«Библиотека»

 Ганзикова, Г. Ежик, шляпка … указатель! / Г. Ганзикова // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 56-60. – (Мир библиографии)

О моделировании библиографических пособий игровых форм, как способе организации занятий читателя самостоятельно или в коллективе.

В основной части статьи приводится описание библиографических пособий в форме игрушек, разработанных специалистами Пермского государственного института культуры. Приведем примеры таких пособий: «Кубики» (при собирании картинки животного из кубиков рядом с ней ребенок находит библиографические сведения о книге по теме), «Шапито» (на представленных на арене цирка животный помещаются сведения об изданиях о цирке), «Все о ежиках», «Аквариум», «Елка», «Наряды для куклы Маши», «Чудо-дерево», «Волшебный ларец», «Веселые нотки».

Жолнерчук, В. Наши принципы – открытость, доступность, прозрачность / В. Жолнерчук // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 14-19. – (Модернизация)

О реорганизации библиотечного пространства, проведенной в городской библиотеке г. Шахтинска (республика Казахстан).

В начале работы в читальном зале библиотеки была проведена серьезная работа с фондом (включает списание и перестановку стеллажей), затем обустроена зона Wi-Fi, зоны для работы за компьютером, площадка для проведения массовых мероприятий, небольшой выставочный зал, коворкинг-центр.

На абонементе обслуживания читателей были выделены тематические зоны, а именно: «Столик на двоих», «Книги из чемодана». Кроме этого на стенде были выставлены литературные издания, сопровожденные QR-кодом; также были представлены инструкции по скачиванию текстов и буклеты.

Затонских, Г. Доки совершают ДОКИ / Г. Затонских // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 31-34. – (Наука память хранить)

Организация поискового направления – одна из сложных форм работы Липецкой областной детской библиотеки. Прежде чем отправиться в определенный район области, участники экспедиций проходят стажировку в библиотеке: изучают имеющиеся материалы, получают от библиотекарей информационной задание.

Ежегодно в экспедициях «ДОКИ» («Детские открытия краеведческих истин») принимают участие дети от 10 до 18 лет, по итогам которых издаются совместно с Домом детского творчества «Октябрьский» разнообразные тематические дайджесты, краеведческие сборники.

Мищенко, О. Букемономания – болезнь? / О. Мищенко // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 35-39. – (Обмен опытом)

Форма юниор-чтений, в которых ежегодно участвуют специалисты муниципальных библиотек республики Коми, дает возможность выстроить живые выступления, обменяться информацией и библиотечным опытом работы. Так, был представлен опыт проведения городского чемпионата по скоростной сборке пазлов, отборочного тура чемпионата России по чтению вслух «Открой рот», реализации проекта «Сделаем мир ярче!» (как части международного движения «ярнбомбинг»).

Филимонова, Л. Как бороться с забывчивостью абонентов? / Л. Филимонова // Библиотека. – 2017. – № 5. – С. 45-46. – (Менеджмент)

В рамках работы с задолжниками в Государственном техническом университете г.Ухта проводится тематическая Неделя информации «Учимся дорожить книгой», включающая в себя организацию книжной выставки «Знакомьтесь: книги взамен утерянных» (в каждую представленную книгу на выставке была вложена закладка-информационный листок с перечнем должников), библиографический обзор «Спасибо за возврат», индивидуальные и групповые консультации «Как не стать должником в библиотеке».

 

«Библиотека в школе»

Громова, О. Не только для сельских / О. Громова // Библиотека в школе. – 2017. – № 3-4. – С. 55. – (Книжные палаты)

О книге издательства «Пашков Дом» Гузель Эркаевой «Сельская библиотека», в которой приводится обобщение опыта работы Костенеевской сельской библиотеки Елабужского района республики Татарстан, накопленного за многие годы и изложенного в виде полезных практических рекомендаций.

Доцук, Д. Зачем нужны литературно-педагогические чтения? / Д. Доцук // Библиотека в школе. – 2017. – № 5-6. – С. 10-12. – (Внутренняя работа)

О XXIII литературно-педагогических чтениях, которые состоялись в ЦГДБ им. А.П.Гайдара и были посвящены 100-летию Великой Октябрьской революции.

Отмечаются те идеи, на которые обратил внимание автор статьи, и которые могут стать основой для разработки мероприятий: чтение отрывков из произведений по ролям, проведение ролевых игр и квестов на основе упомянутых в выступлениях литературных произведений; чтение вместе с взрослыми репринтов книжек-картинок; обсуждение плакатов советского времени, посвященных чтению.

Иванова, Е. Агенты перемен: Как изменится в будущем школьный библиотекарь и школьная библиотека в школе? / Е. Иванова // Библиотека в школе. – 2017. – № 3-4. – С. 14-15. – (Внутренняя работа)

О сетевом ресурсе «Transform Your School Library» (TYSL – измени свою школьную библиотеку), который является площадкой, на которой единомышленники (библиотекари, педагоги, руководители школ) обсуждают пути преобразования школьных библиотек.

Калашник, В. В нашей школе День рождения / В. Калашник, М. Хозивалиева // Библиотека в школе. – 2017. – № 3-4. – С. 48-49. – (Работа с читателями)

Представляется опыт совместного проведения мероприятий педагогом-библиотекарем и учителем литературы одного из лицеев Астрахани, посвященных юбилею английского писателя Клайва Льюиса, с целью повышения интереса школьников к чтению и актуализации обращения к печатным текстам литературных произведений.

С учащимися старших классов заранее были подготовлены следующие материалы: поздравительная стенгазета, информационные листки с фотографиями писателя и названиями его книг, с иллюстрациями к его произведениям. Накануне праздника «переименовали» все основные кабинеты нашей школы в нарнийские названия и заготовили простые маршрутные листы для учащихся школы.

Утром праздничного дня наши старшеклассники поздравляли всех прибывших в школу с днём рождения Клайва Льюиса. А после звонка на первый урок отправились по классам начальной школы, чтобы рассказать о племяннике чародея Дигори и девочке Полли, которые примерили волшебные кольца, а в результате стали первыми королём и королевой Нарнии. На уроках литературы ученики средних классов отправились с маршрутными листами квеста по «Нарнии», который завершился иллюстрированным рассказом о Нарнии, о хрониках этой страны и, конечно же, об авторе этих хроник.

Аналогичный цикл мероприятий, проведенный в лицее, был посвящен Оскару Уальду, Редьярду Киплингу и Александру Грину.

Козлова, О. Все непонятно и таинственно / О. Козлова // Библиотека в школе. – 2017. – № 5-6. – С. 20-24. – (Методический день)

О «Концепции развития информационно-библиотечных центров». Перечисленные в документе проблемы школьных библиотек представляются характерными для большинства библиотек.

 

«Библиотечное дело»

Андреева, Ю. Воспитание толерантности / Ю. Андреева, Е.Бахтина // Библиотечное дело. – 2017. – № 5. – С. 43-44

В Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) на библиотечно-информационном факультете одной из форм воспитания толерантности является проведение массовых мероприятий совместно с библиотеками города. Так, в программу ежегодного международного студенческого фестиваля «Библиофест» впервые был включён конкурс «Наша Родина — Мир» как одна из форм воспитания толерантности, на который конкурсанты представили презентации, посвященные своей родине.

Выступления участников конкурса оценивало компетентное жюри, в состав которого входили преподаватели факультета, а также библиотекари Санкт-Петербурга и других регионов России, ставшие гостями молодёжного фестиваля.

Бычкова, Е. Право знать / Е. Бычкова // Библиотечное дело. – 2017. – № 8. – С. 19-22

Объектом экологической деятельности библиотек является экологическая информация. Под которой понимается любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами;

б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать среды, охватываемые в подпункте “а” выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ, и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые выше.

Также приводятся функции и особенности экологической информации как системы, перечисляются основные законы, отражающие экологические права и обязанности граждан, раскрываются сами экологические права и обязанности граждан России.

Вислый, А. Новые проблемы не решить на уровне взаимодействия РНБ и РГБ, нужен более высокий уровень / А. Вислый // Библиотечное дело. – 2017. – № 7. – С. 34-36

Приводится текст интервью А.Вислого, освещающего вопрос возможного слияния Российской национальной библиотеки и Российской государственной библиотеки. Рассматриваются три возможных пути течения событий: первый — сохранить статус библиотек, оставив две самостоятельные библиотеки. Второй — объединить их в одну. Третий — создать новое юридическое лицо, которому библиотеки делегируют часть своих полномочий.

Леонтьева, Т. Политическая деятельность библиотек: Границы межнационального общения / Т. Леонтьева // Библиотечное дело. – 2017. – № 9. – С. 31-33. – (Диалог культур)

Политическая деятельность библиотек г.Калуга, в рамках которой раскрываются подробности проведения мероприятий учреждений культуры, способствующих укреплению межнациональных отношений, раскрывается в данной статье.

Мероприятия, проведенные по теме, включали организацию выставки «Калуга многонациональная» (в рамках «Первого областного фестиваля национальных культур») Калужской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского.

В рамках года культур тех стран, народности которых проживают в городе, были проведены фестивали, организован конкурс сочинений.

С 2007 г. Калужская областная научная библиотека им. В. Г. Белинского совместно с Калужским государственным университетом им. К. Э. Циолковского проводит областные научно-практические конференции по темам «Оппозиция «свой» — «чужой» в культуре, литературе, языке, фольклоре», «Диалог культур в языковой коммуникации».

Одним из ярких событий в деятельности библиотеки в 2016–2017 гг. стала реализация проекта «Центр поддержки этнической самобытности и межнационального взаимообогащения «Полифония культур». Основная цель проекта — создание условий
для поддержки культурной самобытности народов, проживающих на территории Калужской области, в виде организации семинаров и мастер-классов по национальному языку, истории и традиционной культуре для детей, молодёжи и взрослых из калужских национальных диаспор (а также желающих).

В заключение статьи раскрывается выставочная работа, проводимая специалистами библиотеки по теме.

Марьясова, Н. Семейное чтение в современном формате / Н. Марьясова // Библиотечное дело. – 2017. – № 9. – С. 5-7. – (Искусство чтения)

О результатах исследования, проведенного специалистами Межрайонной централизованной библиотечной системой им. М. Ю. Лермонтова (г.Санкт-Петербург) среди учащихся старших классов и студентов-пользователей библиотечными услугами. Основной целью исследования стало выявление отношения молодых людей к семейному чтению.

В начале изложенного материала статьи приводится четыре аспекта семейного чтения в библиотеках, а именно: организация автономного обслуживания детей и взрослых, проведения мероприятия семейной тематики; работа по принципу семейного формуляра; работа библиотек в качестве учреждений семейного отдыха (организация вечеров, фольклорных праздников, чаепитий); развитие семейного общения посредством книги.

Новикова, Ю. «И я иду в библиотеку и там сижу до десяти» / Ю. Новикова, Л. Сокольская // Библиотечное дело. – 2017. – № 6. – С. 19-24. – (Менеджмент)

О вопросе режима работы библиотек, обусловленном занятостью потенциальных читателей в течение дня, а также модой на вечернее время проведения мероприятий. Приводятся доводы и аргументы в пользу увеличения работы библиотек в вечернее время, конкретные примеры библиотек зарубежных стран и разных регионов Российской Федерации с точки зрения их режимов работы.

Признано, что удобный режим работы — это один из факторов, непосредственно влияющих на желание и возможность читателей прийти снова. Этот фактор также важно учитывать, говоря о модернизации библиотек.

Путешествие во времени // Библиотечное дело. – 2017. – № 5. – С. 6-7

Частная камерная библиотека, самая дорогая библиотека в России, была открыта в Санкт-Петербурге. Все детали интерьера этой Книжной Капеллы (витражи, гобелены, росписи, предметы мебели) созданы для того, чтобы помочь человеку погрузиться в книжное таинство. Пространство библиотеки включает в себя врата Книжного Рая, зал Книга Войн, зал Книга Странствий, которые способствуют погружению читателя в мир книг.

В Книжной Капелле представлены полноценные коллекции книг, позволяющие более детально проработать наиболее интересные разделы отечественной и мировой истории.

Рудишина, Т. Экологически чистая поэзия / Т. Рудишина // Библиотечное дело. – 2017. – № 8. – С. 35-37

Обзор стихотворений о природе детских авторов. Отмечается лиричность, ироничность и философичность приводимых текстов.

Третьяков, А. Визуализация правового просвещения / А. Третьяков // Библиотечное дело. – 2017. – № 6. – С. 39-44. – (Образование)

В статье рассматриваются подходы к теоретическому описанию поля двух взаимосвязанных в условиях информационного общества и правового государства явлений, важных для процесса развития современного образования: развития визуальных средств передачи информации и правового просвещения.

Приводятся следующие формы применения приёмов визуализации правового просвещения:

  • работа с печатным и электронным правовым текстом; работа с рисунками как средством иллюстрирования проработанного правового текста;
  • работа с рисунком как основой перехода к работе с печатным правовым текстом;
  • индивидуальная самостоятельная визуализация школьником услышанного устного рассказа;
  • работа с незаконченным, но ясным и надежно понимаемым рисунком (задание дорисовать детали покажет полноту и точность запоминания различных по характеру, размеру, цвету, форме, сюжету рисунков различными по индивидуальным характеристикам детьми);
  • выполнение заданий на сравнение рисунка с натуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних) деталей;
  • конструирование рисунка по заслушанному рассказу, содержащему хорошо известные детали, покажет способности к опредмечиванию их в рисунке, компоновке деталей, установлению их связи в целом, системообразующий стержень которого будет произвольно выбираться самим ребёнком;
  • самостоятельное конструирование рисунка, но выполняемое на основе рассказа с малоизвестными словами или словами, допускающими разное толкование (при условии, что все его варианты известны всем учащимся).

 

«Современная библиотека»

 Петровская, Н. Азбука профессий / Н. Петровская // Современная библиотека. – 2017. – № 4. – С. 60-63. – (Опыт)

О профориентационной работе специалистов Астраханской областной детской библиотеки, которая осуществляется с детьми младшего школьного возраста в рамках «Азбука профессий».

Позина М. Буккроссинг для студентов / М. Позина // Современная библиотека. – 2017. – № 4. – С. 72-73. – (Опыт)

Библиотекари Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани ввиду потери спроса на художественной литературу на бумажных носителях, приобретают издания на электронных носителях.

Существенно повысился уровень внеучебного чтения студентов после появления уголка буккроссинга. Было отмечено, что после вовлечения студентов в книгообмен повысился показатель книговыдачи художественной литературы из фонда библиотеки.

Роева, Н. Камера! Мотор! Снимаем! / Н. Роева // Современная библиотека. – 2017. – № 3. – С. 95-97. – (Галерея)

Клуб «Киносреда» работает в Ижевской центральной муниципальной библиотеке им.Н.Некрасова. Он ориентирован на взрослую аудиторию. Перед просмотром и обсуждением фильмов библиотекарями представляется информация о конкретном фильме (его режиссере, задействованных актерах).

Также в пространстве библиотеки были оформлены выставки по теме, например, «Кино Про Чтение», «Оскар в книжном формате» и др.

Во второй части статьи представлен четвертый городской фестиваль «Читай, Ижевск!», в рамках которого была организована работа площадки «Киноzona», на которой все желающие могли принять участие в панельных дискуссиях, мастер-классах, презентации книжной выставки «Маленькая Удмуртия в большом кино!».

В заключение представляется опыт работы студии «Инсайт» (в рамках работы студии дети от 7 до 14 лет могут научиться создавать мультфильмы) на базе Ижевской центральной муниципальной детской библиотеки.

Харахонова, К. Напольная игра: новая технология / К. Харахонова // Современная библиотека. – 2017. – № 3. – С. 42-45. – (Идея)

Интерактивное и подвижное мероприятие в рамках проекта «Знать, чтобы помнить» было разработано специалистами Централизованной библиотечной системой для детей им.Н.Островского г.Красноярска. Целью данного проекта является сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, воспитание чувства уважения и гордости за свою страну.

В рамках проекта состоялась сетевая конференция, серия интеллектуальных мероприятий и выставок.

Напольная интеллектуальная игра «Дорогами истории» (ей посвящена основная часть статьи) устроена по принципу настольного квеста и представляет собой поле с клетками, по которому передвигаются игроки, бросая кубик и получая определенные вопросы или задания. Перечислим темы некоторых клеток: «22 июня 1941 г.», «План Барбаросса», «Блокада Ленинграда», «9 мая 1945 г. Победа!».

Также отмечаются следующие преимущества напольной игры: доступность, долговечность, простота в использовании и др.

 

100 проектов про чтение. Актуальные инициативы. Культурно-образовательный атлас / Ред.-сост. Р.В. Раппопорт. – М. : РИПОЛ классик, 2016. – 144 с.

В настоящий сборник включены как реализуемые, так и планируемые проекты в библиотеках России и зарубежных стран, направленные на формирование интереса к чтению художественной литературы у подрастающего поколения, например: «В поисках читмена» (г.Санкт-Петербург), «Время Ч» (г.Заречный, Пензенская область), «Дорога НатюрЛИТа: передвижная квест-фотовыставка книжного натюрморта» (г.Самара), «Поэтическая карта мира» (международный проект, предоставляющий возможность иностранцам Санкт-Петербурга выступить с поэтическими произведениями на своем родном языке) и множество других.

При представлении каждого проекта приводятся место и дата его разработки, участники, раскрывается замысел и содержание, представляется опыт реализации и контактное лицо.