Круг чтения

Колоскова, Н. Е. Самый маленький голубь / Н. Е. Колоскова, Н. В. Коцеруба // Библиотека в школе. – 2019. – № 5-6. – С. 55-56. – (Эколот).

Приводится аннотированный список книг, посвященных птицам. Авторы этого списка, в первую очередь, представляют те книги (в их числе и энциклопедии и определители), которые с большей вероятностью будут в фонде библиотек. Среди авторов произведений списка мы видим, как путешественников и прекрасных рассказчиков (например, А.Брем), так и ученых-биологов (например, И. Акимушкин).

 

Проекты, программы

Огурцова, М. А. «ЛитЭврика» / М. А. Огурцова // Библиотека в школе. – 2019. – № 5-6. – С. 46-48. – (Работа с читателями).

О программе литературно-развивающих занятий «ЛитЭврика» Нижегородской государственной областной детской библиотеки. Отметим, что основная цель этого цикла занятий ‒ систематическое и целенаправленное расширение кругозора младших школьников через чтение художественной и познавательной литературы.

Среди реализации поставленных задач проекта особое внимание уделяется созданию условий для сенсорного развития детей посредством занятий в рамках литературно-сенсорной игровой.

В ходе еженедельной встречи проходили занятия, посвященные конкретному литературному произведению или празднику (например, «Танцующий жираф» Д.Андрэ, «Фабрика слов» Аньес де Лестрад, стихотворения Е.Липатовой, «Что такое зима» Н.Абрамцева»).

Хмелевская, М. А. Проектная деятельность учащихся как фактор формирования компетенций по поиску и использованию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач / М. А. Хмелевская, Н. В. Филимонова // Школьная библиотека. – 2020. – № 1. – С. 36-41. ‒ (Адрес опыта).

Представляется опыт работы с подростками по профориентационной подготовке, основанной на изучении литературных источников и исследованиях в области краеведения колледжа коммерции, технологии и сервиса Курского государственного университета.

Разработанный проект предполагает объединение исследовательских работ студентов по изучению кулинарных предпочтений знаменитых жителей области в разрезе исторической эпохи, культуры и традиций региона, с практикой восстановления и создания рецептур отдельных блюд, разработкой тематической карты для предприятий ресторанного бизнеса и практическим приготовлением отдельных блюд.

Шайлина, Л. Ю. Книжный «БУМ» в Новосергиевской школе / Л. Ю. Шайлина // Школьная библиотека. – 2020. – № 2. – С. 51-57. ‒ (Адрес опыта).

Обновление библиотеки одной из школ Оренбургской области произошло в рамках проекта «В будущее ‒ с умной медиатекой третьей школы!». В результате все пространство было поделено на четыре зоны: «Возьми книгу» (для получения ресурсов во временное пользование), «Здесь читают» (зона для коллективной работы), «Книжная карусель» и «Интерактивный остров» (зона для самостоятельной работы), презентационная зона.

Автор статьи отмечает, что в результате реализации проекта произошло повышение не только читательской активности, но и уровня информационной компетентности детей и взрослых.

 

Профессионалам (Внутренняя работа)

Белавусова, Г. Н. Книга как объект артефактного обучения / Г. Н. Белавусова // Школьная библиотека. – 2020. – № 2. – С. 58-61. ‒ (Адрес опыта).

Об артефактах, являющихся мотивами к познанию окружающего мира, которые способствуют повышению эффективности и качества образовательного процесса и включению в активную образовательную деятельность.

Отмечается, что для формирования умения у детей самостоятельно добывать новые знания необходимо использование проектных задач. Регулярное использование таких задач в свою очередь способствует повышению познавательного интереса в целом.

Дегтева, Л. Детская библиотека ‒ территория чтения или досуга? / Л. Дегтева // Библиотечное дело. – 2018. – № 23. – С. 10- 12. – (Библиотека для юных).

Размышления о функциях современной детской библиотеки, представленных участниками онлайн семинара «Современная детская библиотека ‒ территория чтения или досуга!?», инициированного Липецкой детской областной библиотекой.

Все участники семинара озвучили свое мнение по теме мероприятия. Так в одной из детских библиотек г. Новокузнецка (Кемеровская область) на время летних каникул организуется библиотечный спортивный зал «Голубая гостиная», в котором все желающие пользователи играют, читают и соревнуются.

Специалисты Качканарской библиотеки Свердловской области считают, что «Библиотека - территория развлечений», представив свои наработки в этом направлении.

Поддерживая тему развивающего досуга в библиотеке, коллеги из детской библиотеки ЦБС г. Ижевска поделились опытом создания студии детской мультипликации «Инсайт». Работа детей здесь представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов деятельности.

Писавнина, Е. Ю.  История одной дружбы / Е. Ю. Писавнина // Библиотечное дело. – 2018. – № 23. – С. 6- 9. – (Библиотека для юных).

Опыт профессионального сотрудничества двух детских библиотек (детской библиотеки № 8 им. П. П. Бажова «Объединение муниципальных библиотек» г. Перми и детской библиотеки № 8 Централизованной системы детских библиотек г. Минска. В статье рассказывается о совместных проектах этих библиотек соседних стран: перекрестных литературных часах, обменах видеообращениями читателей, проведенных онлайн встречах.

Рюкзак информационных привилегий // Библиотека в школе. – 2019. – № 5-6. – С. 11-13. – (Внутренняя работа).

Рассказывается об информационных привилегиях, доступе к информации и информационном неравенстве. Так, сама по себе информация может рассматриваться как основа индивидуальной и коллективной осведомленности, а сами привилегии ‒ как преимущества и возможности.

Приводится игра для учащихся старших классов с использованием изображения «рюкзака информационных привилегий». Сначала аудитории предлагается перевести с английского представленные на картинке тексты, а затем сравнить представленные на изображении привилегии с имеющимися у самих участников игры. Во второй части игры следует ответить на вопросы, делая шаги вперед (в случае положительного ответа) или назад (при отрицательном ответе).

 

Работа с молодежью

Алимбаева, М. А. Квизбук: игра для команды / М. А. Алимбаева // Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 2. ‒ С. 25-27. ‒ (Идея).

О мероприятии в форме квизбука, основной целью которого стало ознакомление в развлекательной форме с книжными новинками, и его этапах подготовки и проведения (включал пять туров) рассказывается в этой статье. Отмечается, что основная целевая аудитория квизбука – это участники от 16 лет.

Ковалева, И. И. Литературная филармония, или Читать ‒ нескучно! / И. И. Ковалева // Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 1. ‒ С. 69-71. ‒ (Опыт).

О совместном проекте «Литературная филармония», реализованном центральной библиотекой Абаканской централизованной библиотечной системой (Республика Хакасия) и детской музыкальной школой им. А.Кенеля.

Мероприятия проводятся в форме разговора или интерактивной игры, в ходе которой участнику предлагается «примерить» судьбу героя и эпоху. В этом плане задача библиотеки состоит в создании заинтересованности молодежи творчеством поэта (писателя). При этом не ставится целью ознакомление с малоизвестными фактами из биографии автора.

Колесникова, Н. С. Оказавшись перед будущим, что мы ему скажем? / Н. С. Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 1. ‒ С. 28-31. ‒ (Идея).

О проводимых специалистами Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького конкурсах, например: «Придумай слоган Горьковке!» (представленный слоган должен отражать предназначение современной библиотеки), конкурс фотографий.

Также ведется работа нескольких клубов: клуб программирования для детей и подростков «СтанГуру» (цель ‒ обучение информационной безопасности и работе с робототехникой), клуб настольных и интеллектуальных игр «FOBG», клуб семейного чтения «ВМесте».

 

Работа с читателями

Апышева, Н. В. Библиотека как центр по развитию смыслового чтения / Н. В. Апышева // Школьная библиотека. – 2020. – № 1. – С. 31-35. ‒ (Педагогика чтения).

О проекте, в понимании которого библиотека является центром развития смыслового чтения, подразумевающего формирование умения осмысливания целей и задач чтения, умения находить и извлекать информацию из различных текстов, а также ее оценивать.

На основном этапе проекта проводится работа по развитию читательских умений с использованием таких приемов как: «Чтение с остановками», «Глоссарий», «Заполнение пропусков», «Перекодирование информации». В содержании статьи раскрывается содержание работы выполняемой целевой аудиторией в ходе реализации проекта.

Бусаргина, И. В. Книжный влог создают подростки / И. В. Бусаргина // Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 2. ‒ С. 42-43. ‒ (ИКТ).

Под необычным словом «влог» подразумевает видеоблог. По мнению автора статьи, эффективным инструментом привлечения подростковой аудитории к чтению качественной художественной и научно-популярной литературы может стать создание книжного влога библиотеки. Проект «Книжный влог в библиотеке» осуществляется библиотекарями и самими пользователями-подростками Центральной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина Центрального округа г. Новосибирска в несколько этапов.  Напомним о том, что при создании и ведении влога самой главной его составляющей является видео, размещенное на видеохостинге.

В результате реализации проекта в секторе обслуживания детей появилась мини-студия для съемок видео со всем необходимым оборудованием, что способствует популяризации книги и чтения среди потенциальных читателей библиотеки.

Капитанова, Е. С. «Школа сказочника» / Е. С. Капитанова // Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 1. ‒ С. 43-44. ‒ (Внимание: конкурс).

«Школа сказочника» была открыта по инициативе сотрудников Городской централизованной библиотечной системы г. Ханты-Мансийска для развития творческих способностей детей. Автором самой идеи стала детская писательница Наталья Пивоварова.

В ходе занятий ребята не просто ознакомились с особенностями профессии писателя, а также создали путеводитель по городу, который одновременно стал и сборником сказок, и гидом по туристическим достопримечательностям.

Кямкина, Е. В. Чтение как приключение / Е. В. Кямкина // Современная библиотека. ‒ 2020. ‒ № 1. ‒ С. 22-25. ‒ (Идея).

О культурно-просветительской акции «Народный экзамен по литературе», организованной муниципальными библиотеками Екатеринбурга, имеющей своей целью осуществить проверку у всех желающих знаний по литературе на школьном уровне.

За время проведения этой акции ее темами стали: областной проект «День чтения. Читаем классику», Год театра. Каждый раз участников ждали 30 заданий (вопросов), состоящих как из текстовых вопросов, так и аудио- и видеовопросов.

Лебедева, И. Ю.  За семью печатями / И. Ю. Лебедева // Библиотека в школе. – 2019. – № 5-6. – С. 43-45. – (Работа с читателями).

Представлены технологии продвижения чтения на примере библиотечной акции «Читают все!» (Владимирский областной колледж культуры и искусства).

Главная идея проведенной акции состояла в представлении привлекательности чтения как средства общения, способствующего развитию креативности, повышению востребованности на рынке труда и др.

После осуществления подготовительного этапа был проведен первый этап акции, который подразумевал общеколледжный диктант. Второй этап акции включал в себя литературную игру «Книгоед». Для участия в игре члены команды набирались согласно определенной специализации, каждая из которых получила свое задание (например, видео-вопросы, вопросы на карточках, литературные ребусы и др.). В рамках проведения второго этапа акции были также подготовлены задания для зрителей, положительные ответы которых были засчитаны как баллы тех команд, за которые они болели.

Проведение фотоконкурса «Территория чтения» (третий этап акции) подразумевало представление оригинальной фотографии на тему книги и чтения (в кадре обязательно должна присутствовать книга).

Турнир по чтению вслух «Послушайте!» (четвертый этап акции) заключал в себе выразительное прочтение отрывка из книги (специально подобранного по жанру), завернутой в непрозрачную бумагу.  Данный турнир проводился в четыре этапа, в каждом из которых сами участники выбирали книгу из предложенного определенного жанра, а затем зачитывали отрывок в течение минуты.

Конкурс на лучшего читателя года «За семью печатями» завершил акцию. Необходимо было выполнить семь заданий, которые были оценены печатями за каждое правильное выполнение задания.

Серова, И. А. Встретимся в «Темной комнате» / И. А. Серова // Библиотека в школе. – 2019. – № 7-8. – С. 16-17. – (Работа с читателями).

Сотрудниками Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи был создан клуб «Темная комната» (ориентирован на детей от 12 до 16 лет). В рамках работы клуба все встречи проходят в полумраке для создания атмосферы уюта и таинственности, располагающей к чтению и обсуждению книг жанра «мистика». Участники мероприятия (по желанию) читают вслух отрывок из литературного произведения, что способствует и повышению уровня техники чтения. Затем как правило проводится мастер-класс или представляется инсценировка по мотивам прочитанного.

 

Семейное чтение

Горюнова, В. В. «Ладушки-Ладушки / В. В. Горюнова // Библиотека в школе. – 2019. – № 7-8. – С. 18-20. – (Работа с читателями).

О студии семейного чтения для детей (от трех до пяти лет) и их родителей «Ладушки-Ладушки», существующей с 2018 года во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи.

Основная цель работы этой студии ‒ это возрождение и укрепление традиций семейного чтения, формирование максимально комфортных условий для личного роста и развития ребенка.

Каждое занятие (оно длится 35 минут) включает следующие этапы: создание микроклимата занятия, развитие чувства сопричастности (например, при помощи проведения игры «Сорока-белобока», которая повторяется каждое занятие), громкие чтения с последующим обсуждением, проведение пальчиковой игры и занятие творческой мастерской.

МетодКопилка : сборник методических материалов по итогам областного профессионального конкурса для специалистов библиотек, обслуживающих детей и молодёжь / М-во культуры Свердл. обл.; Свердл. обл. б-ка для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина; [сост.: С. В. Кокорина, С. Е. Андреева]. – Екатеринбург: СОБДиМ, 2020. – 288 с.: ил. // Детская библиотека им. Н. Островского (г.Каменск-Уральский) : [сайт]. ‒ URL: // https://drive.google.com/file/d/1RszINoHfH9zBzLdyR6hRPEwffvdS09UW/view (дата обращения : 22.03.2021).

На страницах сборника представлены материалы профессионального конкурса «МетодКопилка», организованного Свердловской областной библиотекой для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина.

Пособие включает методические материалы по работе с детьми и молодёжью, напечатанные в авторской редакции.

В содержании сборника представлены как разработки мероприятий для детей (среди них: книжные выставки, научная лаборатория, театрализованное online-представление), так и для молодежи (сценарии квест-игр, интеллектуального квиза и др.).