В ежемесячном обзоре предлагаем ознакомиться со статьями из следующих профессиональных периодических изданий за ноябрь 2014 года: «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотечное дело», «Воспитание школьников», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека».
«Библиотека»
Мухсинова, В. Мы поможем тебе, малыш / В.Мухсинова // Библиотека. -2014. - № 11. - С. 80-81. - (На принципах гуманности)
В 2014 году библиотеки Елабужской ЦБС приступили к реализации проекта «Библионяня: Чтения книг для детей с ограниченными возможностями от трех до десяти лет в определенный час по Skype». В его рамках была создана целая виртуальная система обслуживания определенной категории пользователей и организации их досуга.
Путем использования современных коммуникативных технологий специалисты библиотек дистанционно читают сказки, учат делать поделки, предлагают стать удаленными участниками мероприятий. В основе занятий лежит активное взаимодействие детей, родителей, библиотекарей по приобщению к чтению, развитию личности ребенка и его творческого потенциала. Реализация проекта находит отклик у учителей и воспитателей специальных коррекционных школ и детских садов. В течение года к проекту присоединились сельские филиалы.
Стрельникова, Л. Возвращение к родному порогу / Л.Стрельникова // Библиотека. -2014. - № 11. - С. 71-78. - (Творчество читателей)
Заведующая Клязьминским сельским филиалом Центральной районной библиотеки (г.Ковров, Владимирская область) в форме дневниковых записей делится своими впечатлениями о работе библиотекарем после того, как уволилась из редакции газеты, в которой проработала журналистом двадцать лет.
Основными задачами своей работы специалист видит внедрение новых форм, создание актива читателей библиотеки, а также участие в областном фестивале по пропаганде чтения «Открытая книга».
В сельском филиале фонд насчитывает двенадцать тысяч экземпляров. Специалистом проводится конкурс «Читатель года», создан компьютерный кружок «Файлик» (руководителем стал один из активных читателей библиотеки), клуб для детей и взрослых «Читалка», кружок юных кулинаров «Вкусняшка».
Хакимова, Т. Приют мысли / Т. Хакимова // Библиотека. - 2014. - № 11. - С. 34-36. - (Инновации)
Специалистом Межпоселенческой библиотеки г. Звенигово (республика Марий Эл) был создан свой книжный канал «Приют мысли» на YouTube с целью популяризации чтения.
Небольшие монологи о книгах, обсуждение отдельных произведений, рекомендации для прочтения обновляются на канале один раз в две недели, что приносит достаточное количество откликов и комментариев со стороны подписчиков.
«Библиотека в школе»
Одиннадцатый номер журнала посвящен библиотекам Венгрии. Профессиональные материалы о работе венгерских библиотекарей, рассуждения о русской литературе, видения некоторых аспектов русской истории из-за рубежа, особенности работы переводчиков при передаче культурных смыслов на язык другой страны освещаются в статьях.
Бунчак, П. Кто поймает идею? / П.Бунчак // Библиотека в школе. - 2014. - № 11. - С. 36-38. - (Работа с читателями)
Основной целью своей работы одной из библиотек Будапешта является развитие навыка самостоятельной работы, оказание помощи в адаптации учащихся, предоставление возможности реализации обладателям творческих способностей.
С 2008 года ежегодно разрабатывается проект на определенную тему: «Связь литературы и музыки», «Литература за столиками кафе», «Сецессион», «Мост - четыре стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух». В течение всего осуществления проектной деятельности ее кураторы стараются не только способствовать поощрению и развитию детских талантов, но и стремятся подобрать темы конкурсов, которые способны заинтересовать учащихся разного круга интересов. Для реализуемых проектов характерно сочетание разных видов деятельности, отсутствие конкуренции или соперничества между рабочими группами. Во второй части статьи библиотекарь-педагог раскрывает этапы работы над проектом от выбора темы до оценки результатов и их представления.
Каман, В. Такая полезная руккола / В.Каман // Библиотека в школе. - 2014. - № 11. - С. 28. - (Внутренняя работа)
Библиотекарь гимназии Будапешта делится опытом о возможности пополнения книжных фондов: библиотека присоединилась к сайту книгообмена «Руккола». Зарегистрированные пользователи вносят в базу данных книги, ставшие для них ненужными, за это они получают определенное количество очков, с помощью которых можно приобрести издания, предлагаемые в обмен другими пользователями. Сам книгообмен осуществляется через профили библиотекарей. Таким образом, удается найти читателей книгам, которые не требуют длительного хранения, и интерес к которым теряется быстро у пользователей библиотеки.
«Библиотечное дело»
Захаренко, М. Мы работаем не для молодежи, мы работаем вместе с молодежью! / М.Захаренко // Библиотечное дело. - 2014. - № 19. - С. 35-39. - (Профессиональное общение)
О Третьем Российском молодежном библиотечном конвенте, в котором приняло участие большое количество студентов профильных направлений подготовки московских и иногородних вузов.
За обсуждением темы государственной молодежной политики на Конвенте последовала презентация электронной библиотеки «Молодежь России» Российской государственной библиотеки для молодежи, в состав которой вошли: электронная библиотека ретроизданий, база рефератов статей из периодических изданий, база нормативных документов (России, зарубежных и международных), диафильмы по молодежной тематике (выпущенный в 1960-начале 1990-е годы).
Торжественное открытие Музея электронной книги завершило первый день Конвента, который представил первую попытку отражения истории книги в развитии - не только ретроспективно, но и с элементами анализа современных тенденций - внедрение электроники в сферу чтения.
На следующий день Конвента состоялось выступление специалистов из Национальной библиотеки для детей и молодежи Республики Кореи, которые поделились своим опытом по реализации программ продвижения и поддержки чтения в молодежной среде.
После состоялась презентация новых международных проектов РГБМ: «Библиотеки-сестры», «Планета библиотек».
На круглом столе «Общественная активность молодежи» обсуждалось социальное партнерство с молодежными организациями, общественную активность молодых библиотекарей, первую смену «Библиотекарь будущего» Всероссийского форума «Селигер».
«Литература о молодежи, для молодежи, написанной молодежью» - тема третьего дня Конвента. Самым живым мероприятием Конвента можно считать неформальную конференцию по технологии Pecha Kucha на тему «Литературные проекты и литературные клубы в библиотеке».
Кивлева, А. Мы дружим через время / А.Кивлева, Е.Жаборовская, О.Горлова // Библиотечное дело. - 2014. - № 19. - С. 22 - 24. - (Издательская деятельность)
Долгосрочный проект «Вчера, сегодня, завтра на страницах детских журналов и газет» был разработан сотрудниками читального зала Краевой детско-юношеской библиотеки им.Граубина (г.Чита), членами научного общества Дома творчества, сотрудниками газеты «Забайкальский рабочий».
В рамках проекта реализуются мероприятия в различных формах: презентации детских газет и журналов, практические занятия по анализу содержания различных изданий, подготовка и представление творческих и исследовательских работ, проекты «Роль газеты в нашей школьной жизни» и «Библиотека и я - друзья», встречи, интервью, выпуск газеты «Дети XXI века», выступления на радио, создание портфолио воспитанника.
Особое внимание уделяется ознакомлению школьников с такими детскими журналами, как: «Путеводная звезда», «Муравейник», «Свирель», «Юный натуралист», «Сибирячок», «Детская роман-газета». Отзывы, написанные детьми в рамках реализации проекта, после прочтения номеров этих журналов представлены во второй части статьи.
Полянская, О. Библиотека на территории слова / О.Полянская // Библиотечное дело. - 2014. - № 20. - С. 13-15
Повышение статуса родного языка, грамотное использование и сохранение его культурных традиций - основная цель проекта Воронежской областной универсальной научной библиотеки им.И.Никитина «Вначале было слово...». Созданный в рамках проекта образовательно-просветительский центр «Язык и мир человека» объединил специалистов и людей, которым дорога судьба родного языка. Различные мероприятия (например, вечер «Праздник грамоты») проходят в День родного языка. Курс лекций «Русский язык сегодня», поэтические вечера, выездные мероприятия в районных библиотеках, городской конкурс «Самый грамотный» проводятся в рамках работы центра.
На сайте библиотеки была создана страница «А как это по-русски», на которой представлены материалы о ближайших мероприятиях, презентации об известных русских языковедах.
Сорокина, М. Оценка надежности и безопасности зданий библиотек / М.Сорокина // Библиотечное дело. - 2014. - № 21. - С. 17-18
После раскрытия понятия «безопасность», автор статьи приводит характеристики безопасности здания. Исходя из этого констатируется, что обеспечение безопасности библиотеки направлено на сотрудников, читателей, библиотечные фонды, материальные средства, информационные ресурсы с ограниченным доступом, средства и системы информатизации, системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.
Обеспечение безопасности является одной из частей многоаспектной деятельности библиотек. Для этого создается система, которая включает в себя элементы: обследование защищенности библиотеки, разработку паспорта безопасности, утверждение плана по устранению выявленных недочетов.
Суворова, В. Чем пахнут ремесла? / В.Суворова // Библиотечное дело. - 2014. - № 21. - С. 35-36
Комфортная среда включает в себя множество элементов. Запахи играют свою роль в ее создании. Аромамаркетинг применим не только к торговым павильонам, в которых используют отдушки, способствующие увеличению времени пребывания покупателя, но и к библиотеке. Автор статьи обращается к опыту коллег ЦБС г.Салехарда, рассматривающим аромамаркетинг как и модное увлечение, так и стратегию совершенствования информационной среды.
Шишкина, Т. Маленькие истории большого города / О.Калинина, Т.Шишкина // Библиотечное дело. - 2014. - № 20. - С. 25-31
Специалисты отдела краеведения Воронежской областной универсальной научной библиотеки им.И.Никитина оформляют концептуальные и комплексные книжные выставки, имеющие авторский характер: «Открыта на пользу общую...» (об истории и современной деятельности библиотеки), «Да будет потомкам явлено...» (из краеведческой коллекции книг с экслибрисами и другими книжными знаками); «О былом и настоящем родного края: справочно-библиографическая литература по краеведению» и другие.
Дополнением выставок могут быть различные элементы: аксессуары знаковые (эмблемы, символы, тексты), предметные (макеты, муляжи), конструкционные (подставки, закладки), художественная атрибутика (плакаты, фотографии, репродукции, коллажи).
Авторы материала описывают организацию выставок «Воронеж и Германия в контексте времени», «Японские сюжеты в жизни воронежцев», «Мост в Поднебесную», «Воронеж в зеркале повседневности: 1917-1930-е гг.», «Остановленное время: фотографии 1920-1960-х годов из альбомов воронежцев», «Власть и регион: из истории управления Воронежским краем», «Минувшее меня объемлет живо...».
«Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
Девятилова, И. И писатель, и художник / И.Девятилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 11. - С. 13-15. - («Большая литература для маленьких»)
Мероприятие для 8-10 классов, посвященное прозе Е.И.Чарушина.
Рассказав несколько фактов биографии писателя, учитель обращается к особенностям рассказов, подчеркивая удивительно притягательно созданные образы лесных обитателей.
Учащиеся по очереди зачитывают отрывки из рассказов.
Во второй части статьи приводятся вопросы викторины, раскрывается суть командных конкурсов «Иллюстрации», «Кто это?», «Продолжи», «Кто лишний», «Известные герои», «Какой герой спрятался в предложении?», «Вопрос-ответ».
Кажаева, Н. Нужна профессия любая / Н.Кажаева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 11. - С. 53-55. - (Интересно все на свете!)
Интеллектуально-познавательная городская игра для младших школьников, проведенная в рамках программы деятельности детской организации в Бузулук Оренбургской области. В школах города предварительно проводился конкурс рисунков «Мир профессий глазами детей», дети выполняли творческое задание «Репортаж о моей будущей профессии», были оформлены выставки «Наши мамы- мастерицы, наши папы- мастера», проводились встречи с представителями разных профессий и анкетирование «Кем быть?».
Сычева, Ф. Доброта / Ф.Сычева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - № 11. - С. 45. - (Изучаем! Повторяем! Все мы знаем назубок!)
Занятие для детей 5-7 лет. Мероприятие направлено на формирование доброжелательного поведения у детей старшего школьного возраста, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. Дети заранее заучивают стихи по теме, а воспитатель проводит беседу.
«Читаем, учимся, играем»
Барчева, Т. На крутых виражах / Т.Барчева // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 11. - С. 18-24. - (Книга- дар бесценный)
Сценарий игрового праздника по итогам программы летнего чтения для учащихся 5-7 классов.
Все участники мероприятия делятся на две команды, каждая из которых принимает участие в ралли согласно маршруту, представленному на карте. В ходе игры команды отвечают на вопросы и получают флажки за каждый правильный ответ.
Комментатор представляет участников мероприятия: команды «Крутой вираж», «Нас не догонишь».
Перед началом гонок проводится соревнование-квалификация: участникам необходимо собрать конструктор. Каждый из десяти заездов носит определенное название («Про ралли», «Краеведческий», «Угадай мелодию», «По Москве», «Галопом по Европам», «Литературный», «Покажи», «Поэтический вираж», «Эх, покатаемся!», «В Лондоне») и включает несколько вопросов с перечисленными предполагаемыми вариантами ответов.
В заключение гонок жюри подводит итоги книжного ралли, оглашаются результаты.
Ивашина, В. Провожаем зиму! / В.Ивашина // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 11. - С. 105-108. - (Делу- время, потехе- час)
Фольклорное мероприятие для учащихся 5-7 классов.
Действующие лица: Хозяйка литературного кафе, Масленица, Кума Марья, Кума Дарья.
Празднование масленицы начинается с истории самого праздника, традиции печь блины, заваривать травяные чаи.
«Петушиные» загадки, «Сувенирные» задания выполняются всеми участниками занятия, в завершении которого устраивается чаепитие.
Лекомцев, Д. Дотянуться до небес / Д.Лекомцев // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 11. - С. 11-17. - (Знаменательные даты- 2015)
Викторина по роману Ж.Верна «Из пушки на Луну», приуроченная к 150-летию первого издания произведения.
Перед проведением мероприятия ребятам необходимо перечитать роман.
Ведущий обращается к жанру фантастики, в частности, космической и предлагает участникам ответить на вопросы, объединенные в отдельные блоки, каждый из которых имеет свое название: «Мечты о конкурсе», «Вперед, к Луне!», «Наука и техника в романе», «Все было впервые и вновь».
После проведенной викторины подводятся итоги конкурсов и награждаются победители.
Смирнова, Е. Главная роль знаменитых артистов / Е.Смирнова // Читаем, учимся, играем. - 2014. - № 11. - С. 50-59. - (1941-1945. Великой Победе посвящается)
Литературная композиция для учащихся 6-11 классов.
К мероприятию подготавливается книжная выставка по теме. В пространстве помещения размещаются портреты артистов, о которых рассказывается в ходе занятия.
Ведущие открывают мероприятие, подчеркивая значимость Великой Отечественной войны в истории нашей страны. Малоизвестные факты из жизни военных лет советских актеров, таких как: Ю.Никулин, В.Этуш, А.Папанов, А.Смирнов, Л.Гайдай, И.Смоктуновский, З.Гердт, представляются вниманию.
«Школьная библиотека»
Выпуск посвящен Всемирному форуму Международной ассоциации школьных библиотек, проходившему 25-30 августа 2014 года в Москве.
Чудинова, В. Популярные книги в чтении подростков / В.Чудинова // Школьная библиотека. - 2014. - № 11. - С. 40-42
Как отмечается в начале статьи, сегодня одной из острых и важных проблем является влияние современной литературы на социализацию личности ребенка и подростка.
Многие книги зарубежных писателей отвергаются взрослыми, но принимаются детьми и подростками.
В настоящее время подростки концентрируются главным образом вокруг издаваемых писателей, таких как Дж.Роулинг, Д.Емец, С.Лукьяненко, Е.Вильмонт и небольшого числа других разрекламированных авторов. В круге чтения данной возрастной категории доминируют книги с сюжетом фэнтезийного или фантастического направления: Й.Колфера, Л.Бессона и др.
Библиотекари отмечают, что девочки предпочитают романы о жизни сверстниц (Л.Чарской, Ж.Уилсон, К.ди Камилло). Также популярны романы Л.Матвеевой и Т.Воробей.
Из зарубежных авторов, пользующихся повышенным спросом, выделим: У.Старк «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи», Э.Файн «Пучеглазый», Э.Линдо «Монолито очкарик», Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» и др. Из отечественных- М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы», Т.Михеева «Не предавай меня», Д.Сабитова «Где нет зимы»; А.Жвалевский, Е.Пастернак «Время всегда хорошее».
С точки зрения библиотекарей, популярны и книги, требующие сосредоточенности, душевной работы, например сочинения К.Нестлингер, У.Старка, А.Тор.
Результаты недавних опросов говорят о том, что есть несколько серий и новых межиздательских проектов, которые известны и интересны подросткам: серия «Этногенез», «S.T.A.L.K.E.R», книги Д.Глуховского «Метро-2033» и «Метро-2034».
Самойлова, А. Три волшебных слова: «Майндмэппинг», «скрайбинг», «сторителлинг» / А.Самойлова, Т.Болотова // Школьная библиотека. - 2014. - № 11. - С. 23-27
О создании интеллект-карты, которое похоже на игру, в течение которой нужно текст (группы слов) «сжать» в одно слово или изобразить символом. Интеллект-карту можно использовать как конспект текста, поскольку изображение воспринимается и запоминается гораздо легче, чем текст.
Создание скрайб-презентации подразумевает представление речи выступающего рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). В результате воспринимается примерно одна и та же речь, но при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Для освоения техникой скрайбинга после ознакомления с данным понятием необходимо научиться пользоваться фотоаппаратом для видео-съемки процесса рисования, научиться работать в программе WindowsMovieMaker.
Сторителлинг подразумевает непосредственное рассказывание историй по определенным правилам. В процессе можно использовать игру-приложение для планшета Rory' s Story Cubes ил обычные игральные кубики, на гранях которых изображены различные символы. Кубики разного размера могут изготовить сами ребята.