Исследование проводилось среди специалистов библиотек 14 районов Псковской области в первом полугодии 2014 года. В нем участвовало 50 респондентов как из сельских библиотек, так и библиотек центральных муниципальных образований Дедовичского, Великолукского, Стругокрасненского, Куньинского, Гдовского, Бежаницкого, Красногородского, Новоржевского, Невельского, Порховского, Опочецкого, Пыталовского, Островского, Пушкиногорского районов.

Целью исследования было выявление каналов профессиональной информации и коммуникации библиотекарей региона и круг профессиональных интересов, определяющих обращение к тем или иным источникам информации.

Методом исследования было выбрано анкетирование.

На вопрос, какие профессиональные проблемы являются наиболее актуальными в настоящее время,  самыми актуальными названы  проблемы, связанные с внедрением в библиотечную работу новых электронных технологий (28 человек-56%). На втором месте по важности для специалистов стоят проблемы, связанные с действующим законодательством (21 человек-42%).

Особенно волнует библиотекарей Федеральный закон  № 44 (Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Этот закон, призванный поставить преграду коррупции в сфере закупок,  не учитывает специфику работы библиотек, его исполнение вызывает большие затруднения, требует значительных затрат времени). 

О том, что им недостает профессиональных знаний, заявили только 7 человек (14 %), а что не хватает профессиональной информации, признают только 13  человек (26 %). Остальные 74 % (37 человек) считают, что профессиональной информацией они обеспечены достаточно.

Какие же каналы профессиональной информации и коммуникации использовались библиотекарями в течение 2013 года? Основными источниками остаются для большинства профессиональные периодические издания (78 %), на втором месте стоят профессиональные Интернет-ресурсы (72%). Не третьем месте указаны книги по библиотечному делу,  методические и библиографические пособия (58 %). Участие в конференциях, семинарах и, соответственно, получение профессиональной информации для дальнейшего развития положительно оценивают примерно 50 % опрошенных.

Анализируя возможности приобретенных профессиональных знаний для практического применения в работе, наиболее полезными библиотекари признали методические издания региональных библиотек Псковской области - областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина (84 %) и областной универсальной научной библиотеки (72%). На втором месте в оценке возможности применения в своих библиотеках  оказались различные библиотечные Интернет-ресурсы (68 %), затем - мероприятия непрерывного профессионального образования (64 %). Профессиональная периодика занимает четвертое место (62 %). Материалы методических изданий библиотек других регионов с точки зрения внедрения в собственную деятельность отметили 14 человек (28 %).

Наиболее полезными в решении практических профессиональных проблем были признаны следующие Интернет-ресурсы: сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки(44 %), сайт Псковской областной библиотеки для детей и юношества им.В.А.Каверина (28%) и Библиотечный портал Псковской области (26%). Особенно популярны такие разделы как «Псковиана», «Методические советы», «Календарь знаменательных дат» (сайт ПОУНБ), «Методический штурвал» (сайт ПОБДЮ). Значительно реже используются сайты федеральных библиотек. Сайты Российской государственной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки упомянуты только в четырех анкетах.

Из не профессионально ориентированных полезными для библиотечной практики названы Портал государственных и муниципальных услуг Псковской области, официальный сайт Куньинского района, Официальный портал правовой информации, сайт общественного объединения «Мемориал»,  «Наследие земли Псковской».

На вопрос, какие публикации 2013 года (в том числе электронные), произвели  наибольшее впечатление, затруднились ответить 16 человек (32%).Остальные указали на 11 публикаций в журнале «Библиотека», 5 публикаций в электронном издании «Современная библиотека», 3 публикации в сборнике «Читаем, учимся, играем» и 4 публикации в сборнике «Территория 60». Самым популярным оказался восьмой номер журнала «Библиотека» за 2013 год. Отмечено 4 статьи этого выпуска. Если проанализировать тематику выбранных статей, то явно виден интерес к внедрению  электронных технологий в практику продвижения книги и чтения.

Специалисты центральных муниципальных и сельских библиотек отметили методические материалы Псковской областной универсальной научной библиотеки:

«Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотек». Составитель А.Л.Левченко, 2013г.,

«Сельское хозяйство земли Псковской» (три выпуска,) 2013г.,

«Экология земли Псковской». Электронный ресурс. Составитель А.А.Мурзина, 2013г.,

«Экологическое просвещение и охрана окружающей среды. Составитель О.В.Акинфиева, 2013г.».

 Некоторые респонденты обозначили только тему:

- Публикации по работе с детьми в журнале «Библиотекарь»;

- Публикации об управленческой деятельности библиотек;

- Публикации о работе библиотек России и за рубежом;

- Инновационная деятельность библиотек: теория и организационная методика.  Особо отмечены статьи Э. Р. Сукиасяна о профессиональном библиотечном образовании.

Следующим был вопрос о том, какие профессиональные мероприятия за последний год оказались  наиболее интересными. 10 человек опрошенных, то есть  пятая часть, в 2013 году участвовали в семинарах центральных муниципальных библиотек. Остальные ответы распределились следующим образом:

Самыми популярными оказались:

  • Зональные школы качества (7 человек);
  • «Библиотека на селе: обеспечение равного доступа к информации» Круглый стол на базе Печорской ЦРБ, Новоизборской модельной библиотеки 22 января 2013г. (6 человек);
  • Международная школа качества 2-12 октября 2013г. Псков-Витебск, (4 чел), ежегодные семинары по работе с детьми ПОБДЮ(4 чел),
  • Х Межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском» 11-13 сентября 2013 г.(4 чел).

Положительную оценку получили также творческая лаборатория «Библиотека-микс - погружение в реальность. Новые возможности в профессии сельского библиотекаря.»,16-17 апреля 2013 г.; областная экологическая конференция «Экологическое просвещение населения в библиотеках», Бежаницы, март 2013 г.

Какие важные проблемы, по мнению опрошенных, не затрагиваются в источниках профессиональной информации? В ответах было обозначено 16 тем.  Прежде всего,  недостает сведений по теории и практике  библиографии. Вероятно, речь идет о  правилах библиографического описания, программах по информационной культуре, использовании рекомендательной библиографии. Также необходимы консультации по работе с фондами, в частности, по вопросу списания фондов при ликвидации библиотек. Интересуют вопросы корпоративной культуры, библиотечной этики. Нужны разъяснения о работе библиотек в свете Федерального закона № 44, о методиках проведения исследований, инновациях в выставочной работе, обзоры творчества современных писателей, примеры сотрудничества с учреждениями образования и отдельными педагогами в процессе продвижения чтения и др.

Важным для организаторов исследования был вопрос о том, как часто профессионалы обращались в течение года на сайт Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А.Каверина.  Совсем  не использовали этот ресурс только 4 человека, 11 человек не могли указать точно, как часто они это делали.

Один человек обращался 43 раза (чуть менее 4-х раз в месяц), три человека - 2-3 раза в неделю, три - еженедельно, двенадцать человек -1 раз в месяц, четыре -1 раз в квартал и реже. В среднем можно считать, что частота обращения на сайт ПОБДЮ примерно составляет 1 раз в месяц. Чаще всего посещались разделы: «Новости» (48 %), «Проекты, конкурсы» (36 %), «Методический штурвал» (34 %), «Книжный фарватер» (26 %).

Частота выхода на сайты федеральных библиотек обращений заметно меньше. Совсем не обращались к ним 18 человек. Из лидеров обращения отмечен сайт Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru) - 14 человек (28 %), Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) - 10 человек (20 %). Сайт Российской государственной детской библиотеки (www.rgdb.ru) просматривали 6 человек, Российской государственной библиотеки для молодежи (www.rgub.ru) - 4 человека. По одному посещению отмечены сайты Президентской библиотеки им. Б. Ельцина и Библиотеки Российской Академии наук.

Интерес псковских библиотекарей к профессиональной деятельности коллег других регионов довольно обширен. В 2013 году они выходили на сайты более 40 областных, краевых и республиканских библиотек, а также библиотек различных муниципальных образований. География поисков информации простиралась от Калининграда до Хабаровска, от Мурманска до Краснодара. Фаворитами стали сайты библиотек Свердловской области: Свердловская областная  универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского (www.book. uraie.ru - 4 обращения), Свердловская областная библиотека для детей и юношества (www. teenbook.ru - 3 обращения). Псковские библиотекари знакомились с опытом Белгородской универсальной научной библиотеки (www.bgunb.ru - 4 обращения), Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина (www.booksite.ru - 3 обращения), Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (www. rlib.yar.ru -3 обращения). Из сайтов наших муниципальных библиотек были отмечены сайт Великолукской  центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского (www.biblio-vluki.ru - 5 обращений) и сайт Централизованной библиотечной системы г. Пскова (www.bibliopskov.ru - 3 обращения).

В целом анализ анкет позволил сделать некоторые выводы о каналах профессиональной информации и коммуникации. Основными источниками являются печатные издания, но виртуальное пространство осваивается библиотекарями региона достаточно активно.

При выборе Интернет-ресурсов библиотекари муниципальных образований ориентированы, прежде всего, на местные сайты. Поэтому областные методические центры должны постоянно анализировать качество размещаемой информации, ее актуальность, оперативнее ее обновлять.

Профессиональное общение происходит пока в одностороннем порядке: изучаем опыт коллег. Полноценного регулярного диалога специалистов муниципальных библиотек Псковского региона с коллегами из других областей страны пока не отмечено. (Имеются в виду широкое участие в общероссийских и межрегиональных мероприятиях с трансляцией псковских библиотечных инноваций - в традиционным и виртуальном режимах. И наши статьи в российской библиотечной периодике появляются нечасто).

Региональные площадки профессионального общения и обмена опытом - конференции, семинары, творческие лаборатории - остаются авторитетными и востребованными. Но результаты анкетирования показали, что значительное количество участников исследования отметили комфортность такой формы повышения квалификации, как зональная школа качества, занятия которой проводятся непосредственно в муниципальных образованиях.