Предлагаем вашему вниманию обзор следующих профессиональных журналов за июль 2014 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека». Внимание уделено статьям, отражающим опыт работы библиотек как нашей страны, так и и зарубежных.
«Библиотека»
Бурилова, О. Под теплым домашним абажуром, или Навыки звучащей речи / О.Бурилова // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 55 -57.- (Территория чтения)
О громком чтении как одной из форм библиотечной работы.
Громкое чтение играло важную роль уже в пушкинскую эпоху: в кругу семьи достаточно большие по объему произведения читались вслух.
В материале статьи приводятся несколько правил подготовки к чтению вслух: деление текста на интонационно-смысловые отрезки, проверка правильности ударений в незнакомых словах при помощи орфоэпического словаря, чтение текста вслух с целью пережить эмоции.
Структурно выделяются следующие этапы мероприятия: вступительное слово, собственно чтение и беседа о прочитанном.
В конце статьи приводится притча о силе слова.
Пономарева, Т. Магия театрализации / Т. Пономарева // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 2. - (Сохраняя традиции, искать новое)
Об опыте работы Управления образования Пермского края по организации детской ежегодной читательской конференции, участники которой разделены согласно возрасту на две группы: 4-7 классы и 8-11 классы. Все желающие принять участие в акции поделились своими любимыми произведениями, представив их в форме театральных постановок и самостоятельных спектаклей. В настоящем году на сайте проекта «Читать- это ПРО 100» были размещены подготовленные презентации, что решило проблему территориальной удаленности.
Урядова, О. Философские аспекты монашества и вегетарианства / О.Урядова // Библиотека. - 2014. - № 7. - С. 22-25. - (Социальное партнерство)
Премьера социального проекта «Живая книга» («Люди-книги»), разработанного Центральной библиотекой им.В.Татищева г.Тольятти, состоялась в апреле 2012 г. Цель проекта - обеспечение непосредственного общения разных слоев населения с представителями разных социальных групп («живыми книгами»). Основная задача проекта - разрушение стереотипов, ведение диалога, развитие культурного взаимодействия, укрепление демократических отношений.
При подготовке встречи организаторами разрабатывались правила ведения диалога с «живыми книгами», бейджи, анкеты для читателей. Предварительно была составлена картотека с аннотациями «живых книг» (примеры «живых книг»: ветеран боевых действий, аниматор-карлик, сотрудница исправительной колонии). Встречи проводились в формате «вопрос - ответ» на разных площадках, приглашенные делились своей историей, опытом и знаниями.
По итогам проекта был выпущен сборник материалов и диск с буктрейлером «Люди-книги».
Газета «Про-позитив» стала итогом одноименного проекта, реализованного пятью библиотеками и молодежными пресс-центрами. Его цель - организация досуга школьников среднего и старшего возрастов, их вовлечение в социальную жизнь.
Согласно задуманному, содержание газеты включает только позитивные новости: об интересных людях и событиях, организации досуговых мероприятий. Были сформированы редакционные коллегии из учащихся, для которых были организованы обучающие занятия, знакомящие с принципами освещения событий, жанровыми особенностями публицистики, умениями подготовить и оформить статью, взять интервью, сверстать номер.
За два года выпуска газеты было распространено достаточное количество ее экземпляров, позволяющее жителям города получить информацию о социально-культурной жизни, интересных людях области. Это является немаловажным в формировании позитивного мышления и личностном становлении ее создателей.
«Библиотека в школе»
Порядина, М. Наш книжный рынок и школьная библиотека: обстоятельства, тенденции, новинки и диковинки / М.Порядина // Библиотека в школе. - 2014. - № 7 - 8. - С. 48-51. - (Книжные палаты)
Признавая проблему отсутствия регулярной и стабильной системы книгораспространения, особенно в регионах, представляются возникающие трудности на основе несовершенного действующего законодательства в сфере книжного дела.
Литература для детей и юношества составляет примерно 10% общего издательского ассортимента. Учебная и научная литература неизбежно устаревает, что подразумевает отслеживание современных научно-познавательных проектов и комплектование соответствующими изданиями фондов библиотек.
Автор статьи приводит рекомендательные списки литературы по разным темам: «У коллег и друзей», «Сказки на разный лад», «Поэзия для всех», «Подросток в мире взрослых», «Знать и помнить!» и другие.
Цымбаленко, С. От детской газеты к преобразованию себя и общества / С.Цымбаленко // Библиотека в школе. - 2014. - № 7- 8. - С. 14 - 20. -(Внутренняя работа)
По мнению С.Б.Цымбаленко, президента творческого объединения ЮНПРЕСС, информационные проекты усиливаются и приобретают глубину и иное измерение при грамотном использовании современных технологий. По результатам исследования «Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства», большую часть досуга опрошенных занимает общение с друзьями, а значимую информацию подростки предпочитают извлекать из Интернета или узнавать в процессе общения со сверстниками. Подростки проявляют интерес к обмену информацией посредством информационных проектов, т. к. полученные знания вызывают у них большое доверие. С другой стороны, подростки открыты и для общения со взрослыми, которые занимают важное место как участники равноправного процесса по определенным жизненным вопросам.
В процессе выпуска газет, журналов, создания видео- и интернет-ресурсов реализуется внутренний психологический механизм социализации. Уже с трех лет, констатирует автор статьи, проектирование средствами творческого самовыражения прививается детям. Приводятся конкретные примеры работы детей в рамках функционирования киностудии «Поиск» (Новосибирск), студии «Радиус» Останкинского детского дома Нижегородской области и другие.
«Библиотечное дело»
Мухачева, О. Воспитываем «электронного гражданина» / О.Мухачева // Библиотечное дело. -2014. - № 11. - С. 22 - 23
Статья посвящена работе Государственной библиотеки Югры по повышению информационной грамотности пользователей. В 2007 году специалистами библиотеки был разработан проект «Основы информационной грамотности», целью которого является подготовка читателя к эффективному использованию информационных ресурсов, а также популяризация возможностей библиотек. Занятия в микрогруппах учащихся муниципальных общеобразовательных учреждениях города проходили еженедельно в течение трех месяцев. В рамках мероприятий осуществлялось обучение работе на персональном компьютере, в интернете и правовых базах данных. После каждого цикла занятий организовывались развлекательные мероприятия и конкурсы: «Компьютерные приколы», конкурс мультимедийных проектов «Читать - это здорово!», интернет-викторина «Поговорим?!».
Проект стал актуальным на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа: впервые в России был внедрен проект Международного фонда ECDL «Электронный гражданин».
После реализации проекта и анализа проведенных мероприятий, опыт работы в данном направлении был обобщен, составлены методические рекомендации.
Черняк, М. Феномен литературного юбилея / М.Черняк // Библиотечное дело. - 2014. - № 12. - С. 12 - 14
Являясь импульсом для проведения различных творческих проектов, литературный юбилей имеет множество духовных и материальных аспектов. В материале приводится опыт организации международного книжного салона, посвященного юбилею М.Лермонтова. Подобные мероприятия явялются информационным поводом и привлекают внимание к культурным событиям.
«Воспитание школьников»
Атемасов, А. Воспитание высших чувств / А.Атемасов //Воспитание школьников. - 2014. - № 7. - С. 40-46. - (Классному руководителю)
Сценарий лекции-концерта.
Автором статьи был разработан спецкурс для студентов Московского государственного университета дизайна и технологии с целью формирования и развития доброты, благородства, психологических высших чувств, умения преодолевать трудности.
Мероприятия соответствующей тематики могут быть разными по содержанию. Представленный сценарий посвящен одаренным детям и подросткам разных стран мира. В ходе концерта выступают таланты особенные, которые представляют что-то своеобразное и неповторимое. Все выступления взяты из Интернета, их исполнители целеустремленны, каждый из них пережил какое-либо тяжелое событие в детстве.
Буленкова, Н. «Все в твоих руках» / Н.Буленкова, Л.Суханова // Воспитание школьников. - 2014. - № 7. - С. 53 - 54. - (Школьному психологу)
Из опыта работы дискуссионно-психологического клуба «Ситуация» Школы гармоничного воспитания Дворца детского творчества Санкт-Петербурга.
Программа, осуществляемая клубом, направлена на формирование социального опыта подростков. В течение двух лет педагоги-психологи работают в направлении диагностики различных качеств личности. Исходя из полученных результатов появляются новые темы занятий (например, «Я выбираю жизнь! Нет суициду»). После прочтения притчи «Все в твоих руках» и диалога о ценностях человеческой жизни подростки пишут эссе. Прием «Копилка неразрешенных ситуаций» предполагает разбор и комментарии специалистов ситуаций и тем, волнующих данную возрастную категорию. При работе с фольгой детям предлагается создать из нее «символ жизни» и рассказать, какие ассоциации возникают с этим символом и почему.
Программа клуба «Ситуация» направлена на обсуждение определенных проблем специалистами и подростками и установление взаимопонимания.
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Белова, Е. Шуршат на дорожках опавшие листья... / Е.Белова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 7. - С. 34- 36. - (Приходите к нам на праздник!)
Праздник осени для детей 6-7 лет и их родителей.
Помещение для проведения мероприятия украшается рисунками и поделками. Действующие лица обращают внимание участников на оформление зала, исполняют песни по теме, предлагают отгадать загадки, проводят эстафеты для детей и их родителей.
Бобрикова, О. Приметы золотой осени / О.Бобрикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 7. - С. 65. - (Как прекрасен этот мир)
Тренинг для детей 4-5 лет.
В начале занятия проводится игра «Да или нет», в ходе которой необходимо ответить утвердительно или отрицательно на озвученные воспитателем осенние приметы. Затем следует физкультминутка, предполагающая повторение детьми движений, о которых говорится в стихотворении. После раскрашивания кленовых листьев дети исполняют танец с листочками и составляют рассказ об осени.
Канаева, О. Кто в берлогу спать ложится? / О.Канаева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 7. - С. 48 - 49. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)
Конспект занятия по развитию речи для дошкольников.
Основной целью мероприятия является обучение составлению описательного рассказа с опорой на картинки. В качестве предварительной работы рекомендуется рассматривание пособий с изображением животных, чтение стихотворений, сказок и загадок о животных, дидактические игры.
После организационного момента воспитатель задает наводящие вопросы для составления рассказа о медведе, проводит физкультминутку, разучивает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Сараева, С. Кто в тереме живет? / С.Сараева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 7. - С. 18 - 19. - («Большая литература для маленьких»)
Сценарий литературно-творческой игры для детей 7-9 лет.
В ходе мероприятия библиотекарь знакомит ребят с несколькими видами сказок и предлагает создать собственный сказочный музей.
Ведущий и дети вместе распределяют изображения героев сказок по соответствующим домикам, а затем перечисляют три группы сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Соотнеся характеристики сказок с их видами, представляется каждый вид сказок, а затем проверяется правильность ранее разложенных карточек.
«Читаем, учимся, играем»
Гриценко, О. Славлю тебя, русский язык / О.Гриценко // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 7.- С. 64 - 69. - (В помощь учителю)
Лингвистическая гостиная для учащихся 6-7 классов о необходимости изучения родного языка, его истории и людях, внесших вклад в развитие культуры России, об используемых словарях (их бумажном и электронном вариантах).
Дорожкина, Н. В гостях у истории / Н.Дорожкина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 7. - С. 80 - 81. -(В помощь учителю)
Познавательная викторина для учащихся 4-5 классов.
Для проведения викторины подготавливается таблица с номерами вопросов. Группа детей делится на две команды. Представитель каждой команды выбирает номер вопроса из таблицы. За правильный ответ на вопрос начисляется один балл.
В материале приводятся вопросы викторины по истории России.
Ионова, И. Простое искусство вежливости / И.Ионова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 7.- С. 40 - 43. - (Что такое хорошо)
Познавательное мероприятие для учащихся 5-7 классов. К занятию оформляется книжная выставка по теме.
Надев волшебный шарфик, который является проводником в мир хороших манер, можно перевоплотиться в героя с аналогичным именем. После раскрытия понятия «этикет» ведущий рассказывает о происхождении самого слова. В сценарии говорится о правилах поведения в гостях (в частности, правила приглашения в гости, поведения за столом, выбора подарка). После просмотра нескольких пантомим, представленных героем Шарфиком, участники их обсуждают. В конце занятия ведущий представляет издания с предварительно оформленной книжной выставки.
Шилильо, С. Денежку наживай, да честь не продавай / С.Шилильо // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 7. - С. 44 - 46. - (Что такое хорошо)
Час общения для учащихся 5-7 классов.
За несколько дней до мероприятия предлагается подготовить рассказ об истории возникновения денег, написав тексты на листах бумаги.
Учитель и библиотекарь рассказывают о главном символе богатства, культуре общения с деньгами, обращаясь к актуальным и сегодня «Заповедям русских купцов». После экскурса в историю денег, подготовленного учащимися, проводится конкурс пословиц и поговорок.
«Школьная библиотека»
Мацуда, Ю. Практика формирования медиаграмотности в библиотеках государственных и старших школ / Ю.Мацуда // Школьная библиотека. - 2014. - № 7. - С. 23 - 29. - (В гостях у зарубежных коллег)
Вопрос необходимости формирования медиаграмотности освещается в одной из глав книги «Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США».
Практику формирования медиаграмотности в условиях школьного учебного процесса можно разделить на три этапа: высказывания суждений о медиа, создание различных видов коммуникации в помощью медиа, работа в классе под руководством учителя. Во второй части статьи раскрывается содержание каждого этапа.
Юркова, Е. Библиосумерки в Мурзилии / Е.Юркова // Школьная библиотека. - 2014. - № 7. - С. 70 -72. - (Поздравляем с юбилеем)
Рязанская областная детская библиотека предложила отметить юбилей журнала «Мурзилка» в рамках проведения апрельского Библиосумеречного вечера для своих читателей. Сам Мурзилка пригласил всех желающих поучаствовать в конкурсах, раздав при этом жетончики, которые потом обменивались на вкусные и полезные призы. Была организована работа следующих площадок: «Школа безопасности», «Игродром», «Путешествия и приключения», «Соседи по планете», «Детективный клуб», «Клуб «Полиглот», «Разговор по душам с Мурзилкой», «Pazzlebattle». Участники вечера прошли «Курсы кладоискателей», посетив книгохранилище библиотеки. С наступлением темноты действие переместилось на улицу- здесь состоялся флешмоб, были розыграны призы.
Изучение пользователей библиотек: социологический подход: методическое пособие для библиотекарей: в 3 ч. / авт.-сост.: А.Ю.Губанова, Е.А.Колосова. - М., 2013. -Ч. 1-3.
В методических рекомендациях приводится описание основных методов социологических исследований вопросов детства, детских библиотек, чтения; краткая историческая справка о неопросных методах (контент-анализ документов, наблюдение, социографический метод, моделирование) и конкретные примеры применения этих методов в работе библиотечных исследователей; раскрываются приемы обработки результатов исследования.
Современные формы работы с детьми и подростками в библиотеке: словарь / Российская государственная детская библиотека; Сост. О.Л. Кабачек. - Москва, 2013. - 116 с.
В словаре в алфавитном порядке приводится переработка и дополнение материалов региональных изданий, касающихся форм работы с детьми и подростками.
В предисловии излагаются семь базовых психолого-педагогических принципов, которые рекомендуется соблюсти при подготовке и проведении библиотечного мероприятия для достижения максимального развивающего эффекта.