Работа с читателями
Белякова, Н. И. Пароль ‒ «активная перемена» / И. Н. Белякова, О. В. Фасюра // Библиотека в школе. – 2019. – № 1-2. – С. 51-53. – (Работа с читателями)
Об организации напольной познавательной игры «Литературная тропинка», направленной на расширение знаний в области литературы и русского языка. Подключиться к игре можно даже на перемене. В статье объяснены правила проведениям (они излагаются на информационном стенде), а также вопросы и ответы по творчеству П.Ершова.
Заболотских, И. В. Меняем формат! / И. В. Заболотских // Библиотечная палитра. ‒ 2017. ‒ № 1. ‒ С. 62-64. ‒ (Муниципальный аспект)
Реализованная республиканская региональная акция (для нее были разработаны эмблема и составлены методические рекомендации) «Я выбираю футбол и книгу!» привлекла к участию 266 библиотек региона. В день проведения акции рекомендовалось оформление выставок, уголков для болельщиков, проведение спортчасов, экскурсий в историю футбола, интеллектуальных футбольных турниров, вечеров-интервью, встреч с тренерами и футбольными фанатами.
Иванченко, Д. А. Проект «Библиотека 2.0» в Артеке / Д. А. Иванченко // Библиотека в школе. – 2019. – № 3-4. – С. 12-22. – (Внутренняя работа)
О реализованной дополнительной общеразвивающей программе для подростков профильного отряда «Библиотека 2.0» международного детского центра «Артек».
Проект ставил целью развитие информационной культуры и познавательной деятельности подростков, совершенствование навыков информационной грамотности, использование современных инструментов для работы с информацией, популяризацию чтения.
Под руководством наставников участники реализовали проекты, раскрывающие их интеллектуальный и творческий потенциал, а результатом их работы стала разработка предложений для формирования образа будущей библиотеки, а также создание разных проектов для библиотечного пространства и формирование дальнейших направлений для профессионального сообщества.
В приложении к статье приводится содержание самой программы: пояснительная записка (включает в том числе цели и задачи), учебно-тематический план, непосредственно тематическое наполнение каждой части программы (вариативная и инвариативная части), методическое обеспечение программы.
Рыцева, Д. С. Книжные фантазии с детьми и для детей / Д. С. Рыцева // Библиотека в школе. – 2019. – № 3-4. – С. 46-47. – (Работа с читателями).
О программе одной из модельных библиотек г. Уфы, включающей в себя мастер-классы для детей от полутора до четырех лет. Сама программа построена на основе сказочных сюжетов: «Репка», «Сказка о золотой рыбке», «Мойдодыр», а также на стихах Агнии Барто с использованием методик развития Б. и Е. Никитиных, М. Монтессори, Н. Зайцева, Г. Домана.
В ходе проводимых мастер-классов, которые начинаются с литературно-музыкальной разминки, дети вовлекаются в сюжетно-ролевую игру, которую создают они сами. На следующем этапе занятия происходит знакомство детей с самой книгой и с ее содержанием.
После чтения вслух сказки благодаря персонажам настольного театра дети имеют возможность выступить в роли главных героев.
На заключительном этапе занятия все его участники учатся рисовать акварелью, гуашью, делают пластилиновые картины, что позволяет развить общую и мелкую моторику, выработать восприятие цвета и др.
Литературное наследие
Каршина Л. Е. Долгая дорога к читателю / Л. Е. Каршина // Библиотечное дело. – 2018. – № 15. – С. 12-14. – (Юбилей Добролюбовки)
О жизни и творчестве писателей Архангельской области, произведения которых не переиздавались в течение многих лет. Автор статьи рассказывает о литературном наследии Александра Зуева, Николая Аурова, Николая Чернокова. Специалистами Архангельской областной научной библиотеки были выпущены сборники литературных произведений этих авторов в серии «Северная библиотека».
Петраш, Е. Г. Иван Тургенев и Ги де Мопассан / Е. Г. Петраш // Библиотечное дело. – 2018. – № 17. – С. 19 -21.
В тексте статьи рассказывается о влиянии личности и творчества Тургенева на Ги де Мопассана, роли Тургенева в популяризации произведений французского писателя в России.
Тургенев внимательно следил за творчеством Мопассана и знакомил с его сочинениями друзей и знакомых.
Сам И.С. Тургенев придерживался в отношении литературы самых современных и самых передовых взглядов, отвергая все старые формы романа, построенного на интриге с драматическими комбинациями.
В статье приводится текст некролога, написанного Мопассаном после смерти И. Тургенева.
Профессионалам (Обмен опытом)
Далецкая, М. Как вернуться к нашим подросткам / М. Далецкая // Библиотека в школе. – 2019. – № 1-2. – С. 31-33. – (Книжная лоция)
О новом тематическом формате семинара «Разные грани подросткового чтения», опробованном специалистами методического отдела ЦГДБ им. А.П. Гайдара (г.Москва).
Жамалетдинова Н. Р. Библиотекарь ‒ профессиональный читатель?! / Н. Р. Жамалетдинова. ‒ Библиотека в школе. – 2019. – № 1-2. – С. 20-22. – (Внутренняя работа)
О результатах социологического исследования «Библиотекарь ‒профессиональный читатель», проведенного специалистами Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи им. В.П. Крапивина.
Карпова, Т. В. Карельская группа в Арбикон / Т. В. Карпова // Библиотечное дело. – 2018. – № 17. – С. 25-27. – (Юбилей НБ РК)
Об участии Национальной библиотеки Республики Карелия в межрегиональном проекте МАРС, дающем возможность бесплатного получения очень ценного информационного ресурса, который невозможно создать силами одной библиотеки.
В реализации проекта АРБИКОН «Межрегиональная аналитическая роспись статей» библиотеками Республики Карелия» приняли участие 23 библиотеки. Для проведения мониторинга был подготовлен инструментарий для сбора данных: анкеты для пользователей и библиотекарей, лист учета обращений к электронному каталогу, и сводная таблица учёта обращений к нему.
Колоскова, Н. Е. Проект «Развиваемся устойчиво»: первый и второй этапы пройдены / Н. Е. Колоскова // Библиотека в школе. – 2019. – № 3-4. – С. 52-53. – (Эколот)
О реализации профессионального библиотечного проекта «Развиваемся устойчиво: цели устойчивого развития ООН сквозь призму детской литературы». Проект оказался привлекательным для библиотек: сельских и региональных, детских и универсальных.
Отмечается тот факт, что несмотря на информационно-библиотечную направленность, проект затрагивает другие аспекты профессиональной жизни от поиска книги и написания аннотации на нее до изучения самих проблем данного проекта.
Максимова, Ю. А. Портал «Библиотеки Архангельской области» / В. А. Гончарова, Ю. А. Максимова // Библиотечное дело. – 2018. – № 15. – С. 30-32. – (Юбилей Добролюбовки)
Описана работа портала «Библиотеки Архангельской области» как важного элемента системы информационно-методической поддержки общедоступных библиотек региона.
Отмечается, что портал «Библиотеки Архангельской области» (http://biblioteka29.ru/) — это стабильно работающий ресурс и часть системы информационно-методической поддержки общедоступных библиотек региона, а также эффективный инструмент сетевого взаимодействия и площадка для развития корпоративных библиотечных проектов и сервисов. Удалённому пользователю стали доступнее услуги и ресурсы государственных и муниципальных библиотек, в том числе их электронные каталоги. В этом и заключена основная роль портала в развитии информационно-библиотечного пространства Архангельской области. На портале любая библиотека может создать свой вебсайт
Этот корпоративный ресурс сети общедоступных библиотек Архангельской области был создан Архангельской областной научной библиотекой имени Н. А. Добролюбова в 2013 году при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Петрова, Г. Н. Новые форматы прочтения / Г. Н. Петрова // Библиотечное дело. – 2018. – № 17. – С. 35 -37.
О XII Межрегиональной творческой лаборатории библиотекарей, работающих с детьми, на которой происходил обмен опытом работы по продвижению произведений Тургенева среди юных читателей, в том числе детей с проблемами зрения.
В программе творческой лаборатории была возможность услышать выступления коллег из регионов России, посвященные реализуемым программам (например, программа Липецкой областной детской библиотеки «Читающий мир — читающий я» и программа Курской областной библиотеки для детей и юношества «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»).
Фекличева, Н.Ю. Библиотечные лидеры / М.М. Куликова, Н.Ю. Фекличева // Библиотечное дело. – 2018. – № 17. – С. 32-37. – (Юбилей НБ РК)
О Национальной библиотеке Республики Карелия как методическом центре региона обеспечивающего координацию организационно-методической, библиографической, информационной деятельности библиотек всех систем и ведомств на территории республики.
Сегодня методисты выполняют объём работ, связанных с реализацией аналитической и экспертной функций: планированием, отчетностью, организацией библиотечной сети, проведением государственного статистического наблюдения и разнообразных исследований и мониторингов, в том числе межведомственных, с предоставлением информации по различным направлениям деятельности в рамках межведомственных планов и программ, с организацией профессиональной помощи работникам общедоступных библиотек, с внедрением в практику работы библиотек новых форм и методов работы, с обеспечением повышения квалификации, переподготовки и профессионального развития библиотечных кадров.
Перспективы методической деятельности библиотеки связаны с возможностью организации общения с библиотекарями республики в виртуальной среде. Виртуальный методический кабинет позволяет в любое время и в любом месте при наличии компьютера или устройства, подключённого к интернету, знакомиться с новостями, с видеозаписями мастер-классов, семинаров, вебинаров, получать консультации ведущих библиотечных специалистов Национальной библиотеки Республики Карелия, отслеживать информацию о прошедших или предстоящих профессиональных мероприятиях. Сведя до минимума контролирующие функции, методический отдел сосредоточил свои усилия на консультационно-методической помощи.
Работа с молодежью
Голубева, Е. В. Место встречи ‒ библиотека / Е. В. Голубева // Библиотечная палитра. ‒ 2017. ‒ № 1. ‒ С. 33-36. ‒ (Творческое чтение)
О реализуемом с 2014 года отделом «Молодежный центр» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества проекте «Лайк хоум (Как дома)», основными целями которого стали создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив и творчества, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, формирование механизмов поддержки студенчества и молодой семьи.
Также описаны другие проекты отдела: конкурсный проект «Эврика», проекты «Мои права: инструкция по применению», региональная акция «Большой губернский диктант».
Карпова, Е. П. Виртуальная жизнь: волгоградская Молодежка в сети интернет / Е. П. Карпова // Библиотечное дело. – 2018. – № 16. – С. 34-37. – (Юбилей ВОБМ)
О важной роли интернета и социальных сетей в жизни Волгоградской областной библиотеки для молодёжи.
Подчеркивается, что новый сайт библиотеки открыл новые возможности для библиотекарей и для пользователей: более сложная структура, включающая новые разделы и подразделы; электронный каталог и электронная библиотека, видеогалерея, гостевая книга и услуга «Продлить книгу»; виджеты, опросы и тесты для читателей; расширенные информационные ресурсы: полнотекстовые документы, презентации и многое другое. Одним из главных нововведений стал раздел «Виртуальная выставка».
Группа «ВКонтакте» «Волгоградская библиотека для молодёжи» (https://vk.com/vobm_vlg) существует с 2012 года. Она предоставляет хорошую возможность освещения всех событий библиотеки от виртуальных выставок до массовых мероприятий.
Мостякова, А. О. Новая площадка для костюмированного шоу / А. О. Мостякова // Библиотечное дело. – 2018. – № 16. – С. 30-33. – (Юбилей ВОБМ)
Рассказывается об опыте организации и проведения костюмированного мини-фестиваля «ЧитальНЯ».
Подготовка и проведение костюмированного фестиваля может стать для любой библиотеки хорошей возможностью привлечь новых читателей и организовать досуг молодёжи. Представляется поэтапно опыт проведения мероприятий от возникновения его замысла до отзывов, поступивших от участников.
Халыпенко, Е. Б. Все грани прекрасного / Е. Б. Халыпенко // Библиотечное дело. – 2018. – № 16. – С. 7-11. – (Юбилей ВОБМ)
В этой статье Волгоградская областная библиотека для молодёжи представляется как творческая площадка, место для общения и самовыражения молодых людей.
Специалистами библиотек были проведены следующие мероприятия: творческая акция «Бой барабанов и другие способы пошуметь», концерт-лекция, встреча «Вне зоны комфорта» (посвящена Всемирному дню театра), литературно-театральный капустник «Чеховские мотивы», мастер-классы.
Часто библиотека становится местом встречи любителей кельтской и ирландской музыки и культуры. Также на встречи с молодёжью в библиотеку приходят и молодые кинематографисты, мультипликаторы, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Интернет-ресурсы
Всероссийская энциклопедия детской литературы «ПроДетЛит»
Эта база данных об авторах детской литературы, издательствах, журналах, литературных премиях и конкурсах.
Ресурс объединяет элементы электронной энциклопедии и библиографической базы данных, снабженной многоуровневой поисковой системой и навигацией, который обеспечивает пользователям прямой доступ к открытым информационным ресурсам сети Интернет и электронным библиотекам. Таким образом, ПроДетЛит предлагает не только проверенную специалистами Российской государственной детской библиотеки и приглашенными экспертами фактическую информацию из области детской литературы, но и ссылки на авторитетные ресурсы и проверенные источники.
Национальная электронная детская библиотека
Еженедельно пополняемая коллекция оцифрованных материалов из фондов Российской государственной детской библиотеки, а также библиотек-партнеров и частных коллекций. Контент наполнен информацией о старинных редких изданиях, дореволюционной и советской периодике, диафильмах, современной литературе для детей и о детях.
Отметим, что данный ресурс привлекателен интуитивно понятным аппаратом выбора и поиска и удобными средствами просмотра, адаптированными под разные виды материалов. Содержимое этой библиотеки для удобства навигации сгруппировано по видам материалов (книги, журналы, газеты, диафильмы).
Образовательный интернет- проект «Полка»
Интернет-проект «Полка» включает представление произведений русской литературы, которые повлияли на историю и развитие языка, мысли и общества. Список из представленных на сайте книг художественной прозы был сформирован по результатам опроса писателей, литературоведов и преподавателей литературы.
Материалы сайта расположены в форме последовательных вопросов и ответов, которые возникают у читателей.
На странице каждой книги можно заполнить форму, представив свой вопрос.
Во второй части статьи - разделы проекта: «Книги», «Списки», «Эксперты», «Поиск».