В обзор вошли выпуски за июнь 2015 года следующих профессиональных периодических изданий: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем». В обзор включены статьи прежде всего практического характера, отражающие опыт осуществления как проектной деятельности разными библиотеками нашей страны и зарубежных стран, так и включающий сценарии мероприятий различной тематики.

 

«Библиотека»

Ануфриева, Т. Калейдоскоп номинаций и урожай призов / Т.Ануфриева // Библиотека. - 2015. - № 6. - С. 15-19. - (Формы работы)

О мероприятиях, реализованных двенадцатью муниципальными учреждениями культуры г. Соликамска (Пермский край) в Год культуры.

Примечательно то, что каждый месяц Года культуры курировало определенное учреждение. Например, февраль был месяцем библиотек. Для читателей была проведена акция «Библиосумерки. Соликамский формат», для работников учреждений культуры - День специалиста, для библиотекарей - Фестиваль библиотечного творчества.

Суть акции «Библиосумерки. Соликамский формат» состояла в предоставлении библиотечных площадок читателям всех возрастов для проведения интеллектуального досуга в течение часа после закрытия библиотеки. В рамках акции в библиотеках-филиалах состоялись мероприятия: конкурсно-игровая программа «Играй, гармонь!», квест «С конем и на коне», мюзикл «Пушкин против Гарри Поттера», интерактивная игра по произведениям В.Астафьева «Синие сумерки».

Самым необычным стал мастер-класс «Застывший свет», посвященный истории, технике и технологии фотографии.

В рамках Дня специалиста была представлена работа читательских клубов всех возрастных категорий, обзор рубрик сайта библиотечной системы Соликамска.

Для коллег библиотечные специалисты провели фестиваль «Творчество библиотекарей на радость читателям», главной целью которого стало представление достижений и находок специалистов на темы: «Библиотека - центр информационных технологий», «Составление библиографических пособий», «Библиотека красивая, или Все в наших руках», «Библиотека - центр коммуникации».

Пустовая, М. Представляем юным биографии знаменитых / М.Пустовая // Библиотека. - 2015. -№ 6. - С. 20-21. - (Конкурсы)

О профессиональном конкурсе на лучшее литературное творческое мероприятие «Книги серии ЖЗЛ: новое дыхание». Одна из главных задач конкурса - популяризация литературных произведений, которые несут в себе идеалы человеколюбия, нравственности, культуры. Было учреждено несколько номинаций, среди них - на лучшее мероприятие конкурса, его сценарий, режиссерскую работу.

Специалисты библиотек представляли издания серии из своих фондов. Чтобы победить, необходимо было презентовать книгу интересно и необычно. Презентации прошли в разных формах: литературно-музыкальная гостиная, литературное кафе, библиотечное расследование, познавательные игры, путешествия-экскурсы.

Морозова, М. Автопоезд идет ... между витражами / М.Морозова, А.Чаусова // Библиотека. - 2015. - № 6. - С. 47-51. - (Грани профессии)

Челябинской областной юношеской библиотекой реализуется проект «Театр + Библиотека», цель которого - приближение литературы к юношеству, популяризация театрального искусства в молодежной среде, подтверждение статуса библиотеки как привлекательного общественного пространства. На библиотечной площадке читатели знакомятся с театральными интерпретациями литературных произведений, творчеством великих поэтов и писателей, а также общаются с актерами и режиссерами челябинских театров.

Уличный проект библиотеки «Будет и на нашей улице книга!» направлен на продвижение книги и чтения в городскую среду. Это попытка интерактивного взаимодействия с жителями города с помощью красочного оформления витражей. На витражных окнах библиотеки работают несколько зон, демонстрирующих жителям города разнообразные виды деятельности.

  • «Афиша месяца» - самые яркие события и акции текущего месяца, в которых библиотека предлагает принять участие всем желающим.
  • «STOP- книга!» - продвижение новинок, серий и полезных читателю книг из фондов.
  • «Театр + библиотека» - анонсы спектаклей, поэтических концертов, творческих встреч с артистами театров города с указанием даты и времени.
  • «А что у нас есть?» - зона рекламы привлекательных для молодежи услуг библиотеки: настольные игры, Wi-Fi . и др.

Молодежный литературный автопоезд «Даешь книгу и культуру в Год литературы!» предполагает создание площадки со свободным микрофоном для заседания молодых, творческих людей по определенной проблеме литературы и чтения.

«Чемпионат читателей Челябинска» предполагает проведение программы, наполненной конкурсами и заданиями, а также включает в себя «Шоу книжных имен». Сотрудники библиотеки предложили два рекламных текста, в которых при помощи названий литературных произведений рассказали о библиотеке, ее читателях и фондах. Первый текст - «Знакомьтесь: Челябинская областная юношеская библиотека» - был опубликован в газете для школьников и их родителей для соответствующей аудитории. Второй текст - книжная загадка «Исповедь юбиляра» - был размещен на сайте библиотеки и адресовался виртуальным читателям, прежде всего профессиональному сообществу. Задача конкурсантов состояла в том, чтобы отыскать в предлагаемом тексте больше зашифрованных названий книг.

«Библиотечное дело»

Корносенко, Н. Михаил Шолохов и его герои в их «трагическом поиске правды» / Н.Корносенко // Библиотечное дело. - 2015. - № 11. - С. 24-25. - (Играем в классику)

Статья о редких материалах, представленных на портале Президентской библиотеки и посвященных раскрытию глубине личности и масштабности творчества М.А.Шолохова. Среди них стоит отметить электронную копию книги И.Лежнева «Михаил Шолохов» (издана в 1942 г.), в которой представляется история создания романа «Тихий Дон», ставшего крупнейшим литературным событием XX века.

Лаврушкина, В. Центр культурных программ / В.Лаврушкина // Библиотечное дело. - 2015. - № 12. - С. 21-23

В статье рассказывается об образовательных и просветительских проектах Кемеровской областной научной библиотеки.

Одним из важных факторов деятельности отдела «Центр культурных программ» является клиентоориентированность, из чего следует возрастающая актуальность знаний о различных источниках информации, их идентификация, овладения навыками и умениями навигации, знания для извлечения из этих источников данных. Под клиентоориентированностью прежде всего понимают чуткое улавливание потребностей клиента, предложение ему услуг в той форме, которая будет оптимальна для каждого конкретного человека.

Различные проекты, создаваемые Центром культурных программ («Литературная карта Кузбасса», «Студия родословий», «Информация - каждому педагогу», «Книжные гастроли: центральные библиотеки России -Кузбассу», «Историко-краеведческие Чтения «Духовность в культурно-историческом развитии Сибири») вносят значительный вклад в формирование информационной и инновационной культуры населения. Например, проект «Студия родословий» формирует навыки информационного самообеспечения, рационального поиска информации, методике информационного самообслуживания.

Проект «Литературная карта Кузбасса» позволяет накапливать, сохранять и эффективно использовать коллекции печатных и электронных изданий и документов, доступных для пользователей. С помощью корпоративного проекта «Информация - каждому педагогу» удается привлечь значительный процент учителей общеобразовательных школ и дополнительного образования детей, воспитателей.

Майнгардт, Н. культурный общественный контекст / Н.Майнгардт // Библиотечное дело. - 2015. - № 12. - С. 27-30

В 2015 г. исполнилось 15 лет некоммерческому библиотечному партнерству «Кузбасские библиотеки», являющейся общественной некоммерческой организацией, объединяющей библиотеки различных ведомств Кемеровской области.

Отдельно стоит остановиться на гранях развития партнерских отношений. Конференция партнерства, являющаяся высшим органом управления профессионального сообщества, регулярно проводится с целью обсуждения актуальных проблем и принятия решений о дальнейшей работе организации. Темы и задачи конференций разнообразны, сами мероприятия способствуют налаживанию контактов и обмену актуальной информацией между профессионалами. В рамках Библиотечной панорамы проходят фестивали культуры, организуются выставки предметов рукоделия в различных техниках, мастер-классы.

На протяжении многих лет организуется традиционный межведомственный конкурс профессионального мастерства библиотекарей Кузбасса «КНИГИНЯ», на первом этапе которого конкурсанты представляют в оргкомитет заявку на участие в конкурсе, саму конкурсную работу, сценарий творческой защиты представленного материала. Жюри оценивает работы и формирует группу участников для участия в следующем этапе. Затем участники финала публично защищают свою работу. Победитель получает ценный приз (денежную премию) и звание «КНИГИНЯ». Материалы конкурса публикуются на страницах сборника, который становится настольной книгой библиотечных специалистов по внедрению инноваций в практику.

Черняк, М. Современная литература в диалоге с классикой: притяжения и отторжения / М.Черняк // Библиотечное дело. - 2015. - № 11. - С. 2-5. - (Играем в классику)

О круглом столе «Современная литература в диалоге с классикой: притяжения и отталкивания», состоявшемся в рамках X Санкт-Петербургского международного книжного салона.

Русский литературный канон в зеркале современности, канонизация и деканонизация писателей в современной России, игра с русской классикой в современной литературе; ремейки, сиквелы, фанфики: испытание классики новыми жанрами; проблемы присвоения классики массовой культурой; классика и современная литература: испытание школой; современный театр в диалоге с классикой - эти и другие вопросы стали сюжетом дискуссий Круглого стола, в работе которого приняли участие писатели, издатели, театроведы, библиотекари, литературоведы, учителя-методисты.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Борисова, А. В стране доброты / А. Борисова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 6. - С. 34-36. - (Не позволяй душе лениться!)

Мероприятие для детей 8-10 лет, посвященное теме взаимоотношений людей в обществе с элементами методики «Шляпы понимания», игр на сообразительность и развитие памяти.

Библиотекарь предлагает ребятам совершить путешествие в Страну доброты, в которую могут попасть, по мнению детей, только добрые и отзывчивые люди, способные совершать ответственные поступки. Герой книги С.Михалкова дядя Степа отправляется в путешествие вместе с детьми: ребята отвечают на вопросы по содержанию произведения после прочтения отрывков, разгадывают загадки, повторяют движения разминки за ведущим. Во время просмотра сюжетов мультфильмов ребята поднимают одну из эмблем (на одной изображено улыбающееся личико, а на другой - грустное), соответствующую характеру поступка, совершаемого героем мультфильма. Разбирая каждый из просмотренных сюжетов («На катке», «Встреча озорного мальчика с девочками», «Посещение «Детского мира», «Спасение птицы») желающие примеряют шляпы разных цветов, выполняя задания. Белую шляпу примеряет тот, кто желает пересказать фрагмент, красную - поднявший вверх доброе личико, черную - заметивший плохие поступки персонажей.

Еремина, И. Русская Жанна д' Арк / И.Еремина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 6. - С. 9-11. - («Большая литература для маленьких»)

Сценарий мероприятия для детей 9-10 лет, посвященного книге-юбиляру Л.Чарской «Смелая жизнь».

Занятие решает следующие задачи: ознакомление с творчеством Л.Чарской, рассказ о судьбе единственной женщины-кавалериста Н.Дуровой, поддержание интереса к российской истории (в частности, к событиям войны 1812 года), раскрытие понятий «смелость», «отвага», «долг», «патриотизм», привитие навыков коллективной деятельности.

Во второй части занятия проводится блиц-турнир, на вопросы которого по представленному ведущим материалу отвечают все желающие. После подведения итогов и награждения победителей решается кроссворд по содержанию книги-юбиляра.

Пешкун, Л. Все сумею сделать! / Л.Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 6. - С. 51-54. - (Интересно все на свете!)

Библиотечный практикум «Книга и труд рядом идут» для детей 9-11 лет, убеждающий детей, в том, что книга способна помочь в любом деле, познакомить с профессиями, воспитать уважение к любому труду и продуктам созидательной деятельности, закрепить навыки группового творчества, способствовать развитию интереса к чтению.

Перед началом мероприятия каждый участник берет карточку, на которой изображены различные предметы, помещения и люди. Хозяюшка и библиотекарь проводят игру с мячом, прося называть понятие по определенным темам («Инструмент», «Профессия», «Техника для труда»). Таким образом, все делятся на группы, каждой из которой предстоит построить дом, состоящий из фундамента, стен, крыши и окна. Из трех блоков фундамента («труд», «любовь», «деньги») необходимо выбрать один; из блоков для стен («трудолюбие», «понимание», «смелость») выбирается только два; из оконных блоков («Интернет», «телевидение», «общение с людьми», «книги, газеты, журналы») - два. Из двух вариантов крыш («Один за всех и все - за одного», «Вместе - в труде, вместе - в радости и беде») каждая команда выбирает одну. Каждая группа представляет построенный ею дом, максимальное количество баллов за строительство и объяснение - 10.

После прочтения стихотворения А.Струниной «Борщ» ребята варят суп согласно инструкции в течение трех минут.

Перед тем, как ответить на вопросы викторины по сказкам о труде и безделье дети собирают книжку-малышку по описанию.

«Читаем, учимся, играем»

Абанина, А. Искусство быть читателем / А.Абанина // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 6. - С. 51-58. - (Книга - дар бесценный)

Конспект интегрированных уроков с участием библиотекаря и преподавателя литературы с включением игровых заданий для учащихся 7-8 классов.

Перед проведением первого урока «Слагаемые читательского таланта» ребята пишут свои отзывы о любимых книгах и красочно их оформляют.

Первое занятие подразумевает выполнение ряда заданий, помогающих развить творческие задатки у каждого читателя. Урок включает элемент соревнования, отмечая выполнение заданий получением жетонов. Вначале зачитывается определение понятия «читатель» из словаря В.И.Даля, озвучивается девиз творческого чтения «Отдача - получение - великая двоица чтения».

Проводится игра «Найди авторское слово»: в напечатанном тексте стихотворения И.С.Никитина «Тихо ночь ложится...» необходимо вставить пропущенные слова, дополняя тем самым созданные поэтом образы. Подводятся итоги конкурса читательских отзывов, затем ребятам предлагается проверить свою технику чтения. В заключительной части занятия учащиеся отвечают на вопросы викторины «Внимательный читатель», библиотекарь проводит библиографический обзор изданий, представленных на выставке «Искусство быть читателем».

Урок по теме «Учись размышлять над прочитанным» обращает внимание на раскрытие таких понятий как: «тема» и «эпиграф».

На данном занятии происходит работа над этапами освоения текста книги: подход к теме, обдумывание заголовка, осмысление эпиграфа (если он есть); мысленный диалог с автором; осмысление прочитанного.

Выполняя задания, представленные на карточках, дети учатся искать скрытые в тексте вопросы, выделять главные мысли, объяснять своими словами смысл басни и стихотворения и пар пословиц, выделять из текста подразумевающиеся (скрытые) мысли, находить и сравнивать схожие по смыслу пословицы разных народов.

Приведем содержание памятки по работе с книгой, разработанной разработчиком уроков. До чтения текста нужно начинать с заголовка и настраивать себя для дальнейшей работы с текстом. По ходу чтения уместно выявить скрытые в тексте вопросы, строить предположения, выявлять трудные вопросы и непонятные детали, делать выписки, составлять схемы и таблицы.

Бреднева, М. «В эпоху бурь и тревог...» / М.Бреднева // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 6. - С. 42-50. - (Книга - дар бесценный)

Сценарий мероприятия о тематике, символах и языке поэмы А.Блока «Двенадцать» для детей старшего школьного возраста в сопровождении медиапрезентации с кадрами документальной хроники.

Поэму А.Блок создал за два январских дня 1918 г. В ней он отразил свое понимание переломного события начала XX в. В начале занятия ведущие обращаются к центральному мотиву поэмы, предельному напряжению «черных» и «белых», главному вопросу произведения.

Отмечается также и просторечие на всех уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом) поэмы, что способствует более точному изображению реалий революционного Петрограда.

Пешкун, Л. «Не бойтесь жизни!» / Л.Пешкун // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 6. - С. 21- 29. - (Знаменательные даты - 2015)

Инсценированный рассказ, посвященный биографии и творчеству А.И. Куприна, для детей старшего школьного возраста.

При встрече с ребятами заведующая информационным бюро рассказывает несколько занимательных фактов из жизни писателя, не называя его имя. Затем старшеклассники слушают рассказ о чертах характера писателя, основной жизненный принцип которого - «Не бойтесь жизни!».

При выполнении задания «Портретная галерея» необходимо назвать произведения, герои которых представлены на слайдах, и ответить на вопросы по сюжетам.