8 июля 2004 года завершил свою работу I съезд детских библиотекарей Северо-Запада "Норд - Вест: векторы чтения". Сейчас можно признаться: у авторов проекта, поддержанного и профинансированного Министерством Культуры РФ и Администрации Псковской области были сомнения.
Прежде всего, такого рода: не слишком ли амбициозно и дерзко заявлена форма слета специалистов детских библиотек округа: съезд? Сможем ли мы представить сообществу новые ракурсы заявленной темы? В конце концов, не окажется ли съезд очередным разговором на тему, неоднократно звучащую на совещаниях, конференциях и пр.: о властях, которые не поддерживают и не видят так, как нам бы хотелось, детские библиотеки; о низких показателях финансирования, из-за чего не удается модернизировать библиотеку, вести полноценное комплектование и пр., и пр.
Итак, слоган "Норд-Вест":Северо - Западный федеральный округ: Территория, объединенная климатически, экономически, исторически. Что очень важно, сообщество библиотекарей округа в основном представляет ленинградскую (петербургскую) библиотечную школу. Многие специалисты детских библиотек Северо-Запада - выпускники ЛГИК им. Н.К.Крупской, СПбГУКи, кафедры детской литературы, где свято соблюдаются традиции трепетного отношения к детской литературе и ребенку как к "человеку читающему".
Съезд в Пскове: Это тоже не случайно. Здесь был проведен в 2001 году форум сельских библиотекарей Северо - Запада России. В Пскове прошла VIII Конференция РБА в 2003 году.
А Псковское вече - это традиция созыва представителей "концов" (объединения улиц города) для принятия ответственных для вечевой республики решений. Вот и мы решили собрать делегации регионов округа для выработки моделей поведения в поддержку детского чтения.
Почему съезд? Попытаюсь объяснить позицию разработчиков проекта, которая совпадает с точкой зрения постоянного комитета секции детских библиотек РБА. Она заключается в следующем. Как и многие наши коллеги в детских библиотеках России, при определении собственной стратегии, тактики действий по представлению детского чтения как важной составляющей информационного общества мы опираемся на концептуальные документы, среди которых на первом месте - материалы парламентских слушаний "Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации". Адресная направленность рекомендаций слушаний - Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Мы же уверены, что большое количество проблем можно решить самостоятельно, опираясь на наш профессионализм, совершенствуя его. Нам только необходимо оглянуться вокруг в поиске единомышленников, партнеров, которыми могут стать авторитетные и признанные лидеры социума, педагоги, писатели, литературные критики, издатели, книгораспространители, журналисты, редакторы профессиональной прессы, периодических изданий для детей. Оглянуться, услышать, понять друг друга, осознать общую ответственность за образование и развитие ребенка с помощью книги. Услышать, чтобы действовать консолидировано. На наш взгляд, именно это стало достижением съезда. С неожиданной и малоизвестной стороны открылся мир детского библиотекаря и детской библиотеки художественному редактору журнала "Книжный Петербург" Юлии Зартайской, литературному критику Ксении Молдавской (газета "Книжное обозрение"). Специалисты же сельских, муниципальных библиотек, редко выезжающие на общероссийские мероприятия, стали не просто свидетелями, но и полноправными участниками дискуссий вместе с ведущими учеными, библиотековедами, практиками, представителями издательств, литературными критиками. А в ходе работы таких проблемных комитетов, как " Детская книга как товар на книжном рынке: отечественные традиции в издании и распространении: культура и реальность" или " Чтение детей в детстве и отрочестве. Что изменилось в новом столетии?" звучали откровения, позиции, мнения, достойные рассмотрения на отдельных серьезных научно-практических конференциях.
Итак, съезд - это инструмент самоуправления и самоорганизации профессионалов. Не просить милости с позиции слабого, не рефлексировать по поводу собственной вторичности в существующей структуре библиотечного обслуживания, не рыдать, уподобляясь Ярославне, об отсутствия одного, другого, третьего, а полномасштабно и ярко представлять в социуме интересы детей, статус детской библиотеки и детского чтения.
Впрочем, ощущение некоей вторичности, неполноценности и ущемленности у многих библиотекарей возникло не на голом месте. Стоит вспомнить, как проходила централизация сети библиотек в 70 - е годы XX столетия. Тогда многие детские библиотеки потеряли самостоятельность, вошли в состав ЦБС в качестве структурных подразделений. И политику этой системы определяли уже не они: многое зависело от степени понимания проблем детского чтения директором ЦБС. В начале XXI века при упорядочении нормативно-правовой базы ряд центральных детских библиотек документально потеряли свой статус, став отделами, филиалами ЦБС, поскольку располагались в одном здании с центральной библиотекой - юридическим лицом. А ГК РФ ( ст.55) не допускает существование в одном помещении двух подразделений юридического лица. И опять ситуация: не поспоришь с законом! Но ждет нас всех впереди введение в действие законов новых: о местном самоуправлении, о реструктуризации и сокращении бюджетной сферы. Произойдет это в 2006 году. Как будет выглядеть тогда библиотечное пространство для ребенка? Кто будет его формировать? Какова судьба небольших сельских, муниципальных библиотек? Не окажутся ли многие из них ликвидированы из-за соображений рентабельности или в подражание опыту, предположим, Америки? Ведь есть же точка зрения по этому поводу господина Сукиасяна?
Вот почему важно не упустить время, представить обществу детскую библиотеку как социальный институт, способный взять на себя ответственность за образование и развитие детей, за детское чтение! Эта мысль звучала в выступлениях многих делегатов Рефрен выступлений Н.В.Бубекиной: подумайте, определитесь - кто вы и для кого вы, детские библиотеки? ("Земля, Земля, кто я?")
Ощущать, осознавать, определять, позиционировать себя так: детские библиотеки - это МЫ! С большой буквы! Именно так прописывают во многих публикациях в последнее время слова Детство, Чтение, "онемечивая" русское правописание, дабы подчеркнуть особую значимость этих слов.
Безусловное достижение съезда - создание такого алгоритма его работы, когда остаться в стороне, отмолчаться было невозможно. Прежде всего, съезд стал не одним пленарным заседанием, а работал в режиме проблемных комитетов, где каждый делегат вносил свою лепту в создание текста Резолюции. Руководителям пресс-центра (заместитель директора библиотеки Наместникова Т.Е., главные библиотекари Степанова Т.А., Круглова Т.Э.) удавалось каждый вечер грамотно, профессионально обобщать точки зрения делегатов, представленные в Анкетах каждого дня, для представления утром делегатам. Трудно переоценить обобщенный материал анкет! Они войдут в сборник материалов съезда, который будет издан осенью2004 года.
Коллектив библиотеки благодарен кафедре детской литературы СПбГУКИ и, прежде всего, старшему преподавателю Людмиле Валентиновне Степановой, профессору Валентину Вадимовичу Головину за методологическую поддержку съезда Главному библиотекарю РГДБ Бубекиной Наталье Владимировне, директору Мурманской областной детско-юношеской библиотек Махаевой Валентине Павловне, членам Постоянного комитета секции детских библиотек РБА Куракиной Майе Сергеевне (ЛОДБ), Макаровой Ольге Юрьевне (В.Новгород, "Читай-город") за участие в работе над проектами документов.
В рабочем портфеле делегата был еще один уникальный, с нашей точки зрения материал: сборник "Детские библиотеки Северо-Запада в XXI веке". Это сравнительный анализ деятельности библиотек округа, где показаны достижения, проблемы наших библиотек (региональных и муниципальных) в сопоставлении друг с другом и библиотеками России. Материал подготовлен коллективом научно-методического отдела РГДБ и дополнен нами присланными в адрес программного комитета съезда материалами с мест .
Что надо сделать, чтобы большое количество мыслей, предложений, идей, высказанных на съезде, не пропали всуе, не оказалось пустословием? Видимо, надо просто последовательно и целенаправленно "дело делать". Поэтому впереди нас ждет разработка важного документа - Программы взаимодействия библиотек, обслуживающих детей, Северо - Западного федерального округа. В ней будут определены направления действий профессионального сообщества в поддержку чтения детей как национальной культурной ценности.
Волкова Наталья Степановна,