Круг чтения

Арапова, А. Е. Иванова Юлия Николаевна / А. Е. Арапова, О. В. Ломанова // Школьная библиотека. – 2021. – № 8. – С. 37- 41. ‒ (Издания для вас).

О современном детском писателе Ю. Ивановой. Представлены не только факты биографии писателя, но и материалы для проведения литературных мероприятий. Сценарий познавательно-игрового занятия по книге Ю. Ивановой «Роботы» для учащихся 4-5-х классов включает не только представление целей и необходимого оборудования, но и своего рода классификацию роботов, которая может быть интересной для всех детей, увлекающихся этой темой.

Кулибина, Н. В. Уроки чтения в институте Пушкина / Н. В. Кулибина // Школьная библиотека. – 2021. – № 9. – С. 55- 60. ‒ (Сценарии).

Статья открывает целый цикл, посвященный описанию методик обучению чтению художественной литературы.

В ней приводятся ответы на вопросы о том, зачем читать и что читать непосредственно на уроке чтения. Также представлен сценарий очного урока чтения по стихотворению А. Ахматовой (включая описание послетекстовой работы), ключи к приведенным заданиям.

Маликова, Н. За добротой к Толстому и Андерсену / Н. Маликова // Библиотека. – 2021. – № 10. – С. 51 - 52. – (Диалог культур).

Об итогах блиц-исследования библиотекарей г. Новоалтайска, основной целью которого стало выявление отечественных и зарубежных авторов (и произведений), которые прививают уважение к иному мировоззрению, поведению и образу жизни.

Было предложено ответить развернуто только на два вопроса:

  1. Вы считаете, что лучшая книга по толерантности – это…
  2. А лучший автор по формированию толерантного сознания – это…

Современная литература в современном мире: калейдоскоп мнений // Школьная библиотека. – 2021. – № 8. – С. 63 - 71. ‒ (Берега культуры).

Представлены мнения о роли литературы в современном мире, уникальности страны, происходящем литературном процессе, особенностях современной прозы и читателя.

Федоскина, О. В. Библиотека проекта «Всероссийская школьная летопись» / О. В. Федоскина // Школьная библиотека. – 2021. – №8. – С. 42 - 45. ‒ (Всероссийская школьная летопись).

О книгах проекта «Всероссийская школьная летопись», создаваемых целым коллективом юных авторов. Одна большая часть изданий этого проекта посвящена истории классов, которая позволяет нам перенестись в прошлое, ознакомиться с планами на будущее.

Этот проект помогает многим детям погрузиться в литературное творчество и издать свои произведения, изменяя свои представления о содержании написанного.

Шлютова, С. Для творцов малого жанра / С. Шлютова // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 58 – 60. – (Планета чтения).

О конкурсе «Сестра таланта», учрежденном Самарской областной универсальной научной библиотекой.

Все претенденты на победу получают бесценный опыт общения со сверстниками и состоявшимися писателями, а все финалисты принимают участие в масштабных состязаниях, публикуются, завоевывают признание и занимают место в литературном пространстве.

 

Методическая и исследовательская работа

Козлова, Т. Формулировать цели, ставить задачи, отвечать на запросы / Т. Козлова // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 17-20. – (Школа методиста).

О методической службе библиотеки как структуре особого типа со специфическим содержанием деятельности.

Отмечается определение необходимости повышения квалификации на основе разных факторов, например, индивидуальных заявок (предложений и опросов) сотрудников, изучения опыта других библиотек, изменений в работе.

Автор статьи обращает внимание на структуру работы в области повышения квалификации. Ее модель может состоять из следующего:

  • методический совет,
  • методический кабинет (в его помещениях находятся средства связи и оперативной полиграфии, оформляются выставки),
  • творческие лаборатории, на основе которых создаются временные группы для решения текущих задач;
  • экспериментальная (научная) лаборатория.

Макурина, А. Чему научат рисованные истории? / А. Макурина // Библиотека. – 2021. – № 10. – С. 65 - 70. – (Планета чтения).

О результатах исследования «Визуальный нарратив в круге чтения современного ребенка: проблемы и перспективы», проведенного специалистами Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. После подведения его итогов были намечены следующие направления, которые необходимо развивать в своей работе:

  • углубленно исследовать отношение руководителей детского чтения к иллюстрациям современных художников и особенности их восприятия младшим поколением;
  • изучать особенности восприятия, оценки, понимания комиксов подростками и взрослыми.

Мосунова, Л. А. Трансформация чтения в эпоху глобализации / Л. А. Мосунова // Школьная библиотека. – 2021. – № 5. – С. 31-37. ‒ (Педагогика чтения).

Подчеркивается важность коммуникативного аспекта процесса чтения, поскольку сами тексты передают разнообразную и специфичную информацию.

В самом процессе чтения, по мнению автора этой статьи, происходит продуктивный и глубинный диалог с автором, который затрагивает следующие аспекты личности, а именно: ее потребности, интересы и ценности. Также подчеркивается сложность самого умения связывать и истолковывать информацию современным молодым читателем.

Опанюк, П. Гора коробок и ворох подушек: из арсенала блогера-любителя / П. Опанюк // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 35 - 37. – (Электронная среда).

О представлении Астраханской областной молодежной библиотеки им. Б. М. Шаховского в социальных сетях и создании максимально эффективных мультимедийных продуктов. Для этого лучше следовать определенному алгоритму. В самом замысле контента лучше отразить конкретную цель создания конечного продукта. При создании ролика уместным будет представить раскадровку. В процессе съемки стоит особое внимание уделить реквизиту. Во второй части статьи рассказывается о процессе обработки звука и видео, приводя примеры нужных для этого программ.

 

Проекты

Вырвинская, Ю. Чтобы радовались мамы и малыши, нужны картон и карандаши / Ю. Вырвинская // Библиотека. – 2021. – № 9. – С. 61 – 62. – (Сохраняя традиции‒ создаем будущее).

О реализации проекта «Мейкерспейс в детской библиотеке: семейные мастер-классы», ориентированном на творчество и дающем возможность раскрыть творческие способности, а также интеллектуальный потенциал как ребенку, так и взрослому. Занятия в рамках проекта были приурочены к разным праздничным датам, например: новый год, масленица и др.

Отмечается, что все проводимые мастер-классы начинались со вступительного слова, а также постановки целей и задач. После объяснения плана действий и демонстрации используемых методик все участники представляли свои работы.

Русина, А. Завтраки с Президентской / А. Русина // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 19 - 23. – (Курс на развитие).

Реализация онлайн-проекта «Завтраки с Президентской» региональной сети Президентской библиотеки (а именно, Свердловского регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского) позволяет выстроить пространство коллективной беседы и сотворчества представителей учреждений и библиотекарей малых населенных пунктов.

 Встречи с коллегами очень быстро переросли в полноценный проект, заключающийся в проведении методических консультаций.

Приводится опыт проведения трех сессий, посещаемость которых была стабильной. Сама третья сессия получила подзаголовок «Диалоги» и была проведена в формате интервью и тематически развивалась от частного к общему.

Работа с детьми

Смагина, И. Сокровища «Восьмой комнаты» / И. Смагина // Библиотека. – 2021. – № 9. – С. 22 - 23. – (Фонды).

О работе клуба библиофилов по изучению и популяризации частных книжных коллекций, организованном при Ставропольской краевой научной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова.

Кураторам клуба необходимо не только найти, изучить и наглядно представить частную коллекцию, но и увидеть в ней определенную систему. Кроме этого проводится интервью с собеседником, создается короткий фильм-репортаж о представляемой коллекции.

Тихомирова, И. И. Художественная литература и дети / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2021. – № 5. – С. 74-80. ‒ (Педагогика чтения).

Глава из книги И. И. Тихомировой «Художественная литература и дети».

В самом издании внимание уделено специфике Художественной литературы как сложнейшего вида искусства, отражающего действительность через художественные образы, выраженные словом.

Харланова, Е. М. Проект «Выставочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся» / Е. М. Харланова // Школьная библиотека. – 2021. – № 6. – С. 63-78. ‒ (Звонок на урок).

Выставочная деятельность кроме раскрытия книжного фонда обеспечивает осознание мотивов обращения с информацией и стимулирование способности к информационному общению.

Приводится подробное описание технологии создания выставки. Перед представлением теоретического и практического этапов реализации проекта описывается данная форма работы с пользователями как традиционную и инновационную.

Описанная практическая часть включает в себя аннотацию и алгоритм оформления выставки, паспорт выставки.

В приложениях помещены план-схема книжной выставки, сценарий презентации, образец приглашения и другое.

 

Работа с читателями

Батталова, С. Доступно пользователям, удобно преподавателям / С. Батталова // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 68 - 71. – (Территория равных возможностей).

О формировании открытой образовательной онлайн-среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с дефектами зрения.

При осуществлении работы по формировании открытой образовательной онлайн-среды стояло решение различных вопросов от выбора программного обеспечения и разработки программного продукта до привлечения заинтересованных организаций и информирования целевой аудитории о предоставляемых возможностях.

Приводятся особенности этапа разработки технического задания и созданной образовательной среды «Доступное онлайн-обучение».

Приведем примеры курсов, размещенных в рамках проекта: «Английский для людей с проблемами зрения, уровень ‒ начинающие», «Государственные услуги для всех: получение услуг в многофункциональных центрах» (МФЦ)». По окончании прохождения курсов среды был проведен мониторинг мнений слушателей, успешно завершивших обучение на адаптированной онлайн-платформе.

Бусыгина, Ю. В гости приглашают робот и киборг / Ю. Бусыгина, Н. Семенчукова // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 64-67. – (Культурно-досуговая деятельность).

Представлен опыт реализации цикла программ «Научно и нескучно» Томской областной детско-юношеской библиотеки.

Отмечается сложность поиска достоверной информации в разных источниках.

Перечислим названия занятий, прошедших в рамках программы: «Веселый навигатор», «Космос – вечные просторы, многогранные узоры», «География для детей. Час интересных открытий», «Цвета Антарктиды: путешествие на материк», «Динозаврия. Палеонтологический гид для юных исследователей», «Железный человек. Разговор о робототехнике», «Мир на ладони. Разговор об экологических угрозах», «Твоя будущая профессия».

Глухова, С. А. Воплощение мечты об идеальной библиотеке: история инициативы / С. А. Глухова // Школьная библиотека. – 2021. – № 6. – С. 43- 45. ‒ (В объективе регион – Удмуртская республика).

О создании современного информационно-библиотечного центра, комфортная среда которого заключается в расширении библиотечного пространства одной из средних школ г. Ижевска, перепрофилировании соседних помещений и воплощении проекта современного дизайна.

На первом этапе разработки и реализации проекта был разработан макет библиотеки, затем проведен опрос ее пользователей на тему библиотеки их мечты. Модернизация библиотеки началась с привлечением спонсоров и внебюджетных средств.

В представленном материале есть подробное описание функционального помещения библиотеки, включающего в себя зону отдыха, зону групповой работы, компьютеризированные рабочие места. В зоне выдачи литературы предполагалось расположение кафедры библиотекаря, многоуровневые стеллажи.

Жуковская, Е. Мастерская «КУБ» представляет, или Идеи контента для соцсетей / Е. Жуковская // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 49 - 50. – (Сохраняя традиции ‒создаем будущее).

В рамках интернет-проекта «Кузя онлайн», реализуемого Калужской областной детской библиотекой, все желающие могут выбрать себе занятие по вкусу. Видеоролики наполняют следующие рубрики: «Поваренок Кузя», «Мастерская Кузи», «Волшебная лаборатория». Также в виртуальной среде представлены и традиционные формы работы: библиографические обзоры, беседы, книжные выставки, познавательные и интеллектуальные игры, квесты.

Проводимые комплексные мероприятия доносят до читателя информацию, облеченную в самые разные формы и раскрывающую разные темы.

Засыпкина, В. Не слушайте тех, кто говорит «Невозможно!» / В. Засыпкина // Библиотека. – 2021. – № 9. – С. 32 - 35. – (Курс на развитие).

О реализуемых проектах отдела по молодежным проектам одной из ЦБС Западного административного округа г. Москвы.

При переезде отдела в здание одной из городских библиотек необходимо было не только привлечь новую читательскую аудиторию, но и сохранить прежнюю. При этом особое внимание уделялось поиску надежных партнеров для работы, обустроив новое пространство.

При работе отдела в ситуации самоизоляции в дистанционном формате были проведены прямые эфиры в одной из социальных сетей, лекции (на платформе Zoom), онлайн-фестиваль «Вселенная возможностей», квизы.

Во второй части статьи перечисляются преимущества онлайн и оффлайн-событий.

Кац, О. Сколько стоит «бесплатно»? / О. Кац // Библиотека. – 2021. – № 10. – С. 31 - 34. – (Курс на развитие).

Представлено содержание работы Омских муниципальных библиотек, поддерживающих стремление жителей к бесплатному доступу к онлайн-ресурсам (включая НЭДБ, НЭБ, «Литрес»). Реализуемый проект «Литературный экспресс» (получил поддержку Фонда президентских грантов) позволяет предоставить возможность чтения пользователям библиотек области детской литературы нового поколения.

Во второй части статьи раскрывается содержание работы со взрослыми пользователями, а также детьми дошкольного возраста (детский активити-клуб «Буквоград»).

Леонтьев, Н. А. Общешкольный библиотечный проект «Читающая школа : читайте с нами, читайте сами!» / Н. А. Леонтьев // Школьная библиотека. – 2021. – № 7. – С. 39- 53. ‒ (Читающая школа).

Проект «Читающая школа: читайте с нами, читайте сами!» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения через совместную работу семьи и школы, социальное партнерство с детскими организациями города.

В этот проект включены следующие четыре программы чтения: «Чтение с увлечением» (для 1-4 классов), «Читать ‒ это здорово!» (для 5-6-х классов), «Время читать!» (для 7-8 классов), «Читать ‒ это модно!».

В тексте статьи раскрывается содержание программ. Так, в рамках программы «Чтение с увлечением» каждую пятницу проводится «Переменный библиомарафон», в рамках которого учащиеся 5-8-х классов на переменах читали небольшие произведения на определенную тему для учеников начальной школы, а слушатели рисовали иллюстрации к этим произведениям.

Отметим, что в программе «Читать ‒ это здорово!» акцент делался на современную детскую и подростковую литературу. В ходе реализации этой программы был проведен «Литературный комплекс» под названием «Прочитай, не пожалеешь», акция «Цветная библиокарусель», квилт «Классная книга», семейный веб-квест «По страницам любимых книг».

Лизакова, Р. Обсуждаем, пробуем, строим планы / Р. Лизакова // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 51 - 58. – (Сохраняя традиции ‒создаем будущее).

Об опыте работы Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Организованная на базе библиотеки электронная дискуссионная площадка «Чтение в меняющемся мире» позволила быстро выявить эффективные формы продвижения чтения среди разных возрастных групп пользователей. В настоящий момент эта платформа популярна в качестве размещения анонсов мероприятий.

Также были выявлены наиболее эффективные интерактивные и перспективные формы продвижения чтения среди детей, например, проект «Сторисек», циклы развивающих занятий для детей, книжные дефиле, виртуальные знакомства с книгой.

В форме интервью с директором библиотеке поднимается тема представления библиотеки в социальных сетях, работа в направлении развития интереса к малой родине, представления юбилейных событий, проведение мероприятий в Год науки, реализации программы по развитию научно-технического творчества молодежи «Школа молодого новатора».

Рогожина, Л. Д. Воспитываем читателя: теоретические основы и практические подходы / Л. Д. Рогожина // Школьная библиотека. – 2021. – № 5. – С. 55-57. ‒ (Педагогика чтения).

Литературное развитие включает следующие элементы: понятийная, эмоционально-ценностная и операциональные основы. Подчеркивается и важность индивидуального подхода в качестве ведущего принципа продвижения чтения.

 При формировании читательской компетенции в библиотечной работе важно применять различные типы заданий, примеры которых приводятся во второй части статьи.

 

Формирование информационной грамотности

Галактионова, Т. Г. Педагогика чтения и мультиграмотность в современном мире / Т. Г. Галактионова // Школьная библиотека. – 2021. – № 6. – С. 10 - 12. ‒ (Конференции. Семинары).

О взаимосвязи традиционного чтения и мультиграмотности, которая представлена в различных аспектах. Приводится пример работы с группой, всем членам которой было предложено познакомиться с творческими работами литературного «Альманаха». Представить отклик о понравившемся произведении в одном из различных форматов читательской рефлексии, которую можно было представить с помощью вербального текста, математической формулы, музыкальных (визуальных) решений. Подчеркивается, что эмоциональная привлекательность таких заданий и самостоятельное решение о форме читательской рефлексии обеспечивает положительное отношение подростков к предполагаемому виду деятельности.

Гендина, Н. И. Формируем информационную культуру школьника : познавательные пятиминутки / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2021. – № 9. – С. 67- 80. ‒ (Издания для вас).

Представляется учебно-практическое пособие, посвященное проблеме информационной подготовки школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Савко, Л. А. Иллюстрируем книгу: занятие по формированию информационной грамотности / Л. А. Савко // Школьная библиотека. – 2021. – № 7. – С. 54- 59. ‒ (Звонок на урок).

Представленное занятие является частью цикла библиотечных занятий по формированию информационной культуры, предназначенных для учащихся пятых классов, предоставляющее возможность творческого развития через самостоятельное иллюстрирование отрывка из произведения.

В первой части занятия дети знакомятся с самим понятием «информация» и ее видами, а во второй предлагается создать иллюстрации к произведению В. Драгунского «Как я гостил у дяди Миши».

В заключение в качестве рефлексии дети отвечают на вопрос о том, чему они научились.