«Почему граф Монте-Кристо не простил Мерседес?»

Итоги и результаты исследования «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».

Преамбула. Несколько заметок о размышлениях и впечатлениях автора статьи по ходу обработки анкет.

Вначале хочу сослаться на публикацию «Нужна ли литература в школе?» (газета «Литература», 2003 г., №2.)

Учащиеся московской школы №22 ответили на вопрос так:

«Литература дает нам образцы правильной русской речи. Куда она подевалась сейчас? Мы - носители языка. А если послушать разговор современных подростков и убрать из их лексикона слова-паразиты вроде «как бы», рекламные лозунги - «оттянись со вкусом», «сникерсни» и тому подобное, бранные слова, то ничего не останется, а, следовательно, не останется и мысли.

А СМИ? Такое количество иностранных слов, употребляемых вместо всем понятных русских, что создается впечатление, будто эти дикторы сошли со страниц грибоедовской комедии. Почему-то А.С. Пушкин, в совершенстве знавший французский, не говорил «на смеси французского с нижегородским».

А если сократить количество часов на уроки литературы, то говорить будет один учитель, а мы замолчим, времени на споры и рассуждения не останется». 

«Литература развивает речь, делает ее богатой, учит пользоваться различными стилистическими приемами».

Другая картинка. Вспоминаю сцену из телевизионной передачи «Последний герой-3». Участница игры, в самом начале из нее выведенная, но дождавшаяся момента возвращения, рассказывает, как ей было обидно, одиноко, как хотелось, чтобы справедливость восторжествовала...Сочувствующий ей товарищ по игре - солист популярной музыкальной группы по ходу разговора повторяет на все лады одно слово: блин...,блин..., блин... В этом «блине» - все: сочувствие, уважение, сопереживание, радость. Может действительно, действительно, одного «блина» достаточно, чтобы выразить всю гамму чувств?!

Наконец, третья картинка. В отделе искусств тогда еще юношеской библиотеке проводится музыкальный вечер в честь юбилея М.П. Мусоргского. Певцы исполняют песни и романсы. Боже, какой шквал чувств, переживаний, мечтаний обрушивается на слушателей через великолепные тексты..

А теперь перенесем место действия в Псков, где зимой 2005 года было задумано и проведено исследование «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».

Рабочая гипотеза исследования:

По наблюдениям библиотекарей, современные подростки утрачивают культуру речи. Их разговор полон примитивных штампов. Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи. При посещении библиотек подростки не умеют точно формулировать запрос. По причине недостаточного словарного запаса им трудно образно выражать эмоции, высказывать убедительные самостоятельные суждения. 

Цель: изучить взаимосвязь чтения художественной литературы и уровня развития речи учащихся 9-х классов, умения свободно написать о прочитанном, творческим воображением.

Задачи:

  • выявить репертуар чтения и уровень культуры речи участников исследования
  • распространить полученную информацию среди детских библиотекарей региона
  • на основании выводов исследования обсудить в профессиональном сообществе региона возможность влияния библиотек на формирование навыков культуры чтения и, как следствие, культуры речи читателей-подростков

Респонденты получили анкету следующего содержания:

Внимание! При ответах на вопросы анкеты просьба рассказать о книге из круга свободного чтения (не по школьной программе)

Дорогой читатель!

Вспомни, пожалуйста, какую художественную книгу ты недавно прочел и поделись  своим мнением о ней.

  1. О какой книге ты напишешь? (Автор, название).
  2. О чем эта книга? (Передай содержание книги в нескольких предложениях).
  3. Объясни, почему книга так называется
  4. Продолжи фразу: «Читать книгу мне было интересно потому, что...»
  5. Главный герой книги - какой? Постарайся подобрать как можно больше определений.
  6. Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов.
  7. Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?

 Мы очень тебе благодарны.

Твои библиотекари.

В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащихся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова.

Круг чтения.

Произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х - ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека.

Самыми читаемыми авторами оказались:

Д. Донцова - 5 человек.

В. Иванова - 2 человека.

Сестры Воробей - 2 человека.

Д. Емец - 2 человека.

Дж. Роулинг - 3 чел.

Д. Р. Толкин - 2 чел.

А. Дюма - 2 чел. («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»).

Д. Дефо - 2 чел. («Приключения Робинзона Крузо»).

А.С. Пушкин - 2 чел. («Капитанская дочка»).

Среди других произведений русской классики названы: А. Островский, «Гроза», В. Короленко, «Слепой музыкант», И.С. Тургенев, «Отцы и дети», А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».

Из научно-популярных книг названы «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер».

 Мотивация чтения.

Анализ ответов на вопрос «Читать книгу мне было интересно потому, что...» позволил определить градацию мотивов и причин чтения.

  - интересная книга (16 чел.)

 - захватывающая, захватывающий сюжет, «захватила дух» (13 чел.)

 - в ней много приключений, люблю приключения (6 чел.)

 - веселая, присутствует юмор (5 человек)

 - люблю читать фантастику (3 чел.)

 - люблю читать детективы (3 чел.)

 - увлекательный сюжет, увлекательная (3 чел.)

 - читается на одном дыхании, невозможно остановиться (2 чел.)

 - с каждой главой события развивались все необычнее (2 чел.)

Кроме того:

 - люблю читать книги из серии «Любимые книги девочек»

 - может многому научить

 - книга показывает отношение людей друг к другу

 - раскрывает проблемы молодежи в наше время

 - учит дружбе, добродушию и мудрости

 - книга о школе, об учениках

 - люблю читать этого автора и все, что он пишет

 - о ней было много хороших отзывов

 - много интригующих моментов

 Мотивация выбора книги для чтения и последующей ее оценки определена и интересом детей к той или иной профессии (виду деятельности):

 - мне нравится читать о законах

 - книга о милиции как о честных и неподкупных защитниках страны

 - работаю в цирке, встретила много знакомых фамилий из цирковой истории

 - там было много магии

Ответы на вопрос «О чем эта книга» дают возможность определить темы, проблемы, жанры, интересующие детей - участников анкетирования:

 - о любви - 13 человек (тема)

 - приключения - 10 человек, (жанр)

 - детективная история - 7 человек, (жанр)

 - о борьбе добра со злом - 5 человек (проблема)

 - фантастика - 5 человек, (жанр)

 - поучительная, о жизни, может многому научить - 5 человек (проблема)

 - показывает отношение друг к другу - 2 человека (проблема)

 - о магии - 2 человека (тема)

Читательский диапазон.

Ответы на вопрос анкеты «Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?» позволяют судить о широте читательского диапазона подростков. Их интересуют многие стороны жизни и творчества писателя:

 - сюжет художественного произведения (15 человек). «Откуда берете сюжеты? Почему сюжет именно такой?»

 - герой художественного произведения (14 человек). «Какого героя стремились создать? Почему герои книги - две девочки?»

 - перспективы творчества, планы на будущее (12 человек). «Сколько хотите написать книг? Напишете ли еще такие замечательные романы?»

 - личная жизнь писателя (12 человек). «Случались ли такие истории с Вами, как в ваших книгах?», «Я бы как можно больше расспросила о ее жизни, любви»

 - замысел книги (11 человек). «Почему он решил написать эту книгу?», «В каком году написал этот роман и в связи с каким событием?»

 - прообраз героя, прототип (6 человек). «С кого вы взяли персонаж Гарри или вы его выдумали?»

 - осмысление названия книги (6 человек). «Почему книга так называется?» «Откуда берете названия для своих книг?»

 - жанр книги (5 человек). «Почему пишете романы, а не сказки?», «Вы пишете только рассказы?»

 - Круг чтения писателя (4 человека). «Какая ваша любимая книга?», «Каких авторов сами любите читать?»

 - Отношение автора к собственной книге (3 человека). «Понравилось ли Вам самому ваше произведение?»

 - Осмысление названия книги (6 чел.). «Почему книга так называется?» «Откуда берете названия для своих книг?»

 - Жанр книги (5 чел.). «Почему пишете романы, а не сказки?» «Вы пишете только рассказы?»   

 - Круг чтения писателя (4 человека). «Какая у вас любимая книга?» «Каких авторов сами любите читать?»

 - Отношение автора к своей книге (3 чел.). «Понравилась ли книга самому автору?»

 Кроме того, участников исследования интересует:

 - тема художественного произведения;

 - история выхода книги в свет;

 - смежные виды искусства («Не будет ли снят фильм по сюжету книги?»);

 - осмысление псевдонима;

 - черты характера человека, их формирование:

 - черты характера самого писателя;

 - чувства писателя во время работы над произведением;

 - воспитательная роль книги.

Следует отметить, что 9 человек ответили, что они не задали бы писателю никаких вопросов при возможной встрече («нет вопросов», «не задал бы»), а трое сказали бы писателю «спасибо».

Культура речи. (Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. Качества нормативности речи: точность, ясность, чистота).

Точностью речи (ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания) отличились 25 подростков.

 Ясность речи (ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована) присутствует у 26 человек.

Чистоту речи (ее незасоренность внелитературными элементами - диалектными словами, просторечивой лексикой, уместность использования в ней определенных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения) можно наблюдать в ответах 25 человек.

Логическая стройность речи - у 22 человек.

Проанализируем художественную выразительность речи.

 - употребление метафор («железное терпение», «железная леди») - 2 чел.

 - сравнение («с голубыми, как море, глазами») употребил 1 чел.

 - метафора («героиня из «серой» превратилась в живую, настоящую) встретилась в ответах 1 раз

   - исконнорусские слова высокого стиля - очаровательная улыбка, очаровывает, великодушие, великодушный, добродушие, сия история) - употребили 4 человека

 - фразеологизмы (устойчивые сочетания слов) - влюбиться с первого взгляда; постоять за себя; ни во что не ставят; бороться с искушениями; читается на одном дыхании; порхала, как бабочка; обидчик получил по заслугам) встретились в ответах 14 человек

Уровень богатства словаря мы проанализировали по ответам подростков на вопросы «Главный герой книги - какой? Подбери как можно больше определений» и «Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов».

Для характеристики героини было подобрано 65 определений, из них:

 - социальная принадлежность (бедная) - 1 чел.

 - внешность (красивая) - 5 чел., (привлекательная) - 2 чел.

 - одежда 0

 - черты характера - 63.

Названы следующие черты характера (по убывающей):

 - умная -10 чел., добрая - 7чел., красивая, смелая, веселая, интересная, добродушная, кроткая, сообразительная, внимательная, ответственная, наивная, загадочная, дружелюбная, жизнерадостная, великодушная, ласковая, бесстрашная, милая, отзывчивая, нежная, женственная, интеллигентная, честная, заботливая, порядочная, скромная, благородная, решительная, робкая, скромная, любопытная, находчивая, задушевная, смешная, забавная, озорная, глупая и др.

Для характеристики героя было подобрано 88 определений, из них:

 - социальная принадлежность (богатый) - 1 чел.

 - внешность (высокий, невысокий, голубоглазый, мускулистый, стройный - 2 чел.

 - 0 - одежда

 - 81 - черты характера

Подобраны следующие определения, характеризующие героя (по убывающей):

-умный - 18 человек, добрый - 13, смелый - 10, сильный - 6, веселый - 5, справедливый - 5, отзывчивый - 4, мужественный - 4, любознательный - 4, находчивый, красивый, преданный, храбрый, честный, сильный, доверчивый, верный, рассудительный, отважный, смешной, воспитанный, благородный, гордый, порядочный, волевой, терпеливый, целеустремленный, находчивый, трудолюбивый, уверенный, спокойный, общительный, настойчивый, хитрый, галантный, обаятельный, отзывчивый, правильный, сообразительный, жестокий, мнительный, упорный, справедливый и др.

Таким образом, первые качества, которые ценятся в герое или героини, - это ум и доброта. Одежда, ее принадлежности не названы, это не представляет особой важности для участников анкетирования.

 Для характеристики действий героини было подобрано 84 глагола, включая физическую и профессиональную деятельность, а также в соответствии с интересами и поступками. Основные действия: любит, влюбляется, расследует, живет, играет, веселится, борется, танцует, работает.

Для характеристики героя было подобрано 103 глагола, также включая физиологическую, профессиональную деятельность и по интересам, поступкам. Основные действия: любит, влюбляется, играет, путешествует, учится, спасает, спит, сражается, борется, убивает, веселится, сбегает, врет, учится, читает, живет.

 Таким образом, главными действиями героев и героинь являются: любит и влюбляется.

Нарушение языковой нормы.

  1. Использование молодежного сленга (5 человек): деловая героиня; прикольная ситуация; пытается завоевать парня; всегда куда-нибудь влипает; любит влипать во все истории.
  2. Нарушение лексической нормы (4 человека): несмотря на все проказности (проказы) судьбы; захватительная (захватывающая) история двоих влюбленных; директриса (директор); выдержанная (сдержанная) героиня; делает (показывает) большие способности.
  3. Нарушение морфологической нормы: неуместное и частое использование указательных местоимений (12 человек): такая, такие; частый повтор личных местоимений (10 человек): он, она, ее, они; частый повтор слов (6 человек): влюбляется, девочка - нет замены на синонимы, личные местоимения.

Соблюдение норм орфографии.

 Не сделано орфографических ошибок в 22-х анкетах.

Нарушение норм орфографии. Типичные ошибки.

  1. Правописание словарных слов: аккуратный, ресницы, впоследствии, поколение, инопланетянин, доллары.
  2. Правописание собственных имен существительных: Джульетта, Крейнев (Гринев).
  3. Правописание частицы не с глаголами (не знает, не получается (5 чел.)
  4. Правописание -ться, -тся в глаголах.
  5. Правописание местоимений и наречий, образованных с помощью суффиксов -то, -небудь.
  6. Правописание приставок на з и с: сделано, мировоззрение, расследует.
  7. Правописание подчинительного союза потому что (2 чел.)
  8. Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксным способом: по-моему, по-глупости.
  9. Правописание н и нн в приставках: давно заброшенный сад; влюбленных.
  10. Правописание наречия все равно.
  11. Правописание вводного слова в общем(3 чел.).

Соблюдение норм пунктуации.

 Не сделано пунктуационных ошибок в 13-ти анкетах.

Нарушение норм пунктуации. Типичные ошибки.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым (2 чел.).
  2. Обособленные определения, выраженные причастным или деепричастным оборотом (2чел.).
  3. Выделение на письме запятыми вводных слов: на мой взгляд; по-моему; к сожалению; по-видимому (2 чел.).
  4. Постановка запятой в сложноподчиненном предложении (22 чел.).

А теперь - самое приятное и интересное.

Хочется привести примеры ответов читателей, которые меня порадовали.

 «Я больще всего люблю читать романы, так как сама очень романтичная, читать о любви очень увлекательно».

 «Книга написана в том жанре, который мне нравится. Когда я читала, я не могла оторваться от книги, настолько меня заворожила сия история...»

«Обожаю читать иронические детективы, меня привлекают интригующие казусы, которые происходят с героями, и, к счастью, всегда разрешимы».

«Люблю сюжеты, в которых участвует ребенок. В жизни дети не всегда могут постоять за себя, а в книгах у них это часто получается, как, например, у Гека Финна. Начнешь читать - не оторваться».

«Девочка в книге похожа на меня, ее ежедневные проблемы сходны с моими. Книга читается на одном дыхании, невозможно остановиться и отложить ее».

«Я была бы очень счастлива встретиться с автором книги, но, наверное, не стала бы задавать вопросов, а просто поблагодарила бы за книгу».

Самым глубоким вопросом мне показался следующий: «Почему граф Монте-Кристо так и не простил Мерседес?». В нем я вижу пример сопереживания героям, размышления об их непростых судьбах. Девочка сумела оценить не только динамичность и увлекательность сюжета, она проникла в глубинную суть поступков героев, в результате чего ей показалось несправедливым отношение главного героя к женщине, которая была его первой любовью.

И напоследок...

Невнимательны наши детки. Или небрежны. На просьбу библиотекарей рассказать о художественной книге из круга свободного чтения, с уточнением: не по школьной программе -многие не обратили внимания и, ничтоже сумняшеся, включили в перечень «Героя нашего времени», «Капитанскую дочку» с главным героем Крейневым (забыли, перепутали или не читали, а слушали в пересказе?), и «Энциклопедию цирка», и «Раскрепощенного менеджера».

В этой связи - о другом небольшом исследовании. В преддверии 200-летнего юбилея Х.К.Андерсена нашим читателям было предложено подписать великому сказочнику  открытку со словами благодарности. Неоднократно встретилось пожелание сочинить еще много-много замечательных сказок. Значит, дети считают Андерсена своим современником? Но как же так: вырасти со сказками Андерсена и не распознать по слогу ту далекую эпоху? Или... вырасти без сказок Андерсена ?...

Во всяком случае, информации для размышления библиотекарей исследование предоставило немало.