Выставочная деятельность
Бондарева, Г. А. «АртПространство на Эспланадной» – территория выставочной деятельности / Г. А. Бондарева // Библиотечное дело. – 2018. – № 13. – С. 39-41. – (Юбилей АОНБ).
Об организации арт-пространства на базе Астраханской областной научной библиотеки.
Деятельность по организации арт-пространства библиотеки осуществляется в рамках выставочного проекта библиотеки «АртПространство на Эспланадной», создавая особую художественную атмосферу в интерьерах библиотечных холлов и залов. Свои работы на площадках «АртПространства» представляют живописцы, графики, фотографы, дизайнеры и др.
Социальный проект по культурному краеведению «Художник. Зритель. Приближение» направлен на продвижение и популяризацию творчества астраханских художников.
Отмечается, что обустройство изобразительных экспозиций строится в соответствии с ежегодным планом о совместной выставочной работе, и каждый раз принимает самостоятельный формат. В рамках проекта проходят авторские встречи со зрителями, просветительские арт-беседы и мастер-классы для творческой молодёжной аудитории, «выставки одной картины».
Другим примером инновационной деятельности по обустройству выставочного пространства стала организация арт-площадки «Поделись фантазией своей», направленность которой первоначально была обусловлена задачей по продвижению тематического фонда по рукоделию в среде талантливых жителей города и информационной поддержке их самодеятельного художественного творчества. Эти функции значительно расширились и воплотились в модель общественного объединения по интересам, где каждый может не только проявить свои таланты и сделать жизнь разнообразнее, но и научиться понимать других. В рамках этого пространства прошла премьера двух конкурсных выставок по изобразительному искусству
Цухт, Н. А. Квест-выставка в детской библиотеке / Н. А. Цухт // Библиотечное дело. – 2018. – № 12. – С. 40-43. – (Библиотечные проекты).
Представляется актуальность и практикум цикла квест-выставок в детской библиотеке № 8 им. Н. Островского (МБУК «ЦБС») г. Каменск-Уральский.
По мнению автора статьи, подготовка, оформление и проведение таких выставок требует немалых временных затрат, однако и обеспечивает максимальную отдачу. Различные по тематике, продолжительности, возрастному критерию, они неизменно пользовались большой популярностью.
Приведем примеры квест-выставок, оформленных в детской библиотеке № 8 им. Н. Островского (МБУК «ЦБС») г. Каменск-Уральский: «Путеществие в страну «Экология», «Литературный Экоклад», цикл выставок «Разыгрываем сюжет», «Погружение в мир слова», «Знай свой город!», «Галактический блиц», «Замурчательные книги».
Краеведение
Долматова, Е. «Астраханика» ‒ изучение края через книгу / Е. Долматова // Библиотечное дело. – 2018. – № 13. – С. 8-12. – (Юбилей АОНБ).
О роли Астраханской областной научной библиотеки в сохранении культурной и исторической памяти региона.
В 2005 г. был создан официальный сайт Астраханской областной научной библиотеки, на котором позже появился раздел «Астраханика», что дало возможность широко представлять информацию о проводимой в библиотеке краеведческой работе и сделать краеведческие ресурсы более доступными.
Краеведческий фонд библиотеки, сформированный почти за двухсотлетнюю историю библиотеки, колоссально возросший интерес к краеведению и повышенный спрос на издания, несущие в себе краеведческую информацию, послужили главными факторами создания электронной библиотеки «Астраханская краеведческая коллекция».
Раскрыть содержание электронной библиотеки помогают тематические и видовые коллекции: «Справочные издания», «Путеводители по Волге и Астраханскому краю», «Народы Астраханского края. Традиции, культура, быт», «История Астраханского края», «Астраханское казачество», «Рыболовство. Рыбные и тюленьи промыслы», «Книжное и библиотечное дело в Астраханском крае: история и современность» и т. д.
В 2017 г. в рамках празднования 300-летия Астраханской губернии, библиотека анонсировала новый краеведческий долгосрочный интернет-проект ‒ биобиблиографический справочник «Авторы трудов об Астраханском крае», назначение которого — сбор в одном месте сведений о печатных источниках, содержащих информацию об Астраханском крае. В настоящее время каждому автору материала отведена своя персональная страница, которая включает сведения, дающие представление об авторе и поясняющие его связь с краем; список печатных работ автора, посвящённых самому краю или имеющих упоминание о нём; список литературы о жизни и деятельности. Для облегчения поиска выделены различные категории, выполняющие функции предметных рубрик.
Обзоры, круг чтения
Зеркалова, Ю. Сказок мудрые уроки! / Ю.Зеркалова, В.Козлякова // Библиотека в школе. – 2018. – № 11-12. – С. 52-58. – (Книжные палаты).
Приводятся три рекомендательных списка литературы: «Ботанические сказки», «Исторические сказки», «Театральные сказки» русских и зарубежных авторов.
Козина, Ю. Е. Современный шведский детектив как синкретический жанр / Ю. Е. Козина // Библиотечное дело. – 2018. – № 10. – С. 23-26. – (Мир детектива).
Анализируется шведский детектив как особый жанр современной зарубежной литературы, описываются его основные положения и особенности, а также обосновывается актуальность (это определение особенностей современного «скандинавского нуара», которые одновременно являются причинами его резкой популярности).
Обратимся к особенностям данного литературного жанра: яркий мистический колорит, социальная направленность. Авторы выражают своё отношение к остросоциальным разным проблемам от безработицы до недовольства политическим устройством государства, что может быть выражено как в повествовании, так и в высказываниях героев.
Подчеркивается и особый принцип в описании главных героев — это детализированность и фрагментарность повествования, что придаёт образу героя некоторую психологизированность: читатель может точно знать только имя главного героя и незначительные факты его биографии, основную информацию же приходится извлекать самостоятельно в процессе чтения произведения.
Тупчиенко-Кадырова, Л. Г. Еще раз о «хищнических» журналах, или как избежать их объятий / Л. Г. Тупчиенко-Кадырова // Библиотечное дело. – 2018. – № 12. – С. 30-34. – (Специальная литература).
В статье поднимается вопрос публикаций в псевдонаучных фейковых журналах, которые передают разные стадии одного процесса. Суть этого процесса заключается в том, что некая «инициативная» группа решает заработать, называет себя журналом или заочной конференцией, затем создаёт недорогой сайт и рассылает объявления на соответствующие ресурсы о сборе материалов.
После изложения причин появления таких журналов автор статьи приводит основные и сопутствующие признаки недобросовестности или фейковости, которые должны насторожить и сподвигнуть потенциальных авторов к отказу от сотрудничества с такими издателями.
В завершение приводятся основные последствия публикаций в подобных журналах. Во-первых, это некоторая или значительная потеря репутации автора в научных кругах. Во-вторых, публикация становится «токсичной», её другие авторы постараются не цитировать, даже если она сама по себе относится к разряду качественных. В-третьих, результаты исследования как бы опубликованы, но не введены в научный оборот. В такой ситуации автор становится заложником ситуации, когда повторно эти результаты не может опубликовать в настоящем журнале, поскольку публикация уже была.
Программы, проекты
Былинкина, О. Нас подружило море / О. Былинкина // Библиотека. – 2018. – № 12. – С. 17-21. – (Грани сотрудничества).
Калининградская областная детская библиотека им. А.Гайдара активно сотрудничает с соседними странами. Так, реализуются различные международные программы, стимулирующие сотрудничество в данной сфере. В статье представлены следующие областные конкурсы: «Единство стран в многообразии», конкурса на лучший комплект эмблем для пяти рабочих групп Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря, поэтического конкурса видеороликов «Латышские писатели – детям».
Зайцева, О. Д. От книжного собрания до социокультурного пространства: социокультурные изменения / О. Д. Зайцева // Библиотечное дело. – 2018. – № 11. – С. 28-30. – (Юбилей ТОУНБ).
Рассказывается о деятельности читального зала на протяжении всего существования Тульской областной универсальной научной библиотеки, ставшего первым открытым отделом библиотеки. Вот уже почти сто лет он остается не только площадкой для ознакомления с литературными изданиями, но и площадкой для живого общения.
На сегодняшний день активными участниками мероприятий отдела являются учащиеся центров образования, студенты педагогического университета и колледжей.
Разнообразные формы массовой работы используются для выполнения плановых показателей: книжно-иллюстративные и художественные выставки, экскурсии, лекции-презентации, интерактивные занятия, мастер-классы, семинары, круглые столы и конференции. Безусловно все проводимые библиотечные мероприятия стали местом пересечения книги и чтения.
Запятая, Е. Детский буктьюб / Е.Запятая // Библиотека в школе. – 2018. – № 11-12. – С. 21-22. – (Работа с читателями).
Проект «Мои любимые книжки: рекомендуют девчонки и мальчишки своим ровесникам» реализуется Центральной библиотекой г. Лысьвы (Пермский край) и подразумевает размещение книжных обзоров на одном из видео хостингов. Отмечается, что семьи-участники проекта с детьми перечитывали уже известные и любимые книги, а затем составляли текстовые обзоры. По результатам проделанной работы создавались видеоролики, которые и были представлены на канале библиотеки.
Осуществление данного проекта позволило организовать пространство для реализации интеллектуально-творческого потенциала семей, привлечь участников разных возрастов, приступить к созданию коллекции информационно-творческих материалов по продвижению чтения и предоставление их в свободный доступ.
Куликова, Л. Ю. В ногу со временем и научно-техническим прогрессом / Л. Ю. Куликова // Библиотечное дело. – 2018. – № 11. – С. 31-35. – (Юбилей ТОУНБ).
Статья освящает деятельность отдела научно-технической информации Тульской областной универсальной научной библиотеки.
Отметим, что спрос на техническую литературу в библиотеке среди ее пользователей возрастал по мере того, как в Тульском регионе развивался ряд производств: химическая, легкая промышленность и производство электрических бытовых приборов, наряду с уже существовавшими: машиностроением, станкостроением, металлургией и горным делом.
С начала 2000-х гг. в отделе научно-технической информации было организовано дистанционное обучение специалистов Тульского региона в сфере интеллектуальной собственности по разработанной программе.
Автором данной статьи подчеркивается, что отдел научно-технической информации в течение своей деятельности стремился трансформировать свои функции в соответствии с изменениями социально-экономических и культурных условий жизни общества.
Профессионалам
Дубинина, О. События начинается с афиши / О. Дубинина // Библиотека. – 2018. – № 12. – С. 28-31. – (Курс на развитие).
Об элементах и обязательных составляющих афиш, которые включают в себя непосредственно сам текст, компонующийся и иллюстрированный по особым принципам.
Также отмечается важность разработки шаблона афиш одной библиотеки, который позволит быстро и качественно сделать новый анонс любого события. Такие афиши, выполненные по шаблону, формируют фирменный стиль библиотеки и повышают ее узнаваемость.
Вольский, Н. Н. Доктор Ватсон и проблема идеального читателя / Н. Н. Вольский // Библиотечное дело. – 2018. – № 10. – С. 10-16. – (Мир детектива).
Автор статьи рассматривает образ идеального читателя, который может ошибиться, приняв конкретный текст не за то, чем он на самом деле является, и в свою очередь может не распознать заложенные в нём иронию или стилизацию.
По мнению автора этого материала, образ идеального читателя воплощен в лице доктора Ватсона, одного из героев серии детективных романов Конан Дойля, который вводит этого персонажа внутрь детективного повествования.
Подчеркивается и то, что Ватсон — это не только рассказчик и друг сыщика, но и представитель читателя, который имеет свою собственную позицию в расследовании, которая может быть объединена с позицией сыщика, но в других отношениях эти персонажи явно противопоставлены друг другу. В своих описаниях Ватсон постоянно подчеркивает особенности Холмса, резко отделяющие его от большинства обычных людей, то есть от того круга, к которому рассказчик явно причисляет и себя.
Лаврик, О. П. Информационное сопровождение научных исследований / Т. В. Бусыгина, О. П. Лаврик // Библиотечное дело. – 2018. – № 14. – С. 22-24. – (Юбилей ГПНТБ СО РАН).
Авторы статьи рассматривают Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН как базу для поддержки научных исследований.
Во второй части этой статьи отмечается, что информационная среда научной коммуникации включает виртуальное научное пространство (виртуальное сотрудничество, виртуальные научные коллективы в общественных и научных социальных сетях); цифровую научную инфраструктуру в виде наукометрических баз данных, электронных библиотек, издательств, журналов, архивов, облачных технологий, в рамках которой формируется система цифровых идентификаторов авторов и объектов.
Для учёта всех новых видов научных коммуникаций и выполнения роли проводника в их освоении, настройки своей работы с учётом цикла научного исследования библиотека начала системное изучение современного информационного поведения учёных и специалистов.
Работа в данном направлении требует поиска пути выхода за рамки традиционной работы с ресурсами (в том числе удалёнными) и новые формы и направления работы, для того чтобы не выпасть из сложившегося контура электронных научных коммуникаций.
Попенко, О. Знакомьтесь, великий и могучий / О. Попенко // Библиотека. – 2018. – № 11. – С. 43-44. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).
О проекте «Дорога в Россию», реализуемом на базе библиотечно-информационного комплекса Государственного технического университета г.Ухта (республика Коми), который подразумевает создание клуба любителей русского языка. Основная цель работы данного клуба – помощь иностранным студентам в преодолении языкового барьера, предоставление возможности в неформальной обстановке познакомиться и пообщаться со своими сокурсниками. В роли преподавателей выступали студенты-волонтеры, с которыми перед занятиями было проведено собеседование.
Сидорова, Л. В. Основы библиотечного дела / Л. В. Сидорова // Библиотечное дело. – 2018. – № 12. – С. 8-11. – (Юбилей ТОУНБ).
О функциях и задачах современной методической службы Тульской областной универсальной научной библиотеки.
В начале статьи подчеркивается, что многообразие функций и задач современной методической службы государственной библиотеки закономерно требует от специалистов опыта практической деятельности во многих направлениях, общей культуры и образованности.
Без сомнений, региональная методическая служба способствует расширению репертуара библиотечных услуг и активизации работы с населением в различных направлениях деятельности. Муниципальные библиотеки разнообразят формы, привлекая в свои стены новых пользователей, формируют социальные связи, что оказывает позитивное влияние на развитие библиотек.
Во второй части статьи рассказывается о ярмарке библиотечных идей под девизом «Предлагай! Выбирай! Используй!» и о проведенных областных конкурсах, организации и проведении региональных форумов библиотекарей Тульской области «Современная библиотек@ — мир новых возможностей».
Для формирования положительного имиджа библиотек Тульской области был реализован проект по созданию электронной газеты «БиблиоПрешпект», который представлял собой печатный информационно-методический вестник.
Стукалова, А. А. Система подготовки молодых кадров / А. А. Стукалова // Библиотечное дело. – 2018. – № 14. – С. 41- 44. – (Юбилей ГПНТБ СО РАН).
О создании условий для производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов ГПНТБ СО РАН.
Для поддержки и развития творческого и научного потенциала молодых сотрудников библиотеки ГПНТБ СО РАН создаёт условия для производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов, способствует развитию деловой карьеры молодого специалиста с учетом его профессиональных знаний, деловых и личностных качеств. Одним популярных элементов системы развития молодых сотрудников библиотеки является наставничество. Также в библиотеке был создан Совет молодых ученых и специалистов.
Осознавая значительную роль молодых сотрудников в своей деятельности, библиотекой была разработана система мероприятий, нацеленная на формирование высококвалифицированных специалистов.
Регулярно проводятся Научные сессии молодых библиотечных специалистов, научные сессии «Молодые в библиотечном деле» (цель ‒ обсуждение актуальных проблем молодых библиотекарей).
В целях развития научного и творческого потенциала молодых библиотекарей, проводятся конкурсы: «Повышение эффективности и качества библиотечной деятельности», конкурс научных проектов молодых библиотекарей.
В целях повышения профессионального уровня сотрудников также проводятся семинары, стажировки, тренинги, организованные в рамках работы с кадровым резервом.
Одним из наиболее интересных и перспективных направлений работы молодых специалистов является участие в проектной деятельности.
Сотрудниками библиотек были разработаны проекты, направленные на повышение эффективности библиотечной деятельности.
Ярош, Е. Эффективность не измерить и не взвесить / Е. Ярош // Библиотека. – 2018. – № 11. – С. 28-30. – (Электронная среда).
Об особенностях освещения разных направлений работы одной из библиотек г.Санкт-Петербурга в инстаблоге «Библиотека друзей». В качестве постов аккаунта библиотеки еженедельно размещаются книжные подборки на общем фоне таким образом, чтобы все публикации сочетались между собой. Этот принцип обеспечивается разработкой нескольких вариантов фона (на нем фотографируются нужные книги), установкой специального искусственного освещения, подборкой черно-белой векторной графики (рисуется при помощи графического планшета).
Работа с читателями
Жаколкина, Н. В. Возрастные студенты / Н. В. Жаколкина // Библиотечное дело. – 2018. – № 11. – С. 42-44. – (Юбилей ТОУНБ).
Представляется формирование компьютерной грамотности читателей на базе Тульской областной универсальной научной библиотеки.
С 2010 года в Тульской областной универсальной научной библиотеке предоставляется возможность освоить интегрированный мультимедийный курс, объединяющий видео лекции, анимацию, тренажёры для усвоения материала и тестовые программы, которые позволяют освоить азы компьютерной грамотности.
С 2018 года все желающие пожилого возраста могут пройти полный курс (рассчитан на две недели) повышения компьютерной грамотности. Учебная программа этого курса состоит из шести тематических блоков, выполненных в виде презентаций, продолжительностью три учебных часа каждый.