Дорогие коллеги!

В очередном обзоре новинок профессиональной периодики уделено внимание материалам,  отражающим опыт  работы библиотек нашей страны, а также сценариям мероприятий разной тематики.

«Библиотека»

Игнатьева, Е. Следующая станция- политическая грамотность! / Е.Игнатьева // Библиотека. - 2014. - № 5. - С. 20-21. - (Правовое просвещение)

Центральная библиотечная система  Красноуральска принимает активное участие в городских конкурсах по правовому просвещению. Была проведена  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», квест «Молодым - право выбора». Целью последнего является ознакомление молодежи с основами избирательной культуры в России. В жюри приглашается председатель городской территориальной избирательной комиссии. В ходе игры все команды выполняют задания пяти станций: «Разминочная» (одной команде необходимо было дать определение понятия «выборы», а другой - «президент»), «Правовая», «Агитационная» (создание предвыборного лозунга каждой из команд), «Законодательная» (викторина по теме устройства государственной власти в России), «Выборная». После дебатов команд с членами жюри о кандидатах в депутаты и их законопроектах подводятся итоги и определяются победители.

 Потапова, З. Инватуризм: путешествуйте на здоровье! / З.Потапова // Библиотека.-2014. - № 5. - С. 37-40. - (Статус: специальная)

О работе Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых в  направлении инватуризма: специалистами библиотеки организуются экскурсии по музеям, по городу, а также выездные экскурсии для людей с ограниченными возможностями ориентации в окружающей действительности.

Существующий в Челябинске музей  «Экспериментус» проводит экскурсии для слабовидящих, разрешая все имеющиеся экспонаты трогать руками.

Выпущенный рельефный путеводитель по кафедральному собору Челябинска предоставил возможность ознакомиться с исторической справкой, изображением храма.

Библиотека издает брошюры для читателей с изображениями достопримечательностей города с целью обеспечения возможности эстетического восприятия памятников архитектуры незрячими.

«Библиотека в школе»

Бойков, С. Люблю  читать... без ошибок / С.Бойков, О.Шелихова, М.Щекочихина // Библиотека в школе. - 2014. -  № 5-6. - С. 46-48. - (Работа с читателями)

Проект «Люблю читать ... без ошибок». Создание музея ошибок» ориентирован на всех тех, кому дорог родной язык и родной город. Фотографии с запечатленными на них ошибками,  допущенными в написании слов, пополняют музей. В гимназии, осуществляющей проект, был разработан тренажер «Буду говорить правильно!», представляющий собой листы (в форме объявлений) с написанными на них словами, в которых нужно правильно расставить ударения. Учащиеся могут получить отметку за правильно поставленные ударения в словах. Тренажер представлен на сайте гимназии, а также  в библиотеке, где предлагаются две игры в слова: «Ударник литературной речи» и «Орфограф русского языка».

Иванова, Е. У книжек нет каникул / Е.Иванова // Библиотека в школе. - 2014. - № 5-6. - С. 37-38. - (Работа с читателями)

В Красноярском крае с 2010 года реализуется проект «Библиотечное лето», главная задача которого - сделать летние каникулы интересными, полезными и безопасными. В статье освещаются мероприятия, прошедшие в рамках проекта в различных библиотеках региона: литературные игры, громкие чтения, мастер-классы по созданию книг, встречи с писателями.

Библиотечные недельки стали востребованной формой организации работы. При их проведении каждый день недели подразумевал определенное мероприятие в одно и то же время. Например, в понедельник проводятся громкие чтения, во вторник - интеллектуальные игры, в четверг - рисование любимого сказочного героя.

«Библиотечное дело»

Седьмой номер журнала «Библиотечное дело» носит название «К Всероссийскому библиотечному конгрессу: XIX Ежегодной Конференции РБА». Часть статей выпуска посвящена представлению кандидатов на пост Президента и членов Совета Российской библиотечной ассоциации.

Алимбочка, И. Занимательная германистика / И.Алимбочка // Библиотечное дело. - 2014. - № 8. - С. 29-31

В Свердловской  областной универсальной научной библиотеке им. Белинского в 1993 году при поддержке Немецкого культурного центра им. Гете был открыт немецкий читальный зал. Работа зала направлена на предоставление информации о немецкой культуре, стимулирование изучение немецкого языка в тесном сотрудничестве со школами и ВУЗами.

С целью формирования будущего читателя читального зала реализуются два проекта: конкурс книжных выставок и конкурс пересказов «Учимся читать с Михаэлем Энде». Создавая свои собственные тематические книжные выставки и  определяя их темы, ребята ознакомились  с фондами читального зала. Три команды из разных школ приняли участие в конкурсе, представив  защиту проекта на немецком языке на торжественном открытии выставок. По результатам конкурса было принято решение сделать его ежегодным.

На популяризацию чтения на немецком языке и привлечение читателей в читальный зал был нацелен  и конкурс пересказов сказки М.Энде «Мишка Тедди и животные». Создан специальный блог, в котором выкладывались необходимые материалы для изучения лексики и чтения сказки. Желающие представили устный пересказ истории и презентацию (или коллаж). Устные выступления оценивались членами жюри по бальной системе.

Исакова, Л. Традиции ученичества в современном мире / Л.Исакова, В.Овчинникова // Библиотечное дело. - 2014. - № 8. - С. 21-23

Отдел консервации и реставрации фондов Свердловской  областной универсальной научной библиотеки им. Белинского регулярно проводит обучающие мастер-классы: базовые мастер-классы для читателей, занятия, направленные на повышение квалификации сотрудников библиотеки, узкоспециальные - для обмена опыта между реставраторами.

Темы мастер-классов для читателей: изготовление блокнота, художественных закладок, книг для записи кулинарных рецептов, мелкий ремонт книг.

В 2013 году были проведены обучающие семинары для библиотечных специалистов: «Сохранность фондов в процессе использования», «Искусство книжного переплета».

Стрельцова, Н. Библиотека для безбилетников / Н.Стрельцова // Библиотечное дело. - 2014. - № 8. - С. 14-16

Творческий проект по организации летнего читального зала «Библиотека для безбилетников» осуществлен сотрудниками  Свердловской  областной универсальной научной библиотекой им. Белинского в 2012 году.

В фойе библиотеки работал читальный зал, услугами которого мог воспользоваться любой желающий (даже не имеющий читательского билета). 

Площадка стала не только территорией для чтения и ознакомления с книгами и периодикой, но и  располагающей для проведения встреч, чтений, выставок, диспутов.

Без сомнения, можно говорить о повышении значимости библиотеки как места для проведения различных культурных мероприятий, а также предоставления все желающим возможностей для ознакомления с изданиями.

«Воспитание школьников»

Байдалинова, И. Формирование у младших школьников основ толерантного поведения / И.Байдалинова // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 37-41. - (Педагогу начальной школы)

 Поступление ребенка в школу является одним из важных моментов младшего школьного возраста. Именно в этот период необходимо научиться находить общий язык с одноклассниками, определяя толерантное отношение к другому, его знаниям и поведению.

Автор статьи определяет сущность сформированного толерантного поведения. У детей младшего школьного возраста оно обусловлено задатками и способностями. В это  время важно воздействие на детей, ориентированное на становление активной преобразующей позиции по отношению к окружающему миру едиными формами и методами воспитательной работы.

Икаева, Т. Огонь - твой друг или враг? / Т.Икаева // Воспитание школьников. - 2014. - № 5. - С. 68 - 71. - (Публикация по вашей просьбе)

Классный час для учащихся начальной школы.

Цель мероприятий - закрепление  правил пожарной безопасности.

После представления огня одновременно как друга человека и трудно укрощаемую стихии юные пожарные показывают сценку «История про серого волчка и гнома по имени Бом», после которой инспектор пожарной охраны рассказывает о причинах возникновения пожара, его последствиях.

Первый конкурс включает несколько ситуаций, которые нужно отнести к перечисленным  разрядам: «огонь-наш друг», «огонь-враг». При выполнении следующего задания  необходимо перечислить  бытовые предметы - источники пожара, а также огнеопасные жидкости.

После выбора модели правильного поведения при пожаре дети разгадывают кроссворд по теме, артисты читают стихотворение «Пожарный». При подведении итогов перечисляются необходимые правила  обращения с пожароопасными предметами.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Барчева, Т. Славный урожай / Т.Барчева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 5. - С. 29.- (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)

Познавательно-игровая программа для детей 9-10 лет на тему дары природы состоит из викторины «Из биографии овощей», блиц-опроса «Любимый овощ», опроса «Кто больше вспомнит?», а также нескольких игр, а именно: «Что лежит в корзине?», «Овощи в сказках», «Продолжи огородные поговорки».

Гришина, Е. Веселая компания / Е.Гришина //  Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -  2014. -  № 5. - С. 10-12.- (Приходите к нам на праздник!)

Сценарий мероприятия, приуроченного к Всероссийскому дню семьи, любви и верности для детей 7-9 лет и их родителей.

Помещение для проведения праздника украшается шарами, оформляется выставка детских рисунков.

После представления темы мероприятия изготавливаются визитки с именами его участников, воздушные шары раскрашиваются фломастерами. Проводятся конкурсы: «Народная мудрость» (на знание пословиц по теме), «Это я, это я, это вся моя семья», загадки по книгам, конкурс для мам «Моя посуда», конкурсы «Пельменница», «Найди хозяина».

Михнян, К. Катись, клубочек, катись / К.Михнян // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -  2014. -  № 5. - С. 6-7.- (Большая литература для маленьких)

В ходе мероприятия для детей 8-10 лет в форме состязания-тренинга проводится обобщение знаний о жанрах русской народной сказки.

В начале занятия проводится опрос по теме, конкурс «Сказочные зачины», «Скатерть-самобранка», подвижная эстафета «Ковер-самолет», конкурс «Волшебный клубочек». Все задания представляются как прохождение  сказочных испытаний.

Шикуля, О. Храм природы / О.Шикуля // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки . -  2014. -  № 5. - С. 50-51.- (Игры! Игры! Игры!)

Турнир-презентация для детей 8-10 лет, направленный на формирование у детей стремления расти в гармонии с окружающим миром и природой.

Мероприятие проводится в три тура. Первый тур включает игры: «Быль-небылица», «Экосветофор», «Экспресс-опрос». Игры «Цветочные зарисовки», «Все о хвостах», «В мире животных» проводятся в рамках второго тура. На третьем этапе мероприятия ведущий предлагает ответить на вопросы викторин: «Сказочные птицы», «Одно имя на двоих», «Экомозаика».

«Литературная гостиная»

Селеменив, М. «Живые иллюстрации книг XXI  века» / М.Селеменив // Литературная гостиная. - 2013. - № 2. - С. 19.- (Конкурс)

Участниками конкурса «Живые иллюстрации книг XXI  века» были представлены  рисунки на сюжеты  произведений (прозу и поэзию) современных авторов в разных техниках,  объемные поделки, необходимые атрибуты для домашнего театра (декорации, герои спектакля).   

Селеменив, М. Турнир талантов / М.Селеменив // Литературная гостиная. - 2013. - № 2. - С. 20-21. -  (Турнир талантов)

Концепция журнала «Творчество юных» заключается в поиске творчески одаренных детей и подростков, пробующих свои силы в литературе, организуя соответствующие фестивали и конкурсы.

Фестиваль «Искатели своих корней» и Всероссийский фестиваль детского литературного творчества вовлекают аудиторию в активную творческую деятельность. Во время заочных и очных этапов участники фестивалей представляют свои работы членам жюри, участвуя в семинарах. Подобный опыт становится ступенькой на пути понимания окружающего мира, создавая основу для дальнейшей реализации индивидуальных способностей участников фестиваля.

«Читаем, учимся, играем»

Борисенко, Г. Трудности перевода / Г.Борисенко // Читаем, учимся, играем. - 2014. -№ 5. -С. 7-11. - (Книга - дар бесценный)

Сценарий мероприятия, раскрывающий особенности профессии переводчика, ее историю становления в России. После изложения теоретического материала проводится конкурс переводчиков, подразумевающий перевод пословиц с английского языка на русский, сопоставление английских идиом с русскими эквивалентами. Дополнительный материал посвящен распространенным переводческим ошибкам.

Гапизова, З. Азбука правового воспитания / З.Гапизова // Читаем, учимся, играем. -2014. - №  5. - С. 84-88. - (В помощь учителю)

Сценарий классного часа о гражданском статусе ребенка с включением  игровой программы для учащихся 7-9 классов.

В рамках предварительной подготовки ребятам необходимо изучить адаптированную для школьников Конвенцию о правах ребенка.

После перечисления главных аспектов  рассматриваемого документа проводится викторина по сюжетам произведений для детей, на страницах которых описываются ситуации нарушения прав; блиц «На чьей стороне закон?», конкурсы «Правовой статус ребенка», «Обязанности гражданина РФ».

Карнизова, Н. Что отражает зеркало / Н.Карнизова // Читаем, учимся, играем.- 2014. - № 5. - С. 66- 69. - (В копилку методиста)

Сценарий внеклассного мероприятия  для учащихся 10-11 классов.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается выполнить творческую работу на тему «Мотив зеркала в русской литературе» на примере творчества одного из писателей или поэтов.

Ребята  обращаются к литературным произведениям с упоминанием зеркала, а также  к его магической  составляющей, отраженной в мифологии и мировых религиях.

Итоги занятия подводятся формулированием определения зеркала, после чего  приводятся примеры упоминания  данного предмета в произведениях русской литературы, одновременно представляя заранее подготовленные творческие работы.

Мальгин, М. Салюты в честь воинской славы / М.Мальгин // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 5.- С. 42-47. - (1941-1945. 70-летию Великой Победы посвящается)

Классный час для учащихся 6-11 классов.

Ведущие рассказывают о традициях отмечать важные исторические события в различные эпохи,  сообщая  факты о ходе Великой Отечественной войны и проведенных за ее время салютах.

«Школьная библиотека»

Калинина, Е. Семейное чтение как урок добротолюбия / Е.Калинина // Школьная библиотека. - 2014. - № 5. - С. 42-48. - (Ау, партнер)

Заведующая отделом  библиотеки им.Ф.М.Достоевского (г.Ярославль) подчеркивает важность семейного чтения, обращаясь к опыту петербургских коллег, рекомендующих  определенные книги в рамках осуществления  проекта «Круг семейного чтения». С 2002 года библиотека работает как центр семейного чтения, активно сотрудничая со школьными и дошкольными учреждениями, с историко-родословным обществом.

В статье приводится обзор книг: Дж. Мартин «Игра престолов», С. Алесиевич «Время секонд-хэнд», Е. Водолазкин «Лавр», М. Нуровская «Письма любви», Р. Гальего «Черным по белому».

Симинитус, Д. Почему бы нам не работать сообща?: «Внутренний доктор» для партнерства школьных и публичных библиотек» / Д.Симинитус // Школьная библиотека. - 2014. - № 5. - С. 54-57. -    (В гостях у зарубежных коллег)

В статье  приводятся примеры возможного партнерства библиотек разного типа, что помогло бы улучшить обслуживание детей и юношества, из книги «Библиотечное обслуживание детей и юношества в Японии, России и США» (редактор Лесли С.-Дж.Фармер).

При планировании партнерских отношений  сначала стоит составить список возможностей библиотеки, определив несколько сильных сторон. Затем можно обратиться к коллегам из других библиотек с просьбой изучения представленного списка, обсуждения потребностей и недостатков, а также сильных сторон каждой из библиотек. Можно наметить проекты для сотрудничества и представить план их реализации. На следующем шаге, подразумевающем непосредственно начало коммуникации можно привести преимущества сотрудничества. В статье приводится образец  списка ресурсов библиотеки, а также схематичный план реализации проектов в рамках сотрудничества.

«Школьная библиотека: сегодня и завтра»

Головко, С. «Совершить путешествие по библиотечной Пушкиниане»: диалоговые формы массового библиотечного обслуживания в работе с пушкинским наследием / С.Головко // Школьная библиотека: сегодня  и завтра. - 2014. - № 4. - С. 26- 37.-  (Культурный код)

В представленной статье подробно раскрывается суть следующих форм библиотечного обслуживания: выставка-диалог, литературный аукцион, вечер-признание, креатив-практикум.

Выставка-диалог  включает вопросы, обращенные к читателю и следующие разделы: «По страницам книг А.Пушкина», «Изобразительная Пушкиниана», «Друзья души моей...» (книги в жизни поэта), «Мир героев Пушкина».

Литературный аукцион повторяет правила настоящего аукциона и предлагает вопросы, подразумевающие  правильные и исчерпывающие ответы.  В качестве призов разыгрываются книги. Проведение литературного аукциона подразумевает предварительную подготовку: составление плана-проспекта, программы, определение жюри, реклама мероприятия. Подготовке читателей способствует  оформление книжных выставок, информирование потенциальных участников о правилах проведения аукциона на сайте библиотеки и в тексте соответствующих листовок. Два блока вопросов (творческо-биографического и литературного), задания литературного лото «Пушкин и его современники» и sms-викторины «Узнайте произведение А.С.Пушкина по эпиграфу к нему» приводятся в статье.

Креатив-практикум включает творческие задания для библиотекарей, например: дополнение новыми сведениями информации, артефактов по теме; объяснение значения слов и имен, встречающихся на страницах произведений классика и другое.

В конце статьи приводятся определения форм массового библиотечного обслуживания.