Дорогие коллеги!

Предлагаем вашему вниманию обзор профессиональных журналов за апрель 2014 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников»,  «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем». Внимание уделено статьям, отражающим опыт работы библиотек нашей страны, а также сценарным материалам мероприятий разной тематики.

«Библиотека»

Козлова, Т. К новациям будьте готовы! / Т.Козлова // Библиотека. - 2014. - № 4. - С. 60-62.- (Статус: районная)

С 2007 года библиотеки Людинского района Калужской области включились в осуществление программно-целевой деятельности, была разработана долгосрочная программа «Читающая провинция». В статье раскрывается осуществление этой программы, а также реализуемые  сельскими филиалами проекты.

Кузнецова, Л. По семейным обстоятельствам, или Единство помыслов и дел / Л.Кузнецова // Библиотека. - 2014. - № 4.- С. 15-18.- (Национальное возрождение)

Проект «Семья - единство помыслов и дел», включенный в целевую программу «О долгосрочных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2011-2014 годы» осуществляется Рязанской областной универсальной научной библиотекой с 2011 года. В рамках проекта проходят мероприятия (конференции, семинары, консультации юристов, круглые столы, презентации, уличные акции, уроки нравственности, заседания «Клуба счастливых семей») с участием различных социальных групп и общественных организаций.

Окружная, Т. Читающая улица Почтовая, или Безыскусная исповедь о том, как завлекают ребят в библиотеку / Т.Окружная // Библиотека. - 2014. - № 4. - С. 31-35.- (Мир детства)

В  интервью с директором Рязанской областной детской библиотеки представлены приоритетные направления деятельности библиотеки, опыт участия в акции «Библионочь»,  форма поощрения активных участников программы летнего чтения «Читающий теплоход», опыт решения вопроса рекламы.

 

«Библиотека в школе»

Пантюхова, Т. Говорит и показывает книга

/ Т.Пантюхова // Библиотека в школе. - 2014. - № 4. - С. 14-17.- (Внутренняя работа)

Рассказ-презентация о комплексной дополнительной общеразвивающей программе Нижегородской государственной областной детской библиотеки «Говорит и показывает книга» включает перечисление целей, задач, принципов, раскрытие направлений работы в рамках программы (они представлены как каналы трансляции: «Культурологический», «Познавательный», «Досуговый», «Для взрослых»), приведение форм и режимов занятий, видов деятельности, промежуточные итоги и  перспективы.

Рыжова, Н. Как писать отзыв на книгу / Н.Рыжова // Библиотека в школе. - 2014. - №4. - С. 26-27.- (Работа с читателями)

Победитель московского ежегодного конкурса отзывов и рецензий «Вдумчивый читатель» дает несколько советов о том как написать текст рецензии: не бойтесь выглядеть глупо, избегайте следования различным схемам и правилам. Главное - нужно помнить о важности именно вашего мнения для окружающих.

«Библиотечное дело»

Далецкая, М. История детства / М.Далецкая // Библиотечное дело. - 2014. - № 6. - С. 31-32.- (Книгочеи)

Презентация книги О.Громовой «Сахарный ребенок» состоялась в Центральной городской детской библиотеке им.А.Гайдара в рамках «Литературных пятниц в Гайдаровке» с общим ощущением необычности, поскольку в самой истории этой книги много неординарного: сюжет и судьба, автор и героиня.

Цихурх, К. Библиотечные услуги в цифровом веке / К.Цихурх, Л.Райне, К.Перселл // Библиотечное дело. - 2014. - № 5. - С. 20-23.- (Электронные ресурсы)

В условиях растущей популярности электронных книг публичные библиотеки расширяют круг своих услуг. По результатом проведенного исследования, пользователям необходимо увеличение перечня реализуемых в электронных среде библиотечных услуг при сохранении высокого статуса печатной книги.

В результате исследования, проведенного с целью определения роли библиотек в жизни людей и сообщества, были не только проанализированы изменения библиотечных услуг, но и выявлен их перечень, необходимый пользователям.

 

«Воспитание школьников»

Виноградова, Л. Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям!» / Л.Виноградова, Н.Быкова // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 45-49.- (Педагогу дополнительного образования)

Конкурс для педагогов, по итогам заседания жюри которого обязательно пишется статья-анализ происходящего в рамках состязания, обращающая внимание на его положительные тенденции. В статье приводится краткий обзор интересных форм выполнения заданий в различных номинациях конкурса.

Зацепина, О. Родители, покажите пример на дороге / О.Зацепина, О.Тумашова // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 73-75.- (Публикация по вашей просьбе)

Сценарий выступления школьной агитбригады, посвященный изучению правил дорожного движения. Представители детективного агентства «Безопасность» рапортуют о том, что дети всегда следуют примеру взрослых и призывают с помощью плакатов и песен к соблюдению людьми всех возрастов правил дорожного движения.

Праздникова, Г. Нужна ли современному человеку совесть? / Г.Праздникова // Воспитание школьников.- 2014. - № 4. - С. 37-44.- ( Классному руководителю)

Час общения с учащимися 10-11-х классов.

Участникам мероприятия было заранее дано задание подумать над вопросом о необходимости для современного человека совести.

В течение занятия учащиеся составляют кластер по теме, обсуждают прочитанные статьи Д.Гранина, А.Крутова, а также в группах приводят доводы в пользу совестливого человека. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-рассуждение.

«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»

Банных, С. Глаза, уши и носы быть здоровыми должны / С.Банных // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 4. - С. 44-45.- (Жизнь без опасности)

Конспект занятия по валеологии для проведения в дошкольном образовательном учреждении.

Мероприятию предшествуют дидактические игры («Что вредно, что полезно», «Носы нужны не только для красоты»), беседа «Как мы слышим», выполнение гимнастики для глаз.

Ребята вместе с воспитателем вслед за волшебным клубком приходят в сказочную страну  чтобы помочь сказочным героям вылечиться: Бабе-Яге они рассказывают о том, как сохранить зрение, делают вместе с ней гимнастику для глаз; дают советы Соловью-Разбойнику для сохранения хорошего слуха и Лешему для поддержания здоровья дыхательной системы.

Барчева, Т. Страна М.Ильина / Т.Барчева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 4. - С. 10-13.- (Большая литература для маленьких)

Литературно-познавательный час с опытами и экспериментами для детей 8-10 лет по книге  «Сто тысяч почему» (два занятия).  Библиотекарь и помощница Весточка на первом занятии обращаются к интересным фактам из жизни автора книги М. Ильина, рассказывают о потреблении воды в современное время, ее жизненной необходимости.

Второе занятие посвящено такой химической лаборатории как кухня, приводятся занимательные факты о различных продуктах питания. После сценической миниатюры и эксперимента проводится викторина по пройденному материалу.

Игнатова, О. Вкусный город / О.Игнатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 4. - С. 37-39.- (Интересно все на свете!)

Сценарий о лакомках и пристрастиях, приуроченный к Всемирному дню шоколада, для детей 6-7 лет.

Ведущий предлагает ребятам ответить на вопросы по теме для того, чтобы попасть в удивительных город сладкоежек. Карлсон рассказывает о самых первых конфетах и изготовлении мороженого, проводит несколько конкурсов («Придумай фантик», «Попробуй и определи сорт шоколада», «Наряди Аленку»).

Ишкова, И. «Вежливые слова» Л.Яхнина / И.Ишкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 4. - С. 26-28.- (Приходите к нам на праздник!)

Библиотечная встреча с нужными и полезными словами и оборотами русского языка для детей 6-10 лет проводится в рамках Дня русского языка.

Домовенок Кузя, поросенок Степа, библиотекарь говорят о книге Л.Яхнина «Вежливые слова», обращая внимание на необходимость употребления в повседневной жизни форм вежливости. Ребята разгадывают кроссворд по теме, слушают рассказ библиотекаря об авторе книги, дополняют зачитываемые стихи вежливыми словами. При этом домовенок формирует «клумбу вежливых слов» из бумажных цветов, принесенных библиотекарем на занятие.

 

«Читаем, учимся, играем»

Вакула, М. Чехов - это Пушкин в прозе / М.Вакула // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С. 9-14.- (Книга - дар бесценный)

Литературная гостиная, посвященная творчеству и биографии А.Чехова, для детей среднего школьного возраста, обращается к переписке писателя со своими братьями, издателями, высказываниям других классиков о языке произведений. Дополнительный материал содержит нравственный кодекс А.П.Чехова, раскрывающий черты воспитанного человека.

Коновалова, Л. Лабиринтами знакомых слов / Л.Коновалова, Е.Частухина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С.  4-8.- (Книга- дар бесценный)

Сценарий квест-игры для учащихся 7-9 классов.

Проведению игры предшествует предварительная работа: оформление выставки «В зеркале истории», разработка сценария, подготовка оснащения, раздаточных материалов.

Необходимо разделить участников на команды, которым выдаются путеводители с планом библиотеки и подсказками.

После приветствия ведущих команды начинают играть по своему индивидуальному маршруту.

В статье приводится карта с маршрутом и обозначенными на ней библиотечными пунктами, а также задания для выполнения командами: «Библиотечные перевертыши»,  «Книжный кроссворд», вопросы «Долины молчания» и другие для длинного зеленого маршрута; ребусы, вопросы «Города мудрецов» для короткого красного маршрута с более сложными заданиями.

У финиша команды собирают пазл из полученных в ходе выполнения заданий частей. Побеждает команда, которая правильно выполнила все задания и собрала пазл полностью.

Сараева, С. Знакомьтесь: Биг-Бен / С.Сараева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С. 67-70.- (В помощь учителю)

Сценарий познавательной викторины о традициях, достопримечательностях и знаменитых деятелях Великобритании для учащихся 5-7 классов.

Участники двух команд отвечают на вопросы по очереди. Если ответ верный, то игроки зарабатывают 2 балла, в случае отсутствия или неправильного ответа команда соперников за верный ответ получает один балл. После решения всех вопросов подводятся итоги игры, награждаются победители.

Свищева, Т. Во славу Отечества / Т.Свищева, О.Николаева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 4. - С. 53-56.- (Из российской истории)

Викторина по праву, обществознанию, посвященная Году культуры в России, для учащихся 8-11 классов.

В игре принимают участие две или три команды, которые отвечают на поставленные вопросы из четырех разделов по следующим темам: двадцатилетие Конституции России, Великая отечественная война, Год культуры в России, история Олимпийских игр.