Всем известно, что библиотечная программа представляет собой глубоко разработанный план действий на перспективу для реализации определенного направления библиотечной работы. Сегодня мы хотим представить три программы, разработанные ПОБДЮ им. В.А. Каверина.
«ЖивиМечтайПутешествуй» - региональная программа, цель которой - актуализация и активизация туристско-краеведческого направления как перспективного этапа развития библиотек.
Идея программы появилась в связи с объявлением в России Года детского туризма (проводится в соответствии с планом мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства). Предполагается, что результатом проведения этих мероприятий станет популяризация детского туризма в России, создание условий для занятий детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России; увеличение количества детей, принимающих участие в походах и экскурсиях.
Туризм для библиотек может стать новым этапом развития, открытием новых перспектив в местном сообществе, расширением круга пользователей и партнеров. Современные библиотеки, располагая информационными ресурсами и имея опыт культурно-просветительской, поисково-исследовательской деятельности, способны стать не только туристическими объектами, но и менеджерами в продвижении туристических ресурсов своего края, информационными центрами местного туризма.
Туристическая отрасль занимает важное место в развитии Псковского региона. Псковская земля - край с удивительными историческими достопримечательностями, живописной природой, культурными ценностями. Здесь находятся 372 памятника истории и культуры федерального значения и 4063 памятника местного значения.
Библиотеки Псковской области имеют значительный опыт работы по краеведческому туризму и считают его перспективным и актуальным направлением. Зачинателем экскурсионно-библиотечного направления является Локнянская центральная районная библиотека. Специалисты библиотек проводят как внутрибиблиотечные, так и городские экскурсии. По форме они бывают реальными и виртуальными. По способу передвижения - пешеходные, автобусные и велосипедные (этот пример встречается в отчетах сельских библиотек). Стали популярными городские квесты (Островская центральная районная библиотека). В значительном числе библиотек существуют мини-музеи различной направленности, организуются художественные выставки, проходят конференции и другие события, посвященные культурному наследию территории.
Благодаря литературному сопровождению, туристы имеют возможность расширить кругозор, получить богатую гамму впечатлений и эмоций. Исторический и краеведческий материал, дополненный поэтической составляющей, способствует более легкому восприятию и запоминанию. Так библиотека в увлекательной, нестандартной форме раскрывает краеведческий фонд, привлекает новых читателей.
Программа предусматривает разнообразную работу как с детьми, подростками, семьями Псковской области, так и с теми, кто приезжает на отдых или бывает проездом.
Составители:
- Степанова Т. А., заведующая сектором методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»; Матюхина Г.О., главный библиотекарь сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
- Координатор и куратор программы Матюхина Г.О.
- Участники программы: ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», в том числе осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», муниципальные библиотеки Псковской области.
- Целевая аудитория: дети и подростки Псковской области 7-15 лет
Цель программы:
Актуализация и активизация туристско-краеведческого направления как перспективного этапа развития библиотек.
Задачи программы:
- открытие новых перспектив библиотеки в местном сообществе
- развитие библиотек как информационных центров по региональному туризму
- расширение круга пользователей и партнеров
- активизация интереса пользователей к местному туризму, к истории Псковского края
Партнеры: музеи, сообщества краеведов, культурно-досуговые центры, образовательные учреждения
Исполнители программы: структурные подразделения ПОБДЮ им. В.А. Каверина, муниципальные библиотеки области
Срок реализации: 2020-2021 гг.
Направления программных мероприятий:
- Координация действий с заинтересованными организациями
- Мониторинг краеведческих знаний
- Формирование книжных и электронных ресурсов
- Распространение туристической, экскурсионно-краеведческой информации
- Экскурсионно-просветительская деятельность
- Методическое обеспечение работы по реализации программы
Ожидаемые результаты:
- расширение спектра услуг библиотек
- системный подход к организации работы библиотек в сфере краеведческого туризма
- позиционирование библиотек в качестве информационно-туристических центров
- развитие мотивации специалистов библиотек, расширение краеведческого кругозора, освоение эффективных форм и методов работы, обобщение лучшего опыта
- расширение общекультурной и туристической компетенции детей и подростков
- обеспечение доступа юных читателей области к информационным ресурсам по краеведческому туризму на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новых библиотечно-информационных технологий
Основные мероприятия программы.
Проводить опросы, анкетирования, в т.ч. виртуальные, по итогам мероприятий. Тематика: «7 чудес моего города/района/области», «10 самых красивых мест…», «С чего для меня начинается мой город?», «Мое открытие», «Подтверди звание псковича - пройди тест по краеведению»
Создавать электронные ресурсы и продукты по краеведению и туризму: «Памятники природы … края», «Озера и реки … района», «Заповедные места», «Дворянские усадьбы», «Крестьянский быт», «Моё родное село», «Туристу на заметку».
Проводить виртуальные и активные экскурсии по литературным местам области: «Литературная провинция», «Псков литературный», «Пушкинский уголок», «Каверинский Псков».
Проводить виртуальные и активные экскурсии: «Пешком в историю», «Город древний – город современный», «Знаменитые усадьбы Псковской области», «Древняя новая земля», «Имена наших улиц», «Музеи Псковщины», «Форпосты русской земли».
Развивать экологический туризм, назвав этот раздел программы «Экотропами родного края», который может включать в себя мероприятия с такими названиями: «Идем в парк!», «Цветы и деревья нашего города», «Заповедные места Псковщины», «Сокровища родной природы», «Путешествуя, помогай природе!».
Практиковать сюжетные экскурсии в игровой форме (квесты: «Городские истории», «Дом, в котором…», а также спортивно-двигательные мероприятия в летний период «Место под солнцем»: «Малая летняя Олимпиада», «Псковские народные игры», «Крутя педали: велокраеведение», «Экспедиции памяти»).
Включить в программу мероприятия фольклорно-этнографического характера: «В старину едали деды», «Псковский узор, псковский костюм», «Деревенские истории», «Псковские сказки».
Организовывать акции к Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля), к Всемирному дню туризма (27 сентября): «Мой город/село – центр Земли», «Интересные места, мифы, артефакты Псковщины», «Фото в музее библиотеки».
Следующая программа – региональная программа летнего чтения «Книготур 2020».
Работа с книгой во время летних каникул по программам летних чтений уже стала традицией для всех библиотек, обслуживающих детей. Летние чтения активизируют у ребят интерес к книге, приобщают к культуре чтения, развивают детскую фантазию и творческие способности.
Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлена региональная программа летнего чтения ПОБДЮ им. В.А. Каверина «Книготур2020», которая стартовала 1 июня 2020 года.
Нам приходится начинать лето без звонких детских голосов в стенах библиотеки, без массовых мероприятий, уже привычных для нас и детей игр, конкурсов. Большая часть летних событий переходит в онлайн формат. Программа «Книготур 2020» предполагает знакомство с книгами в Интернете. Мы не загоняем детей в какие-то определенные тематические рамки, а предлагаем прочитать то, что им самим покажется интересным. При этом для каждой возрастной группы мы приготовили свой рекомендательный список книг, которым наши читатели при желании могут воспользоваться.
Каждый участник программы заполняет свой электронный читательский дневник.
Советуем создать свой вики-дневник на платформе бесплатного онлайн варианта — сайта Wikia.
Для этого нужно зарегистрироваться на данном ресурсе и создать свою страницу, где вы сможете размещать свои записи – читательские дневники.
Предлагаем воспользоваться нашим планом:
Одна книга — одна страница. На эту страницу можно размещать практически любую информацию о книге. Наиболее очевидное содержимое для книжной страницы:
- «Биография» книги: год написания и первой публикации; связанные с книгой обстоятельства; прототипы сюжетов и персонажей. Была ли книга запрещённой, экранизировалась ли, существуют ли у неё альтернативные названия и разные варианты текста. Принадлежит ли книга к какому-либо циклу.
- Краткое описание сюжета; если книга входит в цикл — её место в цикле.
- Цитаты, выписанные из книги по ходу чтения.
- Заметки, сделанные при чтении, например:
- возникшие вопросы, которые нужно для себя разрешить;
- мысли о тех или иных сюжетных ходах;
- обнаруженные «ляпы»;
- отсылки к другим книгам, событиям и т.п. интересные факты, обнаруженные в книге…
- Понравившиеся или нарисованные самостоятельно иллюстрации к книге.
- Ссылки на посвящённые книге онлайн-ресурсы, если есть.
- Рецензия или эссе, в котором выражены впечатления от прочитанной книги.
Рекомендуем заводить книжную страницу для каждой прочитанной книги, даже если на неё нечего пока поместить, кроме одной-двух коротких цитат. Не обязательно заполнять все предложенные пункты. Можно выбрать один или несколько из них.
До 31 августа читатели должны прислать ссылки на свои читательские дневники по адресу:
По итогам «Книготура» будут определены победители, все участники получат сертификаты об участии.
И еще одна программа. Она не региональная. Мы решили запустить пилотный вариант ее в нашей библиотеке. Если эксперимент пройдет удачно, то в дальнейшем будет разработана более обширная региональная программа. Речь идет о программе «Финансовая грамотность детей и подростков».
Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
В 2017 году вышло распоряжение Правительства РФ, согласно которому была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. И именно библиотеки стали одними из первых площадок для мероприятий по повышению финансовой грамотности во многих регионах России. Особенно быстро и плотно библиотеки включились в финансовое просвещение в пилотных регионах Проекта Минфина России, где они работают в партнёрстве с региональными центрами финансовой грамотности и банками.
В Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина целенаправленная деятельность по организации мероприятий по финансовой грамотности началась в 2019 году. Толчком к активизации работы в данном направлении стало взаимодействие с отделением по Псковской области Северо-Западного Главного управления Центрального Банка Российской Федерации, сотрудники которого готовы были доносить до посетителей нашей библиотеки профессиональную информацию о банковских продуктах. Результатом тесного сотрудничества с Псковским отделением Центрального банка стала совместная программа «Финансовая грамотность детей и подростков». Главная цель программы — сделать библиотеку инициатором и организатором мероприятий, а не только площадкой для банковских и финансовых учреждений.
- Составитель: Матюхина Г.О., главный библиотекарь сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
- Координатор и куратор программы Матюхина Г.О.
- Участники программы: осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», отделение по Псковской области Северо-Западного Главного управления Центрального Банка Российской Федерации.
- Целевая аудитория: дети и подростки 7-15 лет.
Цель и задачи программы
Цель: развитие финансовой грамотности у детей и подростков, формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Задачи:
- повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания детей и подростков;
- сформировать мотивационную готовность к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
- обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
- повысить уровень знаний воспитанников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Партнеры: отделение по Псковской области Северо-Западного Главного управления Центрального Банка Российской Федерации, образовательные учреждения города Пскова.
Срок реализации: 2020 год.
Направление программных мероприятий:
Программа имеет три раздела:
- «Азбука денег».
- «Деньги в твоей жизни». Все о финансовом продукте и услугах.
- «Деньги в художественной литературе». Герои книг и их финансовая грамотность.
Второй раздел программы курируют сотрудники Псковского отделения Центрального Банка, адаптируя свои мероприятия под удобные для библиотеки форматы.
Первый и третий раздел программы ведут специалисты ПОБДЮ им. В.А. Каверина. Наш, еще небольшой пока, опыт показывает, что в библиотеке удобно проводить просветительские мероприятия данной тематики, а если они необычного формата и с хорошим содержанием, то к ним всегда есть интерес со стороны и самих сотрудников библиотеки, и юных посетителей.
1. «Азбука денег»
Основные мероприятия этого раздела:
История денег. Информационный час с элементами игры.
Экономическая азбука «Экономика от А до Я»: знакомимся с экономическими понятиями и терминами, путешествуем по экономическому словарю.
«Лицо денег. Как выглядят деньги разных стран мира»: беседа, слайд-презентация.
Интерактивная игра: «Банкноты. О чем могут рассказать российские купюры".
«Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»: беседа.
«Великие предприниматели»: беседа, слайд-презентация.
«Твой имидж и твой финансовый успех».
2. Все о финансовом продукте и услугах «Деньги в твоей жизни»
Поговорим о финансовом мошенничестве.
Викторина «Знатоки финансовой грамотности».
Банковские карты: беседа.
Что нужно знать подростку о кредитах и займах: беседа.
Советы начинающему инвестору: беседа.
Как составить личный финансовый план: беседа-тренинг.
Неделя финансовой грамотности «В стране финансовых знаний».
«Мой финансовый стартап»: конкурс личных бизнес-планов среди подростков.
3. Герои книг и их финансовая грамотность. Или «Деньги в художественной литературе»
«Сказка ложь, да в ней намек…»: сказочные герои и их денежные истории. Литературная игра для детей.
«Книжные жадины»: беседа-викторина.
«Тим Талер или Проданный смех». Литературные герои и деньги. Разговор- размышление.
Литературно-экономические игры для детей и подростков.
Успешность работы по библиотечным программам зависит от нас с вами и определяется устойчивостью достигнутых результатов, а также пользой, получаемой читателями и организациями.