Предлагаем вашему вниманию обзор следующих профессиональных журналов за февраль 2014 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека». Внимание уделено статьям, отражающим опыт работы библиотек нашей страны и зарубежных стран.
"Библиотека"
Баркова, И. Виртуальный зал может стать спортивным / И.Баркова // Библиотека. -2014.- № 2. -С. 12-13. -(Здоровье для всех)
Описывается раздел «Библиотечный спортивный зал» сайта библиотечной системы города Новокузнецка. Предпосылкой создания данного раздела явилось составление и издание электронной энциклопедии новокузнецкого спорта «Город спортивных традиций». Была создана фактографическая электронная база данных «Спортивная слава Новокузнецка», проведен День информации «Да здравствует спорт!», оформлены книжные выставки по теме, фотовыставка «Быстрее! Выше! Сильнее!» (или «Аллея спортивных достижений наших читателей»), реализован цикл мероприятий (встреча с мастерами спорта по борьбе, литературная композиция «Спорт в жизни великих», а также познавательный час для учащихся), проведен блиц-опрос среди читателей «Занимаетесь ли вы спортом?».
Куличенко, Н. Искушение современной драмой / Н.Куличенко // Библиотека. -2014. -№ 2. -С. 16-17.-(Статус - национальная)
Идея проекта Национальной научной библиотеки г.Владикавказа «Современная драматургия» возникла после прочтения одного из номеров одноименного журнала, на страницах которого печатаются лучшие пьесы авторов разных поколений. В данной статье приводятся особенности языка современных пьес.
В реализации проекта приняли участие Народный театр-студия, а также Молодежный театр, которые представили зрителям различные спектакли, поэтические программы и литературные композиции.
Михайлова, С. Самое креативное поприще/ С.Михайлова // Библиотека. - 2014.-№ 2. -С. 5-7.-(Библиоэкономика)
В статье представлен материал по итогам прошедшего конкурса «Мастер детской книги», участниками которого стали специалисты библиотечной системы города Магнитогорска. Его основными задачами являлись: обучение созданию электронного варианта рекламы книги, акцентирование внимания на творчестве современных авторов, изучение лучших образцов рекламы. Согласно положению конкурса участие каждого подразумевало представление работы в двух номинациях: «Реклама детской книги», «Книжная закладка».
Подведение итогов конкурса включило в себя награждение грамотами и призами. Жюри наградило трех дипломантов конкурса, а также отметило специальными призами еще пятерых участников.
Сарапульцева, С. Праздник сочинительства / С.Сарапульцева // Библиотека. -2014.- № 2. -С. 18-20.-(Статус - городская)
Заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки г.Кунгур Пензенской области делится опытом проведения недели «Праздник сочинительства». Мероприятия прошли в форме творческих мастерских (обучающие мастер-классы), дискуссии. «Сочинительский марафон» охватил несколько библиотек города. Занятия для детей старшего школьного возраста («С добром надо спешить», «Человеком надо быть всегда...») были посвящены творчеству различных писателей.
Перед написанием отзывов о книгах, эссе, размышлений о прочитанном учащиеся сначала обращались к текстам произведений. Авторы лучших эссе по окончании каждого занятия были приглашены на заключительный «Праздник сочинительства».
Стремнева, А. Ступеньки родительского мастерства / А.Стремнева // Библиотека. -2014. -№ 2. - С. 32-33.-(Социальное партнерство)
Библиофакультатив «Ступеньки родительского мастерства» для юных мам и пап был создан специалистами читального зала Государственной библиотеки для молодежи Белгорода.
Занятия библиофакультатива включают ряд встреч разной тематики: детские игры, изготовление куклы-пеленашки, психология и этика семейных отношений, существующие традиции и праздники в российских семьях, День семьи, воспитание в многодетной семье. Социальными партнерами библиотеки стали, как дошкольный образовательные учреждения, так и общественные организации.
Дашиева, Ц. Соцветие языков и традиций / Ц.Дашиева // Библиотека. - 2014. - № 2.-С. 36-38. -(Духовное наследие)
Одним из ракурсов работы отдела иностранной литературы и межкультурных коммуникаций Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки является сохранение книжной культуры народов и национальных общин, не только проживающих в крае, но и нашедших здесь свою вторую родину.
В течение 2010-2011 гг. мультикультурный центр осуществил следующие проекты: «Праздник- душа народа», «Лики исторической Родины», «Так пусть звучит мелодия стиха», «Рождественская мозаика», «День рождения НМО». Проводимые мероприятия имели различные формы: книжно-иллюстративные выставки, творческие презентации праздников, социологические исследования, тренинги, онлайн-викторины, квесты и т. д.
«Библиотека в школе»
Богомаз, И. Десять из двадцати пяти / И.Богомаз // Библиотека в школе. - 2014. -№ 2. -С. 26-28.-(Работа с читателями)
В Центральной детской библиотеке города Строитель (Белгородская область) для детей 10-14 лет была оформлена выставка-голосование «Книгочарт. Топ 10 лучших книг», целью которой стало ознакомление целевой аудитории с лучшими двадцатью пятью книгами современных авторов, увлечение чтением и книгой. Прочитав произведение читатели голосовали за понравившееся, помещая магнитик на табло с названием данной книги.
«Лучшая книга месяца», набравшая наибольшее количество, читательских отзывов занимает почетное место, ею стала «Манюня» Наринэ Абгарян. В ходе одного из мероприятий Недели детской книги были подведены итоги голосования.
Климова, М. Запретный плод... вкусен / М.Климова // Библиотека в школе. - 2014. -№ 2. -С. 38-39. -(Работа с читателями)
Неделя запрещенных книг была объявлена в течение последней недели сентября прошлого года. Суть –привлечение внимания читателей к идее цензуры, ознакомление с ограничениями и маркировкой книг согласно Федеральному закону №436.
Для проведения акции была подготовлена выставка «Книги под запретом», ее материалы касались не только запрещенных когда-либо книг (сведения о том, когда и почему преследовались представленные книги), но и включали сам текст ФЗ №436. Стоит отметить то, что данная выставка вызвала большой интерес у взрослых пользователей.
В течение «Недели» на страничках в социальных сетях размещались материалы о фактах, связанных с историей отдельных случаев цензуры. Дети и взрослые читали вслух на мероприятиях книги, считавшиеся «спорными» или запрещенными.
Травникова, С. Хорошее дело! / С.Травникова // Библиотека в школе. - 2014. - № 2.-С. 40-41. - (Работа с читателями)
В рамках проекта «Хорошее дело!» (направление профориентации), разработанного Центральной детской библиотекой города Мурманска был проведен День самоуправления под названием «Один день в библиотеке». Подготовка включала в себя анкетирование среди подростков по нескольким вопросам, касающихся профессии библиотекаря.
Суть Дня самоуправления заключалась в том, чтобы сами ребята после предварительной беседы погрузились в работу библиотеки. Одна группа старшеклассников приступила к обслуживанию на абонементе, другая занималась мелким ремонтом и расстановкой книг, третья группа оформила книжно-иллюстративную выставку в читальном зале. Брошюрование дайджеста, выполнение справок при помощи электронного каталога вызвали интерес у библиотекарей-стажеров.
После дня, проведенного в библиотеке, все участники поделились своими впечатлениями.
«Библиотечное дело»
Ланик, Т. Погружение в классику /Т.Ланик // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 7-10
Лекторий «Акцент на классику!», осуществленной Ставропольской краевой детской библиотекой им.А.Е.Екимцева, предлагает старшеклассникам новое осмысление классического литературного наследия. Мероприятия проводятся в разных нетрадиционных формах библиотечной работы с использованием наглядности (авторские мультимедийные презентации), к каждому из них готовятся информационные закладки и буклеты. В статье раскрываются основные этапы мероприятий по произведениям: И.С.Тургенев «Первая любовь», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др.
Тарарушкина, Т. Фантазии, проказы и озорные затеи / Т.Тарарушкина // Библиотечное дело. - 2014. -№ 2. - С.15-17
В Тульской областной детской библиотеке в течение пяти лет осуществляется программа литературного развития детей дошкольного возраста «Расти с книгой, малыш». После изложения задач и предполагаемых результатов перечисляется ряд используемых на занятиях методических приемов. Преимущественно каждое мероприятие начинается с психологического настроя, который помогает детям подготовится к восприятию информации; так называемые сюрпризные моменты способствуют возникновению интереса к занятию. При разработке заданий для мероприятий учитывается то, что обучение должно идти впереди развития.
Буренко, З. Говорим и показываем / З.Буренко // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 32-36
Сочетание традиционного и нового в библиотечной работе подразумевает внедрение новых технологий, в частности, презентаций. Умение грамотно подготовить презентацию позволяет сделать ее одним из продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки. Автор статьи делится опытом создания презентаций, подробно останавливаясь на их использовании при работе со школьниками при проведении библиотечных мероприятий, что способствует лучшему восприятию материала целевой аудиторией. Интерактивные презентации предоставляют возможность проведения викторин путем наглядного представления на экране тестов с вопросами и вариантами ответов.
«Воспитание школьников»
Никитина, Л. Идейно-теоретические и методические основы воспитания патриотизма средствами литературы и искусства / Л.Никитина, Л.Звонарева // Воспитание школьников. - 2014. - № 2. - С. 40-44. - (Воспитание в учебном процессе)
Авторы статьи рассматривают закономерности и принципы системности, обусловливающие патриотическое воспитание, а также подчеркивает роль школы в формировании понятий по теме. При работе в данном направлении педагогу необходимо ориентироваться на групповую деятельность целевой аудитории, учитывая индивидуально-психологические особенности детей.
Во второй части представленного материала приводятся оценочные критерии отбора художественных текстов и репродукций, которые могут стать основой для проведения мероприятий разных форм (например, утренники, постановки, конкурсы, викторины).
Праздникова, Г. «Время– величайшая ценность, умейте дорожить им!» / Г.Праздникова // Воспитание школьников.- 2014. -№ 2.- С. 29-32.-(Классному руководителю)
Сценарий классного часа для учащихся VII-IX классов.
Основной целью данного мероприятия является воспитание умения дорожить и ценить время. Для решения поставленных задач предлагается перечислить причины, ведущие к потере времени после обсуждения данного вопроса в группах. Приводятся высказывания о ценности времени Д.С.Лихачева, стихи А.Джами, пословицы по теме. В заключение составляется памятка «Организуй себя самого».
Самойлова, М. Марья-искусница / М.Самойлова // Воспитание школьников. - 2014. - № 2 .-С. 77-80.-(Публикация по вашей просьбе)
Конкурс для учениц V-VII классов.
Мероприятие для двух команд девочек проводится в несколько этапов: «Конкурс приветствий», «Цветочный конкурс», «Конкурс фантазии и фантазеров», «Умелые руки», «Золушка на балу», «Вкусное задание». Ведущие (Марья-искусница, Фея цветов, Пеппи Длинный чулок, Золушка) в заключение предоставляют слово членам жюри, которые подводят итоги конкурса, объявляя победителей и вручая призы.
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Девятилова, И. Чукоша из Переделкино / И.Девятилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. -С. 7-9.-(Большая литература для маленьких)
Инсценировка сказки «Мойдодыр» предваряет рассказ ведущего об авторе произведения; затем проводятся конкурсы: «Дорисуй», «Путаница», «Назови произведение». При подведении итогов награждается лучший знаток произведений К.И.Чуковского.
Ишкова, И. Из уст в уста передавалось / И.Ишкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. - С. 34-37. -(Большая литература для маленьких)
Фольклорная мозаика для детей 7-9лет.
Целью данной встречи является расширение кругозора, а также знакомство участников с произведениями устного народного творчества. В начале ведущий рассказывает историю происхождения понятия «фольклор», а затем обращается к его составляющим (колыбельные, потешки, приговорки, заклички, считалки, пословицы, загадки, прибаутки), поэтапно прикрепляя к сердцевине цветка (она и представляет собой фольклор в целом) лепестки (перечисленные выше составляющие элементы). Затем внимание аудитории обращается к истории народных промыслов, а именно: хохлома, матрешка, дымковская игрушка, жостовская роспись, гжель и др. В заключение ребята перечисляют недостающие составляющие фольклора (например, игры, скороговорки), лепестки с названиями которых и прикрепляются к сердцевине цветка.
Лутай, А. «Как муравьишка домой спешил» / А.Лутай // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. - С. 10-13. - (Большая литература для маленьких)
Литературный час для детей 8-10 лет приурочен к 120-летию со дня рождения В.Бианки.
Перед обращением к творчеству В.Бианки ведущий предлагает ребятам отгадать загадки, а также зачитывает поговорки и притчи о муравьях. Затем проводится викторина «Приключения муравьишки», составляется логическая цепочка возвращения этого героя домой, ребята отгадывают о каком насекомом идет речь, выполняют творческую работу.
Нуштаева, А. Вопрос на засыпку / А.Нуштаева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. - С. 69-70. - (Вопрос на засыпку)
Увлекательно-познавательная игра для детей 8-10 лет, в которой принимают участие две команды численностью от пяти человек. После своего представления участники игры знакомятся с ее правилами. Викторина включает в себя следующие раунды: «Живой мир», «Увлечения», «Переменка», «Культпоход», «Большая карта», «Физкульт-привет», «Магический шар», «Спецзадание», финальный раунд «Вопрос на засыпку». К каждому из задаваемых вопросов приводится три варианта ответа. За правильный ответ команда получает фишку, от количества которых и будет зависеть время, которое участники потратят на выполнение задания финального раунда.
Пешкун, Л. Наблюдения сибирячка / Л.Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. -2014. - № 2. -С. 51-55. - (Наблюдения сибирячка)
Конкурсная программа для детей 8-10 лет проходит в форме инсценированного библиотечно-экологического сбора. В начале мероприятия ведущий обращается к представлению весны при помощи глаголов, затем предлагает ребятам выбрать из перечисленных формы, характеризующие разные явления природы. Действующие лица, дети в костюмах птиц, предлагают отгадать загадки по теме, читают стихи о природе. После физкультминутки ведущие говорят об особенностях перелета птиц, обращаясь к стихам русских поэтов. В итоге мероприятия говорится о многообразии мира птиц, а также важности его охраны.
Сорокожердьева, Н. Лабиринт для эрудита / Н.Сорокожердьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. - С. 61-64.- (Игры! Игры! Игры!)
Интеллектуальный ринг для детей 8-10 лет представляет собой прохождение лабиринта с преодолением преград, а именно: познавательно-игровые задания по учебным предметам школьной программы: «Крестики-нолики» (математика), «Слова, слова...» (русский язык), «Разноцветная планета» (экология), «Физкульт-УРА!», «До-ми-солька» (музыка), «Литературный ринг», «Школа этикета», «Интеллектуально занятие». Все участники делятся на две команды, после проведения первого занятия команда, набравшая большее количество баллов, может пройти до следующей преграды лабиринта. В конце программы все участники получают призы и подарки.
Стоит отметить то, что данный проект реализуется в течение учебного года.
Шарова, Т. Верные друзья / Т.Шарова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 2. - С. 32-33. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)
Эколого-логопедическая игра, посвященная Международному дню птиц, имеет своей целью скорректировать и развивать речь детей по теме в ходе выполнения мимических и артикуляционных упражнений, отгадывания загадок, собирания картинок, выполнения заданий «Домики-жилища», «Доскажи словечко», «Кормушка».
«Школьная библиотека»
Светачева, Е. В Елизовском районе прошел первый муниципальный конкурс «Читающая мама - читающая нация» / Е.Светачева // Школьная библиотека. – 2014. - № 2. - С. 46-47. - (Фестивали, конкурсы)
Первый муниципальный конкурс «Читающая мама - читающая нация» состоялся в 2013 году в городе Елизово (Камчатский край). В статье представлены цели социокультурного проекта. Суть проекта состояла в прочтении произведений известных детских писателей нашей страны жюри. Основными критериями оценки являлись актерское мастерство, художественная выразительность, творческий подход, выбор текста произведения. Всего 21 мама с детьми приняли участие в конкурсе, по итогам которого было присуждено Гран-при, а также определены призеры.
Черняк, М. Современная литература как инвестиция в читателя / М.Черняк // Школьная библиотека. – 2014. - № 2. - С. 29-35.-(Берега культуры)
Автор статьи, доктор филологических наук М.А.Черняк рассказывает о проекте «100 книг, изменивших жизнь», призванном повысить популярность чтения среди молодежи. Участниками данного проекта, в рамках которого проводились конкурс «Книжный маньяк» и игра «Собери роман», стали российские деятели искусства.
Во второй части статьи приводятся ответы современных писателей, работающих в разных жанрах современной литературы. Илья Бояшов, Сергей Махотин, Владимир Сотников и другие ответили на вопросы о современной литературе детского (школьного) чтения, степени ее обсуждения в школе, о любимых детских писателях.
«Читаем, учимся, играем»
Бреднева, М. Хрупкая красота совершенства / М.Бреднева // Читаем, учимся, играем. -2014. - № 2. - С. 51-57. - (Книга-дар бесценный)
Читательский дискуссионный час по жанру философской притчи для старшеклассников.
Предварительная подготовка к встрече включает в себя оформление книжной выставки, непосредственно зала проведения мероприятия различными иллюстрациями, а также аудиозаписи фрагментов из книг по теме.
В начале ведущий приводит понятие «притча», а также раскрывает историю этого литературного жанра, возможные его темы, направления развития.
В качестве основы для дискуссии была выбрана философская притча Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Ведущий задает различные вопросы, тем самым определяя направление мероприятия. В конце встречи все участники получают буклет «Тайны философской притчи», в котором приводится перечень притч и материалов от них.
Карнизова, Н. Поэтические сближения: Тютчев и Некрасов / Н.Карнизова // Читаем, учимся, играем . – 2014. - № 2. - С. 62-67. - (В помощь учителю)
Интегрированный урок русского языка и литературы о творчестве двух русских поэтов (Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова) включает в себя следующие этапы: представление романтизма в творчестве Ф.И.Тютчева, задание на сочетание нескольких орфограмм в произведениях Н.А.Некрасова, изобразительные средства стихов Ф.И.Тютчева, слайд-викторину по его творческому наследию; основные черты и особенности лирики Н.А.Некрасова, вопросы по его произведениям. После декламации одним из учащихся стихотворения Ф.И.Тютчева ребята отвечают на вопросы ведущего по прочитанному произведению. В заключительной части урока приводятся и черты, роднящие поэтическое творчество обоих поэтов.
В дополнительных материалах к статье представлены варианты заданий по творчеству одного из поэтов.
Полева, Ю. Страница за страницей / Ю.Полева // Читаем, учимся, играем. – 2014. -№ 2. - С. 19-23. - (Наши праздники)
Сценарий библиотечного вечера для учащихся 5-6 классов.
Конкурс на изготовление книг своими руками объявляется заранее.
После представления важной роли чтения в жизни библиотекари проводят подвижную игру, а затем обращают внимание аудитории к истории книги. По итогам проведенной беседы проводится викторина на знание материала по теме, подводятся итоги конкурса на изготовленную книгу.
Хабловская, В. Браслеты путешествий: в прошлое Европы / В.Хабловская // Читаем, учимся, играем. -2014. -№ 2. - С. 90-94.- (Делу– время, потехе– час)
Познавательная викторина по истории Старого Света для учащихся 7-8 классов включает в себя две части («Средневековье», «Новое время»), вопросы каждой из которой приводятся в тексте и в течение мероприятия проецируются при помощи медиапроектора.
Завершающее задание предназначено для трех команд. Выбрав одного из персонажей для сюжета (Рыцарь, Монах святой инквизиции, Королева), необходимо за 15 минут подготовить клип (запись производится при помощи соответствующей техники) в определенном жанре (сказка, комедия, документальное кино).
Шишкина, Е. Кто придумал алфавит / Е.Шишкина // Читаем, учимся, играем.-2014. - №2. - С. 8-12. - (Наши праздники)
В ходе литературной композиции для учащихся 5-9 классов внимание аудитории обращается на историю славянского алфавита с девятого века, в частности, его изменения с петровского времени. В заключение проводится викторина по теме.