Круглова Т.Э.,
главный библиотекарь центра научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы
ПОБДЮ им. В.А.Каверина
ИДЕЯ И ПЕРВЫЕ ШАГИ
Исследование «Детское книжное жюри» впервые проведённое Псковской областной библиотекой для детей и юношества в 2005 году, с тех пор проводится ежегодно.
В Положении о Детском книжном жюри указано, что оно является «массовым независимым экспертным объединением читателей детского возраста Псковской области» (в данном случае детским считался возраст до 18 лет).
Цели исследования «Детское книжное жюри»
• Определение рейтинга популярности изданий детской литературы.
• Определение социального заказа на переиздание лучших произведений детской литературы прошлых лет.
• Привлечение внимания общественности к проблемам доведения новинок детской литературы до читателей-детей.
На первом этапе библиотекари выясняли предпочтения юных читателей библиотеки разного возраста и сравнивали их с рейтингами продаж популярного в Пскове книжного магазина.
ВТОРОЙ ЭТАП
Второе исследование, «Детское книжное жюри – 2006», состоялось в мае–сентябре 2006 года.
Его цели:
-
Определение рейтинга популярности изданий детской литературы.
-
Выявление различий в читательских предпочтениях у детей, живущих в городе и сельской местности.
В исследовании участвовали две группы читателей: дети города Пскова, посещающие областную библиотеку для детей и юношества (157 человек), и дети, проживающие в деревнях Псковского района (360 человек), читающие в сельских библиотеках.
Таким образом, всего в исследовании приняло участие 517 юных читателей.
Если в исследовании 2005 года итоги подводились по двум возрастным категориям, то здесь были выделены три возрастные категории:
-
читатели младшего школьного возраста (7–10 лет),
-
читатели среднего школьного возраста (11–13 лет),
-
читатели старшего школьного возраста (14–16 лет и выше).
Такое разделение по возрастам сделано после совещания с членами объединения «Детское книжное жюри», которые настаивали на необходимости учитывать значительную разницу читательских интересов детей одиннадцати и четырнадцати лет.
Самой активной возрастной категорией оказались читатели среднего школьного возраста (11–13 лет). Их анкеты составили 42 % от общего количества. 36 % анкет было получено от читателей младшего школьного возраста и 22 % – от читателей старшего школьного возраста.
Итоги подводились отдельно по областной библиотеке для детей и юношества и отдельно по библиотекам Псковской районной ЦБС.
Рейтинг популярности изданий по ОБДЮ выглядел таким образом:
1. Роулинг Дж. Гарри Поттер – все романы.
2. Сёстры Воробей. Запретный плод.
3. Пушкин А. С. Капитанская дочка.
4. Витчер Муни. Нина – девочка Шестой Луны.
5. Роулинг Дж. Гарри Поттер и принц-полукровка.
6. Матюшкина К., Оковитая Е. Ага, попался!
7. Громыко О. Профессия: ведьма.
Следующие издания набрали одинаковое количество баллов и потому могут в равной мере претендовать на места с 8-го по 10-е:
1. Алешковский Ю. Кыш и я в Крыму.
2. Лукьяненко С. Ночной дозор.
3. Медведев В. Баранкин, будь человеком!
4. Крюкова Т. Костя + Ника.
5. Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена.
6. Роулинг Дж. Гарри Поттер и кубок Огня.
7. Сёстры Воробей. Бегущий в ночи.
8. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 1.
9. Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо.
10. Уайльд О. Мальчик-звезда.
11. Хантер Э. Коты-воители (вся серия).
Из предыдущего рейтинга сохранились произведения Дж. Роулинг и сестёр Воробей. Сёстры Воробей пользуются популярностью уже несколько лет подряд.
Следует отметить, что выделить десяток лучших книг становится всё сложнее. Читательские интересы детей настолько многообразны, что привести их к какому-то общему знаменателю трудно. Среди лучших изданий названы не только книги, но и журналы («Мурзилка»), комиксы («Скуби-Ду», «Том и Джерри»), отраслевая и энциклопедическая литература. Часто вместо книги указывается целая серия: «Всё обо всём», «Моя первая библиотека», «Я познаю мир», Л. Сникет «ЗЗ несчастья», Э. Хантер, «Коты-воители» и т. д. Всё чаще встречаются названия изданий, которых нет в библиотеке.
Из 67 имён авторов, чьи произведения были названы лучшими, 39 – писатели-соотечественники. Из русских классиков названы имена Н. Г. Гарина-Михайловского, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Советских авторов названо 8, современных российских – 24.
Из 28 иностранных авторов 12 – представители классической зарубежной литературы и 16 – современные иностранные авторы.
Таким образом, сохраняется читательское предпочтение русских авторов перед иностранными. В этом списке отчётливо отразилось большое влияние на читательские предпочтения школьной программы.
Рейтинг популярности изданий среди читателей Псковского района выглядит следующим образом:
1. Роулинг Дж. Гарри Поттер (вся серия).
2. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.
3. Твен М. Приключения Тома Сойера.
4. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
5. Ершов П. Конёк-горбунок.
6. Роулинг Дж. Гарри Поттер и философский камень.
7. Шекспир В. Ромео и Джульетта.
8. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
9. Андерсен Х. К. Снежная королева.
10. Беляев А. Человек-амфибия.
Сравнив результаты анкетирования городских и сельских читателей, мы увидим, что если не учитывать одинакового лидирующего положения романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере, то различие достаточно велико. Например, произведения сестёр Воробей, пользующиеся неизменной популярностью у городских читателей, не так популярны у сельских. На селе они не входят в рейтинговую десятку. Книга О. Громыко «Профессия: ведьма» вообще не знакома сельским читателям. То же можно сказать и о серии романов итальянской писательницы Витчер Муни и произведениях многих других современных детских авторов.
В то же время есть ряд произведений, отмеченных и городскими, и сельскими читателями:
1. Белянин А. Джек-сумасшедший король.
2. Браун Д. Код да Винчи.
3. Гоголь Н. Мёртвые души.
4. Емец Д. Все книги о Тане Гроттер.
5. Крюкова Т. Костя + Ника.
6. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес.
7. Лукьяненко С. Ночной дозор. Дневной дозор.
8. Льюис К. Лев, колдунья и платяной шкаф.
9. Матюшкина Е., Оковитая Е. Ага, попался!
10. Медведев В. Баранкин, будь человеком.
11. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
12. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
13. Пушкин А. Дубровский, Капитанская дочка.
14. Распэ Э. Приключения барона Мюнхгаузена.
15. Русская народная сказка «Колобок».
16. Троепольский Г. Белый Бим Чёрное ухо.
17. Уайльд О. Мальчик-звезда.
Если подвести общий итог по анкетам 517 опрошенных читателей, то результат будет следующим:
1. Роулинг Дж. Гарри Поттер (вся серия).
2. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.
3. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
4. Твен М. Приключения Тома Сойера.
5. Ершов П. Конёк-горбунок.
6. Роулинг Дж. Гарри Поттер и философский камень.
7. Сёстры Воробей. Запретный плод.
8. Витчер Муни. Нина – девочка Шестой Луны.
9. Пушкин А.С. Капитанская дочка.
10. Шекспир В. Ромео и Джульетта.
11. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
12. Андерсен Х.К. Снежная королева.
Есть ряд писателей и произведений, которые могут быть названы «вечно популярными» в детской аудитории. Это: «Баранкин, будь человеком!» В. Медведева, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ, «Белый Бим Чёрное ухо» Г. Троепольского, «Приключения Тома Сойера» М. Твена.
Исследование показало также, что более активными читателями являются девочки, они лучше ориентируются в книжных новинках и, фактически, оказывают воздействие на формирование читательских вкусов мальчиков. Поскольку интересы девочек выражаются отчётливее, то и библиотекари при приобретении новой литературы начинают незаметно для себя ориентироваться на эту категорию читателей. Такая «феминизация» фонда в определённой мере грозит уходом из-под влияния библиотекаря аудитории мальчиков.
С результатами исследования были ознакомлены сотрудники сельских библиотек Псковского района на семинаре, проходившем 6 декабря 2006 года. В ходе выступления даны методические рекомендации по дальнейшему использованию этих результатов в работе библиотек района.
Данные исследования были представлены для широкой читательской аудитории на информационных стендах в областной библиотеке для детей и юношества им. В. А. Каверина.
ТРЕТИЙ ЭТАП
В 2007 году исследование полностью переместилось в библиотеки Псковского района. Район входит в зону влияния областного центра, родителям и детям достаточно просто приобрести нужную им книгу в книжных магазинах, кроме того, они могут пользоваться услугами библиотек города.
В исследовании 2007 года участвовали 18 сельских библиотек Псковского района. Было опрошено 379 читателей в возрасте от 6 до 17 лет. Из них девочек – 262, мальчиков – 117 (ответивших девочек в два раза больше, чем мальчиков). Эта тенденция сохраняется в течение двух лет. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет включительно) – 124 чел. (мальчиков – 52, девочек – 72). Средний школьный возраст (от 11 до 13 лет включительно) – 174. Старший школьный возраст (от 14 до 17 лет включительно) – 83.
Сводный список читательских предпочтений 2007 года
1. Дж. Роулинг. Все книги о Гарри Поттере
2. Русские народные сказки
3. Д.Емец. Все книги о Тане Гроттер
4. Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот
5. Х.К.Андерсен. Сказки
6. М.Твен. Приключения Тома Сойера
7. А.С.Пушкин. Сказки
8. Д.Дефо. Приключения Робинзона Крузо
9. П.Ершов. Конёк-горбунок
Читательские предпочтения младшего школьного возраста
1. Русские народные сказки – 11 упоминаний
2. Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот – 8
3. Роулинг Дж. Гарри Поттер (все книги) – 6
4. Андерсен Х. К. Сказки – 6
5. Ершов П. Конёк-горбунок – 5
6. Пушкин А.С. Сказки – 5
7. Перро Ш. Сказки – 5
8. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей – 4
9. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино – 3
Читательские предпочтения среднего школьного возраста
1. Роулинг Дж. Гарри Поттер (все книги) – 18
2. Твен М. Приключения Тома Сойера – 7
3. Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо – 6
4. Емец Д. Таня Гроттер (все книги) – 6
5. Беляев А. Человек-амфибия – 3
6. Матюшкина Е., Оковитая Е. Ага, попался! – 3
7. Тургенев И. Муму – 3
Определенной популярностью пользуются также следующие книги (по 2 упоминания):
Андерсен Х. К. Снежная королева.
Гоголь Н. В. Тарас Бульба.
Емец Д. Пришельцы из холодильника, Тайна звёздного странника.
Толкиен Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно.
Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
Треверс П. Мери Поппинс.
Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка на Луне.
Пушкин А.С. Сказки, Руслан и Людмила.
Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот.
Читательские предпочтения старшего школьного возраста
1. Роулинг Дж. Гарри Поттер (все книги).
2. Толстой Л.Н. Война и мир.
3. Емец Д. Таня Гроттер (все книги).
4. Паскаль Ф. Школа в Ласковой Долине.
5. Мусина М. Кошмар на улице Вятской.
6. Гоголь Н.В. Мёртвые души.
7. Булгаков М. Собачье сердце.
8. Шекспир В. Ромео и Джульетта.
9. Шолохов М. Судьба человека.
На первом месте три года подряд находятся произведения Джоан Роулинг, но ажиотажного спроса уже нет.
ДРУГОЙ АСПЕКТ
Параллельно исследованию «Детское книжное жюри» в 2007 году в районах Псковской области библиотеками проводилось исследование «Любимая книга детства». В нём участвовали взрослые люди, которые являются лидерами местных сообществ. Это представители органов власти, руководители местных предприятий, учителя, бизнесмены и т.д., то есть люди авторитетные в районах. Их просили написать о тех книгах, которые они любили в детстве. Затем нам показалось интересным сравнить, насколько совпадают мнения современных детей и их родителей, дедушек и бабушек о книгах.
Список совпадающих любимых книг у взрослых и детей (по результатам исследования 2007 года «Любимая книга детства»)
1. Андерсен Х.К. Снежная королева.
2. Андерсен Х.К. Сказки.
3. Беляев А. Человек-амфибия.
4. Бронте Ш. Джен Эйр.
5. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан.
6. Верн Ж. Дети капитана гранта.
7. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
8. Гайдар А. Голубая чашка.
9. Герман Ю. Дело, которому ты служишь (вся трилогия).
10. Гримм, братья. Сказки.
11. Грин А. Алые паруса.
12. Дефо Д. Робинзон Крузо.
13. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание.
14. Драгунский В. Денискины рассказы.
15. Дюма А. Три мушкётера.
16. Ершов П. Конёк-горбунок.
17. Ильина Н. Четвёртая высота.
18. Каверин В. Два капитана.
19. Катаев В. Сын полка.
20. Крапивин В. Мальчик со шпагой.
21. Легенды и мифы Древней Греции.
22. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
23. Пройслер О. Маленькая Баба-яга.
24. Пушкин А.С. Сказки.
25. Пушкин А.С. Руслан и Людмила.
26. Пушкин А.С. Стихи.
27. Рид М. Всадник без головы.
28. Родари Д. Приключения Чипполино.
29. Русские народные сказки и сказки других народов.
30. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
31. Скотт В. Айвенго.
32. Твен М. Приключения Тома Сойера.
33. Толкин Р.Р. Хоббит.
34. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
35. Толстой Л.Н. Война и мир.
36. Фадеев А. Молодая гвардия.
37. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
Таким образом, мы получили список совпадающих мнений детей и взрослых. Он небольшой, но даёт возможность говорить об определённой преемственности читательского опыта.
РАЗВИТИЕ ИДЕИ
В 2008 году было принято решение об изменении методики исследования. Простая фиксация мнений уже не удовлетворяет библиотекарей. Хочется понять причины, по которым дети оказывают предпочтение одним книгам перед другими. Кроме того, интересно сравнить, есть ли разница в детских предпочтениях в зависимости от географического положения района, уровня комплектования сельских библиотек. Цель последнего исследования была сформулирована следующим образом: выяснение читательских предпочтений детей, живущих в муниципальных образованиях (в районном центре и на селе), библиотеки которых имеют стабильные количественные и качественные показатели комплектования книжных фондов. Мы предполагаем, что предпочтения читателей – детей тех библиотек муниципальных образований, которые имеют стабильные показатели комплектования книжных фондов, будут отличаться вариативностью и отражением лучшего знания новинок детской литературы. В исследовании участвуют библиотеки Новосокольнического и Опочецкого муниципальных образований Псковской области. Метод исследования – анкетирование. Образцы анкеты переданы в центральные районные библиотеки, которые организуют исследование в библиотеках муниципального образования. Исследование на муниципальном уровне закончено в октябре 2008 года. Методика предполагает, что из каждого муниципального образования будет сделана выборка не менее 160 респондентов, в том числе 60 читателей – из центральной библиотеки, а 100 человек – из сельских библиотек. Поставлено условие, что количество участвующих девочек и мальчиков должно быть равным. Дальше ведётся обработка результатов. Итоги и выводы, как всегда, будут сообщены всем библиотекам области.
Круглова Т.Э. «Детское книжное жюри»: продолжение исследования // Библиотека в школе. - 2008. - №22. - Режим доступа: https://lib.1sept.ru/view_article.php?id=200802212