«Библиотека в школе»

Жвалевский, А. Детские книги, которых боятся родители / А.Жвалевский, Е.Пастернак. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2017. – № 11-12. – С. 48 – 56. – (Книжные палаты)

Родительские страхи распространяются на все сферы жизни, в том числе на книги, которые читают дети. В апреле 2017 года известный книжный блогер
Наталья Медведь (блог «Маленький читатель») провела подробное анкетирование родителей читающих детей и подростков.

Наибольший интерес вызывают ответы на следующие два вопроса анкеты: «На какие темы не будете читать своему ребёнку?», «На какие темы не должно быть детских книг?»

Авторы подчеркивают, что «запретных» тем в книгах не бывает. Совсем. Существуют неудачные, плохие, возможно, даже травмирующие способы написать на ту или иную тему, но это тема совсем другого договора. Сами по себе темы не должны быть изложены адекватно возрасту ребенка.

Петрова, Е. Завари кашу в библиотеке / Е.Петрова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотека в школе. – 2017. – № 11-12. – С. 24 – 27. – (Работа с читателями)

Сотрудничество Центральной детской библиотеки Невского района города Санкт- Петербурга и Немецкого культурного центра им. Гёте началось тогда, когда на базе библиотеки был открыт отдел литературы на иностранных языках. За два десятилетия совместной работы в библиотеке регулярно проводились различные мероприятия, направленные на ознакомление читателей с наследием немецкой культуры: презентации, конкурсы, викторины, встречи с немецкими писателями.

Создание детского библиотечного журнала «Каша-Малаша» стало импульсом, который дал возможность познакомиться с опытом работы немецких коллег. В рамках проекта «Каша-Малаша» предполагалось участие учеников младших классов, которых на протяжении всей учебной недели, три часа в день, предстояло вовлекать в творческую работу – для них открылись мастерские журналистики, креативного письма и рисованных историй.

Данный проект носил интерактивный характер и был построен по принципу «познание через участие». Главной особенностью стало использование партисипативного подхода, который выражается в осуществлении сотрудничества преподавателя и обучаемого, а также в совместном принятии решения о способах и формах деятельности с целью саморазвития всех участников процесса. Итогом недельного сотрудничества стало создание детьми итоговой работы.

Далее рассказывается о втором выпуске журнала в жанре комикса, подразумевающем придумывание детьми своего собственного героя и своей истории.

 

«Библиотечное дело»

Вольская, Н. Именами Россия славится / Н.В. Вольская. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 22. ‒ С. 40-44. ‒ (Геокультурный брендинг)

Об итогах проекта, реализованного на территории Ульяновской области, «Именами славится Россия» по созданию именных библиотек, одной из целей которого является не только содействие в присвоении имени библиотекам. Также проект помог сосредоточиться на краеведческой и мемориальной функциях, определить направления развития и продумывание ресурсного обеспечения деятельности именной библиотеки, установить взаимовыгодные партнёрские отношения.

Георгас, Х. Что же на самом деле делают библиотекари? / Х. Георгас. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 22. ‒ С. 17-18. ‒ (Библиотеки вузов)

В статье представлены рекомендации, касающиеся оценки работы библиотекарей справочных отделов университетских библиотек.

Ивашина, М. Об эффекте «вареной лягушки» и школьном чтении / М.В. Ивашина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 20. ‒ С. 8-12. ‒ (Школьная повесть)

Об «эффекте варёной лягушки» (или «лягушка в кипятке»), под которым понимается неспособность людей адекватно реагировать на значительные изменения, которые происходят постепенно.

Калугин, А. Властительница дум нового поколения / А. Калугин. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 20. ‒ С. 24-27. ‒ (Школьная повесть)

Автор статьи приводит факты о жизни и творчестве Лидии Чарской, русской детской писательницы, поэтессы и актрисы.

Кашин, Р. Книга как эмоционально-информационный объект / Р. Кашин. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 23. ‒ С. 29-32. ‒ (Сказки на ночь)

Приводится анализ особенностей и составляющих книги как важного инструмента познания и формирования личности ребёнка. Среди составляющих книги упоминается прежде всего важность дизайнерского оформления, верстки, иллюстраций, включение каллиграфических заголовков в текст.

Колгина, М. Семнадцатый: век спустя / М.Колгина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 21. ‒ С. 8-12. ‒ (Уроки Октября)

О прошедшей в Ставропольской краевой библиотеке для молодёжи акции «Библионочь», посвящённой событиям 1917 года. В рамках состоявшегося комплексного мероприятия работал вечерний революционный кинозал, площадка любителей мультипликации, экспозиция «Эпоха газетной строкой», изба-читальня и фотозона.

Крикун, Т. Экология в жанре анимации / Т. Крикун. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 24. ‒ С. 13. ‒ (Год экологии)

О реализации проекта «Детская творческая площадка «ЭкоКадр», в рамках которого детьми создаются социальные мультфильмы экологической направленности.

В экологической библиотеке Мончегорской ЦБС (Мурманская область) открыта интеллектуальная зона творческого досуга для детей и подростков, которая объединила друзей по интересам. С помощью необходимого оборудования ребята стали создавать мультфильмы, освещающие проблемы экологии родного края. Кроме этого, были проведены следующие мероприятия по теме: экологический десант «День Имандры», видеорейд «Мы за чистый Мончегорск и городская акция «Экологический патруль».

Кузнецова, Е. Потерявшиеся во времени, или Что скрывают старые книги / Е.Кузнецова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 21. ‒ С. 31-34. ‒ (Библиотечные фонды)

Обзор редких изданий из фондов Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.

Макаров, В. Методика и закон / В. Макаров. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 23. ‒ С. 37-39. ‒ (Библиотечное законодательство)

В данной статье автор анализирует место и роль методической и проектной деятельности библиотек в зарубежном библиотечном законодательстве и ключевых международных документах в области библиотечного дела.

Подробно анализируются законы отдельных стран на предмет прямого или косвенного упоминания в них научной, проектной и методической деятельности.

Отмечается важность методической функции библиотек, которая неоднократно подчёркивается в различных международных законодательных актах как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран. Обращает на себя внимание и множество проектных и методических функций, разнообразных проектов, которые вменяет в обязанность библиотекам современное мировое законодательство.

Матлина, С. Музейная деятельность публичных библиотек / С.Г. Матлина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 22. ‒ С. 32-34. ‒ (Библиотека и музей)

О проведенной Всероссийской научно-практической конференции «Музейная деятельность публичных библиотек», состоявшейся в Доме Гоголя, в ходе которой было представлено многообразие библиотек-музеев (например, мемориальная библиотека), а также кейс о возможностях музейной работы библиотеки как фактора развития местного туризма, создания бренда города (села).

Тихомирова, И. Материнское чтение в системе домашнего воспитания детей / И. Тихомирова. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 23. ‒ С. 40-44. ‒ (Сказки на ночь)

О важности материнского чтения для гармоничного формирования личности ребёнка.

Подчеркивается, что само материнское чтение отличается от чтения на уроке не только комфортными условиями, живым контактом ребёнка с матерью, звучанием её голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, но и возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Материнское чтение книг, непосредственно соответствующих возрасту ребёнка, его индивидуальным особенностям и гуманных по своей идее — это ключ к социализации ребёнка, к освоению принципов отечественной культуры.

Федянина, Е. Экологический проект «Зеленая карта Волгодонска: электронная, печатная, мобильная» / Е.Н. Федянина. ‒ Текст : непосредственный // Библиотечное дело. ‒ 2017. ‒ № 24. ‒ С. 21-23. ‒ (Год экологии)

Статья посвящена реализации экологического проекта «Зелёная карта Волгодонска: печатная, электронная, мобильная», разработанного специалистами центральной библиотеки города Волгодонска Ростовской области.

Задачи проекта заключались в формировании системы экологических знаний о природе Волгодонска (доступных в печатной и электронной форме), повышении уровня экологической компетентности у жителей города, пополнении фонда муниципальных и ведомственных библиотек изданиями эколого-краеведческой тематики, а также в привлечении внимания горожан, СМИ к экологическим проблемам и др.

В рамках проекта была издана «Зелёная карта Волгодонска», процесс подготовки и выпуска которой включал в себя выбор полиграфического предприятия, составление договора на полиграфические услуги, редакцию текста, подбор иллюстративного материала, само оформление графической карты, составление и утверждение оригинал-макета издания. Впоследствии печатная «Зелёная карта Волгодонска» была распространена по библиотекам и учебным заведениям города. Параллельно с подготовкой печатного издания проводилась работа по размещению в Сети интерактивной «Зелёной карты Волгодонска» с помощью онлайнового картографического сервиса GoogleMaps.

 

«Современная библиотека»

Бычкова, Е. Экология информации, или Как не впасть в «цифровое безумие» / Е.Ф. Бычкова. ‒ Текст : непосредственный // Современная библиотека. ‒ 2017. ‒ № 9. ‒ С. 58-63. ‒ (Крупный план)

О психологических особенностях того или иного поколения, описанных в рамках известной «теории поколений», сформулированной американскими социологами. Во второй части статьи приводится обзор книг по этой теме (например, «Галактика Гутенберга» М.Маклюэна, «Антимозг. Цифровые технологии и мозг» М.Шпитцер).

Автором статьи подчеркивается важность формирования информационной культуры учащихся в сотрудничестве с библиотеками путем разработки и реализации программ.

Васильева, Е. Фестиваль молодежи и студентов: технологии, батлы и библиотеки / Е.Васильева. ‒ Текст : непосредственный // Современная библиотека. ‒ 2017. ‒ № 9. ‒ С. 45-53. ‒ (Событие)

О состоявшемся в Сочи девятидневном XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов, в рамках проведения которого состоялось более тысячи мероприятий.

Конюхова, Н. Рукотворная книга / Н.Н. Конюхова. ‒ Текст : непосредственный // Современная библиотека. ‒ 2017. ‒ № 9. ‒ С. 93-95. ‒ (Галерея)

О реализации городского проекта «Рукотворная и рукописная книга» Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка, в рамках которого были изготовлены 57 книг.

Мальцева, Н. «Современный библиотекарь – это человек, понимающий свое предназначение в условиях постоянно меняющегося мира» / Н.К. Мальцева. ‒ Текст : непосредственный // Современная библиотека. ‒ 2017. ‒ № 9. ‒ С. 13-15. ‒ (Персона)

Приводится интервью с одним из победителей профессионального конкурса.