«Краеведение»

Ванькович, В. И. Воспитание активной гражданской позиции посредством участия в издательских проектах / В.И. Ванькович // Школьная библиотека. – 2021. – № 2. – С. 22 - 25. ‒ (Адрес опыта).

О проектах села и школы на тему малой родины.

Без сомнения, занятия краеведением открывают возможности для развития и проявления творческих способностей детей.

При непосредственном участии специалистов одной из сельских школ республики Крым была создана «Книга памяти Орлиновского сельского Совета» с целью актуализации знаний юного поколения о Великой Отечественной войне. В разделе «Литературные страницы» были опубликованы работы учащихся и педагогов об учителях-ветеранах.

К реализации проекта-книги «Эхо Великой Отечественной…», основной задачей которой была сохранение памяти о воинах Великой Отечественной войне для потомков, причастны многие субъекты образования: сельская библиотека, школа и Дом культуры.

Во второй части статьи подробно представляется книга «Чтобы помнить, надо вспоминать …» собственного издания.

Полознев, Д. Путеводители для тех, кто не любит путеводители / Д. Полознев // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 31 - 36. – (Познай свой край).

О реализации проекта порталов культуры Ярославской области, ключевой идеей которого стала формулировка «Культурное наследие мирового и национального значения».

Кураторами проекта была разработана целая линейка репрезентаций, например, «Культурные бренды», «Артинвест», «Парадный зал».

Отметим, что в путеводителе-словаре «Ярославский лексикон» тексты и иллюстрации (иллюстративный ряд) представлены в равном объеме. Ключевая его особенность состоит в том, чтобы ненавязчиво обратиться к неочевидной истории города и его смыслам и образам.

 

«Круг чтения»

Крюкова, Т. Детская книга без нравственного посыла ‒ пустышка / Т. Крюкова // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 74 - 76. – (Литературная гостиная).

Приводится текст интервью Т.Ш. Крюковой, автора более 20 романов и фантастических повестей, сборников рассказов, сказок и стихов. Писательница отвечает на вопросы об источниках своего вдохновения, о вере в чудеса, своих любимых авторах и книгах детства, а также рассказывает о своем отношении к библиотекам и творческих планах.

Матрусова, А. Н. Что читать? Как читать? / А. Н. Матрусова // Школьная библиотека. – 2021. – № 2. – С. 54 - 56. ‒ (Книжная полка).

Об особенностях книг для детей разных возрастов, заключающихся в разнообразии тем, особенностях представления в библиотеках. В представленных в статье произведениях рассматриваются такие темы, как: правда и ложь, увлечение компьютерными играми, инклюзии и дети с особенностями развития, больница, отношения детей и родителей, физическое и психологическое насилие, талант и одаренные дети, проблема выбора.

 

«Проекты, программы»

Володина, А. Мечты сбываются, если идти им навстречу! / А. Володина // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 56 - 60. – (Планета чтения).

Проект «Шаг навстречу» (Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой») подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие информационно-образовательного пространства; приобщение детей к чтению литературы.

Перечислим пять взаимодополняющих тематических модуля проекта (содержание каждого из них в материале статьи раскрывается подробно):

  • «Живая история»,
  • «Большое чтение» (этот модуль нацелен на осознание особого статуса читающего человека, поддержку чтения в подростковой и молодежной среде),
  • «Открытый мир»,
  • «Растим читателя»,
  • «СоДействие» (реализуется совместно с руководителями детского чтения).

Харланова, Е.М. Дорожная карта для семьи и школы, или Вместе весело шагать… / Е.М. Харланова // Школьная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 30 - 32. – (Авторская методика).

Автором статьи разработана методика, направленная на успешное освоение ребенком техники чтения и развития интереса к чтению.

Приводятся результаты работы библиотекаря, детей и их родителей. Отметим, что все дошкольники были отнесены к определенной группе, участники одной из них умеют читать, а другие ‒ нет.

В основной части статьи представлено само содержание программы.

 

«Литературное наследие»

Кумчук, Р. Тургеневские видеозарисовки и беседы с синоптиком / Р. Кумчук // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 31-36. – (Познай свой край).

Из опыта работы в период самоизоляции Центральной городской библиотеки им. И. Черемных г. Братск (Иркутская область).

Были подготовлены обзоры литературы, викторины для читателей, видеоролики мастер-классов для занятий с малышами и школьниками по изготовлению открыток. Для взрослых записаны мастер-классы по вязанию, изготовлению мыла в домашних условиях и кулинарии для просмотра всеми желающими.

Столяров, Ю. Н. Чем Н. А. Рубакин нам особенно ценен сегодня / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 21-29. – (Юбилей классика).

Рассказывается об Н. А. Рубакине как руководителе детского чтения, особое внимание уделяется тому, что в центре его работ всегда был человек (читатель или автор произведений).

 

«Профессионалам»

Казакова, О. А. Онлайн-конференция «Педагогика текста» как практика медиаграмотности / О. А. Казакова // Школьная библиотека. – 2021. – № 4. – С. 60-62. ‒ (Конференции. Совещания. Семинары).

Представлен опыт проведения XII международной научно-практической конференции «Педагогика текста. Игра в бисер: литературное творчество как цель и средство», ключевым принципом которой стал поиск идей, которые вдохновляют исследователей, писателей, студентов, аспирантов, работающих в пространстве текстов.

Отмечается, что для проведения конференции был создан сайт (осуществлял организационную и информативную, эмоциональную функции), который представил структурированный объем информации.

Что касается самой конференции, то среди ее разнопланового содержания можно выделить обмен новыми идеями и результатами практической деятельности, дискуссию по проблемным вопросам о роли педагогов в литературном творчестве.

Колгина, М.  Как поддержать начинающего специалиста? / М Колгина // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 22-27. – (Кадровый вопрос).

Реализация программы «Надежды будущего», главным координатором которой выступает Ставропольская краевая библиотека для молодежи им. В.И. Слядневой, вносит значительный вклад в развитие библиотечного потенциала региона. Программа способствует закреплению и карьерному росту молодых специалистов, созданию и реализации культурных проектов для населения, повышению престижа профессии.

Вся образовательная программа Межрегиональной школы молодого библиотекаря была разбита на две смены, в рамках которых состоялись вебинары, тренер-сессии и мастер-классы.

Разволяева, Н. Аттестация через интернет / Н. Разволяева // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 15-17. – (Кадровый вопрос).

О проекте по повышению квалификации «E-learning», включающем в себя консультации, веб-семинары, скайп-лаборатории и онлайн-встречи. Отмечается, что обучение характеризуется следующими характеристиками:

  • индивидуальный темп обучения,
  • гибкий график обучения и доступность материалов,
  • мобильность и эффективная обратная связь.

Романова, Г. В. Ментальные карты как эффективный метод работы с информацией / Г. В. Романова // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 42-46. ‒ (В объективе регион ‒ Удмуртская область).

О методике построения ментальных карт как эффективном средстве обработки информации. Отметим, что в основе этого метода лежит предположение. Сама по себе ментальная карта представляет древовидную схему, на которой изображены цели, идеи, темы и другие понятия.

Свидерская, Е. Учиться и трудиться нужно вместе / Е. Свидерская // Библиотека. – 2021. – № 4. – С. 14-17. – (Кадровый вопрос).

Методическое объединение библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений Республики Карелия было создано в 2020 году. Его основными задачами стали: координация деятельности с целью совершенствования библиотечно-информационных технологий путем проведения научно-практических семинаров, внедрение прогрессивных методов и форм организации труда и управления, а также повышение уровня профессиональной подготовки.

Занятия Методобъединения охватывают следующие направления деятельности библиотек: новые возможности электронного каталога, межбиблиотечный абонемент, служба электронной доставки документов, электронные библиотечные системы (например, «Юрайт», «Лань», «Университетская библиотека онлайн») и их эффективное использование, сбор статистических данных, формы учета документов и отчетности.

 

«Работа с молодежью»

Медведева, М. Н. Авторское право в цифровом пространстве / М. Н. Медведева // Школьная библиотека. – 2021. – № 3. – С. 44-47. ‒ (Звонок на урок)

Излагается методика проведения библиотечных уроков для учащихся 8-9-х классах.

Основной целью разработанных уроков является ознакомление с законным использованием информационных ресурсов, а также изучение основ добросовестного и корректного отношения к авторскому праву.

Представлен ход трех уроков по теме, в первом из которых обращается внимание на правила цитирования, во втором ‒ приводятся задания для выполнения детьми, на третьем занятии необходимо выполнить практические задания.

 

«Работа с читателями»

Бражникова, М. Г. Использование интерактивных форм в социокультурной деятельности / М. Г. Бражникова // Школьная библиотека. – 2021. – № 4. – С. 71 - 73. ‒ (Педагогика чтения).

О важности инноваций в библиотечном деле, направленных на получение нового продукта и на внедрение новых эффективных технологий работы.

Автором статьи отмечается, что часто библиотеки выступают как полифункциональные учреждения, занимающиеся социокультурной деятельностью.

Раскрывается содержание социокультурных мероприятий, проведенных одной из библиотек-филиалов г. Тара (Омская область).

Далецкая, М. Как вернуться к нашим подросткам / М. Далецкая // Библиотека в школе. – 2019. – № 9-10. – С. 25- 29. ‒ (Книжная лоция).

Приводится список литературы на тему «подростковой романтики», в который включены следующие произведения: повесть С. Креллер «Снежный великан», роман Д. Грина «В поисках Аляски», книга К. Уокера «Учебный роман». Также в представленном обзоре обращаются к творчеству П. Верещагина («Рецепт одной войны») и П. Гриффина («Когда дружба провожала меня домой»).

Колотушкина, Е. На каждый случай ‒ яркое событие / Е. Колотушкина // Библиотека. – 2021. – № 4. – С. 34-36. – (Культурно-досуговая деятельность).

Работа в Пушнинской сельской библиотеке Беломорской ЦБС (республика Карелия) строится на принципе «Каждому читателю ‒ нужную книгу в нужный час».

Особой популярностью пользуется услуга «Библиотечный гувернер», основной сутью которой является помощь ребенку в разборе учебного материала при выполнении домашних заданий.

Активно реализуются следующие два проекта: «Возвращение к истокам» (направлен на духовно-нравственное просвещение) и «Почитай-ка» (способствует формированию познавательного интереса и расширению кругозора детей через чтение книг и журналов.

Мастер-классы «Начинающим пользователям» по компьютерной грамотности, консультации «Мобильная грамотность для пожилых людей» также осуществляются специалистами библиотеки.

Проект «Остров познания, чтения и ярких впечатлений» // Школьная библиотека. – 2021. – № 3. – С. 54-57. ‒ (Всероссийский конкурс «Читающая школа – читающая мама- читающая страна»).

Проект «Остров познания, чтения и ярких впечатлений», разработанный специалистами г. Всеволожска (Ленинградская область), направлен на продвижение книги и чтения, повышение престижа библиотек, внедрение проектно-исследовательской деятельности.

Отмечается актуальность реализации этого проекта в условиях тенденции к понижению уровня культуры чтения и увеличения увлеченности гаджетами.

Мероприятия, разработанные и включенные в проект, были проведены в форме выставок (например, выставка кукол-литературных героев), совместных экспозиций с музеем, литературных переменок, встреч с писателями и художниками, акций, конкурсов, литературных праздников и т.д.

Ренге, Н. П. Каким образом библиотеке остаться востребованной? / Н. П. Ренге // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 15. ‒ (Мы нужны в условиях пандемии).

В условиях дистанционного обучения в работе библиотек на первый план может выходить работа по библиографическому информированию всех участников образовательного процесса для полноценного включения их в дистанционное образование.

Так, автор статьи обращает внимание на важность составления рекомендательных списков (ссылок) электронных библиотек, ресурсов познавательного характера. Подчеркивается важность осуществления массовой работы в дистанционном режиме, поэтому подготавливается список ссылок на сайты различных конкурсов.

Храмцова, Н. Pro-движение книги / Н. Храмцова, О. Филиппова // Библиотека в школе. – 2019. – № 9-10. – С. 46- 48. ‒ (Работа с читателями).

О печатных изданиях, электронных ресурсах Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). В библиотеке в течение нескольких лет существует «Электронная библиотека», в формировании которой принимают участие несколько отделов.

Особой популярностью у пользователей ЦГДБ им. А. С. Пушкина пользуется интерактивная витрина, с помощью которой можно наиболее ярко и полно представить раскрыть книжный мир. На первом экране витрины размещается полнотекстовая подборка книг, а второй экран позволяет проводить занятия в формате презентаций.

В составе технопарка библиотеки есть и электронные промоутеры «Белочка», «Пиковая дама», «Гудвин».

Интерактивный сенсорный стол, увеличительная лупа VISIO, интерактивные роботы и 7D БиблиоКинотеатр также используются в работе библиотеки, еще раз обращая читателей непосредственно к книге.

Хижняк, Д. Полюбите социальные сети самой горячей любовью на свете / Д. Хижняк // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 22-25. – (Электронная среда).

О продвижении библиотечных групп в социальных сетях.

Автор статьи на основе личного опыта рассказывает об особенностях работы в социальных сетях, приводя примеры ведущих библиотек, например, ВГБИЛ им. М. Рудомино, Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Астраханской библиотеки для молодежи.

Приводится несколько рекомендаций, а именно:

  • при оформлении ленты новостей важны не только цветовые решения, но и творческий подход к каждому кадру (графике и тексту);
  • наибольший отклик у аудитории вызывают люди, животные, графика и видео;
  • наибольшим спросом пользуется интерактивный контент (тесты, лонгриды, конкурсы и т.д.).