В обзор вошли выпуски профессиональных периодических изданий за июль и август 2015 года следующих профессиональных периодических изданий: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека».
«Библиотека»
Горелкина, Н. Прозвенел звонок / Н.Горелкина, О.Надежкина // Библиотека. − 2015. − № 7. – С. 31-33. − (Грани профессии).
После обращения к понятию игровой технологии авторы статьи приводят примеры мероприятий, проведенных специалистом одной из школьных библиотек г. Владимир, а именно: литературные вечера, литературно-музыкальные композиции на разные темы.
Назарьева, Е. Событие в «Городе талантов» / Е.Назарьева // Библиотека. − 2015. − № 7. – С. 34-37. − (Инновации).
О направлениях работы Центральной модельной детской библиотеки г.Курчавов (Курская область).
Библиотечными специалистами на протяжении нескольких лет поддерживается работа клубов по интересам: «Мы – славяне», «Я познаю мир», «Страна Детсадия», «Мудрый совенок», «Интеллектуально-игровой центр», поэтический клуб «Родничок».
Летний читальный зал «Библиотека под зонтиком» стала площадкой для проведения игр, конкурсов и викторин. Библиотека накопила положительный опыт проведения следующих программ чтения: «Лето с Пушкиным», «Я дружу с букашкой, птичкой и ромашкой», «Я и животные», «От Древней Руси до новой России», «Созвездие книг».
Библиочемпионат «Самый читающий город» был предложен к проведению в форме игры-соревнования для учащихся 5-9 классов всех школ города и включал в себя следующие задания: «Классный багаж» (читателям необходимо было представить на конкурс свои сочинения, эссе, стихотворения на тему «Книга в истории моей семьи»), «Аукцион книжных вопросов» (предполагалось составление классами-участниками вопросников к прочитанному по обязательному списку произведений и представление лучшего вопроса на аукцион); «Классный театр книги» (задание предполагало проявление артистических способностей и предоставление на оценку жюри театрализованной постановки отрывка из художественного произведения, выбранного классом). По итогам конкурса был составлен сборник детских творческих работ «Самый читающий город», в который были включены лучшие рисунки, пресс-репортажи, сочинения и стихи, представленные на конкурс.
Петровская, Н. Зачем нам нужен свой психолог? / Н.Петровская // Библиотека.− 2015. − № 7. – С. 12-18. − (Сфера управления).
Из опыта работы арт-терапевтической консультационной группы «Я − целый мир» Астраханской детской библиотеки.
Специалисты группы осуществляли краткосрочное консультирование в формате трех-пяти встреч. В рамках индивидуальных консультаций проводится коррекция поведения детей и подростков, оказывается помощь родителям в воспитании, активизируется читательская и в целом интеллектуальная деятельность детей младшего дошкольного возраста и подростков.
Другим направлением работы является профессиональное ориентирование юношества. С помощью определенных методик по определению способностей, типа темперамента, личностных предпочтений были проведены тренинги и интерактивные профориентационные игры, среди которых «Пиар-агенство», «Эмоциональный интеллект как ресурс личности», «Могу. Хочу. Надо». В режиме онлайн была осуществлена диагностика профессиональных предпочтений подростков, в результате которой старшеклассники получили распечатанные результаты тестирования и проконсультировались с психологом.
Тренинги «Я в натуральную величину» и «Мой дом − моя крепость» с применением техники коллажа на силуэтах в свой собственный рост (также были сконструированы домики из коробок) стали шагом к осознанию собственной позиции подростка.
Наиболее востребованным в работе библиотечного психолога является диагностика готовности детей к школьному обучению в рамках проекта «Я учусь». Психологическая мастерская «Общаться с ребенком. Как?» на основе рекомендаций из одноименной книги Ю.Гиппенрейтер способствует популяризации знаний о психологии среди родителей и руководителей детского чтения.
Тренинги на основе литературно-художественных текстов «Голубиная история», «Кто в яблочке живет», «История одной рыбки» не только способствовали ознакомлению с литературными произведениями, но и позволяли соотнести собственные переживания с переживаниями героев.
Тренинговые занятия «Про других и про меня», «Спеши с добром» объяснили ребятам понятие толерантность, сформировали навыки коммуникативной культуры, научили сопереживать и видеть себя со стороны.
В завершении статьи рассказывается о психологической поддержке деятельности самих библиотечных специалистов: проведение арт-терапевтическая игра «Апельсины» (предполагает в свободной, игровой форме отследить свои собственные модели поведения в коллективе и осознать испытываемые в разных ситуациях чувства). Сеансы психологической разгрузки для сотрудников, флеш-тренинги «Горячий шоколад», «Обнимите меня, пожалуйста» способствовали снятию психологического напряжения и профилактике профессионального выгорания.
Мищенко, О. Какими бывают юниор-чтения? / О.Мищенко // Библиотека. − 2015. − С. 2-3. – (Вести из регионов России).
О X Межрегиональных юниор-чтениях «Библиотека как развивающая среда нового поколения», прошедших в Юношеской библиотеке Республики Коми.
Эта конференция стала авторитетной площадкой для презентации результатов творческих поисков, обобщения, осмысления и оценки деятельности перспективных методов взаимодействия с молодежью. Коллеги поделились опытом организации сетевой интеллектуальной игры по краеведению, литературного турне, участия в районном молодежном образовательном форуме. Высокую оценку коллег получила показательная вечеринка в стиле микс «Оранжевое настроение».
В рамках программы была проведена интерактивная игра «Активити», мастер-классы (графические зарисовки тушью «Проба пера», изготовление японских традиционных украшений «канзаши», «символ года» (торцевание), коллаж в стиле поп-арт «Библиотека моей мечты − «Новогодний серпантин»).
Во второй день начал свою работу «Фримаркет идей»: коллеги презентовали свои креативные наработки. На площадке «Молодежные объединения в библиотеке. Опыт взаимодействия» были приведены аргументы в пользу сотрудничества, содействия реализации творческих инициатив талантливой молодежи. В заключение чтений состоялась дискуссия о целесообразности проведения подобных встреч в таком же формате.
Фролова, С. Конфетное знакомство / С.Фролова // Библиотека. − 2015. − № 8. − С. 37-38. − (Год литературы).
В Год литературы специалисты Центральной детской библиотеки г. Ступино (Московская область) разработали оригинальный проект «Литературные герои: конфетное знакомство», при реализации которого с помощью конфет, имеющих названия литературных героев, была привлечено внимание аудитории к авторам, книгам и литературным героям.
В рамках проекта состоялся праздник «Золотой ключик» под девизом «Читаем мы! Читаю я! Читает вся семья!». Обмен мнениями между детьми и родителями о своих литературных предпочтениях помог лучше узнать друг друга и найти общие ценности. Программу праздника продолжила электронная викторина, которая дала возможность узнать о многообразии конфет, вспомнить сказки, их авторов и героев. При затруднении ответа на вопрос детям на помощь приходили родители, и вся семья набирала бонусные баллы. Во второй части праздника были проведены мероприятия: игра «Гостинец для бабушки», музыкальное состязание «Угадай мелодию», игровой конкурс «Золотой ключик». В последней игре конкурсанты соперничали в поиске «золотых ключиков» по всему пространству читального зала. После подведения итогов состоялось награждение победителей.
Выставка-подарок позволила всем участникам покинуть мероприятие с интересными изданиями и призами.
Шикуля, О. Многофункциональные ресурсы / О. Шикуля // Библиотека. − 2015. − № 8. − С. 28-30. − (Информационные технологии).
Из опыта работы Орловской центральной детской библиотеки имени И.А. Крылова.
Для привлечения читателей специалисты библиотеки часто прибегают к включению в свои мероприятия мультимедийных презентаций, демонстрации фондов при помощи электронных виртуальных выставок, к созданию своего рода рекламы сюжетной линии и героев различных художественных произведений. Сформированная современная электронная среда (в том числе и программа Скайп) позволяет осуществлять онлайн-диалоги с коллегами, пользователями и партнерами. Задача современного библиотечного специалиста состоит не только в самом поиске информацию, но и научить ее поиску читателей; использовать ресурсы сети для собственного профессионального развития и повышения квалификации; сделать книгу привлекательной, создать комфортную развивающую среду для читателей.
«Библиотека в школе»
Дейнеко, И. Проживаем историю вместе / И.Дейнеко // Библиотека в школе. − 2015. − № 7-8. − С. 47-51. − (Работа с читателями).
Коллективное творческое дело может быть применено и при работе с книгой. В статье приводится организация, календарно-тематический план работы вокруг книги О.Громовой «Сахарный ребенок».
Сухова, Л. Сколько стоит вход в библиотеку / Л.Сухова // Библиотека в школе. − 2015. − № 7−8. − С. 40-41. − (Работа с читателями).
Чтобы попасть в библиотеку гимназии № 5 г.Сергиев Посад, необходимо привести цитату из любимой книги или книги, которую читаешь сейчас. Перед входом в библиотеку была оформлена «Стена цитат», на тот случай, если возникают трудности с приведением цитаты. Также были выделены и цитаты согласно темам: «Стена цитат о любви», «Поэтическая стена», «Классная цитата» (предполагает наполнение цитатами от разных классов).
Федорова, А. Умножим батарейки на ежей / Е.Мельникович, А.Федорова // Библиотека в школе. − 2015. − № 7−8. − С. 52-53. − (Эколот).
Об акции по сбору отработанных батареек, регулярно проводимой студией «Я-эколог» в Сергиевопосадской гимназии № 5. Сама идея акции была позаимствована у Московской городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
«Библиотечное дело»
Сквозной темой тринадцатого номера журнала «Библиотечное дело» является история библиотечного дела. Представленные материалы повествуют об известных специалистах библиотечной сферы, например, о Варваре Григорьевне Шредерс (основатель первой публичной библиотеки в г. Владикавказ), выпускниках библиотечных курсов при Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского; об определенных периодах в истории библиотеки Политехнического музея (г.Москва), о военном и послевоенном этапах формирования фонда Сектора литературы на иностранных языках Тульской областной универсальной научной библиотеки.
Гуменова, Ю. В тиши читальных залов / Ю.Гуменова // Библиотечное дело. − 2015. − № 16. − С. 35 - 37.
Об отделе читальных залов Белгородской универсальной научной библиотеки как многофункциональном современном библиотечном пространстве, в структуру которого в настоящее время входит универсальный читальный зал, зал периодических изданий, зал научных сотрудников.
Среди направлений деятельности выделяют следующие приоритетные:
- удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов пользователей;
- организация мероприятий с целью продвижения чтения и книги;
- участие в реализации федеральных и региональных программ;
- формирование электронных информационных ресурсов.
Отдел реализует и ряд проектов, а именно: «Библиотека − учителю», «Корпорация «Наука молодая», «Литературная гостиная».
Иващенко, О. Место встречи / О.Иващенко // Библиотечное дело. − 2015. − № 16. − С. 38-41.
Абонемент Белгородской универсальной научной библиотеки в 2002 г. стал первым абонементом в Белгородской области, который приступил к обслуживанию читателей в электронном режиме.
Со временем пространство абонемента стало местом публичного взаимодействия пользователей друг с другом в рамках работы клубов («Познай себя» и «Диалог»).
Специалисты Центра чтения, организованного в отделе абонемента реализуют в области всероссийский проект «Большая книга − встречи в провинции». Промо-акции (например, «Как пройти в библиотеку?», «Скажи книге − «Да») стали неотъемлемой частью работы центра.
Перепелица, В. Эта «Библионочь» так была хороша… / В.Перепелица // Библиотечное дело. − 2015. − № 14. − С. 36-37. − (Библиотечные проекты).
Особое значение Национальная библиотека Республики Бурятия придает укреплению международных культурных связей, что подразумевает участие в международных мероприятиях, организацию стажировок.
Специалисты библиотеки ввиду географического положения республики активно сотрудничают с соседней Монголией. В статье рассказывается о IV Генеральной сессии Конвента монголов мира, реализации проекта по созданию электронного ресурса «Чингисхан: личность и эпоха», о профессиональном туре по библиотекам Улан-Батора, Байкальском информационном форуме.
Цыретарова, Б. Международное сотрудничество / Б.Цыретарова // Библиотечное дело. − 2015. − № 14. − С. 8-10. − (Зарубежный опыт).
О Ночи искусств, прошедшей в Центральной районной библиотеке поселка Троицкий Белгородской области.
Кластерный подход позволил представить это комплексное мероприятие несколько в ином формате: были оформлены книжные выставки «Сокровища русской культуры», «Русская поэзия в музыке и краске», «Богатство русского фольклора», «Дамские секреты», «Мир ваших увлечений».
Выставка народной игровой куклы «Душа и руки создают шедевры», мастер-класс «Мастерство. Любовь. Фантазия» привлекли внимание молодежи.
«Школьная библиотека»
Выпуски журнала № 8-9 посвящены IX Всероссийскому форуму школьных библиотекарей «Михайловское 2015».
Бородин, С. Число и слово− все едино в прекрасной пушкинской строке / С.Бородин, В.Бородина // Школьная библиотека. − 2015. − № 8-9. − С. 100-102. − (Специальный семинар «Детское чтение в России: процессы и тенденции»).
Анализ связи цифр и слов со смыслом в текстах А.С. Пушкина. В статье представлена таблица частоты встречаемости числового ряда в произведениях. При этом для каждого числа выбираются примеры из авторских текстов, которые зачитываются вслух, сравниваются, интерпретируются, выявляя смысл и чувства. Отмечается и присутствие числовых рядов, математических терминов на страницах произведений А.С. Пушкина, в частности романа «Евгений Онегин».
Бородина, В. Чтение в творчестве А.С. Пушкина / В.Бородина // Школьная библиотека. − 2015. − № 8-9. − С. 138-142. − (Пушкинские дни форума).
Мастер-класс в формате тренинговой деловой игры, детали которого приводятся в материале, решал несколько задач: углубление в творчество А.С. Пушкина в ходе поиска материала о чтении в произведениях и создание новых творческих продуктов о чтении, определение дополнительных путей в читательском развитии школьников.
Предложенные в этом мастер-классе приемы изучения чтения в творчестве Пушкина связаны с непосредственной работой с текстами, с глубоким и дифференцированным их прочтением (включает поисковое, аналитическое, познавательно-творческое и рефлексивное чтение).
Приведенную схему проведения мастер-класса можно встраивать в контекст образования и самообразования, в учебную и досуговую деятельность.
Участники мастер-класса объединяются в группы, выбирают себе девиз. Создается экспертная группа из трех или пяти человек.
Погружение в тему начинается с актуализации знаний о культуре чтения, чтении самого А.С. Пушкина. Модератор инициирует актуализацию этих знаний. По результатам этого этапа мастер-класса строится коллективная карта знаний на тему «Чтение в творчестве Пушкина». Такое «Картирование» может осуществляться с помощью разных геометрических фигур. В центр карты вписывается формулировка темы, от нее разветвляются проблемы, сформулированные участниками мастер-класса.
На следующем этапе выполняются задания в соответствии с выбранными аспектами темы и их интерпретация. Например, можно провести занятие о библиографической культуре на основе романа «Евгений Онегин». Конкурс сочинений на разные темы о чтении, например: «Читатели в романе «Евгений Онегин», «Пушкин - читателевед», проводится по итогам чтения романа. При этом чтении необходимо выбрать все, имеющее отношение к теме, аргументируя читательские ситуации.
Коллективная читательская игра предполагает распределение всех глав романа между всеми участниками тренинга, дальнейшее их прочтение для выборки из этих глав всего, что касается чтения.
В приложении приведена схема мини-тренинга «Читаем, играем, изучаем Пушкина» (на примере отрывка из романа «Евгений Онегин»), включающая в себя и разработки самих заданий.
Гендина, Н. Тренинг-тренеров как новый формат повышения квалификации школьных библиотекарей в сфере формирования информационной культуры личности: опыт, проблемы, перспективы / Н.Гендина, Е.Косолапова, Л.Рябцева, Г.Стародубцева // Школьная библиотека. − 2015. − № 7. − С. 47-53. − (Информационная культура личности).
Сегодня информационная культура личности интегрирует широчайший диапазон различных видов грамотностей.
Авторы статьи подробно раскрывают сущность и специфику тренинг-тренеров, как форму практически ориентированного обучения и повышения квалификации в сфере информационной грамотности. Отметим, что данная форма базируется на активном участии и интенсивном групповом взаимодействии обучающихся, направленном на применение полученных знаний на практике и последующую трансляцию полученных знаний всеми обучающимися между собой.
Приводятся содержание и этапы программы тренинг-тренеров «Формирование информационной культуры личности», осуществленной на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г.Кемерово). Программа тренинг-тренеров проводилась в четыре этапа, каждый из которых включал рассмотрение двух или трех тем. На заключительном этапе прошла защита итоговой квалификационной работы, представляющей собой осуществление проекта по теме «Инновации в работе школьной библиотеки по формированию основ информационной культуры участников образовательного процесса», круглый стол и анкетный опрос слушателей.
Особую роль в обучении играли домашние задания, имеющие ярко выраженный творческий характер и подразумевающий высокую степень самостоятельности слушателей. Специфика домашних заданий заключалась в самостоятельной и планомерной проработке каждым слушателем текстов библиотечных уроков для учащихся 4-го класса.
Образкова, Т. Цветаевский костер в селе Тимашево / Т.Образкова, Е.Субботская // Школьная библиотека. − 2015. − № 7. − С. 67-75. − (В объективе – регион: Самарская область).
О ежегодном социальном конкурсе-фестивале, посвященном творчеству Марины Цветаевой. В качестве одной из особенностей этого фестиваля отмечается сочетание в нем эстетического и творческого начал: чтение, поэтическое и музыкальное творчество участников, научно-исследовательская деятельность, возможность сотрудничества людей разных поколений и взглядов.
Первый Цветаевский костер пылал в г.Таруса во время творческой встречи любителей стихов М.Цветаевой. География осуществления проекта включает в себя и зарубежные страны: Австралия, Тунис, Чехия, Эстония и др.