Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина ежегодно организует два региональных мероприятия по повышению квалификации: творческую лабораторию в июне и семинар в октябре.

Обратимся к терминам:

Творческая лаборатория - одна из эффективных форм профессионального обучения, посвященная обсуждению проблемы и поиску оптимальных решений с тем, чтобы употребить их в практической работе. Занятия проводятся по принципу сочетания лекций, консультаций с деловыми играми и другими активными методами. Творческая лаборатория предполагает постоянную обратную связь с ее участниками, которая выражается в подготовке самостоятельной творческой работы по итогам каждого этапа обучения и зачетной работе на завершающем этапе.

Семинар - традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с инновационными наработками коллег, он предполагает коллективное обсуждение профессиональной информации для формирования компетенции участников в объеме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Творческие лаборатории применяются в практике ПОБДЮ по организации системы непрерывного образования специалистов библиотек области, работающих с детьми и юношеством, в течение 10 лет. Темы сменяют одна другую, каждая тема изучается в течение 2-х лет.

В 2016 году прошла работа областной творческой лаборатории первого года обучения «Творчество и технологии чтения». На нее собрались 27 специалистов городских и сельских библиотек области, работающих с детьми и юношеством.

Весь учебный день работа кипела! Каждый выступающий включал коллег в профессиональный диалог. Всех заинтересовала лекция доцента ПсковГУ В.Н. Бредихиной «Полихудожественное пространство мировой сказки» с анализом такого «бродячего» сюжета, как образ золотой рыбки, который в культуре разных народов воспринимается в похожих, но все же разных трактовках.. Сюжет сказок дает многочисленные темы для разговора с детьми о таких понятиях, как жадность, благодарность, трудолюбие, семейные ценности.

Н.Д. Чекалина, главный библиотекарь обслуживания юношества ПОБДЮ, представила показательное мероприятие - информационный час «Книга на войне» и дополнила его консультацией по теме. На фронте бойцы невероятно дорожили книгой, подчас она спасала им жизнь в буквальном смысле. Существует немало фронтовых фотографий, воспоминаний, сюжетов книг и кинофильмов о роли книги и чтения во время войны - на фронте, во время блокады, в оккупации. В библиотеках области проводится немало мероприятий в честь великой Победы, но представленная тема отличилась новизной и была взята на заметку.

Главный специалист отдела развития информационных услуг и технологий ПОУНБ Н.П. Сергеева начала свою консультацию «Электронные литературные ресурсы для самых-самых маленьких» вопросом, с какого возраста ребенка современные родители начинают использовать для его развития девайсы и гаджеты. Оказалось, что с 10-ти дней! Существуют такие развивающие электронные приложения для детей, как «Бэби-пианино», «Мир сказок», «Изучаем алфавит» и др. Опрос родителей по поводу возможности приобщения к электронным технологиям детей дошкольного возраста показал, что 56% думают положительно, 2% согласны на 15-минутное общение с электронным носителем, 19% уверены, что в дошкольном возрасте не стоит знакомить их с компьютером. Есть подтверждение, что слишком раннее увлечение новыми технологиями приводит к утрате авторитета родителей.

Тема родительского авторитета продолжилась при обсуждении рассказа Ф. Искандера «Авторитет» в консультации заведующей сектором методического обеспечения муниципальных библиотек области по работе с детьми и юношеством Т.А. Степановой. Сюжет рассказа стал практикумом по руководству детским чтением. Участники лаборатории повторили такие ранее освоенные стратегии обсуждения художественных текстов, как мозговой штурм, перекрестная дискуссия, «шесть шляп мышления». Стратегия принятий решений «ИДЕАЛ» изучалась на практике во время чтения отрывка «Дикий котенок» из книги Дж. Даррелла «Земля шорохов».

Библиотека - это место, где всегда можно поучаствовать в интересном проекте. Для детей и подростков такие проекты всегда связаны с игрой, в ней раскрывается творческий потенциал, происходит удовлетворение эмоциональных и интеллектуальных потребностей, развиваются коммуникационные способности. Во время консультаций «Чтение и игра» (Т.А. Степанова) и «Современные формы работы с читателями» (ведущий методист И.Ю. Гаврилова) шел разговор о том, как библиотеке еще придумать что-то новое, увлекательное для юных читателей. Такие литературные игры, как очень популярные сейчас квест и квиз, а также «мешок со сказкой», книжное «свидание вслепую», «салат из сказок», «литературная чепуха», «театр на столе» и др. были взяты участниками лаборатории в профессиональную копилку идей.

В библиотеке можно не только читать и получать информацию, но и сочинять, лепить, конструировать, вырезать, клеить. В большинстве из них работают кружки ручного творчества. Во время мастер-класса ведущего библиотекаря отдела обслуживания детей и подростков Ю.А. Алексеевой «Книжкина подружка» участники лаборатории познакомились с историей возникновения книжной закладки, а два образца изготовили своими руками. Закладка - дело не самое простое, особенно если она изготавливается для разных книг, например, как на нашей лаборатории, для книг о природе и книг для девочек, а это - разные идеи.

Заключительный этап лаборатории - заполнение анкеты впечатлений «Хорошо-Интересно-Мешало-Возьму с собой» (ХИМС). Несколько мешал шум за окном и передвижение посетителей (наш зал во временном помещении ограничен по площади и находится в общем пространстве без стен), а общим комфортом, дружелюбием коллектива ПОБДЮ участники лаборатории остались довольны. Что касается профессиональной тематики, то библиотекари отметили в анкетах то или иное направление, которое оказалось для них наиболее ценным, а больше половины указали, что вся тема лаборатории является актуальной и непременно будет задействована в работе с читателями.

Областной семинар с участием детских и школьных библиотекарей «Пространство ребенка в муниципальной библиотеке» собрал 77 участников. Ключевые направления семинара - повышение профессионального мастерства и расширение общекультурного развития специалистов, теория и практика разработки и продвижения читательских, образовательных, досуговых проектов.

Директор библиотеки Н.С. Волкова познакомила слушателей с новой редакцией основного стратегического документа - «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России». В 2009 году Российская государственная детская библиотека в содружестве с региональными детскими библиотеками подготовила «Руководство для детских библиотек России», одобренное Российской библиотечной ассоциацией и рекомендованное для разработки региональных нормативов ресурсного обеспечения услуг общедоступных библиотек для детей.

С тех пор сеть детских библиотек значительно изменилась. В процессе оптимизации учреждений культуры происходит интеграция библиотек различных типов в единые учреждения. Кардинально изменилась и нормативно-законодательная база библиотечного обслуживания детей. Специалистами Российской государственной детской библиотеки подготовлен проект переработанного и дополненного документа - «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России».

Участники семинара прослушали информацию о работе по составлению обновленного документа и предложения коллег из библиотек России. Миссия библиотек, обслуживающих детей, - приобщение детей к чтению и удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и информации; создание комфортных условий для общения и творческого развития. Важно сохранять детские библиотеки и при любых условиях обеспечивать приоритет ребенка-читателя.

Заведующая методическим сектором Т.А. Степанова представила ориентиры для планирования работы на 2017 год, программы, проекты, акции с участием муниципальных и школьных библиотек и вовлечением в них детей, подростков, юношества. Приоритетной будет деятельность по экологическому просвещению в связи с Годом экологии, для библиотек области подготовлены методические рекомендации из цикла изданий «Эко-я! Эко-мы! Эко-мир!». Такие авторитетные проекты, как «Сумка почтальона» и «Юный краевед» наполнились новым содержанием. В грядущем году состоятся VII Всероссийские Каверинские чтения, приуроченные к 115-летию со дня рождения писателя. Областной День семейного чтения «Ходит солнышко по кругу» будет посвящен книгам о природе. Статус регионального проекта получат летние чтения, предлагается участие в программе «Книготур».

Заведующая отделом информационно-библиографической деятельности О.А. Макарова сделала культурологический обзор событий в сфере литературы и искусства и презентацию красочного электронного календаря юбилейных и памятных дат будущего года.

Сообщество школьных библиотекарей г. Пскова и представителей библиотекарей учебных заведений области подготовило эмоциональный отчет о деятельности псковского подразделения Российской школьной библиотечной ассоциации и провело награждение специалистов, ставших лучшими в профессиональных конкурсах.

Главный библиотекарь отдела обслуживания детей и подростков Г.А. Селянина поделилась опытом работы в поддержку «книжных детей», которым помогает таковыми вырасти системная работа. По словам популярного современного писателя З. Прилепина, «У нас не может быть никакой национальной идеи, кроме создания великолепных, совершенных людей - из наших детей. Это то поколение, на которое мы однажды оставим нашу огромную страну». Какое место в решении этой проблемы занимают детские библиотеки? Каковы наши задачи и как мы их решаем? Вклад детских библиотек - воспитание человека читающего, а значит, культурного, эрудированного.

Специалист Псковского областного института повышения квалификации работников образования Т.Б. Пасман подчеркнула важность тесного взаимодействия библиотек и школ по приобщению детей к истории и краеведению. При этом важно сформировать у детей желание уважительно относиться к ветеранам не только в момент праздника чествования, но и в повседневной жизни. Патриотизм также проявляется, например, в том, что дети не ломают деревца в своем дворе или дворе школы.

Заведующая сектором рекомендательной библиографии Н.К. Бухвал познакомила с современными источниками информации о классической и современной литературе для детей. Навигаторов по детской литературе немало, в основном, они электронные: ресурсы сайта Российской государственной детской библиотеки, сайта ПОБДЮ и других детских библиотек России, сайты издательств, популярный книжный ресурс для родителей «Папмамбук» и другие. Сведения о детских книгах размещаются на страницах профессиональной библиотечной периодики. И сами библиотеки продолжают создавать рекомендательную библиографию малых форм, она необходима для наших посетителей как ориентир по библиотечным фондам.

Гостьей семинара стала О. Шерстобитова, новый псковский автор. Она представила две свои книги, написанные в жанрее романтического фэнтези, - «Нить волшебства» и «Слезы моря». Они будут интересны юношеской аудитории. Многие библиотеки предложили молодому автору сотрудничество, уже в ближайшее время в них состоятся встречи с читателями.

В рамках семинара была впервые апробирована и, по словам участников, очень интересна в целях популяризации истории родного города в творчестве В.А. Каверина экскурсия по историческому центру Пскова. Заведующая отделом творческого развития и гуманитарных программ ПОБДЮ Н.Л. Иванова показала здания начала ХХ века и поведала их историю. Родной город часто появляется на страницах произведений писателя-земляка, но даже под разными названиям образ Пскова хорошо узнаваем: «Псков по-прежнему для меня близкий, родной город. Я никогда не забывал о нем. Он постоянно жил во мне, живет и будет жить, пока я буду существовать».

Учитель литературы средней школы Э.И. Корепина видит библиотекарей участниками образовательного процесса. Прежде всего, это относится к изучению курса литературы. Очень важно разрабатывать темы и списки литературы, которые помогут старшеклассникам подготовиться к выпускным сочинениям.

Главный редактор российского журнала «Юный краевед» С.И. Савинков вдохновил собравшихся, выразив свое мнение о библиотекарях, как об открытых людях, которые обладают широкими знаниями. Детей можно увлечь тем, что сам хорошо знаешь. Поможет библиотекарям при проведении встреч с аудиторией умение вызвать удивление путем неожиданного зачина и развития воображения. Пример неожиданных вопросов: такое современное понятие, как «навигатор» часто встречается и в старинных русских народных сказках, назовите их и подумайте, чем сказочный навигатор отличается от реального и виртуального современного? А третий глаз Триглазки из сказки «Крошечка Хаврошечка» - с чем его можно сравнить в современной жизни?

Заведующая отделов искусств Винидиктова Я.О. - специалист по росписям Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря ХII века - раскрыла отражение византийского влияния на создание фресок.

Главный специалист отдела развития информационных услуг и технологий областной универсальной научной библиотеки Н.П. Сергеева призвала библиотекарей создавать собственный увлекательный информационный продукт, и тогда местные (и не только местные) СМИ будут откликаться на наши события.

При подведении итогов семинара участники перечислили темы семинара, которые они решили обязательно применять в своей практике. Были отмечены рекомендации по планированию, презентация календаря литературных и памятных дат, программа «Книжные дети», методики работы со сказками и др.

Безусловно, на любом образовательном профессиональном мероприятии всегда можно чему-то научиться. Почерпнуть хотя бы одну хорошую идею, а иногда идеи сыплются дождем! Любая учеба - это новости, кейсы, рассказы об опыте. Так появляются озарения, инсайты. Это общение с коллегами. И, наконец, полученные эмоции, вдохновение - именно они вызывают желание действовать!

В последние десятилетия мы часто констатируем факт, что непростые времена для библиотек и библиотекарей не только не заканчиваются, но оборачиваются новыми трудностями, и чтобы реагировать на них достойно, важно быть уверенными специалистами высокого уровня личной эффективности.

Примечания: Кейс-технология (кейс-метод) - это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у участников занятий новых качеств и умений. Инсайт - многозначный термин, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.

Степанова Татьяна Алексеевна,

заведующая сектором методического обеспечения библиотек области

по работе с детьми и юношеством отдела координации деятельности библиотек области

ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»