«Библиотека»
Аверина, Л. Здесь саженцы вырастут быстро / Л.Аверина // Библиотека. - 2015. - № 10. - С. 71-72. - (Экология).
Каждую весну проходит декада окружающей среды на базе Челябинской областной универсальной научной библиотеки, включающая проведение выставок и просмотров, Дней информации и Дней специалиста, встречи и семинары, викторины.
Круглый стол библиотекарей и учителей-биологов «От экологических знаний - к экологической культуре» подразумевал обсуждение вопросов учебной программы по экологии, литературы по теме. По итогам мероприятия было решено разбить Литературный дворик у здания библиотеки. Основная часть реализации идеи была осуществлена одним из благотворительных экологических фондов: был очищен участок для посадки деревьев, подготовлена площадка для пешей экологической тропы. Читатели библиотеки, студенты подготовили художественные тексты о деревьях, подготовили сценарий экскурсии. Отрывки из произведений Л.Толстого, И.Бунина, Б.Пастернака, М Цветаевой были размещены на специальных табличках у саженцев деревьев.
Аничкина, Е Память остается с нами / Е.Аничкина // Библиотека. - 2015. - № 9. - С. 31-34. - (Патриотизм - духовная крепость России).
В начале статьи перечисляются проблемы, существующие в молодежной среде в период кризиса нравственно-политического сознания.
В настоящий момент в стране существует много клубов исторической реконструкции, деятельность которых посвящена культуре определенного периода. Орловская областная детская библиотека им. М.М. Пришвина организует встречи для читателей младшего школьного возраста с мастерами исторической одежды (с целью пробуждения у детей интереса к славянской культуре), со специалистами в области истории государства.
Акция «Я - гражданин России» проводится совместно с управлением Федеральной миграционной службы России по Орловской области с целью подчеркнуть важность получения паспорта и осознать себя полноценными представителями своего государства.
Программа мероприятий «И память о войне нам книга оставляет», разработанная библиотечными специалистами, посвящена художественной литературе о войне и ее авторам.
В рамках проекта «Мы не вправе их забыть» создается серия выпусков видеогалерии, каждый из которых представляет собой диск с видеозаписями воспоминаний ветеранов.
Заболотских, И. Напиши сочинение, нарисуй иллюстрацию... / И.Заболотских // Библиотека. - 2015. - № 10. - С. 47-49. - (Формы работы).
Из опыта работы Удмурсткой республиканской библиотеки для детей и юношества.
Одним из условий проведения республиканского конкурса детского и юношеского творчества «Полна чудес родная сторона» было описание памятников природы, находящихся на территории Удмуртии. Участниками конкурса было обнаружено около десятка официально незарегистрированных памятников, соответствующие заявки на которые были поданы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Другой конкурс «Всему начало здесь, в краю любимом» включал номинации: «Продолжи сказку о Лопшо Педуне», «Напиши сочинение, рассказ, стихотворение о любимом герое», «Нарисуй иллюстрацию к любимому произведению».
На конкурс «Прикоснись сердцем к подвигу» (посвящен победе в Великой Отечественной войне) были представлены работы по следующим номинациям: «Размышления над книгой о войне» (отзыв, эссе, иллюстрация к художественному произведению на военную тему), «Война в твоей семье, поселке, деревне, городе»; «Живая память» (были созданы медиалетописи об участниках войны и тружениках тыла).
По итогам конкурса проводятся республиканские праздники награждения победителей, оформляются выставки работ участников.
Сокуренко, Е. Гид на берегу бумажного моря / Е.Сокуренко // Библиотека. - 2015. - № 9. - С. 7-11. - (Платные услуги).
О работе двух любителей чтения книг как о востребованной. В своей деятельности один эксперт выступал в качестве книжного консультанта, предлагая набор изданий (исходя из потребностей и интересов конкретного человека), а другой отвечал за визуальное исполнение проекта (сайт, презентации, видеоролики).
При реализации проекта были выявлены основные трудности, а именно: подобранные методики руководства чтением были ориентированы на взрослую аудиторию и совершенно не отвечали потребностям детей; при работе с детьми необходимо сначала пообщаться с конкретным ребенком, а потом уже из его интересов рекомендовать к прочтению те или иные издания.
У самих руководителей проекта также есть свой книжный гид - преподаватель филологического факультета университета.
В течение первого года работы были заключены договоры о сотрудничестве, проведена серия открытых пробных уроков. Затем был подписан контракт, согласно которому был осуществлен набор на дополнительные занятия, предоставлено помещение, на базе которого один из кураторов проекта проводит уроки.
После регистрации проекта последовали многочисленные презентации «Книжного гида» на городских мероприятиях, фестивалях в форме лекций.
Сегодня предлагается несколько форматов обучения в рамках проекта: занятия в группе, по скайпу и индивидуальные. Занятия проходят один раз в неделю и длятся около полутора часов.
Еженедельно ребенок узнает как минимум десять фактов о писателях и их произведениях, приобретет привычку читать не менее двух книг (двести страниц) в месяц, увеличит словарный запас и будет говорить на русском литературном языке.
В занятии по скайпу участвует не более трех-четырех человек. После каждого урока родителям ученика отправляется краткий конспект встречи и комментарии к кругу чтения ребенка. Также ученики заполняют читательские дневники, самостоятельно анализируют выбранное произведение и оценивают героев критически. Ежемесячно преподаватели и ученики посещают разные учреждения культуры.
Взрослые предпочитают посещать индивидуальные занятия.
Кроме преподавательской деятельности в рамках проекта «Книжный гид» осуществляется взаимодействие и с издательствами, разрабатываются интерактивные прописи для детей.
Сыромятникова, С. Турнир поэзии и прозы / С.Сыромятникова // Библиотека. - 2015. - № 10. - С. 4-6. - (Культура. Общество. Библиотеки).
Самарской областной универсальной научной библиотекой совместно с сетевой радиостанцией «Время звучать!» в рамках проекта «Читай и слушай, слушай и читай!» транслировалась серия передач «Наши поэты».
Литературный фестиваль, прошедший в Самаре, был приурочен к XX ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации и включал проведение нескольких мероприятий: велосипедная экскурсия «Литературное движение», «Большие читки» (в вузах и библиотеках области театральные деятели читали монопьесы самарских и тольяттинских авторов). Полуфиналисты и финалисты семи областных литературных турниров «Библиотека открывает таланты» приняли участие в «Большом поэтическом ринге». Они получили возможность прочитать стихотворения собственного сочинения в течение трех минут на специально подготовленной площадке в виде боксерского ринга.
В рамках фестиваля состоялось открытие Летнего читального зала, сопровождавшееся «Свободным микрофоном» и приуроченное к 75-летию со дня рождения И.Бродского. Был проведен конкурс звукоимитаторов «Читаю, как Бродский» и разыгран титул «Да никак сам Бродский!».
В финальный день фестиваля прошли фотокросс на тему «Время звучать», мастер-классы по инфографике и каллиграфии, презентация проектов «Поэзия в инфографике», «Читай и слушай, слушай и читай». Квест «Дом с двойным дном», пронизанный историями об Англии, позволил каждому участнику стать героем детектива, созданного и прочитанного вместе с другими игроками.
«Библиотека в школе»
Иванов, С. Медленная погоня и другие удивительные изобретения / С.Иванов // Библиотека в школе. - 2015. - № 10. - С. 33-35. - (Книжная лоция).
О книгах иронической детективной трилогии О.Колпаковой и С. Лавровой: «Привидение - это к счастью», «Череп в клубнике».
Колоскова, Н. Под крылом «Редкой птицы» / Н.Колоскова // Библиотека в школе. - 2015. - № 9. - С. 50-53. - (Эколот).
Обзор новых книг, не издаваемых ранее, российских и зарубежных авторов.
Среди книг издательства «Редкая птица» (г.Москва) есть такие, с помощью которых можно решить задачи, связанные с экологическим воспитанием, просвещением и образованием читателей.
В конце каждой книги читателю предложено попробовать свои силы в качестве художника - на свободных страницах сделать свои рисунки.
Маркова, Е. Как строили на Руси / Е.Маркова // Библиотека в школе. - 2015. - № 10. - С. 44-45. - (Эколот).
Беседа-экскурсия для детей среднего школьного возраста о том, как прежде строили дома. В материале статьи приводится список часто задаваемых вопросов по теме и ответы на них, т.е. при проведении беседы на заданную тему можно использовать прием «вопрос-ответ».
Отмечается, что экскурсионная часть лекции может быть и виртуальной. Можно продемонстрировать инструменты: скобель, рубанок, пилу и др. По окончании можно предложить ребятам назвать новые слова, которые они узнали в течение экскурсии.
Рудишина, Т. «Входов с выходами много» / Т.Рудишина // Библиотека в школе. - 2015. - № 9. - С. 36-38. - (Остров сокровищ).
О книгах стихов и рисунков:
Григорьева, Е. Времена года. - М .: ОНИКС-ЛИТ, 2013
Шевчук, И. На краю детства. - СПб .: Детское время, 2014
Рязанцева, Т. Библиотекарь как тьютор педагога / Т.Рязанцева // Библиотека в школе. - 2015. - № 9. - С. 44-46. - (Методический день).
О формировании информационной культуры педагога на базе библиотеки гимназии.
Проект «Тьюторское сопровождение формирования информационной культуры педагога» был разработан библиотекарем гимназии № 11 г.Анжеро-Судженск (Кемеровская область) для участия в областном конкурсе «Библиотека как центр формирования информационной культуры личности». Реализация проекта рассчитана на срок 10 месяцев.
Организация тьюторского сопровождения построена по принципу модульного обучения, каждый модуль включает два-три теоретических занятия и практические и лабораторные работы.
Занятия первого модуля формируют понятийный аппарат и представления о современных информационных ресурсах. Для анализа изменений степени сформированности информационной культуры на первом этапе можно прибегнуть к деловой игре «Шляпа вопросов».
Цель занятий второго модуля - отработка алгоритмов поиска по различным видам информационных запросов. Модуль включает обучающий семинар «Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения», лекцию-навигатор «Библиотека как информационно-поисковая система», лабораторную работу «Искусство формулировать запросы». Формами диагностики и рефлексии по модулю выступают поисковый практикум «Инфокомпас» и заполнение «дневника проекта» при обучении в течение каждого модуля.
Третий модуль помогает выработать навыки сверстывания информации, освоения рациональных приемов интеллектуальной работы с текстами документов.
Четвертый модуль подразумевает подведение итогов в игре «Эксперты», в ходе которой презентуются программы по учебному предмету, которые потом рецензируются.
При реализации проекта были выявлены следующие трудности: проблема мотивирования педагогов на участие в группе и сбор участников группы на занятия.
«Библиотечное дело»
Алмазова, И. Пространство развития / И.Алмазова // Библиотечное дело. - 2015. - № 19. - С. 39-42. - (Менеджмент).
Из опыта работы библиотеки-филиала г.Ижевска.
На первом этапе новой заведующей библиотекой предстояло решить несколько задач. Во-первых, это привлечение новых пользователей. Все занятия, проводящиеся в рамках социального проекта «Университет 55 +» проходят на территории библиотеки.
Во-вторых, при обновлении кадрового состава были приняты в штат фотограф-дизайнер, менеджер проектов, педагог-психолог, профессиональный сценарист; все библиотечные работники прошли обучение на компьютерных курсах. Группы библиотеки БИ 23 знают в социальных сетях.
После изменения содержательных основ деятельности можно перейти и к самому важному этапу, монетизации библиотечных сервисов.
Специалисты библиотеки активно занимаются пиаром библиотек, сотрудничают с рекламными агентствами города. Проект «Скамейка дело говорит» реализуется совместно с банком. Размещаются высказывания о пользе чтения, комиксы со стихами Пастернака и Ахмадулиной.
Библиотека может рассматриваться как площадка для знакомства, обмена компетенциями и ресурсами для сообществ. На площадке сообщества начинают разрабатывать горизонтальные связи и совместные события: нетворкинг, экологическое сообщество («Зеленый паровоз», «Четыре лапы»), волонтеры, проекты художников и фотографов (например, «FerrumFest», Галерея «Коридор», «Арт-полка», «Открытый пленэр», Комикс-клуб, «Графики» и др.).
В рамках проекта по профориентации «Я у мамы... молодец!», ориентированного на старшеклассников, происходят открытые встречи с представителями разных профессий.
Базлова, В. «Территория солнца» / В.Базлова // Библиотечное дело. - 2015. - № 18. - С. 7-9. - (Особый читатель).
Об особенностях обслуживания читателей с нарушениями зрения в Центральной библиотеке им.В.Верещагина г.Череповца Вологодской области.
Проект «Доступная среда» ставит перед библиотеками г.Череповец цель сделать их доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья, предоставить весь спектр информационных и досуговых услуг. С 2012г. в Центральной библиотеке реализуется проект «Доступная книга». В рамках работы клуба «Территория солнца» у аудитории появилась возможность общаться, реализовать свои творческие способности, принимать участие в проведении общебиблиотечных мероприятий (например, «Новогодный Fest», «Встречаем весну»). В заседаниях клуба принимают участие различные общественные молодежные организации.
Диская, Н. Иди читай и смотри / Н.Диская // Библиотечное дело. - 2015. - № 20. - С. 15-17.
О проектах, осуществленных Челябинской областной универсальной научной библиотекой в рамках Года литературы, направленных на учет актуальности и востребованность предложений для пользователей, представление в проектах ресурсов библиотеки, удовлетворение потребностей пользователей в новых и современных формах получения информации, стимулирование и сохранение интереса к чтению.
Проект «Встречное движение: литература народов Южного Урала» подразумевает выезды специалистов библиотеки в разные районы области с целью проведения презентаций современных электронных ресурсов (в том числе и Национальной электронной библиотеки), разных форм продвижения и популяризации книги и чтения.
С целью привлечения читателей специалистами библиотеки был создан литературный календарь «Читайте лучше с нами!». Самая главная идея заключается в том, чтобы поделиться с пользователями интернета ресурсами и дать им возможность стать виртуальным читателем библиотеки. Статьи календаря включают и факты о создании произведений, рассказы о жизни и творчестве авторов (представлены и библиографические списки).
Основной целью проекта «Читай и смотри», ориентированного на молодежь, является вовлечение активной молодежи (любящей художественную литературу и кинематограф) в процесс обсуждения книг и фильмов. В ходе акций участники смогли ознакомиться со списком экранизированных книг, зарегистрироваться на портале библиотеки, а также получили читательский билет одной из электронной библиотек.
В рамках телевизионного проекта «Я читаю» (при поддержке Министерства культуры Челябинской области) горожане делятся впечатлениями о прочитанных книгах.
Кайгородова, Е Опыт выживания / Е.Кайгородова // Библиотечное дело. - 2015. - № 20. - С. 39-41.
Статья полностью посвящена проблемам недостаточного финансирования и перспективам развития муниципальных библиотек г.Рубцовск Алтайского края.
В течение 2014-2015 гг. в городе были закрыты две библиотеки, что обострило проблему обеспеченности библиотеками населения города.
В стесненных финансовых условиях библиотеки работают с частными благотворителями, подают заявки на гранты, осуществляя следующие проекты: «Живое чудо звука», «Публичные лекции: образовательный библио-лекториум». Всероссийская акция «Тотальный диктант»я, которую предворяют еженедельные бесплатные занятия «Русский язык по пятницам», также проходит на базе библиотек города.
Ковтун,О. Узнаваемый образ / О.Ковтун // Библиотечное дело. - 2015. - № 18. - С. 37-39. - (Брендинг).
О конкурсе, проведенном научно-методическим отделом Челябинской областной универсальной научной библиотекой, на лучшую эмблему Содружества Павленковских библиотек. На настоящее время в Челябинской области насчитывается 98 Павленковских библиотек, в том числе 14 исторических, созданных на средства мецената-издателя Ф.Ф.Павленкова.
Что касается финалистов, то их было несколько согласно номинациям: «Лаконичность и креативность», «Онлайн-симпатии», «Самый юный участник».
Автор статьи приводит несколько советов, которые актуальны при создании эмблем. Сначала необходимо ознакомиться с логотипами других учреждений (например, других библиотек, книжных магазинов, информационных центров). Затем целесообразно изучить программы для создания графического рисунка: Adobe Photoshop, AAA LOGO, Xara, Adobe Illustrator Artwork, Corel Draw. При разработке эмблемы можно записывать все свои идеи и упрощать их до уровня восприятия ребенка. При подборе цветовой гаммы выбираются цвета, вызывающие позитивные ассоциации. Обычно достаточно сочетания 2-3 цветов. Напомним, что форма и общий стиль эмблемы первичны по отношению к цвету. Эскизы делаются на бумаге в клетку в небольшом масштабе, вписывая его в геометрическую форму (круг, квадрат, эллипс), затем в векторном редакторе. На заключительном этапе по выбранному эскизу создается проект логотипа в графической программе.
Кононова, Т. Self made structure / Т.Кононова // Библиотечное дело. - 2015. - № 17. - С. 32-34. - (60 лет БГУНБ).
Об Отделе литературы на иностранных языках Белгородской универсальной научной библиотеки как мультикультурном центре.
Основная цель проекта «Белгородчина на иностранных языках» - создание электронного краеведческого ресурса, направленного на сохранение культурного наследия и документальной памяти о Белгородской области на иностранных языках с использованием современных цифровых технологий. Этот электронный ресурс размещен на сайте библиотеки и включает несколько разделов: «Историко-культурное наследие», «Знаменитые земляки» и другие.
Специалисты отдела также претворяют в жизнь идею непрерывного образования, содействуя организации курсов, консультаций для изучающих иностранный язык. С каждым посетителем перед началом занятий проводится собеседование, слушатели зачисляются в группы по результатам письменного и устного тестирования. Каждый слушатель курсов становится пользователем библиотеки и на время учебы получает все необходимые учебные материалы.
Участники клуба «Загадочная Азия» на своих занятиях знакомят гостей с культурным наследием народов, представляющих в едином пространстве многообразие Азии.
Кроме клубных встреч, специалисты отдела организуют презентации фотовыставок, мастер-классы по чайной церемонии.
Русина, А. Лунные ежики и просроченный дедушка / А.Русина // Библиотечное дело. - 2015. - № 17. - С. 12-13. - (Комиксы).
Комикс-клуб Центральной городской библиотеки им.В.Маяковского г.Кургана существует с 2014 года. На занятиях ребята изучают теорию, смотрят чужие работы, создают свои комиксы (разрабатывают их сюжет и рисуют).
На «Библионочи» ребята представили свои работы зрителям; всем желающим было предложено придумать образы по заданиям. Из разных коробок было предложено достать листки с написанными на них существительными и прилагательными и нарисовать соответствующие образы.
Скитневский, В. Первое в жизни поле любви / В.Скитневский // Библиотечное дело. - 2015. - № 19. - С. 23-25. - (Алхимия любви).
О литературе XX века на тему любви. Лидия Чарская в сюжетах своих произведений ориентировалась на потенциального читателя, любящего читать о раскрывающихся чувствах. После 1917 года ее книги запретили читать и издавать.
Автор статьи обращается к «Алым парусам» А.Грина, «Дикой собаке Динго...» Р.Фраермана, «Двум капитанам» В.Каверина, «Безумной Евдокие» А.Алексина; а также к книге А.Линдгрен «На острове Сальткрока».
«Школьная библиотека»
Воробьева, Д. Рекламное агентство книги и чтения в школьной библиотеке / Д.Воробьева // Школьная библиотека. - 2015. - № 10. - С. 62-64.
Модель проекта «Рекламное агенство книги и чтения» была разработана библиотекарем одной из школ г.Краснодара.
Реклама, отличающаяся динамизмом и сжатостью информации, привлекает современных детей к чтению.
Агентство занимается тщательной разработкой и проведением рекламной компании чтения: организация выставок, проведение обзоров, выпуск буклетов. При создании образа книги учитывается особенность каждой книги и возраста учащихся.
На практике были размещены постеры в интерьере библиотеки, разработаны закладки для родителей «Страна читающих детей», создан рекомендательный библиографический указатель «Мир фантастики» с рубриками «Классика» (перейдя по гиперссылке можно ознакомиться с произведениями писателей-фантастов) и «Современность» (рубрика посвящена современной фантастике и построена по принципу «Прочитал сам, посоветуй другу»).
21 января 2015 г. в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся 10-11 классов совместно с рекламным агенством библиотеки провели флешмоб «Читай во имя добра!».
В дальнейшем планируется создание рекламных роликов, презентаций новых поступлений, виртуального музея «Кубанское созвездие покорителей космоса», обзоров и буктрейлеров.
Лебедева, Е. Хорошее время читать! / Е.Лебедева // Школьная библиотека. - 2015. - № 10. - С. 55-61.
О реализации краткосрочного проекта «Хорошее время читать!», основной целью которого является повышение престижности чтения среди младших школьников.
Приводится пошаговое описание проекта, включающее определение круга чтения для аудитории, пополнение фонда библиотеки книгами из списка, оформление книжной выставки и заданий по рекомендованным книгам, распространение информации для учеников и родителей, систематическое собеседование с детьми о прочитанных книгах и обсуждение выполненного по ним задания, формирование призового фонда, диагностику и оценку читательской компетенции участников, подведение итогов и выставку портфелей читателя.
При реализации проекта была применена методика «Все дороги ведут к чтению», согласно которой все участники были разделены на четыре группы согласно своей читательской активности: «Мастера», «Путники», «Новички», «Недоросли».
Методика «Почему я читаю?» помогает выявить мотивацию чтения, что позволяет в дальнейшем выстроить соответствующую стратегию работы с каждым участником проекта.
Методика «Крестики-нолики. Какая польза от чтения?» позволяет позиционировать положительный имидж чтения, заставляет детей подумать о его важности в жизни человека.
При подведении итогов проекта учитывалось число прочитанных книг, сложность выполненных заданий и аккуратность работы: были представлены поздравительные открытки любимым героям книги, иллюстрации к книге, составление слов из имени героя, пластилиновый портрет героя.
В приложениях приводится список книг, рекомендуемых для учащихся с первого по четвертый класс, схема портфеля «Мои достижения».