В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных периодических изданий за июнь 2014 года: «Библиотека», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».
«Библиотека»
Кузьмичева, Е. Белый дракон, живущий в Снеголандии / Е.Кузьмичева // Библиотека. - 2014. - № 6.- С. 43-45. - (Вспомним зиму прошлую, подумаем о грядущей)
В 2013 году Центр поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки провел первый фестиваль ледяных и снежных скульптур «Снеголандия». Собственноручно слепленный оригинальный снеговик стал входным билетом на площадку фестиваля. Зимой 2014 года было предложено также вылепить и книжных героев. Во время мероприятия проводились различные викторины, подвижные игры. По итогам конкурса определялись победители.
Пермякова, С. О прогрессе в учебном процессе / С.Пермякова // Библиотека. - 2014. - № 6. - С. 35-37.- (Статус: школьная)
Детско-юношеская библиотека Нижневартовска сотрудничает с методическими объединениями учителей-предметников и классных руководителей школ, внедряя в свою практику проведение лекториев, круглых столов, семинаров по вопросам семейного чтения. Особое внимание уделяется работе с младшими школьниками: первого сентября первоклассники приглашаются на экскурсии по библиотеке, проводятся различные викторины и конкурсы с включением этюдов-эмпровизаций (обязательным является привлечение детей к процессу подготовки мероприятия).
Шишкова, Н. Нескучный рейс / Н.Шишкова // Библиотека. - 2014. - № 6. - С. 51-53. - (Внестационарное обслуживание)
О воплощении идеи «Читающий маршрут» Центральной городской библиотекой им.Ф.Семенова (г.Курск) совместно с учреждением «Курскэлектротранс».
Акция «Читающий троллейбус» проводится ежемесячно в течение всего Года культуры, ее наружная реклама (помещена на троллейбусе) соответствует внутреннему содержанию. Каждый маршрут движения троллейбуса был посвящен какой-либо книжной дате или событию. В течение времени движения транспортного средства все пассажиры рейса получали полезную информацию по разным аспектам жизнедеятельности.
«Читающий маршрут» направлен на реализацию актуальных задач: увеличение числа пользователей библиотек, формирование у жителей города навыков систематического чтения.
«Библиотечное дело»
Ганина, Л. В поддержку семейных ценностей / Л.Ганина // Библиотечное дело.- 2014. - № 9. - С. 32-34
С ноября 2012 года Черняховской центральной библиотечной системой совместно с Мариямпольской публичной библиотекой реализуется международный проект «Сотрудничество в создании библиотеки для семьи», включающий реконструкцию помещений и реорганизацию деятельности двух библиотек с целью создания оптимальных условий, предоставления услуг для обслуживания семей. Был проведен мониторинг образовательных, культурных и информационных потребностей семей двух городов, по результатам которого разработана программа неформального обучения «Развитие семейных навыков» из четырех модулей.
Ведется работа над созданием трехъязычного интернет-сайта, посвященного деятельности по проекту. По окончанию основных мероприятий планируется опубликование и распространение брошюры по работе библиотек с семьями, пройдет международная конференция.
Лебедева, Т. Библиотека и молодежь: работа в формате диалога / Т.Лебедева // Библиотечное дело. - 2014. - № 9. - С. 16-18
Одним из направлений работы Калининградской областной юношеской библиотеки им.В.Маяковского является профориентация, включающая как диагностику особенностей развития личности, так и индивидуальное и групповое консультирование. В игровой форме пользователи библиотеки могут выразить свое отношение к созданию семьи, сформулировать установки на будущую семейную жизнь.
Проект «Здоровое поколение XXI века» предполагает целенаправленную и комплексную работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике зависимого поведения среди юношества, он осуществляется совместно с различными медицинскими центрами города.
Методический центр для библиотек, работающих с юношеством в регионе, проводит обучающие мероприятия для специалистов: тренинги и мастер-классы, направленные на оптимизацию работы библиотек области.
Макушенко, Е. Поэт доблести и чести / Е.Макушенко // Библиотечное дело. - 2014.- № 9. - С. 19-20
В 2002 году был открыт памятник Н.Гумилеву в поселке Победино Калининградской области, куда еще в 1914 году (тогда еще граница Восточной Пруссии) судьба забросила поэта.
Литературный праздник «Гумилевская осень», собирающий множество гостей и отмеченный масштабными поэтическими чтениями, рассказами о судьбе и творчестве Н.Гумилева, ежегодно проводится в Краснознаменском районе Калининградской области в рамках областной программы Дней литературы.
Десятый номер журнала «Библиотечное дело» посвящен восьмидесятилетию Центральной городской библиотеки им.А.Гайдара, ведущей детской библиотеки столицы.
Далецкая, М. Как Гайдаровка попала в «сети» / М.Далецкая // Библиотечное дело. - 2014. - № 10. - С. 30-32
Интернет-ресурсы библиотеки носят информационный или аналитический характер и подразумевают разграничение каналов общения с коллегами и читателями: в первом случае - официальный сайт, во втором - сообщество отделов обслуживания. Мощной поддержкой блогосообщества является страница библиотеки, методическая «группа общения» в социальных сетях. Сайт методического отдела, созданный в 2011 году, является одним из мощных востребованных пользователями ресурсов библиотеки, отражающим все проводящиеся мероприятия.
Страница библиотеки в Википедии способствует продвижению библиотеки и ее услуг, подчеркивая академичность реализации данного проекта и близость страницы к классическому энциклопедическому виду.
Собственный видеоканал представляет возможность размещения ссылок с других ресурсов, содержащих полноценные аналитические комментарии и видеоматериалы.
Деткина, И. Люди детской литературы / И.Деткина // Библиотечное дело. - 2014. - № 10. - С. 37-38
На фотовыставке работ профессионального фотографа «Люди детской литературы» представлена портретная галерея современных детских поэтов, прозаиков и литературных критиков. После ее презентации было решено предложить этот выставочный проект коллегам из других городов, расширив таким образом географические границы. Данная выставка стала поводом для серьезного разговора о современной литературе и ее авторах. Каждая библиотека находит свои оригинальные идеи экспонирования и работы с выставкой.
Колоскова, Н. Чудесные превращения обыкновенного зонтика / Н.Колоскова // Библиотечное дело. - 2014. - № 10. - С. 33-36
Статья посвящена проектной деятельности в экологическом и природоохранном направлении. Одним из результатов подобных проектов становится создание ресурсов по теме.
В основе проекта «Зонтик превращается» лежит идея создания вернисажей творческих работ детей из природного материала, фотографий живой природы и рисунков.
На экологической странице методического отдела библиотеки в рубрике «ЭКОвести из библиотек» размещается информация других детских городских библиотек, что является банком идей для коллег.
Творческий проект «ЭКОНовый год в библиотеке» дарит читателям библиотеки как праздник, так и возможность познакомиться с одним из представителей фауны.
На страницах журнала «Библиотека в школе» специалистами ведется рубрика «Эколот», отражающая опыт детских библиотек столицы в рассматриваемом направлении.
Проект «Зеленая библиотека», реализуемый в несколько этапов в рамках программы «Детские библиотеки Москвы в системе непрерывного экологического образования», имеет методическую направленность и ориентирован на создание соответствующей экологичной среды в библиотеках города, которая имеет разноплановый характер и подразумевает соответствующее оформление прибиблиотечной территории, интерьера; экологизацию содержания работы и эколого-воспитательной среды; активную социально-экологическую позицию коллектива и другое.
Никитенко, М. Разноцветные встречи / М.Никитенко // Библиотечное дело. - 2014. - № 10. - С. 18-19
Описывается опыт работы литературно-дискуссионного клуба «Разноцветные вороны», созданного по инициативе одного из родителей читателей-подростков библиотеки. Целью клуба является достижение усложнения картины внешнего и внутреннего мира подростка, обучение умению самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.
«Воспитание школьников»
Клепиков, В. Формирование у учащихся общенациональных ценностей / В. Клепиков // Воспитание школьников. - 2014. - № 6. - С. 27-34.- (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе)
Формирование общенациональных ценностей - важное направление образовательной инициативы «Наша новая школа». Автор статьи приводит несколько определений данного понятия, их составляющих, раскрывает четыре уровня актуализации общенациональных ценностей. Приводятся пошаговая технология и оптимальная модель направления работы по формированию общенациональных ценностей.
Ручко, Л. Игровые механизмы становления и развития самоуправления в детском коллективе / Л. Ручко // Воспитание школьников. - 2014. - № 6.- С. 63-66. - (Точка зрения)
Существуют две группы проблем ученического самоуправления: одни зависят от детей, а другие обусловлены личностными и профессиональными качествами педагогов. Механизмы, вызывающие интерес у самих детей, реализуются в игре. Программа летнего отдыха для детей и подростков «Лови волну» осуществлялась в течение двух недель. Главной идеей программы стал поиск Острова Счастья в ходе настольной игры. Игровое поле представляло собой неизведанное морское пространство, перемещение в котором регулировалось различными путевыми карточками, карточками внешних вмешательств и карточками дополнительных возможностей участников игры. Правила были скомпонованы таким образом, чтобы каждый из ее участников смог выступить в различных качествах: организатора, помощника и др. Все происходившие обсуждения позволили освоить механизм выявления и обмена мнениями по вопросу организации совместной деятельности по программе.
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Боголюбова, М. Дошкольники - будущие читатели / М.Боголюбова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 6. - С. 8-9. - (Копилка методиста)
Практические советы по работе с читателями дошкольного возраста.
Детским отделом городской библиотекой Нижневартовска был разработан проект «Мамины сказки», предусматривающий поэтапную работу с текстами сказок. В реализации проекта участвуют дети и родители. С полутора лет начинается знакомство детей с русским фольклором, а также их вовлечение в подготовку и постановку кукольных спектаклей с последующей беседой о прочитанном в форме «вопрос-ответ». Театрализация сюжета сказки позволяет детям перевоплотиться в героев, показывая свои творческие способности. После прочтения родителями детям сказки проходит просмотр мультфильма по сюжету, позволяющий обратить внимание на выразительные средства текста.
Проводимые мастер-классы (задания данного этапа, как и предыдущих, рассчитаны на совместную работу с родителями) способствуют развитию пространственной ориентации, зрительной координации и моторики.
Последний этап проекта подразумевает игру: складывание кубиков с изображениями героев прочитанных сказок, собирание из деталей конструктора жилища для персонажей, прятки от волка и др.
Ведищева, Е. Ку-ка-ре-ку! / Е.Ведищева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки . - 2014. - № 6. - С. 17-19. - (Волшебный граммофон)
Интегрированное занятие по гендерному воспитанию с использованием фольклора. Его основная цель - расширение представления о различиях между мальчиками и девочками путем вовлечения детей в разные виды деятельности с использованием малых фольклорных форм: русской народной песни, танца, песни-игры «Курочки и петушки».
Дементьева, Т. Верные и преданные / Т.Дементьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 6. - С. 48-50. - (Как прекрасен этот мир!)
Мероприятия для детей младшего школьного возраста о необходимости воспитания экологической культуры.
Ведущие поднимают проблему увеличения количества бездомных животных, подчеркивая осознание важности и ответственности в отношении к домашним животным. После обсуждение рассказа В.Росина «Друзей не продают» библиотекарь предлагает ребятам вспомнить художественные произведения о дружбе собаки и человека. В конце материала приводится список книг, представленных на оформленной выставке «Дай, друг, на счастье лапу...».
Петрушова, Е. Дождевую тучку я держу за ручку / Е.Петрушева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 6. - С. 54-56. - (Как прекрасен этот мир!)
Развивающее занятие для детей дошкольного возраста проводится на спортивной площадке.
Воспитатель читает стихи, дети делают движения, о которых говорится в тексте. После этого под музыку ребята по просьбе ведущего набирают воду в лейку и поливают цветы на клумбах, перечисляя названия растений.
После инсценировки песни «Урожайная» дети вспоминают названия лесных деревьев и сачками вылавливают мячи из бассейна. В конце занятия дети строят в песочнице различные фигуры.
Худякова, Л. Медвежья семейка / Л.Худякова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 6. - С. 34- 38. - (Интересно все на свете!)
Электронно-иллюстративная программа для юных натуралистов посвящена медведям. Рассказ ведущих сопровождается показом слайдов.
В течение занятия, обращаясь к интересным фактам о медведях, их видовому составу, восприятию разными народами мира, ведущие актуализируют имеющиеся знания по теме, после чего предлагают ребятам разгадать кроссворд «Медведь».
«Читаем, учимся, играем»
Куц, А. Неразгаданная тайна любви Тютчева / А.Куц // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 6. - С. 32-35. - (Книга - дар бесценный)
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-11 классов.
Ведущие и чтецы представляют тему любви как одну из основных в творчестве Ф.Тютчева. В ходе мероприятия представляются адресаты-женщины произведений поэта: Амалия Крюденер, Элеонора Паттерсон, Эрнестина Дернберг и др.
Максимец, С. «Чистейшей прелести чистейший образец» / С.Максимец // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 6. - С. 12-15. - (Наши праздники)
Литературно-художественная композиция для старшеклассников к Международному дню красоты. Она посвящена женским образам на картинах известных художников. Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов с репродукциями картин, чтением поэтических произведений по теме. Действующие лица (Чтец, Казанова, Красавица, Русская красавица) поэтапно обращаются к судьбам женщин различных исторических эпох и стран.
Смирнова, О. Как Баба-Яга от злых чар избавлялась / О.Смирнова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 6. - С. 74-78. - (Экологическое воспитание)
Литературно-театрализованная постановка на тему цветов, полезных растений и красоты родной природы для учащихся 5-8 классов.
К мероприятию оформляется книжная выставка «Тайна красоты вокруг», сцена украшается в стиле русских народных сказок.
Представляемые сцены действий, происходящих между сказочными героями, переплетаются с комментариями Чтеца, Ведущего и Библиотекаря по теме: о разнообразии видового состава флоры, о свойствах определенных трав и посвященных им легендам и стихотворениям.
«Школьная библиотека»
Вайло, С. Подарить детям радость / С.Вайло // Школьная библиотека. - 2014. - № 6. - С. 17-21. - (Фестивали. Конкурсы)
О конкурсе «Библиотеки и музеи в современном обществе», проведенном по инициативе фонда развития здравоохранения.
Рязанская областная детская библиотека стала победителем в одной из номинаций конкурса в категории проектов, которые были завершены за последние три года.
В рамках проекта «Подарить детям радость. Библиотека в помощь образованию и досугу детей, находящихся в стационаре» были проведены мероприятия, основными целями которых являлись: овладение компьютерной и информационной грамотностью детьми, развитие их творческих и читательских интересов, создание более комфортных условий пребывания в стационаре.
Были организованы совместно с родителями праздники: «Новый год собирает друзей», «Загляните в мамины глаза», праздник к Дню защиты друзей.
Все перечисленные мероприятия носили игровой характер и сопровождались презентациями.
Лавневич, Т. Ясно, что музей книги будет! / Т.Лавневич // Школьная библиотека. - 2014. - № 6. - С. 26-29. - (Адрес опыта)
Проект «Музей книги в школьной библиотеке», разработанный одной из библиотек города Омска, получил финансовую поддержку городской администрации. Его суть заключалась в создании музея книги в шаговой доступности от ребенка.
Условно коллекцию данного музея можно разделить на основной фонд и вспомогательные материалы. Несколько групп источников, а именно: предметы быта, письменные источники, фотографии, видео составляют основной фонд музея.
В статье перечисляются цель и задачи проекта, принципы организации музейной экспозиции, содержание работы по формированию информационных ресурсов музея, а также ряд предпосылок создания музея в школьной библиотеке.
Проект является примером общественно-государственного сотрудничества и предполагает как развитие фонда музея, так и продолжение исследовательской работы школьников.
Культура чтения и литературное краеведение: элитарное и массовое: коллективная монография.- Псков: Издательство ООО «ЛОГОС Плюс», 2013.-164 с.
Коллективная монография состоит из нескольких статей с материалами исследований произведений русских и зарубежных авторов, а также результаты опросов читателей и библиотечных работников Псковской области на тему востребованности книг псковских авторов; результаты опроса студентов-филологов по проблеме профессионального чтения.