«Библиотека»
Андон, Н. Лучше один раз увидеть / Н. Андон. ‒ Текст непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 4. – С. 29-33. – (Курс на развитие).
О деятельности Поселковой библиотеки Суздальской РЦБС (Владимирская область) как стартовой площадки для реализации проекта Минкультуры РФ «Библиотеки нового типа». После модернизации помещения и масштабного ремонта библиотека стала вновь открыта для посещений читателями как место, где можно представить свои увлечения, пообщаться и познавательно провести досуг. В библиотеке реализуются следующие проекты: «Распахнутое окно», «Фотовернисаж в библиотеке», клуб “DIY” («Сделай сам»), культурно-просветительский проект «Библиопродленка для вашего ребенка», серия познавательных квестов, проект «ВО!круг стихов», просветительский проект «ВстРечи».
Бадекина, О. Проблемы с комплектованием? Решение есть! / О. Бадекина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 1. – С. 18-20. – (Фонды).
Обменный фонд Российской государственной библиотеки состоит из собрания документов, составленных из непрофильных изданий и литературы, которые не пользуются спросом у читателей, излишних дублетных экземпляров.
Такого рода издания могут использоваться для взаимного книгообмена с другими библиотеками, безвозмездной передачи в качестве пожертвований социальным заведениям, а также для продажи юридическим и физическим лицам. Само перераспределение изданий обменных фондов между библиотечными учреждениями способствует улучшению комплектования основных фондов, продлевает активную жизнь книг и журналов, предотвращает их преждевременную утилизацию.
Бондарь, Е. «Бродилка» по нарисованному маршруту / Е. Бондарь. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 4. – С. 43. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).
Игра-путешествие по карте-путеводителю была разработана специалистами Ковровской центральной районной библиотеки, чему предшествовала включение в маршрут самых интересных из 172 населенных пунктов района, точки старта и финиша маршрута. Сама игра построена по принципу «бродилки», где вместо фишек ходят сами игроки. Таким образом, каждый бросает кубик и передвигается на то количество очков, которое выпало. Шагая по карте, участники игры узнают исторические интересные факты, этимологию названий населенных пунктов и многое другое.
Капустина, Т. Каждый из нас – мечтающий прагматик / Т. Капустина. ‒ Текст: непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 23-26. – (Школа методиста).
Об особенностях работы Отдела методического обеспечения центральной библиотеки в составе Старооскольской ЦБС (Белгородская область), заключающихся в разработке проектов и программ (например, «Атмосфера сказки: создание сенсорной комнаты в Центральной детской библиотеке», «Кукольный театр «Огнехвостик» как форма работы с книгой», «Родной талант и вдохновенье», «Создание электронного ресурса «Негасимая память Великой Победы») и акций, проводимых вне стен библиотеки.
После успешной реализации ряда программ методической службой был разработан проект «Веб-притяжение поэзии», ориентированный на виртуальное общение поэтов-инвалидов из разных уголков области.
Основной целью программы повышения квалификации «Профи Класс» является формирование творчески мыслящего и самостоятельного библиотекаря, открытого для общения, роста на разных уровнях. Данная программа предполагает трехуровневую систему повышения квалификации, каждая из которых включает ежеквартальные занятия (мастер-классы, мозговые штурмы, тренинги, деловые игры, Дни профессионального и делового общения).
Комарова, В. Пишем статью в профессиональный журнал / В. Комарова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 27-28. – (Кадровый вопрос).
В городской ЦБС г.Братска (Иркутская область) состоялся конкурс мастерства специалистов на лучшую статью о работе библиотеки «Информационная открытость», для участия в котором требовалось написать статью на одну из следующих тем: «Библиотека» (о деятельности учреждения в целом или по направлениям работы), «Личность» (о библиотекаре или читателе), «Книга» (о мероприятии, выставке, посвященных какому-либо произведению или писателю). Обязательным требованием к статье являлось ее публикация в СМИ (на сайте библиотеки), также оценивались раскрытие темы, авторская подача материала, грамотность, соответствие сопровождающих статью фотографий содержанию.
Миронникова, С. Семейный бюджет: сэкономить и преумножать / С. Миронникова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 3. – С. 47-50. – (Финансовое просвещение).
Проект «ProДеньги» был разработан специалистами Тамбовской областной универсальной научной библиотеки с целью формирования у учащихся старших классов ответственного отношения к личным средствам и разумного финансового поведения.
В течение всего обучения преподаватели и бизнес-тренеры из различных организаций проводят занятия в форме обучающего модуля.
Для молодежной аудитории была создана Школа финансовой грамотности, в рамках пятнадцати занятий которой аудитория учится рационально использовать денежные средства. Отмечается, что подготовка в Школе проходит в форме обучающих и развивающих занятий с обязательным решением практических кейсов.
Продемонстрировать и закрепить усвоенные знания можно путем участия в турнире “SтартБанк”, в начале которой каждому участнику на счет зачисляется фиксированная сумма денег, которую в процессе обучения нужно увеличить (путем эффективного использования).
Свирид, Ю. Бюро по розыску пропавших книг, или Ключ, открывающий все двери / Ю. Свирид. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 1. – С. 43-46. – (Грани сотрудничества).
Приводится пример творческого сотрудничества Чебоксарской национальной библиотеки с Управлением МЧС России по Чувашской республике и республиканским отделением добровольного пожарного общества, на начальном этапе сотрудничества которых отдельные мероприятия по пожарной безопасности были развернуты в единую систему дифференцированной культурно-просветительской деятельности. В рамках сотрудничества был разработан и проведен просветительский цикл для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа безопасности», встречи с сотрудниками Музея пожарной охраны Чувашии, профориентационный цикл мероприятий для старшеклассников и студентов, а также цикл занятий под общим названием «В борьбе с огнем им равных нет!».
В преддверии летних каникул специалистами библиотеки и партнерскими организациями для завучей и социальных педагогов средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений был организован День специалиста в помощь организации полезного и безопасного отдыха детей и подростков.
Тарасова, О. Канский фестиваль регионального масштаба / О. Тарасова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 1. – С. 63-66. – (Культурно-досуговая деятельность).
Молодежные социокультурные проекты осуществляются специалистами Каннской централизованной библиотечной системы (Красноярский край) с 2007 года. Так, в Год российского кино был реализован проект «Канский видеофестиваль. Послесловие», поддержанный благотворительным фондом и осуществленный в двух режимах (в реальном и на сайте библиотеки).
Социальный проект «Интерактивный театр книги» ориентирован, прежде всего, на аудиторию от 15 до 30 лет и предполагает привлечение к совместному творчеству на основе свободного общения и взаимодействию со зрителем.
При реализации проектов «Библиотечная ПаркОВКА: Парк Отдыха, Веселья, Креатива, Альтернативы», «Мобильный краеведческий маршрут «Я в этом городе живу, я этот город знаю» осуществилась библиотечная работа за пределы учреждений, а именно: осуществление работы летнего читального зала, создание спортивной площадки «Спорт на асфальте» в рамках первого проекта. Второй краеведческий проект предполагает размещение в пространстве города QR-кодов на объектах, находящихся в шаговой доступности от достопримечательностей города, разработку экскурсионного маршрута и проведение самих экскурсий, а также создание электронной версии маршрута для удаленных пользователей.
Трошина, О. Лаборатория будущего / О. Трошина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 2. – С. 17-20. – (Курс на развитие).
На базе Объединения детских библиотек г.Тольятти (Самарская область) реализуются следующие проекты: бесплатный коворкинг для родителей «Ноль плюс», читательско-исследовательская лаборатория «Маленький Explorer» (предполагает занятия по уникальным методикам развития интеллекта и познавательной активности детей), встречи «Тольятти – мой город! Интерактивный путеводитель для подростков» (включает мастер-классы, практикумы, обмен мнениями и идеями, лаборатории полезного действия), просветительский курс для жителей экологического волонтерского центра «Гнездо» (в результате проводимых практических занятий слушатели и участники учатся безопасной организации повседневного быта).
В рамках проекта «Конструктор будущего» предполагается создание «Студии открытий», деятельность которой будет направлена на популяризацию науки и научно-технического творчества, включающая организацию экспозиции «Наука на книжной полке», практикумы в экспериментариуме «Научная среда» (демонстрация опытов, подтверждающих различные природные закономерности). Лекториум, проведенный в рамках проекта, позволит ребенку приобщиться к самостоятельной работе, связанной напрямую с научно-техническими исследованиями и с художественным творчеством.
Хейкинен, С. Преврати идею в проект / С. Хейкинен. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 1. – С. 21-27. – (Школа методиста).
Из опыта работы Информационно-библиотечного объединения г.Заречный (Пензенская область) в направлении внедрения инновационных форм обслуживания и взаимодействия библиотеки и местного сообщества.
В городе продолжает работать ежегодная творческая лаборатория «Современная библиотека: стратегия развития», основной принцип которой – «Через диалог к делу». Проводимая креатив-мастерская «Есть идея? Сделай проект!» позволяет выдвинуть много креативных замыслов и сделать их жизнеспособными.
О проведенном профессиональном конкурсе «Библиокастинг», особенностях создания и ведения профессионального блога «Библиокухня», состоявшемся флешмобе «Вспомним азбучные истины» (посвящен Дню славянской письменности и культуры), научно-просветительском марафоне «Я – человек Земли родной».
Хомутская, С. Не жалеть, а понимать и принимать / С. Хомутская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 2. – С. 72-73. – (Территория равных возможностей).
В Мытищинской центральной библиотеке (Московская область) ведется работа, способствующая интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья. В библиотеке работают литературно-музыкальные объединения, которые собирают людей в зависимости от интересов, а именно: клуб «Музыка нас связала…», «Клуб танцев». Также в библиотеке проводятся тематические мероприятия, (объединяющие детей и родителей особых детей), которые включают подвижные игры и мастер-классы.
Шуйская, Т. Трибуна для смелых идей / Т. Шуйская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека. – 2018. – № 2. – С. 24-30. – (Школа методиста).
Автор статьи на основе анализа инновационной деятельности муниципальных библиотек Курской области выделяет несколько направлений и групп нововведений. Приведем примеры: создание модельных библиотек, реализация проектов, позволяющих нетрадиционно раскрыть тему и расширить сам масштаб мероприятия (проведение акций и разработка туристических маршрутов); активизация работы по социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями, открытие на базе библиотек литературных лицеев-творческих объединений; проведение молодежной акции «Поколение NEXT на волне чтения» по раскраске в стиле граффити; создание электронных продуктов (изданий).
«Библиотека в школе»
Водатурская, А. Нескучный и познавательный отчет методиста – 2 / А. Водатурская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 1-2. – С. 43-47. – (Методический день).
В статье рассказывается о работе библиотек Свердловской области с точки зрения единства физического пространства библиотеки и виртуального пространства, а также приводятся примеры организации пространства детских библиотек области с точки зрения развивающей и динамичной составляющей, физической доступности, значимости в отдаленных жилых микрорайонах.
В заключение приводятся организационные моменты, имеющие значение в плане результативности уличных акций.
Дейнеко, И. Детский библиотекарь и педагог: поводы для встреч / И. Дейнеко. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 3-4. – С. 39-41. – (Методический день).
После обращения к тексту Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования автор статьи приводит примеры изменений, произошедших в одной из детских библиотек г.Лесосибирска (Красноярский край). Так, организация работы с информацией и смысловое чтение находятся в зоне общих задач работы педагогов и библиотекарей.
Помимо традиционных поводов для встреч педагога и библиотекаря появились и другие, определяемые изменившимися условиями и требованиями выше упомянутого стандарта. Приведем следующие примеры: проектирование совместной деятельности, организация и проведение на базе библиотек методических объединений, презентация библиотечных программ продвижения чтения, организация «Школы молодого воспитателя» как площадки профессионального роста молодых педагогов дошкольных образовательных учреждений города, проведение библиотечных площадок в период проведения городских педагогических событий, организация конкурсов и событий различных уровней, работа с одаренными детьми в рамках городской целевой программы «Одаренные дети», студенческая практика в рамках сотрудничества с педагогическим институтом.
Макарова, Е. Встретимся на станции «Библиотечная» / Е. Макарова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 1-2. – С. 18-20. – (Работа с читателями).
Интегрированный урок «Географическая игра «Занимательная география» по инициативе учителя географии и иностранного языка был проведен для учащихся шестых классов в одной из школ г.Москвы.
В ходе путешествия все участники мероприятия делали остановки на следующих станциях: «Географическая» (или «All World»), «Москвоведение» и другие.
Заранее была оформлена каждая станция, выбрано жюри команд, разработаны «путевые листы» с маршрутами следования. Выполняя задания на каждой станции, все члены команд зарабатывали определенное число баллов, по общему числу которых и определились команды-победители.
Колоскова, Н. Вдвоем нам будет тепло! / Н. Колоскова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2018. – № 3-4. – С. 49-50. – (Особенный читатель).
Обзор книг, адресованных читателям от самого рождения до шестилетнего возраста. Все издания, включенные в представленный обзор, предполагают совместное чтение взрослого и ребенка, а также творческое сотрудничество. Перечислим упомянутые книги: М.Дюбюк «Лев и птичка», комплект из пяти книг Б.Венингер «Один за всех и все за одного», С.Нагаева «ХромоСоня», А.Анисимова «Торопыга».
«Библиотечное дело»
Абрамова, Ю. Проект «Образовательное чтение» как инструмент для увеличения книговыдачи / Ю. Абрамова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 6. – С. 30-32. – (Чтение).
В данной статье отражен опыт Информационно-досугового центра «М-86» ЦГПБ им. В. В. Маяковского по созданию и внедрению проекта «Образовательное чтение» как вида информационных услуг, позволяющего увеличить показатели книговыдачи и посещаемости.
Отмечается, что успешная реализация проекта может заложить основу для постоянного улучшения качества предоставляемой услуги. Самое важное в этом процессе — это получение обратной связи от потребителей, их мнения и оценки оказывают положительное влияние на развитии проекта.
Гаслов, Г. Д. Оптимистичная сказка с грустным финалом / Г. Д. Гаслов. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 6. – С. 27-29. – (Чтение).
Приводится текст простого сюжета-зарисовки из практики Московской областной детской библиотеки, за интонацией которого стоят глубокие смыслы.
Давыдова, С. Что такое маркетинг в библиотечной сфере / С. Давыдова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 3. – С. 35-36. – (Маркетинг).
Рассказывается о маркетинге в библиотечной среде, в которой клиентоориентированный подход становится основой для модернизации традиционных форм работы, расширяет основные направления деятельности библиотеки: просветительскую, досуговую и коммуникационную.
Домборовская, И. С. Побеседуем с книгой / И. С. Домборовская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 5. – С. 37-38. – (Чтение).
Об итогах конкурса «Книга — лучший собеседник», проведённого среди читателей г. Гродно, целью которого стал анализ читательской компетентности.
Приведем основные мероприятия, реализованные в рамках данного конкурса: размещение рекламы в социальных сетях. В подготовленном положении о конкурсе были определены сроки приёма эссе, призы победителям (книги), форма поощрения участников (сертификат участия в проекте «Развитие через чтение») и критерии оценки эссе (самостоятельность суждения, обоснованность, оригинальность, юмор и парадокс, цитирование). В полученных эссе были представлены различные позиции по отношению к диалогическому чтению, способы понимания диалогического чтения, отрефлексированы традиционные способы чтения. Они представляют собой богатый материал для анализа.
Калинина, Е. А. Зачитываем до дыр! Кто с нами? / Е. А. Калинина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 5. – С. 39-41. – (Чтение).
Статья по итогам работы лектория «Зачитано до дыр», действующего на базе Ярославской библиотеки им. Ф. М. Достоевского. Основная задача этого лектория — стремление создать на базе библиотеки объединение «Любителей перечитывать лучшие книги».
Отмечается, что за время общения и чтения в рамках лектория обозначилось понятие разборчивого читателя. Это интеллектуал с чувством юмора, который хорошо формулирует абстрактные суждения, и концентрируется на решении проблем. Он социально активен, толерантен и дипломатичен.
Кильпякова, И. Стремление к идеальной модели / И. Кильпякова, М. Хасанова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 4. – С. 2-5. – (Особый читатель).
Представлено современное состояние и тенденции развития специальных библиотек России, а также модель их развития. Кроме этого в статье сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития, которые позволят стать специальной библиотеке региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Козлова. Н. Читаем, учимся, играем / Н. Козлова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 7. – С. 31-32. – (Актуальные проекты).
О реализации проекта «Вместе с книгой я расту», направленного на развитие и поддержку традиций семейного чтения.
Основой всех мероприятий в рамках данного проекта стала традиционная бумажная книга, а их темы мероприятий разрабатывались и корректировались в творческом союзе родителей, воспитателей и библиотекарей.
Короткевич, А. В. Научное кафе / А. В. Короткевич. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 7. – С. 13-16. – (Актуальные проекты).
О реализации Гомельской областной универсальной библиотекой проекта «Научное кафе», направленного на обсуждение актуальных научных проблем. Это неформальное мероприятие, проходящее за чашкой чая в дружеской обстановке. в ходе которого любой желающий может высказаться по определённой теме или задать вопрос специалисту. На целый год арт-кафе библиотеки превратилось в дискуссионный научный клуб и площадку для диалога активных студентов и аспирантов с современными учёными, политиками, успешными предпринимателями.
Леонтьева, Т. Чтение как творческий процесс / Т. Леонтьева. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 2. – С. 28-34. – (Идеи развития).
Освещаются проекты и мероприятия библиотек Калужской области по популяризации чтения среди молодёжи, такие как: «Библиотека шагнула за порог», программы «Библиотечное лето», «Снимаем кино, или Всё начинается с книги», «Время читать» и «Лето под книжным зонтиком», акция «Читательская ленточка» (ее цель — выявление наиболее популярных жанров литературы среди пользователей библиотеки, в первую очередь среди молодёжи), летний проект «Доброе сердце — добрые поступки» и другие.
Русина, А. В. Роль библиотеки в формировании внутреннего имиджа города / А. В. Русина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 3. – С. 22-24. – (Геокультурный брендинг).
О важной роли библиотек в формировании культурного имиджа городов России.
Рассказывается о необходимости библиотеки расширять сферы влияния и включаться в процесс развития территории, чтобы оставаться актуальной и конкурентноспособной.
В статье приводится анализ посредством вовлечённого наблюдения деятельности Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург) и Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского (г. Курган). Данный выбор библиотек обусловлен широким спектром предоставляемых ими услуг при структурных и организационных различиях, узнаваемостью в своих городах, а также открытостью внутренних процессов обеих организаций.
Соколовская, Л. Третий возраст / Л. Соколовская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 4. – С. 17-19. – (Особый читатель).
Представлен опыт работы студии для пожилых людей «Открой в себе художника» на базе филиала № 10 «Кузнецкой центральной городской библиотеки им. А.Н. Радищева» (Пензенская область).
Обучение в студии, девиз которой «Пусть красота того, что мы видим, станет красотой того, что мы делаем», проводится не только для тех, кто стремится творить в своё удовольствие, но и для тех, кто мечтает развивать в себе художественные навыки. Здесь каждый желающий сможет освоить разнообразные новые техники, усовершенствовать своё мастерство, провести время в компании творческих людей, а может.
Шульц, М. Агата Мистери, или Детский детектив сегодня / М. Шульц. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 1. – С. 32-33. – (Мир детектива).
Рассказывается об особенностях детского детектива как литературного жанра и интересе читателей к данному виду литературы.
Условно приводится разделение всех детских детективных историй на четыре основные группы, исходя из личности главного героя.
В заключение отмечается, что организация книжно-иллюстративной выставки детского детектива с библиографическим обзором сразу привлекает внимание читателей к представленной литературе, а проведение игровой программы или квеста по детективной истории вызывает желание прочитать книгу.
Юрманова, С. Геометрия книжного пространства молодежи / Е. Харитонов, С. Юрманова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – № 2. – С. 11-14. – (Идеи развития).
Об итогах общероссийской научно-практической конференции «Геометрия книжного пространства молодёжи (Молодёжная литература и молодёжное чтение)», в работе которой приняли участие более 120 человек из молодёжных, юношеских, научных, муниципальных библиотек, учреждений образования и культуры.