«Почему граф Монте-Кристо не простил Мерседес?»
Итоги и результаты исследования «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».
Преамбула. Несколько заметок о размышлениях и впечатлениях автора статьи по ходу обработки анкет.
Вначале хочу сослаться на публикацию «Нужна ли литература в школе?» (газета «Литература», 2003 г., №2.)
Учащиеся московской школы №22 ответили на вопрос так:
«Литература дает нам образцы правильной русской речи. Куда она подевалась сейчас? Мы - носители языка. А если послушать разговор современных подростков и убрать из их лексикона слова-паразиты вроде «как бы», рекламные лозунги - «оттянись со вкусом», «сникерсни» и тому подобное, бранные слова, то ничего не останется, а, следовательно, не останется и мысли.
А СМИ? Такое количество иностранных слов, употребляемых вместо всем понятных русских, что создается впечатление, будто эти дикторы сошли со страниц грибоедовской комедии. Почему-то А.С. Пушкин, в совершенстве знавший французский, не говорил «на смеси французского с нижегородским».
А если сократить количество часов на уроки литературы, то говорить будет один учитель, а мы замолчим, времени на споры и рассуждения не останется».
«Литература развивает речь, делает ее богатой, учит пользоваться различными стилистическими приемами».
Другая картинка. Вспоминаю сцену из телевизионной передачи «Последний герой-3». Участница игры, в самом начале из нее выведенная, но дождавшаяся момента возвращения, рассказывает, как ей было обидно, одиноко, как хотелось, чтобы справедливость восторжествовала...Сочувствующий ей товарищ по игре - солист популярной музыкальной группы по ходу разговора повторяет на все лады одно слово: блин...,блин..., блин... В этом «блине» - все: сочувствие, уважение, сопереживание, радость. Может действительно, действительно, одного «блина» достаточно, чтобы выразить всю гамму чувств?!
Наконец, третья картинка. В отделе искусств тогда еще юношеской библиотеке проводится музыкальный вечер в честь юбилея М.П. Мусоргского. Певцы исполняют песни и романсы. Боже, какой шквал чувств, переживаний, мечтаний обрушивается на слушателей через великолепные тексты..
А теперь перенесем место действия в Псков, где зимой 2005 года было задумано и проведено исследование «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».
Рабочая гипотеза исследования:
По наблюдениям библиотекарей, современные подростки утрачивают культуру речи. Их разговор полон примитивных штампов. Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи. При посещении библиотек подростки не умеют точно формулировать запрос. По причине недостаточного словарного запаса им трудно образно выражать эмоции, высказывать убедительные самостоятельные суждения.
Цель: изучить взаимосвязь чтения художественной литературы и уровня развития речи учащихся 9-х классов, умения свободно написать о прочитанном, творческим воображением.
Задачи:
- выявить репертуар чтения и уровень культуры речи участников исследования
- распространить полученную информацию среди детских библиотекарей региона
- на основании выводов исследования обсудить в профессиональном сообществе региона возможность влияния библиотек на формирование навыков культуры чтения и, как следствие, культуры речи читателей-подростков
Респонденты получили анкету следующего содержания:
Внимание! При ответах на вопросы анкеты просьба рассказать о книге из круга свободного чтения (не по школьной программе)
Дорогой читатель!
Вспомни, пожалуйста, какую художественную книгу ты недавно прочел и поделись своим мнением о ней.
- О какой книге ты напишешь? (Автор, название).
- О чем эта книга? (Передай содержание книги в нескольких предложениях).
- Объясни, почему книга так называется
- Продолжи фразу: «Читать книгу мне было интересно потому, что...»
- Главный герой книги - какой? Постарайся подобрать как можно больше определений.
- Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов.
- Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?
Мы очень тебе благодарны.
Твои библиотекари.
В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащихся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова.
Круг чтения.
Произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х - ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека.
Самыми читаемыми авторами оказались:
Д. Донцова - 5 человек.
В. Иванова - 2 человека.
Сестры Воробей - 2 человека.
Д. Емец - 2 человека.
Дж. Роулинг - 3 чел.
Д. Р. Толкин - 2 чел.
А. Дюма - 2 чел. («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»).
Д. Дефо - 2 чел. («Приключения Робинзона Крузо»).
А.С. Пушкин - 2 чел. («Капитанская дочка»).
Среди других произведений русской классики названы: А. Островский, «Гроза», В. Короленко, «Слепой музыкант», И.С. Тургенев, «Отцы и дети», А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
Из научно-популярных книг названы «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер».
Мотивация чтения.
Анализ ответов на вопрос «Читать книгу мне было интересно потому, что...» позволил определить градацию мотивов и причин чтения.
- интересная книга (16 чел.)
- захватывающая, захватывающий сюжет, «захватила дух» (13 чел.)
- в ней много приключений, люблю приключения (6 чел.)
- веселая, присутствует юмор (5 человек)
- люблю читать фантастику (3 чел.)
- люблю читать детективы (3 чел.)
- увлекательный сюжет, увлекательная (3 чел.)
- читается на одном дыхании, невозможно остановиться (2 чел.)
- с каждой главой события развивались все необычнее (2 чел.)
Кроме того:
- люблю читать книги из серии «Любимые книги девочек»
- может многому научить
- книга показывает отношение людей друг к другу
- раскрывает проблемы молодежи в наше время
- учит дружбе, добродушию и мудрости
- книга о школе, об учениках
- люблю читать этого автора и все, что он пишет
- о ней было много хороших отзывов
- много интригующих моментов
Мотивация выбора книги для чтения и последующей ее оценки определена и интересом детей к той или иной профессии (виду деятельности):
- мне нравится читать о законах
- книга о милиции как о честных и неподкупных защитниках страны
- работаю в цирке, встретила много знакомых фамилий из цирковой истории
- там было много магии
Ответы на вопрос «О чем эта книга» дают возможность определить темы, проблемы, жанры, интересующие детей - участников анкетирования:
- о любви - 13 человек (тема)
- приключения - 10 человек, (жанр)
- детективная история - 7 человек, (жанр)
- о борьбе добра со злом - 5 человек (проблема)
- фантастика - 5 человек, (жанр)
- поучительная, о жизни, может многому научить - 5 человек (проблема)
- показывает отношение друг к другу - 2 человека (проблема)
- о магии - 2 человека (тема)
Читательский диапазон.
Ответы на вопрос анкеты «Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?» позволяют судить о широте читательского диапазона подростков. Их интересуют многие стороны жизни и творчества писателя:
- сюжет художественного произведения (15 человек). «Откуда берете сюжеты? Почему сюжет именно такой?»
- герой художественного произведения (14 человек). «Какого героя стремились создать? Почему герои книги - две девочки?»
- перспективы творчества, планы на будущее (12 человек). «Сколько хотите написать книг? Напишете ли еще такие замечательные романы?»
- личная жизнь писателя (12 человек). «Случались ли такие истории с Вами, как в ваших книгах?», «Я бы как можно больше расспросила о ее жизни, любви»
- замысел книги (11 человек). «Почему он решил написать эту книгу?», «В каком году написал этот роман и в связи с каким событием?»
- прообраз героя, прототип (6 человек). «С кого вы взяли персонаж Гарри или вы его выдумали?»
- осмысление названия книги (6 человек). «Почему книга так называется?» «Откуда берете названия для своих книг?»
- жанр книги (5 человек). «Почему пишете романы, а не сказки?», «Вы пишете только рассказы?»
- Круг чтения писателя (4 человека). «Какая ваша любимая книга?», «Каких авторов сами любите читать?»
- Отношение автора к собственной книге (3 человека). «Понравилось ли Вам самому ваше произведение?»
- Осмысление названия книги (6 чел.). «Почему книга так называется?» «Откуда берете названия для своих книг?»
- Жанр книги (5 чел.). «Почему пишете романы, а не сказки?» «Вы пишете только рассказы?»
- Круг чтения писателя (4 человека). «Какая у вас любимая книга?» «Каких авторов сами любите читать?»
- Отношение автора к своей книге (3 чел.). «Понравилась ли книга самому автору?»
Кроме того, участников исследования интересует:
- тема художественного произведения;
- история выхода книги в свет;
- смежные виды искусства («Не будет ли снят фильм по сюжету книги?»);
- осмысление псевдонима;
- черты характера человека, их формирование:
- черты характера самого писателя;
- чувства писателя во время работы над произведением;
- воспитательная роль книги.
Следует отметить, что 9 человек ответили, что они не задали бы писателю никаких вопросов при возможной встрече («нет вопросов», «не задал бы»), а трое сказали бы писателю «спасибо».
Культура речи. (Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. Качества нормативности речи: точность, ясность, чистота).
Точностью речи (ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания) отличились 25 подростков.
Ясность речи (ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована) присутствует у 26 человек.
Чистоту речи (ее незасоренность внелитературными элементами - диалектными словами, просторечивой лексикой, уместность использования в ней определенных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения) можно наблюдать в ответах 25 человек.
Логическая стройность речи - у 22 человек.
Проанализируем художественную выразительность речи.
- употребление метафор («железное терпение», «железная леди») - 2 чел.
- сравнение («с голубыми, как море, глазами») употребил 1 чел.
- метафора («героиня из «серой» превратилась в живую, настоящую) встретилась в ответах 1 раз
- исконнорусские слова высокого стиля - очаровательная улыбка, очаровывает, великодушие, великодушный, добродушие, сия история) - употребили 4 человека
- фразеологизмы (устойчивые сочетания слов) - влюбиться с первого взгляда; постоять за себя; ни во что не ставят; бороться с искушениями; читается на одном дыхании; порхала, как бабочка; обидчик получил по заслугам) встретились в ответах 14 человек
Уровень богатства словаря мы проанализировали по ответам подростков на вопросы «Главный герой книги - какой? Подбери как можно больше определений» и «Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов».
Для характеристики героини было подобрано 65 определений, из них:
- социальная принадлежность (бедная) - 1 чел.
- внешность (красивая) - 5 чел., (привлекательная) - 2 чел.
- одежда 0
- черты характера - 63.
Названы следующие черты характера (по убывающей):
- умная -10 чел., добрая - 7чел., красивая, смелая, веселая, интересная, добродушная, кроткая, сообразительная, внимательная, ответственная, наивная, загадочная, дружелюбная, жизнерадостная, великодушная, ласковая, бесстрашная, милая, отзывчивая, нежная, женственная, интеллигентная, честная, заботливая, порядочная, скромная, благородная, решительная, робкая, скромная, любопытная, находчивая, задушевная, смешная, забавная, озорная, глупая и др.
Для характеристики героя было подобрано 88 определений, из них:
- социальная принадлежность (богатый) - 1 чел.
- внешность (высокий, невысокий, голубоглазый, мускулистый, стройный - 2 чел.
- 0 - одежда
- 81 - черты характера
Подобраны следующие определения, характеризующие героя (по убывающей):
-умный - 18 человек, добрый - 13, смелый - 10, сильный - 6, веселый - 5, справедливый - 5, отзывчивый - 4, мужественный - 4, любознательный - 4, находчивый, красивый, преданный, храбрый, честный, сильный, доверчивый, верный, рассудительный, отважный, смешной, воспитанный, благородный, гордый, порядочный, волевой, терпеливый, целеустремленный, находчивый, трудолюбивый, уверенный, спокойный, общительный, настойчивый, хитрый, галантный, обаятельный, отзывчивый, правильный, сообразительный, жестокий, мнительный, упорный, справедливый и др.
Таким образом, первые качества, которые ценятся в герое или героини, - это ум и доброта. Одежда, ее принадлежности не названы, это не представляет особой важности для участников анкетирования.
Для характеристики действий героини было подобрано 84 глагола, включая физическую и профессиональную деятельность, а также в соответствии с интересами и поступками. Основные действия: любит, влюбляется, расследует, живет, играет, веселится, борется, танцует, работает.
Для характеристики героя было подобрано 103 глагола, также включая физиологическую, профессиональную деятельность и по интересам, поступкам. Основные действия: любит, влюбляется, играет, путешествует, учится, спасает, спит, сражается, борется, убивает, веселится, сбегает, врет, учится, читает, живет.
Таким образом, главными действиями героев и героинь являются: любит и влюбляется.
Нарушение языковой нормы.
- Использование молодежного сленга (5 человек): деловая героиня; прикольная ситуация; пытается завоевать парня; всегда куда-нибудь влипает; любит влипать во все истории.
- Нарушение лексической нормы (4 человека): несмотря на все проказности (проказы) судьбы; захватительная (захватывающая) история двоих влюбленных; директриса (директор); выдержанная (сдержанная) героиня; делает (показывает) большие способности.
- Нарушение морфологической нормы: неуместное и частое использование указательных местоимений (12 человек): такая, такие; частый повтор личных местоимений (10 человек): он, она, ее, они; частый повтор слов (6 человек): влюбляется, девочка - нет замены на синонимы, личные местоимения.
Соблюдение норм орфографии.
Не сделано орфографических ошибок в 22-х анкетах.
Нарушение норм орфографии. Типичные ошибки.
- Правописание словарных слов: аккуратный, ресницы, впоследствии, поколение, инопланетянин, доллары.
- Правописание собственных имен существительных: Джульетта, Крейнев (Гринев).
- Правописание частицы не с глаголами (не знает, не получается (5 чел.)
- Правописание -ться, -тся в глаголах.
- Правописание местоимений и наречий, образованных с помощью суффиксов -то, -небудь.
- Правописание приставок на з и с: сделано, мировоззрение, расследует.
- Правописание подчинительного союза потому что (2 чел.)
- Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксным способом: по-моему, по-глупости.
- Правописание н и нн в приставках: давно заброшенный сад; влюбленных.
- Правописание наречия все равно.
- Правописание вводного слова в общем(3 чел.).
Соблюдение норм пунктуации.
Не сделано пунктуационных ошибок в 13-ти анкетах.
Нарушение норм пунктуации. Типичные ошибки.
- Тире между подлежащим и сказуемым (2 чел.).
- Обособленные определения, выраженные причастным или деепричастным оборотом (2чел.).
- Выделение на письме запятыми вводных слов: на мой взгляд; по-моему; к сожалению; по-видимому (2 чел.).
- Постановка запятой в сложноподчиненном предложении (22 чел.).
А теперь - самое приятное и интересное.
Хочется привести примеры ответов читателей, которые меня порадовали.
«Я больще всего люблю читать романы, так как сама очень романтичная, читать о любви очень увлекательно».
«Книга написана в том жанре, который мне нравится. Когда я читала, я не могла оторваться от книги, настолько меня заворожила сия история...»
«Обожаю читать иронические детективы, меня привлекают интригующие казусы, которые происходят с героями, и, к счастью, всегда разрешимы».
«Люблю сюжеты, в которых участвует ребенок. В жизни дети не всегда могут постоять за себя, а в книгах у них это часто получается, как, например, у Гека Финна. Начнешь читать - не оторваться».
«Девочка в книге похожа на меня, ее ежедневные проблемы сходны с моими. Книга читается на одном дыхании, невозможно остановиться и отложить ее».
«Я была бы очень счастлива встретиться с автором книги, но, наверное, не стала бы задавать вопросов, а просто поблагодарила бы за книгу».
Самым глубоким вопросом мне показался следующий: «Почему граф Монте-Кристо так и не простил Мерседес?». В нем я вижу пример сопереживания героям, размышления об их непростых судьбах. Девочка сумела оценить не только динамичность и увлекательность сюжета, она проникла в глубинную суть поступков героев, в результате чего ей показалось несправедливым отношение главного героя к женщине, которая была его первой любовью.
И напоследок...
Невнимательны наши детки. Или небрежны. На просьбу библиотекарей рассказать о художественной книге из круга свободного чтения, с уточнением: не по школьной программе -многие не обратили внимания и, ничтоже сумняшеся, включили в перечень «Героя нашего времени», «Капитанскую дочку» с главным героем Крейневым (забыли, перепутали или не читали, а слушали в пересказе?), и «Энциклопедию цирка», и «Раскрепощенного менеджера».
В этой связи - о другом небольшом исследовании. В преддверии 200-летнего юбилея Х.К.Андерсена нашим читателям было предложено подписать великому сказочнику открытку со словами благодарности. Неоднократно встретилось пожелание сочинить еще много-много замечательных сказок. Значит, дети считают Андерсена своим современником? Но как же так: вырасти со сказками Андерсена и не распознать по слогу ту далекую эпоху? Или... вырасти без сказок Андерсена ?...
Во всяком случае, информации для размышления библиотекарей исследование предоставило немало.