В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из новых поступлений в методический отдел профессиональных периодических изданий: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».
«Библиотека»
Леонтьева, Т. Уличные «скворечники» и стационары / Т.Леонтьева // Библиотека. - 2014. - № 9. - С. 56-58. -(Буккроссинг)
В 2013 году губернатор Калужской области издал распоряжение «Об организации уличных библиотек», согласно которому в городе Калуга создаются мини-библиотеки, маленькие привлекательные домики, которые подразумевают свободный книгообмен. На практике идею главы региона реализовали различные учреждения: театр, банки, поликлиника, автовокзал и другие.
Сорокина, М. Будем дружить городами! / М.Сорокина // Библиотека. - 2014. - № 9. - С. 21 - 23. - (Информационные технологии)
О проведении видеоконференций, видеомостов, профессиональных интернет-конференций и семинаров.
В статье приводится содержание проведенного видеомоста «Мы знаем наш город!» Областной детской библиотекой им. М.Пришвина (г.Орел) совместно с Рязанской областной детской библиотекой, а также видеомоста «Времен связующая нить» (посвящен 70-летию Курской битвы).
Царегородцева, Н. Акции: их формы, содержание и цели / Н.Царегородцева // Библиотека. - 2014. - № 9. - С. 11- 14. - (Школа управления)
Одной из распространенных форм активной работы с читателями, к которой прибегают специалисты Национальной библиотеки им. С.Чавайна города Марий Эл, является акция. После раскрытия самого понятия, перечисления форм мероприятий представлен опыт реализации различных акций на практике. Выставка фотографий с разделами «История в лицах» и «Пройдем по улицам знакомым» была оформлена на основе принесенных жителями фотографий, на которых был запечатлен один из поселков области.
В разных районах республики библиотеки объявляют ежегодные акции в День памяти и скорби, а именно: «И превратились в белых журавлей», «А память сердце бережет», «Звезда победы».
Наибольшую популярность получили акции, пропагандирующие здоровый образ жизни: «Я и мое здоровье», «Мое поколение выбирает жизнь!», «Молодежь выбирает здоровье».
Специалисты Йошкар-Олинской библиотеки в День семьи, любви и верности объявили акцию «Сплотить семью сумеет мудрость книг», участники которой соревновались в играх «От А до Я», «Допиши самые важные слова: семья - это...».
Стоит упомянуть и акции, которые способствуют раскрытию творчества писателей и поэтов, а также способствуют ознакомлению с книжными новинками: пиар-акции «Книги о войне - в каждый класс», «Книга ищет читателя»; «10 дней увлекательного чтения»; флешмоб «Мы вновь читаем пушкинские строки» у памятника А.Пушкину.
Благотворительные акции «Подари книги библиотеке», «С миру по книжке», «Корзина радости» помогают преодолеть трудности комплектования фондов.
«Библиотека в школе»
Иванова, Е. Калейдоскоп скандинавских идей / Е.Иванова // Библиотека в школе. - 2014. - № 9. - С. 12 - 13. - (Внутренняя работа)
Описаны восемь необычных видов работы библиотек.
На территории одной из публичных библиотек Дании (город Видовр) проходит ярмарка игрушек, в течение которой дети и взрослые играют. В данном случае библиотека предоставила помещение и собрала вместе различных участников.
Публичная библиотека в Силкеборге (Дания) получила грант на развитие партизанского маркетинга. Эта нетрадиционная форма маркетинга предполагает реализацию различных мероприятий с целью привлечения молодежи в сферу библиотечных услуг.
В статье приводятся примеры воплощения идей других скандинавских библиотек: введение «тихого вторника» в одной из городских библиотек Турку (Финляндия), создание различных библиотечных услуг самими студентами университетской библиотеки г.Осло для других пользователей, предоставление возможности для встречи с мэром (г.Тонсберг в Норвегии) и другие.
Карнеева, А. Жизнь как текст / А. Карнеева // Библиотека в школе. - 2014. - № 9. - С. 37- 42. - (Работа с читателями)
Об опыте работы школьного библиотекаря поселка Гурзуф (республика Крым) с читателями подросткового возраста по составлению рекомендательных списков литературы. Произведения, вошедшие в списки, помогают найти ответы на волнующие вопросы: отношения между людьми и ссоры, особенности психологии, описание деградации человека, древние и современные колдуньи, язык мимики и жестов.
«Библиотечное дело»
Дорошко, Е. Библиопраздник «Читающий район» / Е.Дорожко // Библиотечное дело. - 2014. - № 16. - С. 32. - (Чтение)
«Читающий район» - название праздника, проведенного Красноярской краевой специальной библиотекой, приуроченного к тридцатипятилетию Свердловского района.
За награждением «суперчитателей Свердловского района» проследовало проведение рекламной акции «Я прочел - и ты прочти!», на которой были представлены плакаты с изображением книг русской и зарубежной классики.
На площадке «Семейный терем» можно было кататься на электромобилях, участвовать в конкурсе рисунков на асфальте, играть в подвижные игры. Площадка «Библиотеатр» была привлекательна работающим здесь фотоателье и мгновенным театром.
Любителям интеллектуальных игр можно было проявить свои способности в рамках работы площадки «Библиоайкью».
В тереме «Мастеровой» проходил мастер-класс по знакомству с техникой «узелковый батик» и по изготовлению закладок для книг.
На площадке «Книжная лавка» были представлены все семь библиотек района, специалисты которых проводили мастер-классы, викторины, акцию «Книге - вторую жизнь». Завершилось мероприятие лотереей.
Криворучко, М. «А я хочу пить кофе и читать книги. Ночью. В библиотеке» / М.Криворучко // Библиотечное дело. - 2014. - № 15. - С. 6 - 8
Публичной библиотекой города Новоуральска реализуется молодежный проект «БиблиоТime», осуществлению которого способствовало воплощение идеи организации пространства для чтения, обучения и релаксации. В рамках работы площадки «Читальня» в вечернее время работает абонемент, в «Кофейне» желающие могут пообщаться в неформальной обстановке. Основная площадка «Интеллектуальная» предполагает участие в различных мероприятиях.
Для того, чтобы молодежи было комфортно, было решено продлить график работы до 22.00. За полгода реализации проекта на базе библиотеки было создано комфортное пространство для общения и организации интеллектуального досуга молодежи; сформирована инициативная группа, составляющая планы работы в рамках проекта; в группе в одной из социальных сетей отражаются происходящие события; партнерами разработаны ежедневные тематические программы для молодежи (например, бизнес-тренинги, мастер-классы, мероприятия рубрики «Клуб путешествий», праздники).
Статья завершается изложением направлений будущей работы в рамках проекта.
Маликова, Н. Вы играйте, вы играйте, вам зачтется / Н.Маликова // Библиотечное дело. - 2014. - № 15. -С. 38 - 43
Специалистами отдела методико-аналитической деятельности городской библиотеки Новоалтайска 15-го числа каждого месяца осуществляется программа методических дней, содержание которой основательно проработано и наполнено теоретическими и практическими занятиями.
В статье представлены игровые методы обучения специалистов, а именно: этапы организационно-деятельностной игры «Технология критического мышления: игра на основе литературного материала», метод «шести шляп мышления», деловая игра «Имидж библиотекаря», игра на тему корпоративной культуры «Выбор пристанища для души».
Новикова, Т. По главной улице с оркестром / Т.Новикова // Библиотечное дело. - 2014. - № 15. - С. 18 -20
В статье представляется опыт работы Невской централизованной библиотечной системы Санкт-Петербурга в рамках проекта «Читай всегда! Читай везде!», призванного возродить традицию чтения как неотъемлемую составляющую облика культурной столицы.
Уличные акции ежегодно проводятся на открытых площадках города под разными названиями: «Библиотека без границ», «Не надейтесь избавиться от книг!», «Место встречи -библиотека!».
Проведению акции предшествует размещение информации о ней на сайте библиотеки, в газетах, афишах фестиваля.
Все происходящее имело и задачу, заключающуюся в том, чтобы завлечь заинтересованную аудиторию в стены библиотеки.
Автор материала обращается к наиболее запоминающимся мероприятиям и моментам, осуществленных акций, а именно: костюмированное шествие в защиту книги, квест «А там, на Палевских дорожках...», уличный буккроссинг «Книга ищет друга!» с участием Литературной шляпы, творческий час «Книга будущего».
После приведения особенностей каждой из акций в статье представлены следующие мероприятия: вечер «Танцы эпохи рэгтайм», литературные встречи.
Равинский, Д. Скрипучая дверь, или Что у вас в «кейсе» / Д.Равинский // Библиотечное дело. - 2014. - № 16. - С. 6-8. - (Зарубежный опыт)
Метод кейс-стади, основной особенностью которого является развитие способностей для эффективного решения проблем профессиональной деятельности, широко используется в зарубежной образовательной практике.
Прибегая к данному активному методу обучения, первым образом необходимо проанализировать ситуацию. Все возможные пути ее решения являются равноправными.
В статье приводится пример решения ситуации, возникшей при записи в одну из американских библиотек: было отказано в выдаче читательского билета, т.к. посетитель не предоставил сразу два документа, удостоверяющих личность.
«Воспитание школьников»
Арапова, П. Формирование родительского отношения к выбору ребенка младшего школьного возраста / П.Арапова // Воспитание школьников. - 2014. - № 9. - С. 43 - 48. - (Педагогу начальной школы)
О выборе способа поведения ребенком младшего школьного возраста и влиянии на него родителей, которые задают стартовую площадку для развития способности ребенка к этому осознанному выбору.
В материале приводятся характеристики родительско-детских отношений, тест-опросник (включает пять шкал) на выявление типа родительского отношения.
Во второй части статьи представлен конспект апробированных мастер-классов «Рядом с ребенком», «Наш ребенок учится выбирать», включающий изложение целей, задач, самого хода занятий.
Шустова, И. Воспитательный потенциал живой дискуссии / И.Шустова // Воспитание школьников. - 2014. - № 9. - С. 23 - 28. - (Классному руководителю)
Дискуссионная форма рассматривается как условие проявления детско-взрослой общности, которая создается в течение занятия.
Дискуссия выстраивается на свободных высказываниях двух сторон: взрослых и детей. Главная задача ее участников - слушать и слышать мнения других, понимать логику и смыслы другого.
Как правило, темой дискуссии становится проблемная тема, не имеющая однозначного видения, например: «Что спасает мир?», «В чем заключается свобода человека?».
На примере дискуссии «Школа - жизнь или воспитание?», ставшей одной из площадок Всероссийской научно-практической конференции «От советской школы к российской школе XIX века» в Ульяновске рассматриваются задачи, продолжительность, этапы, риски проведения и результаты дискуссии.
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Баранова, Н. Богатый край / Н.Баранова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 9. - С. 29 - 31. - (Приходите к нам на праздник!)
Занятие для детей 6-7 лет о том, как жили люди, рожденные в Сибири.
Домовой и Леший приветствуют ребят, после чего дети называют положительные стороны жизни в лесу и в доме. Перед тем как отгадывать загадки Домового о предметах, лежащих в мешке, ребята исполняют танец «Сударушка», называют лишних животных в представленных цепочках. В конце мероприятия всеми участниками занятия исполняется песня по теме.
Бугинова, Е. Азбука вежливости / Е.Бугинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 9. - С. 39 - 42. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)
Урок по развитию речи для детей 8-9 лет на тему «Азбука вежливости. Как написать письмо».
Перед занятием необходимо разделить группу детей на четыре подгруппы.
Учитель мотивирует познавательную деятельность через неожиданность: предлагает ребятам представить их реакцию на внезапно вылетевшую птицу из почтового ящика. Затем представляется план занятия: вспомнить вежливые слова, составить алгоритм написания письма, написать письма и оформить конверт. Для осуществления задач урока дети ищут определения в толковом словаре, работают в группах после просмотра отрывка из мультфильма по произведению Э.Успенского, участвуют в тренинге «Вежливость в Простоквашино». После физкультминутки дети учатся писать письмо, этому способствуют следующее: составление алгоритма письма, реализация группового проекта «Написание письма», чтение ранее написанных писем в группах, оформление конвертов. В конце урока учитель просит ребят отметить наиболее понравившееся этапы занятия (перечислены ранее), прикрепляя напротив них соответствующие знаки («!», «?», «...»).
Манукова, С. Самовар с дымком / С.Манукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 9. - С. 55 - 57. - (Кисти, краски, полотно)
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет. Цель - приобщение детей к русской народной культуре, закрепление знаний о традициях чаепития на Руси.
Воспитатель просит ребят назвать традиционные символы России девочке Сандре, приехавшей из Африки. Внимание уделяется русскому самовару. В ходе игры «Что сначала, что потом» предлагается расположить в правильной последовательности карточки, отражающие историю изобретения самовара. После подвижной игры «Достань платочек» ребята вспоминают пословицы и поговорки по теме, отгадывают загадки, рассказывают о традициях русского чаепития. Затем проводится игра «Узнай роспись на самоваре»: дети называют определенный вид росписи самовара, изображенного на карточках.
Представив, что они находятся в мастерской по изготовлению, ребята украшают самовары аппликациями в технике «декупаж». Организация выставки готовых поделок завершает занятие.
«Читаем, учимся, играем»
Бтикова, З. «Мчится тройка удалая» / З.Бтикова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 9. - С. 53 - 59. - (Из российской истории)
Историческое путешествие по истории России для учащихся 9-11 классов, в которой принимают участие шесть команд или шесть учеников, которым необходимо проехать несколько пунктов следования, оплачивая проезд правильными ответами на заданные вопросы следующих станций: «Русские князья и цари», «Бесстрашные полководцы», «Победитель», «Силушка народная», «Астраханцы в войне 1812 г.», «Первая мировая война», «Вторая мировая война». Данные ответы оцениваются жюри. За правильный ответ выдаются проездные билеты, подготовленные заранее.
Воробьева, О. Государство - это мы / О.Воробьева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 9. - С. 34 - 36. -(Наши праздники)
Занимательный урок истории для старшеклассников, приуроченный к Дню Конституции Российской Федерации.
Мероприятие открывается прочтением стихотворения В.Духанина по теме. Действующие лица рассказывают исторические факты о конституции страны начиная с первой конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года. Подчеркивается то, что конституция, принятая 12 декабря 1993 года, является юридическим средством поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе.
Мухамадеева, Л. Победивший судьбу / Л. Мухамадеева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 9. - С. 18 - 21. - (Книга -дар бесценный)
Сценарий мероприятия для учащихся старших классов о жизни и творческой деятельности писателя-фантаста А.Беляева.
Для проведения занятия оформляется книжная выставка «Мир фантаста А.Беляева». Библиотекарь приветствует всех участников в литературной гостиной, после чего ведущие упоминают факты биографии А.Беляева, который сумев преодолеть серьезную болезнь, начинает работать и переезжает в Москву. В свободное время он занимается литературой, и его первый роман «Голова профессора Доуэля» печатается в газете «Гудок» в 1925 г. После рассказа о судьбе самого писателя и членов его семьи библиотекарь и книголюб обращаются не только к восприятию читателями произведений фантаста, но и его идей, казавшихся научно несостоятельными. Занятие завершается просмотром одного из фрагментов фильма-экранизации романа А.Беляева.
Россинская, Е. В погоне за счастьем / Е.Россинская // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 9. - С. 80 - 84. - (В помощь учителю)
Вечер-портрет, посвященный жизни поэта Е.А.Баратынского для учащихся старших классов. Действующие лица увлекательно рассказывают о жизни поэта, его семье и строительстве дома, военной службе и женитьбе.
«Школьная библиотека», 2014, №9
Данный номер журнала полностью посвящен Всемирному форуму Международной ассоциации школьных библиотек, состоявшемуся в Москве 25-30 августа 2014 года.
Бородина, В. Читательское самообразование в школе: когнитивный аспект / В.Бородина // Школьная бибилотека. - 2014. - № 9-10. - С. 129-134
В материале внимание уделяется исходным позициям обоснования читательского самообразования, а также его основам. Автор подчеркивает, что любой личностный рост начинается с самодиагностики, а логика читательского самообразования заключается в реализации связи «Познай и создай себя, читатель». Методологическим ресурсом в данном направлении можно считать работы Н.А.Рубакина.
Стоит отметить, что не существует единственно верной технологии читательского самообразования. Главное понять, что чтению надо и чтению нужно учиться.
Шульц-Джонс, Б. Изучение различия между восприятием учебной среды школьной библиотеки учащимися разного пола / Б.Шуль-Джонс, С.Ледбеттер, Д.Бишоп // Школьная библиотека. - 2014. - № 9-10. - С. 84-96
Изучение учебного пространства школьной библиотеки способно вооружить специалиста ценной информацией о том, как воспринимают его учащиеся.
Исследование охватило начальные и средние школы в Северном Техасе, начальный уровень Международной школы Германии и Международной школы в России. Они проводились на основе количественного анализа данных, получаемых из вопросников, в которых учащихся просили поделиться опытом посещения школьной библиотеки. В результате учащиеся дали представления об идеальной школьной библиотеке (предпочтительно) и их настоящей школьной библиотеке (фактически).