности детей и подростков о безопасном использовании онлайн-ресурсов, медиауроки, библиографические игры, конкурсные программы, викторины: «Структура книги» (Красногородск), «СБА библиотеки» (Опочка), «Книжная вселенная в алфавитном порядке» (Опочка), «Выбрать книжку научиться - значит, в мудрый путь пуститься» (Остров), «Какие тайны хранят каталоги» (Палкино), «Виртуальные образы российских библиотек» (Палкино).
За отчетный период проведен 851 библиографический урок, 870 экскурсий по библиотекам, 801 консультация по СБА, 784 беседы по культуре чтения.
Развивается рекомендательная библиография. Библиотекари с помощью библиографических пособий малых форм раскрывают фонды и рекламируют новые поступления. В репертуаре малых форм библиографии: списки литературы, памятки, буклеты, закладки, информационные листки, информационно-библиографические материалы: «Трутневская пещера»: информационный буклет (Трутневская сельская модельная библиотека-филиал Гдовского района); «Книги-юбиляры 2017 года» (Порхов); «Довмонт, князь псковский» (Палкино); «Я - ребенок. Я - человек»: листовка к Всемирному дню ребенка (ф. № 3. г. Великие Луки); «Краевед Юрий Алексеев»: рекомендательный список литературы (Новосокольники) и многие другие
Общее количество созданной детскими библиотеками библиографической продукции - более 100 наименований. Это на порядок выше, чем в 2015 году.
Делая выводы по разделу, следует отметить рост практически всех показателей справочно-библиографической и информационной деятельности. Это говорит о развитии информационной функции библиотек.
Электронные ресурсы муниципальных библиотек и их использование
Электронные ресурсы являются частью информационной среды библиотеки.
Читатели-дети и специалисты по детскому чтению могут пользоваться электронными ресурсами библиотеки в режиме on-line, просматривать Интернет-ссылки, которые перечислены в ссылках на сайтах библиотек или их страницах в социальных сетях, обращаться к электронному каталогу, просматривать информацию на непечатных носителях из фондов библиотеки, получать консультативную помощь в поиске.
При наличии компьютерной техники, библиотеки предлагают копировально-множительные, издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, тиражирование).
Компьютерная техника имеется в 24-х детских библиотеках из 25-ти существующих. Нет ПК только в Себежской детской библиотеке. 22 детских структурных подразделения имеют выход в Интернет, нет подключения к Интернет в Красногородской районной детской библиотеке и в отделе по работе с детьми Дедовической центральной районной библиотеки. В 15-ти детских библиотеках есть электронная почта.
Специалисты библиотек создают информационные продукты на электронных носителях. Прежде всего, это относится к разработке презентаций, буктрейлеров при проведении мероприятий.
На сайте ЦБС г. Пскова регулярно размещались виртуальные выставки и рекомендации для детского чтения: виртуальная выставка книг детской писательницы Е.Хрусталевой в рамках Летних чтений-2016; виртуальная выставка книг «В загадочном мире волшебного» предлагает познакомиться с книгами известных во всем мире писателей - Д. Дилейни, Р. Лафевер, Р. Риордан.
Детские библиотеки области, размещают свою информацию на сайтах центральных муниципальных библиотек или страницах в социальных сетях. Свои группы в сети Вконтакте имеют детские библиотеки г. Пскова и городская детская библиотека им. А.П. Гайдара г. Великие Луки.
4 сайта ЦБС г. Пскова - основной сайт, детский краеведческий сайт «Познай свой край родной», сайт библиотеки микрорайона Любятово» «БиблиоЛюб» и детский интерактивный сайт «Читаем новые книги по-новому» были официально зарегистрированы в качестве участников Всероссийского конкурса «Позитивный контент». В декабре 2016 года по итогам конкурса все 4 сайта ЦБС г. Пскова получили особые знаки отличия, которые размещены на них как электронный сертификат качества.
Особым вкладом в развитие безопасного детского интернет-пространства можно считать реализацию на детской интерактивном сайте «Читаем новые книги по-новому» интернет-проекта «Календарь читателя», направленного на продвижение современных книг для детей и подростков.
Проект «Виртуальный респект» инициирован и реализуется на площадке библиотеки - Центра детского чтения при участии Детской библиотеки «ЛиК», Детской экологической библиотеки «Радуга». Цель - продвижение и популяризация чтения среди подростков, обмен впечатлениями о прочитанных книгах. Значимость проекта - обеспечение прямого общения читателя с писателем. У любого участника проекта появляется уникальная возможность ближе узнать автора понравившейся книги. В рамках проекта прошли две онлайн-встречи с писателями Д. Доцук, c А. Жвалевским и Е. Пастернак.
Телемост «Два города воинской славы на Псковской земле» связал юных читателей библиотеки микрорайона Любятово «БиблиоЛюб» (Псков) и детской библиотеки им. А.П. Гайдара (Великие Луки). Был написан совместный сценарий, подготовлены выступления, документальные выставки «Два города воинской славы на Псковской земле». Участники познакомились с новыми краеведческими книгами, открыли страницы героической истории двух городов воинской славы. Ребята задавали друг другу вопросы и с успехом на них отвечали: почему город называется «Великие Луки», кто такой князь Довмонт, какое событие получило название «Сталинградская битва в миниатюре», почему Псков фашисты называли «ключом к парадным дверям Ленинграда».
Группа ВКонтакте «Детская библиотека им. А. Гайдара» (г. Великие Луки) существует четвертый год. В ней размещается информация о мероприятиях, библиотечные новости, полезные ссылки, фотоальбом и др. Регулярно давалась информация на сайт центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского о планах библиотеки и отчеты о проведенных мероприятиях, всего за 2016 год на сайт подано 119 информаций (по ГДБ им. А. Гайдара).
Опочецкий отдел обслуживания детей в отчетном году работал с проектом «Виртуальный библиогид». Материалы проекта размещаются в группе «Опочецкая районная библиотека им. А.С. Пушкина» в сети «Вконтакте». Подбираются и разрабатываются материалы о лучших современных детских писателях и их произведениях, находящихся в фонде библиотеки.
К Международному дню пожилого человека в Великолукской городской детской библиотеке им. А. Гайдара была организована социальная акция «Полезный компьютер» (интернет-уроки для бабушек и дедушек»). Каждый год на эту социальную услугу есть спрос.
Не все библиотеки в полной мере используют возможности электронных ресурсов и Интернет. Электронная почта в каждой библиотеке облегчила бы профессиональную и читательскую коммуникации. При наличии страницы в социальной сети нужно помнить о регулярном обновлении размещаемых материалов. Уникальная возможность - встретиться с современным писателем - при желании доступна всем библиотекам через Интернет.
Изучение интересов и запросов читателей детских библиотек
Регулярный мониторинг читательских интересов и спрашиваемых книг позволяет не только формировать актуальный фонд, но и планировать деятельность, формировать положительный имидж библиотеки.
Библиотеки г. Пскова отмечают спрос на «взрослые» книги - например: Ю. Ким (стихи для 4 класса); а ученица 7 класса представила список с произведениями Ж. Санд «Консуэлло», А. Гавальда «45 кило надежды». В программу 7-х классов неожиданно вернулись книги братьев Стругацких: прочитав юмористическую фантастическую повесть «Понедельник начинается в субботу» по программе, дети обращаются и к другим произведениям этих авторов: «Трудно быть богом», «Обитаемый остров». Среди современных авторов подростки отдают предпочтение книгам Р. Рика о приключениях Перси Джексона. Большой популярностью у подростков пользуется серия «Современная проза» издательства «Аквилегия-М»: книги о современной молодежи, о любви, измене, честности и предательстве, о том, что интересует подростка.
Среди читателей отделов обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов особую популярность снискала серия книг А. Амосовой, В. Запаренко «Пираты Кошачьего моря» и книги О. Роя про приключения забавных человечков Джингликов. Серия книг про котят и щенят Х. Вебб стали общепризнанным лидером, удостоившись исключительно оценок «отлично». Большой популярностью у дошкольников и их родителей пользуется серия книг Р.С. Бернер про зайчонка Карлхена, произведения В. Постникова «Веселый двоечник», Е. Матюшкиной «Лапы вверх», Дж. Мерфи «Самая плохая ведьма», С. Черного «Дневник Фокса Микки».
Впервые по программе 2-го класса зафиксирован запросы на книги С. Хоппа «Волшебный мелок», для 7 класса К. Воннегута «Ложь».
С целью максимально быстрого и эффективного удовлетворения запросов читателей библиотеки г. Пскова ежемесячно проводят мониторинги актуальной литературы и дальнейшее express-докомплектование. Так, по запросу в рамках школьной программы летних чтений были приобретены такие издания для детей, как повесть Н. Внукова «Один», популярная сказка С. Хоппа «Волшебный мелок», а также цикл книг Р. Пьюмити «Приключения медвежонка Бобы», Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и проклятое дитя».
В Островской детской библиотеке ежегодно главный библиотекарь младшего абонемента проводит свое мини-исследование «Любимые книги наших читателей». В 2016 году было опрошено 197 респондентов. Среди самых читаемых - книги серии «Прикольный детектив» (Тёмкин Н. «Улица разбитых избушек», Уайброу Н. «Книга безобразий малютки Волка», Матюшкина Катя «Кот да Винчи»), Х. Вебб, книги А.П. Гайдара, В. Голявкина, В. Драгунского, Т, Крюковой и др. По результатам опроса на младшем абонементе была оформлена книжная выставка «Нас читали и мы понравились».
В Опочецком отделе обслуживания детей состоялся экспресс-опрос «Пять лучших книг 2016 года, прочитанных для собственного удовольствия». В опросе приняли участие 45 учащихся. Большинство детей предпочитают читать книги современных авторов. Среди лучших были названы книги серий: «Понарошкино», «Добрые истории о зверятах», «Лес чудес», «Принцессы Пони», «Пленники сумерек», «Коты-воители», «Узнай мир», «Все обо всем». По-прежнему дети обожают книги Т. Крюковой: «Единожды солгав», «Волшебница с острова Гроз» и другие, книги К. Матюшкиной, С. Георгиева, А.Иванова, Ф. Пулмана, Л. Сникета, В.Сотникова, Е. Габовой.
Иинтервьюирование «Диалог с читателем» (93 респондента) предлагало продолжить фразы:
Я люблю читать, потому что....
Ответы: «...это самое мое любимое занятие»; «...я люблю прикольные истории»; «...люблю страшилки»; «...люблю смешные стихи», «...обожаю сказки»; «...меня интересует техника»; «... я люблю фантазировать, а в книгах столько интересных историй»; «...мама меня переориентировала с планшета на чтение»; «...я увлеклась чтением»; «...книга мне однажды здорово помогла, с тех пор я и читаю»; «...с книгой не скучно»; «...энциклопедии мне помогают в учебе»; «...читаю перед сном маленькому брату и сестренке» и т.д.
Мне хотелось бы на страницах книг узнать...
Ответы: «...как правильно кормить домашнего попугая»; «..про деда Мороза»; «...где зарыты клады»; «...какие растения внесены в Красную книгу»; «...как подготовиться к полету на Луну»; «...откуда появились люди»; «...про динозавров»; «...почему идет снег»; «...имеют ли право меня наказывать в школе»; «...про аквариумных рыбок»; «...о Боге»; «...о космических кораблях»; «...о пирамидах»; «...про раскопки»; «...чем мне кормить черепашку»; «...об играх»; «...о машинах»; «...об инопланетянах», и т.д.
«Мне не хотелось расставаться с героями книги, потому что...»
Ответы: «...хотел узнать продолжение истории»; «...мне очень понравился Кузька, такой прикольный»; «...главный герой помог другим, он такой добрый»; «...я люблю приключения»; «...мы с мамой часто сочиняем продолжение сказки»; «...люблю читать книги писателя Драгунского В.»; «...волшебная страна, это так здорово»; «...в Понарошкино столько сказочных героев, что я их полюбил»; «...животные очень добрые, а мой друг меня иногда обижает»; «...я даже плакал, когда читал про дружбу двух собачек»; «...сыщик кот раскрывает преступления, а я хочу стать милиционером» и т.д.
Заинтересовал читателей Великолукской детской библиотеки им. А.П. Гайдара блиц-опрос «Топ-10 отличных книг». Более 100 читателей поделились своими впечатлениями о прочитанных и ставших любимыми книг. Среди лидеров отмечены книги: Грин А. «Алые паруса»; Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»; Линдгрен А. «Карлсон, который живет на крыше»; Троепольский Г. «Белый Бим Чёрное ухо»; Портер Э. «Поллианна»; Толстой А.Н. «Золотой ключик или Приключения Буратино»; Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»; Волков А. «Волшебник Изумрудного города»; Хантер Э. «Коты-воители» (серия); Щерба Н. «Часодеи» (серия).
Без изучения читателей, их запросов и интересов сегодня нельзя представить деятельность библиотек. Библиотекари, работающие с детьми, находятся в постоянном поиске способов развития интереса детей и подростков к чтению.
Состояние фондов детских библиотек Псковской области по итогам 2016 года
Анализируя ситуацию, можно сказать, что статистические показатели состояния книжных фондов ухудшаются из года в год. Стабильность снижения количественных показателей библиотечной работы очевидна. Статистика состояния фондов подсчитана с учетом поступлений периодических изданий, которые хоть и малочисленны, но являются основными поступлениями в библиотеки.
Уменьшается списание устаревшей литературы, библиотеки очень осторожно относятся к списанию из-за катастрофически малого поступления новой литературы.
Новые поступления в муниципальные детские библиотеки - 8 801 экз.
Выбытие - 13 609 экз.
Совокупный фонд - 583 518 экз.
Поступление новых документов, приобретенных за счет бюджетных средств, немного выросло и в среднем составило 5,2%. В количественном отношении это плюс 750 экземпляров по сравнению с предыдущим годом. Сюда вошли поступления на средства из резервного фонда Президента Российской Федерации Минкультуры России на комплектование книгами для детей и юношества фондов государственных и муниципальных библиотек.
Бежаницкий, Великолукский, Куньинский, Печорский и Пушкиногорский районы вообще не показывают цифру поступлений за счет средств бюджета. Самый большой процент бюджетных поступлений на комплектование от общего количества составил 7,9% в двух районах: Невельский (61 экз.) и Новосокольнический (120 экз.). В остальных районах этот показатель не превышает 2% - 3%. В количественном отношении лидерами по комплектованию являются г. Псков (2383 экз.), Островский район (142 экз.). Во многих районах этот показатель меньше 1%: Дедовичский (6 экз.), Палкинский (1 экз.), Порховский (4 экз.), Пустошкинский (3 экз.), Себежский (2 экз.).
Некоторые районы отмечают поступления из средств местного бюджета (в основном, это периодические издания): Новосокольнический район (5 экз. + 115 экз. период. изданий) и Невельский район (61 экз.).
Многие библиотеки в 2016 году отмечают, что основным источником комплектования стали различные дары читателей.
На протяжении последних трех лет стабильно низким процентным показателем оказалось количество поступлений новой литературы на 1 читателя ЦРДБ. В 2015 году он составил 0,3 книги, а в 2016 году этот показатель снизился до 0,1. В большинстве районов показатель новой литературы на читателя-ребенка менее 0,1. Выше данный показатель в Гдовском, Куньинском, Опочецком, Островском, Порховском, Пустошкинском, Себежском, Усвятском районах и равен 0,2 . И в Палкинском районе - 0,4
Процент поступления новинок литературы к фонду ЦРДБ в 2016 году снизился до 1,2%. Резко сократился процент новой литературы от общего количества поступлений в ЦБС и стал 20,3% против 24,9% в 2015 году.
Увеличение комплектования по ЦБС, детским отделам районных библиотек и сельским филиалам в 2015 году можно отметить только в следующих районах:
- Опочецкий (3717 - 4122)
- Порховский (968 - 2862)
- Псковский (424 - 476)
- Усвятский (244 - 463)
Среди детских отделений при районных библиотеках и районных детских библиотек можно отметить также:
- Опочецкий район (504 - 584)
- Себежский (168 - 327)
- Порховский (263 - 381)
Поступление периодических изданий в библиотеки сохраняется на ничтожно малом уровне практически во всех районных библиотеках. Если эта цифра остается на уровне предыдущего года, то можно говорить о более-менее хорошем положении дел. Некоторые районы увеличили количество наименований периодических изданий: Бежаницкий, Локнянский, Невельский, Новосокольничский, Опочецкий, Палкинский, Печорский, Порховский, Псковский. Репертуар периодических изданий определяется с учетом интересов пользователей, а также для ликвидации пробелов в неудовлетворительном комплектовании. Каждый район старается корректировать приобретение детской периодики в пользу востребованных новых периодических изданий. Наиболее читаемыми остаются журналы для подростков «Маруся», «Мне 15», «Ромео и Джульетта», а также детские журналы для чтения, отдыха, развития. Это «Простоквашино», «Том и Джерри», «Мурзилка», «Шишкин лес» и другие. Многие библиотеки выписывают журналы для руководителей детского чтения, такие, как «Читаем, учимся, играем», «Воспитание школьников».
На начало 2017 года фонды районных детских библиотек насчитывают 687 158 экз. единиц хранения. Более половины всех библиотек Псковской области снизили показатель количества фондов. Самыми крупными библиотеками по количеству фондов по-прежнему являются библиотеки Невельского (28458) и Пушкиногорского (29255) районов.
Качество библиотечных фондов, их соответствие потребностям пользователей в конечном итоге определяет качество библиотечного обслуживания и степень удовлетворенности читательских запросов. Фонды детской литературы нуждаются в качественном обновлении.