В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных периодических изданий за май 2015 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека: сегодня и завтра».
«Библиотека»
Гизун, Е. В поисках легендарной Либереи, или Культproсвет-квест / Е.Гизун // Библиотека. - 2015. - № 5. - С. 31-33. - (Играя, познавай!)
О проведении библиотечными специалистами Областной детско-юношеской библиотеки г. Мурманска в рамках Года культуры в России культPROсвет-квеста «В поисках исчезнувшей библиотеки».
На подготовительном этапе был определен возраст участников, ими стали подростки от 14 лет; была установлена территория игры - Мурманская областная детско-юношеская библиотека, исторические и культурные объекты, расположенные неподалеку. Прохождение этапов игры осуществлялось отдельно каждым ее участником. Победитель определялся по общему числу набранных баллов, которые начислялись за прохождение каждого этапа, их количество зависело от использованных подсказок.
Реклама мероприятия одновременно началась с разработкой игры: флаеры и яркие листовки были размещены и распространены не только в помещении самой библиотеки, но и в учебных заведениях города.
Вопросы квеста касались истории города. Задания были представлены в форме загадок, пазлов, головоломок, шифров, ребусов, криптограмм.
Все участники игры прошли регистрацию, каждому был присвоен номер, все получили пакет документов. Игра носила линейный характер, каждый проходил задания последовательно. На завершающем этапе необходимо было собрать все фрагменты загадочной карты воедино за определенное время. Успешно справившийся с этой задачей игрок претендовал на магический артефакт.
Чемоданова, Е. Земля, воздух и вода / Е.Чемоданова // Библиотека. - 2015. - № 5. - С. 63-69. - (Экология)
Пилотный проект по развитию системы экологического образования и просвещения «Вятка - территория экологии», разработанный Департаментом экологии и природопользования Кировской области, объединил учреждения образования, культуры, спорта и здравоохранения.
Специалисты Областной научной библиотеки им. А.И.Герцена совместно с перечисленными учреждениями разработали и издали серию тематических сборников и DVD-дисков «Экологическая мозаика». Она состоит из 20 брошюр на разные темы: «Классическая экология», «Охрана атмосферного воздуха», «Водные ресурсы», «Отходы производства и потребления», «Биоразнообразие и способы его сохранения», «Растительный мир - изучение и охрана», «Животный мир - изучение и охрана», «Климат. Фенология. Экологический риск», «Рациональное природоиспользование. Ресурсосбережение. Почвы. Энергосбережение», «Экология жилища», «Экология города», «Экология и здоровье», «Биосфера. Устойчивое развитие. Общественные организации», «Экология и дети», «Экологический мониторинг», «Экологическое краеведение и туризм», «Природоохранные акции. Экологический календарь», «Интерактивные и информационные технологии в экологическом образовании и просвещении», «Экология и творчество», «Экологическое просвещение».
В конце 2012 г. в области был проведен конкурсный отбор программ по развитию системы экологического образования и просвещения в муниципальных образованиях на право получения грантов. В 2013 г. в районах, победивших в конкурсе проектов, были успешно реализованы местные программы по развитию системы экологического образования и просвещения.
В рамках областного проекта библиотеками области были осуществлены комплексные мероприятия: лекторий «Кирово-Чепецк - территория экологии», конкурс сочинений «Экомир моей семьи». Специалисты детской библиотеки им.С.Я.Маршака провели цикл мероприятий «Экологический марафон», интерактивную игру «Пернатые друзья», эко-квест «Команда спасения природы». Все команды-участники игры решали задания нескольких этапов на определенную экологическую тему, например: «Значение дерева», «Заповедные места», «Что я знаю о птицах», «Природа и мы».
Библиотечный проект «Земля - планета будущего», разработанный на базе Библиотечного центра «Дом семьи» им. Н.А. Заболоцкого пос. Восточный, состоит из четырех блоков: «Буква закона», «Очисти свой город, поселок, село», «Здесь душу исцелю», «Экологическое краеведение: изучение и защита природы родного края».
Муниципальная комплексная целевая программа «Совершенствование системы экологического образования и просвещения населения Богородского района в 2013 году» включила в себя конкурс Недель экологии среди библиотек с целью активизации работы по привлечению внимания читателей к экологии и поиска интересных нетрадиционных форм просвещения по теме. Выставочная деятельность библиотек района характеризуется хорошей организацией и содержательностью, что отразилось в работах, представленных на конкурс на самое оригинальное оформление экспозиции экологической тематики. Всего было представлено 13 работ: выставка «Красота рукотворная» на тему «Мотивы природы в творчестве наших земляков», «Прикрой планету ласковой рукою», «Русский лес - край чудес. Сокровища вятской природы», «Чудеса живут в природе», «Природа - дом, где мы живем», «От земли до небес», выставка-загадка «Это наша с тобою земля».
Яндушкина, Е. Школа гражданственности / Е. Яндушкина // Библиотека. - 2015. - № 5. - С. 22-24. - (Правовое просвещение)
Цикл мультимедиауроков «Учусь быть гражданином», разработанный для юных читателей специалистами Детского информационного центра им.Л.Кассиля г. Чебоксары, решает целый ряд задач, а именно: формирование основ правового сознания и культуры слушателей; развитие интереса к юридическим знаниям; обучение элементарным умениям, навыкам и способностям, необходимым для успешного взаимодействия в различных правовых коллизиях. Занятия проводятся раз в месяц в форме медиауроков, что позволяет сделать правовое воспитание системным и плановым.
В структуру медиауроков включены интерактивные и диалоговые элементы: игры, викторины, дискуссии, обсуждения, размышления. Приведем названия некоторых уроков: «Я и магазин», «Я и право на отдых», «Я и моя семья», «Я и школа», «По страницам Конвенции о правах ребенка», «Основной закон страны».
Основной целью урока «Я и моя семья» является объяснение детям прав ребенка, его обязанностей и ответственности в семье. Ребята принимают участие в беседе-обсуждении, знакомятся с презентацией «Права ребенка в семье», в завершение смотрят мультфильм «Зима в Простоквашино».
К каждому занятию оформляется книжно-иллюстративная выставка или стол просмотра, обзор их материалов включен в само мероприятие.
«Библиотека в школе»
Иванов, С. Небо над головой / С.Иванов // Библиотека в школе. - 2015. - № 5-6. - С. 31-34. - (Книжная лоция)
Обзор книг для детей о космосе. Стоит признать, что многие книги из библиотечных фондов советской художественной классики по данной теме активно переиздаются. Об актуальности научной информации, содержащейся в книгах по данной теме, обычно упоминают отдельно.
В обзор включены разные издания П. Клушанцева («Станция «Луна», «Дом на орбите», «Отзовитесь, марсиане!», «Одиноки ли мы во Вселенной?»), адресованные в первую очередь младшим школьникам.
Астрономия для старших школьников представляется на страницах книг Ф.Ю. Зигеля («Астрономическая мозаика», «Юный астроном», «Сокровища звездного неба»).
Колоскова, Н. Чтение на лужайке / Н.Колоскова // Библиотека в школе. - 2015. - № 5-6. - (Эколот)
Материалы для оформления книжно-иллюстративной выставки «С книжкой на дачу» для родителей, на которой представлены новые и лучшие книги для развивающего чтения летом.
Петровская, Г. Яркая библиотека - яркое детство / Г.Петровская // Библиотека в школе. - 2015. - № 5-6. - С. 24-25. - (Внутренняя работа)
Об осуществлении проекта «Яркое детство. Конкурс граффити», проведенном Петровской межпоселенческой центральной библиотекой г.Светлограда (Ставропольский край) и профинансированным городской администрацией.
Принять участие в конкурсе можно было, предоставив свой эскиз на тему «Лето. Дети. Книга». Возраст участников от 14 до 30 лет. Рассмотрение представленных заявок проводилось конкурсной комиссией, которая оценивала эскизы не только по художественному замыслу, но и по соответствию тематике названия.
В результате победители получили возможность украсить своими работами фасад здания городской детской библиотеки. Конкурс стал своеобразной рекламой учреждения.
«Библиотечное дело»
Баркова, И. «Детское экскурсионное бюро» приглашает / И. Баркова // Библиотечное дело. - 2015. - № 9. - С. 5-7. - (Краеведение)
На сайте муниципальной информационной системы г.Новокузнецка ведется раздел «Детское экскурсионное бюро», на котором размещена сама карта экскурсий, которые проводит гид Даша. Так, при посещении предприятия компании «Сибирский хлеб» ребята узнают интересные сведения о хлебе, словарь по теме разъясняет понятия. При посещении пожарной части ребятам предлагается ознакомиться с организацией рабочего дня пожарного, с ролью средств индивидуальной защиты, машинами. Также на сайте предлагаются виртуальные экскурсии за кулисы театра кукол, можно ознакомиться с работой мастеров-кондитеров, побывать на железнодорожном вокзале города, узнать о создании телевизионных передач.
Калиновская, И. Пусть победит сильнейший / И Калиновская // Библиотечное дело. - 2015. - № 10. - С. 22-24. - (Детский мир)
Отдел методической, справочно-библиографической и информационной работы Сахалинской областной детской библиотеки (г.Южно-Сахалинск) осуществляет крупные областные конкурсы для разных возрастных категорий.
Приведем примеры конкурсов для детей и подростков: «Великий год России» (посвящен 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года), «Моя любимая книга» (областной конкурс электронных презентаций), «Мой Лермонтов» (конкурс детских творческих работ, организованный в рамках празднования 200-летнего юбилея русского поэта).
Профессиональные конкурсы: «Летнее чтение» (областной конкурс на лучший творческий проект), «Моя библиотека в XXI веке» (на лучший рекламный проект), областной конкурс электронных изданий «Я люблю свои места родные».
В рамках социально-культурного проекта «Защищенное детство» на сайте библиотеки был проведен семейный литературно-художественный конкурс «Семейные истории». В нем принимали участие семьи, имеющие детей в возрасте до 15 лет. На конкурс принимали истории, написанные семьей коллективно в определенном литературном жанре по одной из номинаций: «Любимая книга нашей семьи», «Полезный досуг», «Здоровый образ жизни», «Я хочу вам рассказать про Сахалин», «Семейные традиции».
Леонтьева, Т. Драгоценная память / Т.Леонтьева // Библиотечное дело. - 2015. - № 9. - С. 10-14
О проектах и комплексных целевых программах по краеведению Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского.
Историко-краеведческий проект «Pro100Людиново» представляет 100 выдающихся земляков, 100 книг земляков, 100 туристических троп, 100 исторических дат и аккумулирует интересные факты и события, связанные с городом и районом.
Проект, широко представленный на сайте библиотеки и получивший отклик от жителей города, «История Калуги в семейных фотографиях» раскрывает историю города в старых фотографиях.
Долговременный проект «Калужское краеведение в цифровом формате» включает несколько разделов: «Памятники монументального искусства города Калуги», «Драгоценная память», «Список интернет-ресурсов», «Стихи в альбом».
В центральной городской библиотеке г.Обнинска реализуется проект «Имя на карте города». На сайте ЦБС города представлена онлайн-версия электронного издания «Имя на карте города», осуществляется его библиографическое сопровождение; ведется сбор о новых именах и объектах, появляющихся на карте города.
Во второй части статьи представляются краеведческие проекты и программы, реализуемые сельскими библиотеками области, например: «Сельская библиотека - краеведческий центр изучения истории, сохранения и развития народных традиций региона», «История села в каждой библиотеке», «Моя малая родина», «С малой Родины
Молодова, Л. Библио-гейм: от читателя до волонтера / Л.Молодова // Библиотечное дело. - 2015. - № 10. - С. 13-14. - (Детский мир)
Мегапроект отдела библиотечных инноваций и методического развития Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) является логичным компонентом «Детского движения в защиту книги и чтения в Петербурге». Проект представляет собой многоуровневый комплекс мероприятий по привлечению волонтеров для приобщения детей и подростков к чтению, привлечению их в детские библиотеки города. Среди задач проекта можно выделить укрепление связей между библиотечным сообществом и детским населением, расширение спектра библиотечных услуг за счет притока новых идей и возможностей от волонтеров, увеличение посещаемости детей среднего и старшего школьного возраста, содействие в оказании традиционных библиотечных услуг, раскрытие творческого потенциала волонтеров для читателей библиотеки.
В ходе предварительной работы над проектом было проведено анкетирование в форме google-анкеты волонтера чтения, включавшей в себя десять вопросов.
Важным элементом мотивации явилась разработка и раздача участникам проекта личной книжки волонтера, которая может стать официальным документом и эффектным приложением к резюме.
Для реализации проекта специалистами отдела был разработан комплекс рекламно-издательской продукции (плакаты, листовки, стикеры, значки). Итоговым мероприятием стал литературный фестиваля "My Fest" на базе библиотеки с награждением всех участников.
Ход мероприятий в рамках проекта освещается в официальной группе «Детского движения в защиту книги и чтения в Санкт-Петербурге» в социальной сети «ВКонтакте» («Союз детских библиотек Санкт-Петербурга»).
Пильнова, Л. Как мы пили «Книгочай» / Л.Пильнова // Библиотечное дело. - 2015. - № 10. - С. 30-33. - (Библиотечные проекты)
3 марта во Всемирный день писателя в библиотеках Централизованной библиотечной системы г.Иркутска прошла акция «Книгочай». За чашкой чая в непринужденной атмосфере посетители могли познакомиться с новыми изданиями, поступившими в библиотеки. Акция была направлена на привлечение внимания к литературе и чтению, на позитивное восприятие библиотеки читателями, применение библиотеками инновационных форм работы с пользователями, создание имиджа современной муниципальной библиотеки как обширного и разнообразного собрания новых изданий и классической литературы, способной меняться вместе со средой читательских интересов и предлагать нетрадиционные формы работы.
Акция «Книгочай» представляет собой инновационную форму книжной выставки изданий, а также в ряде библиотек города эта акция стала целой системой комплекса мероприятий, направленных на объединение усилий муниципальных библиотек в области пропаганды чтения.
В качестве примера приведем меню из книжных блюд, предложенное сотрудниками читального зала Центральной городской библиотеки им. А.В. Потаниной:
«Хлеб русской литературы» (классика)
«Тем, кто любит острое» (триллер)
«Блюдо для гурманов» (мейнстрим)
«Зефир в шоколаде» (мелодрама)
«Дас ист фантастиш!» (фантастика)
«Детский стол».
Специалистами другой библиотеки посетителям была предложена к ознакомлению брошюра «Литературный обед» с рецептами блюд, упоминающихся в русской классической литературе.
В знак благодарности посетители кафе оставляли «чаевые»-пожелания, например: отзывы о представленной литературе.
«Воспитание школьников»
Григорьева, М. Формирование ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучающихся в процессе дебатов / М.Григорьева, Е.Колтанская, Е.Железникова // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 47-54. - (Школьному психологу)
Дебаты могут рассматриваться как форма деятельности, при которой обучающиеся наращивают уровень своих коммуникативных и ценностно-смысловых компетенций и приобретают новый способ культурной коммуникации, который переносят в межличностное общение, а также применяют в учебном процессе, что является результатом проведения представленного в статье мероприятия на тему «Поможешь ли ты? Помогут ли тебе?». Участники дебатов делятся на три команды и рассаживаются за тремя столами, на которых размещены «Правила для дебатеров».
Колесова, С. Воспитание личности на основе развития позитвного мышления / С.Колесова // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 55-61. - (Педагогу начальной школы)
Для решения различных жизненных ситуаций необходимо развивать качества продуктивного мышления, что актуально в младшем школьном возрасте. Технология развития и приводится в статье.
Упражнения (прямые и косвенные), состоящие в многократном повторении одобряемых действий, демонстрируют определенный способ поведения.
Во второй части материала раскрывается суть прямых упражнений («Десять добрых дел», «Сто добрых дел», «Мои достоинства», «Комплименты», «Три хороших поступка», «Без ложной скромности») и косвенных («Пять пальцев», «Недописанные тезисы», «Письмо», «Я и мои успехи», «Разные мнения», «Грани сходства»).
Лизинский, М. Как вернуть детей в мир книг / М.Лизинский // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 30-35. - (Классному руководителю)
О способах привлечения детей к чтению. Автор статьи предлагает несколько тем, которые могут быть использованы при разработке конкурсов, экспедиций, осуществляемых при помощи некоего общественно-педагогического органа, координирующего работу по данному вопросу.
Для начала можно провести анкетирование под названием «Я люблю читать», включающее в себя комплекс вопросов, касающихся чтения, любимых книг и учителей.
Раскрывается суть о некоторых проектов, а именно: операция «Оставь книгу», музей писателей и книг, осенняя (зимняя, весенняя) литературно-музыкальная гостиная, мелодекламация, конкурс чтецов, конкурс «Реклама любимой книги», конкурс «Я сделал обложку», библиотечные и выездные экспедиции, поэтический турнир-перекличка поэтов, конкурс стенных газет, клуб афористов и максимистов, оформление стенда «Что почитать», запись диска лучших чтецов (детей и взрослых).
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Борисова, А. Плыли по небу тучки / А.Борисова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 5. - С. 60-61. - (Кисти, краски, полотно)
Сценарий встречи в творческой гостиной в сопровождении медиапрезентации для детей 8-10 лет, включающий в себя игры на сообразительность и развитие памяти.
Прослушав сообщение библиотекаря о значении и роли дождя, ребята говорят о тех чувствах и о том настроении, которые возникают у них после просмотра иллюстраций (А.Куинджи «Ночное», Ф.Васильев «Грозовые облака»).
После прочтения стихотворения В.Маяковского «Тучкины штучки» ребята отвечают на вопросы по его содержанию, рисуют с закрытыми глазами веселое солнышко, играют в «Буриме», сочиняют стихотворения из предложенных слов по теме.
Сараева, С. Сказочное лото / С.Сараева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 5. - С. 66-67. - (Игры! Игры!Игры!)
Для проведения этой литературной игры для детей 7-9 лет понадобится лото с номерами до 26. В игре принимают участие две команды. Право первого хода определяется жребием, после чего капитан команды вытаскивает из мешочка один бочонок и ему зачитывается вопрос соответствующего номера. При правильном ответе на вопрос команда зарабатывает то число баллов, которое соответствует номеру вытащенного бочонка. При неверном ответе команды на поставленный вопрос команда соперника в свою очередь может ответить. Тогда за правильный ответ зарабатывается половина баллов от номера бочонка.
Удальцова, Е. Перя-Перун-Петух / Е.Удальцова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - № 5. - С. 53-54. - (Интересно все на свете!)
Интерактивный сбор для детей 7-9 лет, интересующихся краеведением, топонимикой и фольклором.
Для показа презентации необходимо оформить в центре помещения ширму, на которой представляются события по тексту. Слева и справа от нее располагаются два стола, за которыми сидят историк и краевед.
Мероприятие преследует следующие цели: ознакомление с историей родного края, формирование чувства ответственности за малую родину, уважения к традициям и обычаям предков, расширение представления детей о домашних птицах, ознакомление детей с фольклорными произведениями.
Ведущий, краевед и историк по очереди обращаются к истории происхождения названия деревни Перя Устюженского района Вологодской области, подчеркивая связь названия с именем языческого бога Перуна.
Затем дети принимают участие в подвижных играх: «Бой петухов», «Ловишки». После этого зачитывается сказка М.Пляцковского «Солнышко на память», участники двух сформированных команд делают солнышко, прикрепив к желтому кругу прищепки. Игры «Поющие петухи», «Петушок с колокольчиком», «Лиса в курятнике» завершают занятие.
«Читаем, учимся, играем»
Пищалева, О. Как написать очерк-путешествие / О.Пищалева // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 5. - С. 53-56. - (Готовимся к уроку)
Библиотечный урок для учащихся 7-9 классов.
В ходе мероприятия ведущие раскрывают следующие понятия: последовательное описание действий и событий, наблюдение, диалог, рассуждение и высказанное мнение, эпитеты и другие средства выразительности на примере зачитываемых очерков об озере Байкал.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается написать последовательное описание своего недавнего путешествия.
Сараева, С. «Фильм, фильм, фильм» / С.Сараева // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 5. - С. 49-52. - (Наши праздники)
Сценарий познавательной викторины о мире кино для учащихся 6-10 классов.
В викторине принимают участие две команды, каждая из которых набирает баллы при правильном ответе на вопросы каждого раунда, оцениваемого жюри.
После представления команд участники отвечают на вопросы на темы: «Общие сведения», «Кино и книга», «Цитаты», «Самый-самый». При выполнении задания раунда «Сам себе сценарист» в течение 10 минут ребята пишут собственный сценарий с использованием слов, написанных на полученном командами листке.
Синигаева, Е. Всей семьей в библиотеку / Е.Синигаева // Читаем, учимся, играем. - 2015. - № 5. - С. 22-31. - (Книга- дар бесценный)
Сценарий конкурса читающих семей.
Игра проходит в три этапа, в каждом из которых по четыре темы и по девять заданий различной степени сложности.
После жеребьевки семья, получившая право отвечать первой, сама выбирает вопрос и его степень сложности.
Если возникают трудности с ответом, то право ответа переходит к той команде, представитель которой первой поднимет руку.
Первый раунд объединяет вопросы согласно рубрикам: «Детали», «Приключения с продолжением», «Сказки Чуковского», «Читательские ляпы». Второй - «Крылатые слова дедушки Крылова», «Поэты», «Псевдонимы», «Угадай мелодию».
После каждого из трех раундов подводятся итоги.
Конкурс «Домашнее задание» оценивается по пятибалльной системе. Участники представляют заранее подготовленные сценки продолжительностью 3 минуты по содержанию одной из их любимых книг.
«Школьная библиотека: сегодня и завтра»
Бланшар, М. Как фотографировать вашу библиотеку / М.Бланшар // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 5. - С. 19-21. - (Дизайн библиотек)
Автор излагает несколько ключевых моментов, которые целесообразно учитывать при фотосъемке библиотек.
Необходимо подумать о тех, кто будет смотреть фотографии; использовать аксессуары (например, разложить журналы в зоне отдыха) и скомпоновать вокруг них снимок; устранить элементы беспорядка и добавить в кадр людей. При съемке объектов камера должна быть направлена на угол, так как угловое изображение дает в два раза больше информации на одном фото.
Отметим, что фотографии высокого разрешения более подходящие при печати.
Дегтева, Л. Библиотека как место притяжения / Л.Дегтева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2015. - № 5. - С. 42-46. - (Повестка дня)
В Липецкой областной детской библиотеке организация интеллектуально-творческого досуга для детей и подростков представляет собой путь развития, определяющий детскую библиотеку как территорию культуры, общения и событийного досуга. Для реализации этого пути необходимо задействовать все три составляющие стратегии: пространство, ресурсы и события.
Что касается событий, то их реализации находится в тесной зависимости от креативности библиотечных специалистов. Так было решено провести дни самоуправления «По ту сторону кафедры», приуроченные к Общероссийскому дню библиотек.
В рамках встреч «Библиотека - это интересно» существует арт-площадка «Читай, твори и созидай», которая подразумевает проведение тренингов, мастер-классов по модным увлечениям в подростковой среде (например, фотография, современные настольные игры, создание букетов из конфет, фелтинг).
В Международный день защиты детей библиотека приняла участие в Параде колясок в парке, подготовив выставку лучших детских изданий, проведя конкурс «Нарисуй любимого героя». Ростовые куклы играли и фотографировались с пришедшими на парад родителями и детьми. Все участники праздника получили сувениры от библиотеки.
В День семьи, любви и верности в детском парке состоялся семейный праздник, на котором была представлена выставка ярких книжек-игрушек познавательной литературы. Все собравшиеся смогли участвовать в играх и танцах на площадке, в импровизированном кукольном театре.
Акция «Память вечна» прошла накануне Дня памяти и скорби. После минуты молчания в небо отпустили сто белых воздушных шаров.
Библиотечными специалистами были реализованы три региональных проекта. Самый значимый из них - «Возрождение традиций семейного чтения», получил грант Президента РФ. Специалистами библиотеки были отобраны 100 книг по семейному чтению, которые были представлены в ходе турне по 12 библиотекам Липецкой области. После прочтения этих книг любая семья могла принять участие в областном конкурсе семейного творчества «Любимые книги нашей семьи».