Исследование «Участие библиотеки в жизни ребенка» проводилось областной библиотекой для детей и юношества им.В.А. Каверина с целью выяснение оценки детьми, родителями и учителями роли библиотеки в процессе образования, воспитания, социализации детей.

Территория исследования охватывала три района области и г.Псков. В нем приняли участие в качестве респондентов 387 человек. Из них 181 человек - дети младшего и среднего школьного возраста, 93 человека - родители школьников, 113 человек - педагоги. В Новосокольническом районе опрос проводился на базе районной детской библиотеки, в Порховском и Дедовичском районах - на базе отделов по работе с детьми, в Пскове - на базе отдела обслуживания школьников областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина и городских библиотек ЦБС г.Пскова.

Методом исследования был выбран опрос в форме анкетирования. Анализируя результаты анкетирования по каждой из групп респондентов, путем сравнения можно сделать некоторые выводы о расхождении мнений детей и взрослых по ряду вопросов.

Рассмотрим результаты анализа анкет школьников.

Отвечая на вопрос о том, какие библиотеки они посещают, школьники на первое место поставили школьные библиотеки (71%), на второе место (62%) специализированные детские библиотеки районных центров.

Библиотека остается привлекательной для 89% опрошенных школьников в качестве источника выбора печатной продукции (книг и журналов), а не использования электронных средств информации. То есть сохраняется основная функция библиотеки. 29% желающих общаться с библиотекарем (практически 1/3 опрошенных) представляется достаточно высоким показателем уровня доверия. Более 1/3 опрошенных склонны посещать библиотечные мероприятия.

Большинство опрошенных (76,5 %) находят нужную информацию в книгах, 60% ориентированы на Интернет. Телевидение не рассматривается как источник информации.

Более половины (59% опрошенных) положительно оценивают чтение, считают, что читают много и с удовольствием. Большой процент(35%) читают потому, что задают в школе. Настояние родителей считают причиной для чтения 17%. Только 7,5 % признались в своей нелюбви к чтению.

В основном, 2/3 или 75% опрошенных приходят в библиотеки самостоятельно, и 43% - вместе с друзьями. С родителями приходят только 12%. То есть Семейная библиотека как форма организации семейного чтения пока не состоялась.

На вопрос о частоте посещения библиотеки 14% утверждают, что посещают ее более 1 раза в неделю (2,3,4 или даже ежедневно). Возможно, что это утверждение не соответствует действительности, но важно само восприятие ребенком библиотеки как некоего постоянно присутствующего в его жизни института. 26% указали, что посещают библиотеку 1 раз в неделю, 24% ответили, что посещают ее 1 раз в 2 недели. Таким образом, 64% опрошенных детей считают, что они активные посетители библиотеки.

На вопрос о том, как они выбирают книги для чтения, 63% ответили, что делают это самостоятельно, 39% -по спискам, которые дают в школе. Очень незначителен процент тех, кто обращается за советом в выборе книг к библиотекарю - всего 9,6%. Такое же количество обращается за советом к родителям. Можно сделать вывод, что авторитет библиотекаря как консультанта при выборе книги невысок. В основном ориентируются на списки литературы, выданные в школе.

Если не за советом о выборе книг приходят в библиотеку, то зачем тогда? Может быть, обсудить прочитанное с библиотекарем? С библиотекарем обсуждают прочитанные книги только 14%. Интернет тоже не является местом обсуждения книг. Там это делают только 2,7 % школьников. С родителями обсуждают прочитанное 35%, с учителями - 18%. Главная аудитория, в которой происходят обсуждения книг - это друзья (57%).

Что можно сказать об общении юных читателей с библиотекарями, какие интересные и важные проблемы обсуждаются? 68% не обсуждают ничего, 13% не прочь рассказать о личных проблемах, 11% говорят об актуальных событиях, происходящих в стране и в мире.

Мотивируют ли посетить библиотеку проводимые ее просветительские и досуговые программы? Да, 50% опрошенных указали, что участвовали в различных библиотечных конкурсах, 23% - в коллективном обсуждении книг, 20% - в мероприятиях Недели детской и юношеской книги, 20% - в больших праздничных мероприятиях, проводимых библиотекой. Итак, самой популярной формой являются библиотечные конкурсы. А вот 20 % участвующих в Неделе детской и юношеской книги указывают на явную недоработку библиотек. Стоит только вспомнить, как интенсивно ведется подготовка к этим мероприятиям, и результат оказывается не всегда неадекватным этим усилиям.

Что же привлекает детей в библиотеку? На первом месте оказался ответ: получить нужную информацию (60%). То есть, библиотеки продолжают быть информационными центрами для школьников. На втором месте - с удовольствием провести свободное время (44%), на третьем месте - узнать много новых интересных сведений (40%), на третьем -пообщаться с друзьями (37%), на четвертом - выполнить домашнее задание (35%). Итак, вырисовываются две функции, которые составляют привлекательность библиотеки: информационная, и коммуникационная (площадка для общения с друзьями).

Интернет-ресурсы библиотек посещают 44% опрошенных.

 Группа родителей

93% всех респондентов считают чтение и книгу необходимым компонентом жизни их детей. Большинство (84%) уверены, что чтение положительно влияет на успеваемость детей. 46 % родителей указали, что они беседуют с детьми о прочитанных книгах. Но если обратиться к данным детского анкетирования, то этот показатель оказывается ниже. Только 35 % детей говорят, что обсуждают книги с родителями.

80% опрошенных родителей указали, что посещение библиотеки положительно влияет на их ребенка.

Вместе с ребенком приходят в библиотеку 26% родителей. Еще 30% приходят редко. Сравним эти показатели с мнением детей. А те указывают, что только 12% приходят в библиотеку с родителями.

Из тех 56% от общего количества родителей, которые приходят в библиотеку с ребенком, 70% основной целью указало причиной прихода выбор книги или журнала для ребенка. Для себя берут книги и журналы 39% взрослых, кто приходит в библиотеку вместе с детьми. 22,5% посещают массовые мероприятия библиотеки вместе с детьми.

Очень интересные результаты дал ответ на вопрос, советуются ли дети с родителями, какую книгу выбрать. 70% родителей указали, что советуются. Но только 9,6% детей с ними согласны. То есть, родители неадекватно оценивают свою роль в данном вопросе.

Откуда родители получают информацию о проводимых библиотекой мероприятиях? В 47% информаторами выступают их дети, из местных СМИ узнают о деятельности библиотеки 39%, и 32% обращают внимание на объявления на информационных стендах библиотек.

В случае возникновения конфликта с ребенком основным советчиком выступает учитель (32%), на втором месте - литература о воспитании (29%), на третьем месте -Интернет. К психологу предполагают обращаться 13% родителей.

На вопрос о том, есть ли в работе библиотек такие моменты, которые их не устраивают и какие изменения, по их мнению, нужны, 13 человек главным недостатком посчитали отсутствие новых книг. Родители из Порхова считают, что нужен косметический ремонт библиотеки и приобретение новой мебели. В Дедовичах указали на необходимость усовершенствования библиотеки.

Группа педагогов

93% опрошенных считают развитие читательской культуры ребенка необходимым условием для успешного освоения им школьной программы. 100% педагогов высказалось за сотрудничество школы и библиотеки в работе по развитию информационной и книжной культуры ребенка. С удовлетворением можно отметить, что 70% опрошенных педагогов участвовало в совместных с библиотекой мероприятиях. Какие же конкретные мероприятия, в которых они приняли участие, запомнились педагогам? 75 человек (66%) назвали 93 запомнившихся мероприятия. Вот некоторые из отмеченных: в Порхове - мероприятия Недели детской и юношеской книги, мероприятия к Дню защитника Отечества, экскурсии по библиотеке, литературные игры, в школьной библиотеке - комплексные мероприятия «Библиотечный четверг»; в Дедовичах - игровые формы работы («Поле чудес», брейн-ринг, игровые программы), конкурсы стихов, викторины, мероприятия к 200-летию М.Ю.Лермонтова. Псковские педагоги отметили лекторий для старшеклассников по современной и классической литературе (проводила ПОУНБ), уроки внеклассного чтения в школьной библиотеке, Александро-Невские чтения (ПОБДЮ), работу по краеведению библиотеки «Родник» (ЦБС г. Пскова), презентации книг. В Новосокольниках педагогам запомнились уроки мужества, круглый стол в библиотеке «Горькие плоды сладкой жизни», досуговую программу «Библиотечные сумерки» 2014 г.

Качество проводимых библиотекой мероприятий высоко оценили 69% учителей. 14% опрошенных не всегда довольны качеством библиотечных мероприятий.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с библиотекой педагоги считают участие детей в творческих конкурсах (47%), выставки литературы (44%), встречи со специалистами и творческими личностями (41%), уроки внеклассного чтения (40%), информирование учителей и детей о новой литературе (37%). Гораздо меньше педагоги хотят от библиотекарей разработки материалов краеведческого и литературоведческого характера в помощь работе школы (27%), а также проведения совместных с библиотеками классные и школьные собрания (19%) и только 16% хотели бы проводить исследования детских читательских интересов. Появилось и новое направление - создание электронных презентаций.

Наиболее актуальными темами для сотрудничества педагоги считают развитие культуры чтения детей (65%), военно-патриотическое воспитание (56%), краеведение (56%). 46% опрошенных готовы сотрудничать с библиотекой в по вопросу пропаганды здорового образа жизни. Интересно, что сотрудничество с библиотекой в плане развития творческого потенциала детей интересует только 36% учителей. В то же время 50% детей участвуют в библиотечных конкурсах, которые прежде всего и направлены на развитие творческого потенциала.

81% педагогов отметили, что они обмениваются с учениками информацией о прочитанных детьми книгах. Сравним с мнением детей: только 18% учеников указали, что они обсуждают прочитанное с учителем.

Педагоги указали на проблемы, существующие во взаимодействии образовательной школы и детской библиотеки. Самой главной проблемой они считают отсутствие системного взаимодействия библиотеки и школы. Отсюда проистекают и несогласованность между расписанием школьных уроков и планированием библиотечных мероприятий. На втором месте - большая загруженность детей в школе и дефицит времени у учителей. Как и родители, учителя с сожалением отмечают, что в библиотеках отсутствуют или почти отсутствуют новые поступления книг. Отмечаются также снижение интереса детей к чтению, влияние Интернета на снижение доли чтения в детской жизни и недостаточное внимание учителей к проблемам детского чтения.

 

Выводы.

Все группы участников анкетирования (дети, родители, педагоги) продолжают признавать большую роль библиотеки как института детства. Библиотеки остаются центрами информации преимущественно на бумажных носителях, востребованность электронных средств информации (как в библиотеке, так и вне ее) постоянно растет. Усиливается значение библиотек как центров межличностного общения. В то же время библиотекам надо серьезно заняться системой оценки качества проводимых мероприятий и их эффективности в детской среде.

Родители и учителя не являются авторитетами, влияющими на выбор чтения детей, то же можно сказать и о библиотекаре. К тому же родители и учителя не обладают объективной информацией о своем статусе проводников чтения и информации в жизни ребенка. Но они готовы сотрудничать с библиотекой в плане развития творческого потенциала ребенка и повышения уровня читательской активности детей.

Аналитическую записку подготовила Круглова Татьяна Эдуардовна,

главный библиотекарь сектора методического обеспечения

библиотек области по работе с детьми и юношеством,

Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина