«Краеведение»
Ванькович, В. И. Воспитание активной гражданской позиции посредством участия в издательских проектах / В.И. Ванькович // Школьная библиотека. – 2021. – № 2. – С. 22 - 25. ‒ (Адрес опыта).
О проектах села и школы на тему малой родины.
Без сомнения, занятия краеведением открывают возможности для развития и проявления творческих способностей детей.
При непосредственном участии специалистов одной из сельских школ республики Крым была создана «Книга памяти Орлиновского сельского Совета» с целью актуализации знаний юного поколения о Великой Отечественной войне. В разделе «Литературные страницы» были опубликованы работы учащихся и педагогов об учителях-ветеранах.
К реализации проекта-книги «Эхо Великой Отечественной…», основной задачей которой была сохранение памяти о воинах Великой Отечественной войне для потомков, причастны многие субъекты образования: сельская библиотека, школа и Дом культуры.
Во второй части статьи подробно представляется книга «Чтобы помнить, надо вспоминать …» собственного издания.
Полознев, Д. Путеводители для тех, кто не любит путеводители / Д. Полознев // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 31 - 36. – (Познай свой край).
О реализации проекта порталов культуры Ярославской области, ключевой идеей которого стала формулировка «Культурное наследие мирового и национального значения».
Кураторами проекта была разработана целая линейка репрезентаций, например, «Культурные бренды», «Артинвест», «Парадный зал».
Отметим, что в путеводителе-словаре «Ярославский лексикон» тексты и иллюстрации (иллюстративный ряд) представлены в равном объеме. Ключевая его особенность состоит в том, чтобы ненавязчиво обратиться к неочевидной истории города и его смыслам и образам.
«Круг чтения»
Крюкова, Т. Детская книга без нравственного посыла ‒ пустышка / Т. Крюкова // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 74 - 76. – (Литературная гостиная).
Приводится текст интервью Т.Ш. Крюковой, автора более 20 романов и фантастических повестей, сборников рассказов, сказок и стихов. Писательница отвечает на вопросы об источниках своего вдохновения, о вере в чудеса, своих любимых авторах и книгах детства, а также рассказывает о своем отношении к библиотекам и творческих планах.
Матрусова, А. Н. Что читать? Как читать? / А. Н. Матрусова // Школьная библиотека. – 2021. – № 2. – С. 54 - 56. ‒ (Книжная полка).
Об особенностях книг для детей разных возрастов, заключающихся в разнообразии тем, особенностях представления в библиотеках. В представленных в статье произведениях рассматриваются такие темы, как: правда и ложь, увлечение компьютерными играми, инклюзии и дети с особенностями развития, больница, отношения детей и родителей, физическое и психологическое насилие, талант и одаренные дети, проблема выбора.
«Проекты, программы»
Володина, А. Мечты сбываются, если идти им навстречу! / А. Володина // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 56 - 60. – (Планета чтения).
Проект «Шаг навстречу» (Мурманская областная детско-юношеская библиотека им. В.П. Махаевой») подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие информационно-образовательного пространства; приобщение детей к чтению литературы.
Перечислим пять взаимодополняющих тематических модуля проекта (содержание каждого из них в материале статьи раскрывается подробно):
- «Живая история»,
- «Большое чтение» (этот модуль нацелен на осознание особого статуса читающего человека, поддержку чтения в подростковой и молодежной среде),
- «Открытый мир»,
- «Растим читателя»,
- «СоДействие» (реализуется совместно с руководителями детского чтения).
Харланова, Е.М. Дорожная карта для семьи и школы, или Вместе весело шагать… / Е.М. Харланова // Школьная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 30 - 32. – (Авторская методика).
Автором статьи разработана методика, направленная на успешное освоение ребенком техники чтения и развития интереса к чтению.
Приводятся результаты работы библиотекаря, детей и их родителей. Отметим, что все дошкольники были отнесены к определенной группе, участники одной из них умеют читать, а другие ‒ нет.
В основной части статьи представлено само содержание программы.
«Литературное наследие»
Кумчук, Р. Тургеневские видеозарисовки и беседы с синоптиком / Р. Кумчук // Библиотека. – 2021. – № 2. – С. 31-36. – (Познай свой край).
Из опыта работы в период самоизоляции Центральной городской библиотеки им. И. Черемных г. Братск (Иркутская область).
Были подготовлены обзоры литературы, викторины для читателей, видеоролики мастер-классов для занятий с малышами и школьниками по изготовлению открыток. Для взрослых записаны мастер-классы по вязанию, изготовлению мыла в домашних условиях и кулинарии для просмотра всеми желающими.
Столяров, Ю. Н. Чем Н. А. Рубакин нам особенно ценен сегодня / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2021. – № 1. – С. 21-29. – (Юбилей классика).
Рассказывается об Н. А. Рубакине как руководителе детского чтения, особое внимание уделяется тому, что в центре его работ всегда был человек (читатель или автор произведений).
«Профессионалам»
Казакова, О. А. Онлайн-конференция «Педагогика текста» как практика медиаграмотности / О. А. Казакова // Школьная библиотека. – 2021. – № 4. – С. 60-62. ‒ (Конференции. Совещания. Семинары).
Представлен опыт проведения XII международной научно-практической конференции «Педагогика текста. Игра в бисер: литературное творчество как цель и средство», ключевым принципом которой стал поиск идей, которые вдохновляют исследователей, писателей, студентов, аспирантов, работающих в пространстве текстов.
Отмечается, что для проведения конференции был создан сайт (осуществлял организационную и информативную, эмоциональную функции), который представил структурированный объем информации.
Что касается самой конференции, то среди ее разнопланового содержания можно выделить обмен новыми идеями и результатами практической деятельности, дискуссию по проблемным вопросам о роли педагогов в литературном творчестве.
Колгина, М. Как поддержать начинающего специалиста? / М Колгина // Библиотека. – 2021. – № 3. – С. 22-27. – (Кадровый вопрос).
Реализация программы «Надежды будущего», главным координатором которой выступает Ставропольская краевая библиотека для молодежи им. В.И. Слядневой, вносит значительный вклад в развитие библиотечного потенциала региона. Программа способствует закреплению и карьерному росту молодых специалистов, созданию и реализации культурных проектов для населения, повышению престижа профессии.
Вся образовательная программа Межрегиональной школы молодого библиотекаря была разбита на две смены, в рамках которых состоялись вебинары, тренер-сессии и мастер-классы.
Разволяева, Н. Аттестация через интернет / Н. Разволяева // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 15-17. – (Кадровый вопрос).
О проекте по повышению квалификации «E-learning», включающем в себя консультации, веб-семинары, скайп-лаборатории и онлайн-встречи. Отмечается, что обучение характеризуется следующими характеристиками:
- индивидуальный темп обучения,
- гибкий график обучения и доступность материалов,
- мобильность и эффективная обратная связь.
Романова, Г. В. Ментальные карты как эффективный метод работы с информацией / Г. В. Романова // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 42-46. ‒ (В объективе регион ‒ Удмуртская область).
О методике построения ментальных карт как эффективном средстве обработки информации. Отметим, что в основе этого метода лежит предположение. Сама по себе ментальная карта представляет древовидную схему, на которой изображены цели, идеи, темы и другие понятия.
Свидерская, Е. Учиться и трудиться нужно вместе / Е. Свидерская // Библиотека. – 2021. – № 4. – С. 14-17. – (Кадровый вопрос).
Методическое объединение библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений Республики Карелия было создано в 2020 году. Его основными задачами стали: координация деятельности с целью совершенствования библиотечно-информационных технологий путем проведения научно-практических семинаров, внедрение прогрессивных методов и форм организации труда и управления, а также повышение уровня профессиональной подготовки.
Занятия Методобъединения охватывают следующие направления деятельности библиотек: новые возможности электронного каталога, межбиблиотечный абонемент, служба электронной доставки документов, электронные библиотечные системы (например, «Юрайт», «Лань», «Университетская библиотека онлайн») и их эффективное использование, сбор статистических данных, формы учета документов и отчетности.
«Работа с молодежью»
Медведева, М. Н. Авторское право в цифровом пространстве / М. Н. Медведева // Школьная библиотека. – 2021. – № 3. – С. 44-47. ‒ (Звонок на урок)
Излагается методика проведения библиотечных уроков для учащихся 8-9-х классах.
Основной целью разработанных уроков является ознакомление с законным использованием информационных ресурсов, а также изучение основ добросовестного и корректного отношения к авторскому праву.
Представлен ход трех уроков по теме, в первом из которых обращается внимание на правила цитирования, во втором ‒ приводятся задания для выполнения детьми, на третьем занятии необходимо выполнить практические задания.
«Работа с читателями»
Бражникова, М. Г. Использование интерактивных форм в социокультурной деятельности / М. Г. Бражникова // Школьная библиотека. – 2021. – № 4. – С. 71 - 73. ‒ (Педагогика чтения).
О важности инноваций в библиотечном деле, направленных на получение нового продукта и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Автором статьи отмечается, что часто библиотеки выступают как полифункциональные учреждения, занимающиеся социокультурной деятельностью.
Раскрывается содержание социокультурных мероприятий, проведенных одной из библиотек-филиалов г. Тара (Омская область).
Далецкая, М. Как вернуться к нашим подросткам / М. Далецкая // Библиотека в школе. – 2019. – № 9-10. – С. 25- 29. ‒ (Книжная лоция).
Приводится список литературы на тему «подростковой романтики», в который включены следующие произведения: повесть С. Креллер «Снежный великан», роман Д. Грина «В поисках Аляски», книга К. Уокера «Учебный роман». Также в представленном обзоре обращаются к творчеству П. Верещагина («Рецепт одной войны») и П. Гриффина («Когда дружба провожала меня домой»).
Колотушкина, Е. На каждый случай ‒ яркое событие / Е. Колотушкина // Библиотека. – 2021. – № 4. – С. 34-36. – (Культурно-досуговая деятельность).
Работа в Пушнинской сельской библиотеке Беломорской ЦБС (республика Карелия) строится на принципе «Каждому читателю ‒ нужную книгу в нужный час».
Особой популярностью пользуется услуга «Библиотечный гувернер», основной сутью которой является помощь ребенку в разборе учебного материала при выполнении домашних заданий.
Активно реализуются следующие два проекта: «Возвращение к истокам» (направлен на духовно-нравственное просвещение) и «Почитай-ка» (способствует формированию познавательного интереса и расширению кругозора детей через чтение книг и журналов.
Мастер-классы «Начинающим пользователям» по компьютерной грамотности, консультации «Мобильная грамотность для пожилых людей» также осуществляются специалистами библиотеки.
Проект «Остров познания, чтения и ярких впечатлений» // Школьная библиотека. – 2021. – № 3. – С. 54-57. ‒ (Всероссийский конкурс «Читающая школа – читающая мама- читающая страна»).
Проект «Остров познания, чтения и ярких впечатлений», разработанный специалистами г. Всеволожска (Ленинградская область), направлен на продвижение книги и чтения, повышение престижа библиотек, внедрение проектно-исследовательской деятельности.
Отмечается актуальность реализации этого проекта в условиях тенденции к понижению уровня культуры чтения и увеличения увлеченности гаджетами.
Мероприятия, разработанные и включенные в проект, были проведены в форме выставок (например, выставка кукол-литературных героев), совместных экспозиций с музеем, литературных переменок, встреч с писателями и художниками, акций, конкурсов, литературных праздников и т.д.
Ренге, Н. П. Каким образом библиотеке остаться востребованной? / Н. П. Ренге // Школьная библиотека. – 2020. – № 3. – С. 15. ‒ (Мы нужны в условиях пандемии).
В условиях дистанционного обучения в работе библиотек на первый план может выходить работа по библиографическому информированию всех участников образовательного процесса для полноценного включения их в дистанционное образование.
Так, автор статьи обращает внимание на важность составления рекомендательных списков (ссылок) электронных библиотек, ресурсов познавательного характера. Подчеркивается важность осуществления массовой работы в дистанционном режиме, поэтому подготавливается список ссылок на сайты различных конкурсов.
Храмцова, Н. Pro-движение книги / Н. Храмцова, О. Филиппова // Библиотека в школе. – 2019. – № 9-10. – С. 46- 48. ‒ (Работа с читателями).
О печатных изданиях, электронных ресурсах Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург). В библиотеке в течение нескольких лет существует «Электронная библиотека», в формировании которой принимают участие несколько отделов.
Особой популярностью у пользователей ЦГДБ им. А. С. Пушкина пользуется интерактивная витрина, с помощью которой можно наиболее ярко и полно представить раскрыть книжный мир. На первом экране витрины размещается полнотекстовая подборка книг, а второй экран позволяет проводить занятия в формате презентаций.
В составе технопарка библиотеки есть и электронные промоутеры «Белочка», «Пиковая дама», «Гудвин».
Интерактивный сенсорный стол, увеличительная лупа VISIO, интерактивные роботы и 7D БиблиоКинотеатр также используются в работе библиотеки, еще раз обращая читателей непосредственно к книге.
Хижняк, Д. Полюбите социальные сети самой горячей любовью на свете / Д. Хижняк // Библиотека. – 2021. – № 1. – С. 22-25. – (Электронная среда).
О продвижении библиотечных групп в социальных сетях.
Автор статьи на основе личного опыта рассказывает об особенностях работы в социальных сетях, приводя примеры ведущих библиотек, например, ВГБИЛ им. М. Рудомино, Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих, Астраханской библиотеки для молодежи.
Приводится несколько рекомендаций, а именно:
- при оформлении ленты новостей важны не только цветовые решения, но и творческий подход к каждому кадру (графике и тексту);
- наибольший отклик у аудитории вызывают люди, животные, графика и видео;
- наибольшим спросом пользуется интерактивный контент (тесты, лонгриды, конкурсы и т.д.).